Автономные некоммерческие организации россии

Автономная некоммерческая организация.

Автономная некоммерческая организация.

Данную статью я хотел бы посвятить очень распространенному, и, достаточно молодому виду некоммерческих организаций существующих на территории России – Автономной некоммерческой организации (АНО). Не смотря на популярность данной формы, информации в законе и в юридической литературе о ней очень мало (я обошел десятки книжных магазинов и просмотрел столько же Интернет сайтов, к моему удивлению литературы посвященной АНО (и в целом некоммерческим организациям) практически нет!).

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ст. 10, п. 1 абз. 1 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Автономные некоммерческие организации основывают свою деятельность по принципу отсутствия членства и создаются на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, прежде всего некоммерческого характера. В отличие от финансируемых собственником учреждений такие организации обладают правом собственности на переданное им учредителями имущество. Учредитель же (учредителем может быть как одно, так и несколько лиц достигшие 18 лет) не сохраняет прав на имущество, переданное в собственность организации в отличии от некоммерческих партнерств, где при выходе из организации или при ее ликвидации члены могут получить свою собственность или стоимость этой собственности. Конструкцию АНО можно с успехом использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. Например, в такой форме могут создаваться частные школы, детские сады, вузы, больницы, различного рода консультации и т.п. Условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц. Учредители не отвечают по долгам автономной некоммерческой организации, как и сама организация не отвечает по обязательствам учредителей. Организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом, на которое по законодательству России может быть обращено взыскание.

Правовая природа Автономной некоммерческой организации имеет много общего с фондом, т.к. учредители АНО не обладают ни вещными, ни обязательственными правами в отношении ее имущества, в том числе переданного ими в качестве вклада в собственность данной организации. Учредители АНО обязаны осуществлять надзор за деятельностью организации, в порядке, предусмотренном ее уставом. В соответствии с п. 4 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав. Однако если организация создается двумя или более лицами, то учредителям предоставляется возможность заключить между собой учредительный договор, в котором нужно предусмотреть все условия их участия в создании и деятельности данного юридического лица. Именно учредительный договор, вступивший в силу с момента заключения и действующий все время существования организации, свяжет учредителей друг с другом и с самой организацией обязательственными отношениями, что даст возможность в случае возникновения непредвиденной ситуации легко найти выход из затруднения. В Уставе обязательно должны определяться наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, источники формирования имущества организации, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации. Устав АНО может содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Руководство Организацией осуществляет коллегиальный высший орган управления, имеющий исключительную компетенцию (таким органом может быть, например Правление). В данный орган могут входить как учредители, так и наемные работники этой организации, которые, однако, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Текущее управление осуществляется единоличным исполнительным органом организации (таким органом может быть, например Директор). Данный орган решает вопросы не включенные в исключительную компетенцию высшего органа управления. Его полномочия перечисляются в уставе организации.

Как и некоторые другие некоммерческие организации, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создана организация. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься только на основании лицензии.

Автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании принимается высшим органом управления организации в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в порядке, предусмотренном уставом организации. АНО ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По смыслу п. 1 ст. 65 ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренным Законом.

Наш адрес: Россия, 105064, город Москва
улица Земляной вал, дом 7, комната 506

Мы работаем:
понедельник: 9-00 до 18-00
вторник: 9-00 до 18-00
среда: 9-00 до 18-00
четверг: 9-00 до 18-00
пятница: 9-00 до 18-00

суббота: выходной
воскресение: выходной

Автономные некоммерческие организации

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Разъяснение

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Автономные некоммерческие организации это одна из организационно-правовых форм, предусмотренных для Некоммерческих унитарных организаций.

Правовое положение Автономных некоммерческих организаций регулируется пп. 3 пар. 7 гл. 4 ГК РФ Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

2. Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

3. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

4. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

5. Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

6. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации.

По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

7. Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

8. В части, не урегулированной настоящим Кодексом, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.*

* Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

1. Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

2. По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

3. Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Автономные некоммерческие организации: особенности данной формы НКО (I часть)

Что представляет собой АНО? Для какой сферы деятельности удобна такая организационно-правовая форма? Какими особенностями обладает АНО и как зарегистрировать такую структуру?

В последние годы растет число некоммерческих организаций, выбравших форму АНО. На практике данная структура, чаще всего, создается для оказания платных образовательных услуг (школы, детские сады, учебные центры и пр.). Тем более что такая форма организации имеет льготные условия налогообложения.

Рассмотрим особенности функционирования данной структуры, права ее учредителей.

Правовая основа АНО

Статус АНО определен Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ) и ст.123.24 ГК РФ, в которых дается определение АНО.

АНО представляет собой унитарную некоммерческую организацию, которая:

  • не имеет членства;
  • создана на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц (т.е. источником финансирования являются добровольные материальные взносы);
  • создана для предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

АНО может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Особенности функционирования АНО

По своей правовой природе АНО имеет сходство с другими видами некоммерческих организаций. Однако есть и существенные различия.

Так, деятельность АНО не основана на членстве (как, например, в случае с ассоциациями (союзами) и некоммерческими партнерствами).

По целевой направленности АНО имеет различие с фондами.

Создание АНО, прежде всего, предполагает предоставление услуг физическим и юридическим лицам (образовательные, медицинские, спортивные и иные услуги). Целью создания благотворительного фонда является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) помощь гражданам либо юридическим лицам в определенных ситуациях. Такая помощь может быть оказана в виде передачи гражданам или юридическим лицам имущества (в том числе денежных средств), бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

В соответствии с п. 3 ст.123.24 ГК РФ имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО (в отличие от учреждений). При этом учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО. И наоборот. АНО не отвечает по обязательствам своих учредителей (решение АС Калужской области от 28.01.2016 г. №А23-7121/2015, постановление АС Центрального округа от 22.09.2015 г. №А35-9176/2014).

То есть учредитель АНО теряет право собственности на переданное в АНО имущество.

В случае ликвидации АНО оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом АНО на цели, в интересах которых она была создана. А учредители при ликвидации АНО не получают даже части ее имущества.

АНО может быть ликвидирована в том же порядке, что и «обычная» некоммерческая организация (в отличие от фонда).

Например, в части религиозных организаций не на все имущество может быть наложено взыскание. В отношении богослужебного имущества (культовых зданий и сооружений, иных предметов религиозного назначения) действует иммунитет. В отношении имущества АНО такого иммунитета нет.

Законом выдвинуты определенные требования к содержанию устава АНО (ст.123.24 ГК РФ).

Устав АНО должен содержать сведения:

  • о наименовании АНО (должны содержаться слова «автономная некоммерческая организация»);
  • о месте нахождения;
  • о предмете;
  • о цели деятельности;
  • о составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
  • иные предусмотренные законом сведения.

Прибыль АНО, полученная от предпринимательской деятельности, является ее собственностью и не может распределяться между учредителями (п.3 ст.26 Закона №№7-ФЗ).

Управление АНО

Управление деятельностью АНО осуществляется ее учредители. Учредители АНО могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Порядок управления АНО устанавливается уставом, утвержденным ее учредителями (п.1 ст.123.25 ГК РФ).

В АНО может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (по решению ее учредителей). Компетенция коллегиального органа устанавливается уставом АНО.

Учредители АНО назначают ее единоличный исполнительный орган (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом АНО может быть назначен один из ее учредителей-граждан (п.3 ст.123.25 ГК РФ).

Преобразование АНО

Согласно п.3 ст.17 Закона №7-ФЗ и ст.123.24 ГК РФ АНО вправе преобразоваться в фонд. Решение о преобразовании АНО принимается ее высшим органом управления в порядке, предусмотренном ее уставом (п.5 ст.17 Закона №7-ФЗ). И наоборот.

Общероссийская база НКО

Межрегиональное общественное учреждение «Агентство по защите прав потребителей»

Автономная некоммерческая организация консультационных и экспертных услуг «Агентство развития компетенций «Потенциал»

Автономная некоммерческая организация «Агентство социальной информации»

Алтайский Краевой общественный фонд «Алтай — 21 век»

Городская общественная организация инвалидов «Альтаир»

Иркутская Областная Общественная Организация Искусства, Культуры, Творчества, Военно- Патриотического и Спортивного Воспитания «Альянс»

Региональная общественная организация содействия развитию военно-тематических программ «Армейский магазин»

По инициативе телепрограммы «Армейский магазин (Первый канал) и Московского Архитектурного Института, совместно с Главным управлением воспитательной работы МО РФ при поддержке Общественного Совета МО РФ и Национальной Ассоциации Объединений офицеров запаса Вооруженных Сил («Мегапир») был организован конкурс студенческих работ «Казарма XXI века».

Омская региональная общественная организация «Армянский культурный центр — ЛУЙС»

Межрегиональное молодежное общественное движение «Ассоциация АВАРД»

Автономные некоммерческие организации – правовые основы

Семенихин В. В.,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Физические и юридические лица могут создавать автономные некоммерческие организации с целью оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, а также иных услуг. При этом данную организационно-правовую форму выбирают и те, кто мог бы создать коммерческое предприятие. Такой выбор связан с определенными преимуществами, которыми в силу гражданского законодательства наделена автономная некоммерческая организация. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся автономных некоммерческих организаций.

Основной акт законодательства, регулирующий правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирование и использование их имущества, права и обязанности их учредителей (участников), – Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее –Закон о некоммерческих организациях). В перечень некоммерческих организаций входит такая форма некоммерческих организаций, как автономная некоммерческая организация.

Автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана (постановление ФАС Центрального округа от 23 июля 2008 г. по делу №А14-5930/2007/232/19). Такой деятельностью признаются:
— приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации;
— приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
— участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Основной отличительной чертой автономной некоммерческой организации является то, что полученная прибыль не распределяется между учредителями, она направляется исключительно на достижение целей, ради которых такая организация создана (п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). При этом ни учредители, ни автономная некоммерческая организацияне отвечают по обязательствам друг друга.

Наименование
Рассмотрим, каким должно быть наименование автономной некоммерческой организации. Наименование некоммерческих организаций, помимо указания на организационно-правовую форму, обязательно должно содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК РФ). При этом, в отличие от коммерческой организации, у автономной некоммерческой организации не может быть фирменного наименования. Наименование (полное, сокращенное) автономной некоммерческой организации должно быть обязательно приведено на государственном языке Российской Федерации – русском (подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»). При этом дополнительно наименование может быть указано на языке народов Российской Федерации или иностранном языке.

В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях, если в наименовании автономной некоммерческой организации использованы имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, при регистрации некоммерческой организации в уполномоченный орган или его территориальный орган нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Применительно к вышесказанному отметим, что в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать, в том числе, в следующих случаях:
1) если ранее уже была зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
2) если представители уполномоченного органа посчитают, что наименование автономной некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Порядок создания
Автономная некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в порядке, установленном главой 3 Закона о некоммерческих организациях.

Она имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Автономная некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено ее учредительными документами; вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом); имеет печать с полным наименованием на русском языке; может пользоваться штампами и бланками со своим наименованием, а также зарегистрировать в установленном порядке эмблему (ст. 3 Закона о некоммерческих организациях).

Учредители
Число учредителей автономной некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом (п. 1.3 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях). При этом членства в автономной некоммерческой организации нет. В роли учредителей автономной некоммерческой организации могут выступать как физические (но только полностью дееспособные, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации), так и юридические лица. Пунктом 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях установлен перечень лиц, которые не вправе стать учредителями автономной некоммерческой организации.

В состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации не могут быть включены следующие категории:
1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Если в состав учредителей войдет хотя бы одно лицо из этого списка, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации могут отказать (подп. 5 п. 1 ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях).

В том случае, если один из учредителей в последующем захочет выйти из автономной некоммерческой организации, то сама организация от этого не пострадает, поскольку имущество, переданное учредителем автономной некоммерческой организации, обратно ему не возвращается. В момент передачи имущество становится собственностью автономной некоммерческой организации, а учредители не сохраняют на него никаких прав. При получении от учредителя в качестве взноса недвижимого имущества автономная некоммерческая организация должна обратиться в Федеральную регистрационную службу с целью регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 131 ГК РФ). Отметим, что это должна сделать именно автономная некоммерческая организация, получившая имущество.

Данные разъяснения основаны на следующем. В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В рассматриваемой ситуации правообладателем недвижимого имущества является автономная некоммерческая организация, поэтому именно она должна обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на данное имущество (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2008 г. №А41-К1-21569/07).

Учредительные документы
При принятии решения о создании автономной некоммерческой организации учредители должны подготовить учредительные документы.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях для автономной некоммерческой организации учредительным документом является устав, утвержденный учредителями (участниками).

В уставе автономной некоммерческой организации должны быть определены:
— наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
— место нахождения некоммерческой организации;
— порядок управления деятельностью;
— предмет и цели деятельности;
— сведения о филиалах и представительствах;
— источники формирования имущества некоммерческой организации;
— порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
— порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
— иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Кроме того, учредители (участники) автономной некоммерческой организации вправе заключить учредительный договор (пункт 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Заключая такой договор, учредители тем самым обязуются создать юридическое лицо – автономную некоммерческую организацию.

В учредительном договоре определяются такие моменты, как:
— порядок совместной деятельности по созданию автономной некоммерческой организации;
— условия передачи организации своего имущества;
— порядок надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации;
— порядок выхода учредителей из состава некоммерческой организации.

Прямое указание на то, что учредительный договор относится к учредительным документам автономной некоммерческой организации, в Законе о некоммерческих организациях отсутствует, поэтому отнесение его к таковым является спорным моментом.

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14 ноября 2006 г. №Ф08-5833/2006 по делу №А53-3205/2006-С4-41 по этому вопросу даны следующие разъяснения. Учредительный договор автономной некоммерческой организации, заключенный ее учредителями не в силу обязательных предписаний закона, а по доброй воле, не относится законом к учредительным документам. Пунктом 2 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях установлено, что требования учредительных документов обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками). Поскольку учредительный договор не является учредительным документом, автономная некоммерческая организация не вправе требовать от учредителя внесения платежей, установленных учредительным договором. Этот документ порождает права и обязанности только между самими учредителями.

При этом, как отметил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, учредительный договор порождает гражданско-правовое обязательство, исполнения которого можно требовать в судебном порядке (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 августа 2006 г. № 5244/06). Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон. При этом договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должнику следует произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от него исполнения обязательства в свою пользу. Учредительный договор как раз и является таким договором: учредители заключают договор в пользу третьего лица – автономной некоммерческой организации, которое в силу закона вправе выставлять им требования.

Государственная регистрация
Автономная некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Регистрацией некоммерческих организаций, в том числе автономной некоммерческой организации, занимается Минюст России (Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях документы, необходимые для регистрации автономной некоммерческой организации, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации.

В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях к таким документам относятся:
— заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
— учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
— решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
— сведения об учредителях в двух экземплярах;
— документ об уплате государственной пошлины;
— сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
— при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования – документы, подтверждающие правомочия на их использование;
— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя – иностранного лица.

Если необходимые для государственной регистрации документы будут представлены в уполномоченный орган не полностью либо оформлены ненадлежащим образом, в государственной регистрации автономной некоммерческой организации откажут.

Решение об отказе в государственной регистрации автономной некоммерческой организации можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд. Если же отказ учредители считают обоснованным, устранив недостатки, документы можно опять представить в Минюст России или его территориальный орган в общеустановленном порядке.

Необходимо отметить, что при государственной регистрации автономной некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 9 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).

Органы управления
В структуре органов управления автономной некоммерческой организации выделяют высший и исполнительный органы управления.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный высший орган управления (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Данный орган в автономной некоммерческой организации создается, чтобы обеспечить направленность деятельности организации на достижение целей, для которых она была создана. Он уполномочен на решение следующих вопросов:
— изменение устава автономной некоммерческой организации;
— определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества;
— образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий;
— утверждение годового отчета и годового баланса;
— утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
— создание филиалов и открытие представительств;
— участие в других организациях;
— реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации.

Учредительными документами автономной некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение перечисленных вопросов.

На основании п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях лица, являющиеся работниками автономной некоммерческой организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов ее коллегиального высшего органа управления. Данное ограничение имеет целью не допустить излишней независимости организации от ее учредителей, которые в этом случае могут терять право собственности на имущество, переданное ей.

Автономная некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций. Исключение составляют компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Данная норма согласуется с положением ст. 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор). Данное положение ТК РФ не применяется, если в установленном ТК РФ порядке эти лица одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В Законе о некоммерческих организациях не сказано, кто входит в состав коллегиального органа, однако есть ограничение. Для такого органа, созданного для управления автономной некоммерческой организацией, лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов коллегиального высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях).

Также, что касается заседания коллегиального органа, оно может проводиться на законных основаниях только тогда, когда на нем присутствует более половины его членов. При этом решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании коллегиального органа. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации может быть коллегиальным или единоличным. Образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляется по решению высшего органа управления, которым для автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления.

Исполнительный орган решает те вопросы, которые не относятся к компетенции коллегиального органа управления. Он осуществляет текущее руководство деятельностью автономной некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления организацией. Такими полномочиями обладает, как правило, руководитель автономной некоммерческой организации, который согласно Закону о некоммерческих организациях может рассматриваться как один из представителей исполнительного органа управления автономной некоммерческой организации или являться единоличным его представителем (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 апреля 2006 г. по делу №А82-9622/2005-10).

Круг прав и обязанностей руководителя автономной некоммерческой организации определяется заключенным с ним трудовым договором. По отношению к третьим лицам руководитель автономной некоммерческой организации действует в рамках доверенности, выданной некоммерческой организацией (ст. 185 ГК РФ). Доверенность выдается в письменной форме и, если предполагается совершение сделок, требующих нотариальной формы, нуждается в нотариальном удостоверении. К компетенции руководителя автономной некоммерческой организации относятся вопросы управления, которые не являются исключительным правом учредителя или коллегиального органа автономной некоммерческой организации.

Автономные некоммерческие организации

Автономные некоммерческие организации. Учрежденная на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам, называется автономной некоммерческой организацией.

Закон РФ «О некоммерческих организациях» весьма лаконичен в характеристике этого вида юридических лиц. В отличие от некоммерческих партнерств эти организации не имеют членства, а их участники не обладают никакими правами на имущество, переданное в их собственность.

В области управления автономными некоммерческими организациями Закон содержит минимум обязательных предписаний (говоря лишь о коллегиальном высшем органе управления) и, тем самым, предоставляет учредителям максимальную свободу выбора. Очевидно, что любая схема управления, избранная учредителями и не оперирующая понятием членства, будет удовлетворять нормам Закона.

Существенно важно, что учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона РФ «О некоммерческих организациях»). Эта норма способна несколько умерить «эгоизм» учредителей организации, пусть и ценой снижения привлекательности для них этой организационно-правовой формы.

Учредительным документом такой организации является ее устав, хотя Закон не запрещает участникам заключить еще и учредительный договор.

Так же, как и некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), либо в фонд. Однако преобразоваться собственно в некоммерческое партнерство нельзя, что выглядит вполне логичным: невозможно установить членские отношения в структуре, где круг участников формально не определен и документально не зафиксирован.

В отличие от уголовного законодательства модернизация гражданского права была поначалу формальной и находилась в значительном отрыве от реальных.

Гражданское процессуальное право как элемент системы российского права соотносится с каждым из указанных звеньев, но взаимодействует с ними по-разному.

Гражданские права и обязанности, согласно ст. 8 ГК РФ, возникают вследствие следующих действий: а) из договоров и иных сделок.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Гражданское право – ведущая отрасль частного права, предметом регулирования которой … Диспозитивность в гражданском праве – основополагающий принцип гражданского права.

Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских (ч. I. т. Х Свода законов Российской империи).

Как субъекты гражданского права граждане обладают правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.

Гражданское процессуальное право – одна из отраслей российского права, без которого система права не может нормально функционировать.

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права. Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени.

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным.

Смотрите так же:

  • Как считать ндс 18 от суммы с ндс Что такое НДС? НДС — это Налог на Добавленную Стоимость, он является косвенным налогом, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая появляется во всех стадия производства и продажи товаров или услуг. Сумма налога, подлежащая уплате […]
  • Оформление наследства в рязани Нотариусы по наследству рязань адреса график работы Нотариусы города Рязань Рязань, Советский округ, ул. Фрунзе, 7 +7 (4912) 44-64-72 Нотариальные услуги Нотариальная контора Рязань, Железнодорожный округ, ул. Дзержинского, 73 +7 (4912) 76-65-19 +7 […]
  • Никольская наталья адвокат Адвокат Никольская Наталья Олеговна Председатель коллегии, адвокат. Более 30-ти лет юридического стажа, из них 18 лет адвокатской практики. Области специализации: • Брачно-семейные споры (алименты, споры о детях, споры о разделе имущества) • […]
  • П1 ст 101 гпк рф П1 ст 101 гпк рф 05 февраля 2014 года г. Архангельск о прекращении производства по делу в связи с утверждением судом мирового соглашения Мировой судья судебного участка №3 Ломоносовского округа города Архангельска Пяттоева Л.Э., при секретаре […]
  • 264 ч2 ук рф комментарий 264 ч2 ук рф комментарий 1. Как уже отмечалось выше, нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств законодателем выделены в отдельную норму УК. Согласно диспозиции комментируемой статьи данная норма охраняет два объекта: […]