Федеральный закон о экологическом страховании

Закон об экологическом страховании (мнение эксперта НССО Л. Фроимсон)

В ноябре этого года Постоянной комиссией по аграрной политике, природным ресурсам и экологии МПА СНГ были рассмотрены и одобрены предложения по разработке новой редакции Модельного закона «Об экологическом страховании».
Такая инициатива вызвана необходимостью приведения модельного законодательства в соответствие с природоохранным, страховым законодательством и практикой стран СНГ.

Как отмечает Александр Вайнберг, член Комитета Совета Федерации по аграрно­продовольственной политике и природопользованию, обращение к теме экологического страхования актуально и для общей российской природоохранной практики. Развитие и совершенствование законодательства в этом направлении позволит активно развивать отраслевое и экологическое нормативно-правовое обеспечение, в частности в сфере обращения отходов производства и потребления, где уже предусматриваются механизмы предоставления финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде.

Эксперт НССО Лидия Фроимсон об экологическом страховании в России

— Как специалисты в области страхования оценивают инициативу внедрения экологического страхования в нашей стране? Насколько это своевременно и правильно?

— С точки зрения рационального природопользования и охраны окружающей среды этот вопрос давно назрел. Особенно в связи с вступлением нашей страны в ВТО и повышением негативного воздействия на окружающую среду, появлением новых экологических вызовов — климатические изменения, необходимость ликвидации накопленного экологического ущерба и др., требуются новые подходы и механизмы для решения экологических проблем.

За последнее время произошли значительные изменения в развитии международного и национального гражданского, природоохранного законодательства, направленные на внедрение экономических методов регулирования в сфере охраны окружающей среды. Практически во всех странах, крупнейших торгово-экономических партнерах Российской Федерации, была серьезно пересмотрена и ужесточена ответственность хозяйствующих субъектов за причинение вреда объектам окружающей среды (объекты животного и растительного мира, природные комплексы, поверхностные водные объекты, почвы). В Европейском союзе в 2004 году была принята Директива 2004/35/СЕ «Об экологической ответственности в отношении предотвращения и ликвидации вреда окружающей среде», устанавливающая ответственность загрязнителя за проведение предупредительных мероприятий и предоставление финансовых гарантий на случай причинения вреда окружающей среде, где страхование рассматривается как наиболее удобный и универсальный инструмент. В европейских странах экологическое страхование становится неотъемлемой частью экологического управления рисками на промышленных предприятиях, что позволяет регулировать ряд экологических проблем, связанных как с управлением на производстве, так и с ответственностью за загрязнение объектов окружающей среды. По оценкам экспертов, 90-95 % европейских промышленных предприятий страхуются от возможных экологических рисков. В США требования о финансовых гарантиях, в том числе страхового покрытия на случай нанесения вреда объектам окружающей среды, содержатся во всех основных природоохранных актах.

Такая же тенденция в развитии законодательства прослеживается и в государствах — участниках СНГ. 3 декабря 2009 года Межпарламентской Ассамблеей стран СНГ принят Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде», гармонизированный с вышеуказанной Директивой. Экологическое законодательство ряда государств — участников СНГ содержат положения об экологическом страховании. В 2002 в Республике Азербайджан был принят «Закон об обязательном экологическом страховании»; в 2005 г. в Республике Казахстан принят закон «Об обязательном экологическом страховании»; Президент Туркменистана подписал постановление о введении с 1 марта 2013 года обязательного экологического страхования.

Рядом российских нормативно-правовых актов, в первую очередь Федеральным законом от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», заложены основы для развития в Российской Федерации обязательного экологического страхования. Опыт реализации положений некоторых нормативно-правовых актов федерального уровня, субъектов Российской Федерации в части возмещения экологического вреда, предоставления финансовых гарантий на случай нанесения такого вреда, таких как законы от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 29.11.1996г. № 147-ФЗ «О космической деятельности», от 30.04.1999г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» и других, подтверждает, что экологическое страхование может стать наиболее универсальным и перспективным инструментом обеспечения экологической безопасности и гарантированного возмещения вреда окружающей среде.

Здесь необходимо отметить, что целью введения механизма экологического страхования является в первую очередь защита интересов хозяйствующих субъектов в связи с их обязательствами по возмещению экологического вреда, причиненному негативным воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности, а также создание условий для предупреждения возникновения загрязнения окружающей среды и ликвидации его последствий.

С другой стороны, страхование экологических рисков это действенный инструмент защиты интересов общества в случае, если хозяйствующий субъект не достаточно эффективно осуществляет деятельность по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде, а также в случае банкротства предприятия или, например, предъявления исков на возмещение вреда, которые превышают финансовые возможности предприятия.

Одновременно страхование экологических рисков выступает как инструмент, способствующий социально-экономическому развитию страны, стимулирующий хозяйствующие субъекты к применению энергосберегающих и экологически чистых технологий. Система страховых тарифов в экологическом страховании должна стать стимулирующим фактором в целях внедрения на предприятиях наилучших существующих технологий и проведения предупредительных природоохранных мероприятий. Дифференцированный подход к страхователям при определении страховой суммы, исходя из которой устанавливаются размер страховых взносов и размер страховых выплат при наступлении страхового случая, должен также учитывать деятельность страхователя по снижению риска нанесения ущерба окружающей среде.

— Готовы ли страховые компании предоставлять такую услугу, или же нужны специальные страховые компании?

— Многие российские страховые компании осуществляют страхование рисков в сфере природопользования и охраны окружающей среды в добровольном порядке. Вряд ли необходимы для осуществления такого страхования специализированные страховые организации. С другой стороны специалистам в этой области необходимы глубокие знания природоохранного законодательства и практики, методических документов и методологии по оценке причиненного экологического вреда, уровня экологической безопасности объектов, проведению экологического аудита и экспертизы, их увязки с гражданским и природоохранным законодательством. В этой связи показателен совместный эксперимент Ассоциации экологического страхования, Федерального центра судебной экспертизы при Минюсте РФ и РУДН по проведению 2-х недельных курсов по переподготовке кадров страховых организаций для целей судебно-экологической экспертизы и экологического страхования.

Кто и каким образом должен будет проводить экспертизу страхового случая?

— Наряду с информацией федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, органов местного самоуправления, а также данными государственного экологического мониторинга, важным инструментом обследования предприятий и организаций для целей экологического страхования является экологический аудит.

Экологический аудит проводится в целях:

— подготовки договоров экологического страхования;

— определения размера вреда окружающей среде при наступлении страхового случая;

— разработки плана восстановительных мероприятий;

— разработки планов предупредительных мероприятий для снижения экологических рисков;

— предъявления и судебного рассмотрения исков к предприятиям по поводу загрязнения окружающей среды.

В разрабатываемом проекте Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности» экологическому аудиту отводится важное место наряду с другими инструментами определения и оценки экологических рисков, используемым как на этапе подготовки и заключения договоров страхования, так и урегулирования наступивших убытков.

Что касается наступления страхового случая, то при причинении вреда окружающей среде и здоровью населения необходимо проводить специальные исследования. Такие исследования могут включать:

— замеры на источниках выбросов (сбросов), исследование образцов отходов;

— замеры загрязнения окружающей среды в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта;

— изучение состояния растительности, животного мира, экосистем и здоровья населения в зоне потенциального воздействия аудируемого субъекта и другие аспекты. Для проведения специальных исследований могут быть привлечены аккредитованные лаборатории для определения состояния окружающей среды.

— Экологическое страхование — насколько оно выгодно страховым компаниям?

— Это новый, относительно неразвитый сегмент страхового рынка и как следствие — представляет собой возможность для расширения поля деятельности для страховых организаций. По мере развития природоохранного законодательства, роста экологической культуры и повышения ответственности природопользователей за экологические результаты своей деятельности будет расти число страхователей. Однако, существуют опасения, что в этом виде страхования возможны значительные страховые выплаты в случае реализации масштабных экологических рисков. Как показывает практика, можно конечно говорить об отдельных резонансных случаях, когда экологический ущерб оценивается в миллионы и десятки миллионов рублей. Однако, в общем, в исковой практике, средний объем предъявляемых на возмещение исков и претензий в области природопользования и охраны окружающей среды вряд ли может повлиять на финансовую устойчивость страховых организаций и они смогут осуществить их покрытие. Вместе с тем, конечно, необходимо создание специальной системы обеспечения финансовой устойчивости проведения страховых операций по этому виду страхования.

Проект федерального закона «Об обязательном экологическом страховании» (внесен депутатами ГД В. В. Тетельминым, А. Н. Грешневиковым, Г. И. Бердовым, В. М. Костюткиным, В. А. Шевченко, В. А. Лисичкиным) (не действует)

Проект федерального закона
«Об обязательном экологическом страховании»

Настоящий Федеральный закон устанавливает единые условия и порядок проведения экологического страхования в Российской Федерации в обязательной форме, а также страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды; обеспечивает страховую защиту жизни, здоровья и имущественных интересов физических и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации ущерба, причиненного аварийным загрязнением окружающей среды.

Обязательное экологическое страхование обеспечивает гарантию возмещения ущерба, возникшего вследствие аварийного загрязнения окружающей среды (страхового случая), обусловленного деятельностью страхователя, а также создает условия и обеспечивает экономическое стимулирование предотвращения аварийного загрязнения окружающей среды.

Статья 1. Основные понятия и термины, употребляемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия и термины:

обязательное экологическое страхование — страхование ответственности предприятий-источников аварийного загрязнения среды за причинение ущерба третьим лицам.

аварийное загрязнение среды — внезапное, непреднамеренное загрязнение окружающей среды, вызванное аварией технического устройства или стихийным бедствием вследствие прямого или косвенного воздействия на окружающую среду.

Статья 2. Законодательство об обязательном экологическом страховании

Отношения в области обязательного экологического страхования его финансовое обеспечение регулируется настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», «О страховании» и правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования по обязательному экологическому страхованию.

Статья 3. Виды деятельности, подлежащие обязательному экологическому страхованию

Перечень видов деятельности предприятий, риск ответственности которых за аварийное загрязнение среды подлежит обязательному экологическому страхованию, устанавливается Правительством Российской Федерации и может дополняться правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Объекты обязательного экологического страхования

Объектами обязательного экологического страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного аварийным загрязнением среды вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц.

Статья 5. Солидарная ответственность за аварийное загрязнение среды

Если ущерб за аварийное загрязнение среды причинен при осуществлении деятельности более чем одной организации, то эти организации несут солидарную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Предел ответственности страховщиков за аварийное загрязнение среды

Организация обязана возместить ущерб от аварийного загрязнения среды, если не докажет, что ущерб возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Ущерб, причиненный аварийным загрязнением среды, подлежит возмещению организацией-источником аварийного загрязнения среды.

Ответственность страховщиков за аварийное загрязнение среды является ограниченной. Предел ответственности страховщиков устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом степени риска аварийного загрязнения среды предприятием-источником повышенной опасности.

Статья 7. Страховщики

Страховщиками, осуществляющими обязательное экологическое страхование, признаются юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию на данный вид страховой деятельности на территории Российской Федерации.

В качестве страховщика вправе выступать муниципальная страховая организация.

Лицензия на право проведения операций по обязательному экологическому страхованию выдается Федеральным органом Российской Федерации, осуществляющем надзор за страховой деятельностью.

Страховщики могут образовывать объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Страхователи

1. Страхователями признаются предприятия-источники риска аварийного загрязнения среды, заключившие со страховщиками договоры обязательного экологического страхования.

2. По степени риска аварийного загрязнения среды страхователи подразделяются на категории. Порядок и критерии отнесения предприятий к категориям по степени риска аварийного загрязнения среды устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Страхование риска ответственности за аварийное загрязнение среды предприятием, информация о котором содержит государственную, военную, служебную, коммерческую тайну, проводится с учетом требований действующего законодательства.

4. Страхователь вправе выбирать страховщика по своему усмотрению. В случае отказа страховщиками в заключении договора обязательного экологического страхования страхователь обязан заключить договор обязательного экологического страхования с муниципальной страховой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Муниципальная страховая организация не в праве отказать страхователю в заключении договора обязательного экологического страхования.

Статья 9. Страховой случай

Страховым случаем по договору обязательного экологического страхования признается факт причинения страхователем вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а также ущерба юридическим лицам в результате аварийного загрязнения среды, с наступлением которого возникает обязанность страховщика по выплате страхового возмещения.

К страховому случаю не относятся: сбросы и выбросы вредных веществ, носящие повторяющийся характер, а также загрязнение окружающей среды, вызванное умышленным действием или непреодолимой силой, в том числе войной, путчем и иными форс-мажорными обстоятельствами.

О наступлении страхового случая страховщику должно быть заявлено в срок, установленный договором страхования.

Статья 10. Договор обязательного экологического страхования

1. Договор обязательного экологического страхования заключается на один год и является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого при наступлении страхового случая страховщик обязуется произвести страховую выплату третьим лицам в пределах страховой суммы, а страхователь обязуется уплачивать страховые взносы в установленные соглашением сроки.

Перезаключение договора обязательного экологического страхования производится не позднее 31 декабря текущего года.

2. Факт заключения договора обязательного экологического страхования удостоверяется страховым полисом, оформляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. При заключении договора страхования страхователь обязан представить страховщику заключение Государственной экологической экспертизы; декларацию безопасности промышленного объекта Российской Федерации и паспорт предприятия.

5. Страховщик обязан провести экологическое аудирование предприятия-источника риска аварийного загрязнения среды для определения размера предполагаемого ущерба.

Статья 11. Страховые суммы

Сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение за вред, причиненный здоровью и имуществу граждан вследствие аварийного загрязнения среды, устанавливается в размере, не более 7000-кратного размера минимальной оплаты труда.

Статья 12. Страховые взносы

1. Страховой взнос устанавливается в размере 0,8% от страховой суммы. Величина страхового взноса предприятия-источника риска аварийного загрязнения среды может быть увеличена до 2,5 раз в зависимости от степени риска аварийного загрязнения среды.

2. Если в течение года не произойдет ни одного страхового случая, размер страхового взноса рассчитывается в соответствии со следующей шкалой скидок:

— в течение двух последующих лет в размере 10%;

— в течение трех последующих лет в размере — 15%;

— в течение четырех последующих лет в размере — 25%;

— в последующий период страхования в размере — 30%.

Если страховой случай произошел в течение периода скидок, то на следующий год размер страхового взноса устанавливается в размере 100%.

3. Взносы по обязательному экологическому страхованию относятся на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) юридических лиц и не включаются в налогооблагаемую базу.

4. Порядок, сроки и условия оплаты страхового взноса устанавливаются в договоре страхования.

5. Страховые взносы по обязательному экологическому страхованию не подлежат конфискации или иному принудительному взысканию, кроме как в силу решений суда.

Статья 13. Страховой тариф

1. Страховой тариф определяется в зависимости от степени риска аварийного загрязнения среды страхователем.

2. Страховой тариф устанавливается уполномоченным органом государственной власти и страховщиком с последующим утверждением в Федеральном органе Российской Федерации, осуществляющим надзор за страховой деятельностью.

3. Страховой тариф пересматривается страховщиком в установленном порядке.

Статья 14. Страховые резервы и фонды страховщика

Для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, из полученных страховых взносов образуют необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы и фонды.

Страховщики создают резервы для финансирования мероприятий по предотвращению аварийного загрязнения среды в размере 8% от собранной страховой премии, которые используются страховщиком полностью не позднее третьего года с момента их текущего образования.

Страховые резервы, образуемые страховщиками для предотвращения аварийного загрязнения среды, не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты.

3. Расходование резерва предупредительных мероприятий осуществляется страховщиками совместно со страхователями на договорной основе.

Статья 15. Страховое возмещение

1. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страховое возмещение юридическим и физическим лицам, предъявившим страхователю требования в установленном законодательством порядке. Страховое возмещение не может превышать размера реального ущерба, причиняемого третьим лицам аварийным загрязнением среды, и выплачивается в размере ущерба, но не более страховой суммы. Страховое возмещение не может превышать объемов обязательств страховщика.

2. Для выплаты страхового возмещения страхователь представляет следующие документы:

акт о причинах, масштабах и последствиях наступившего страхового случая;

страховой акт (аварийный сертификат);

требования к страховщику, предъявляемые ему в связи с наступившим страховым случаем.

3. Возмещению не подлежит ущерб:

— связанный с причинами, о которых страхователю было известно до начала или в период действия договора страхования;

— вызванный умышленным действием или непреодолимой силой, в том числе войной, путчем и иными форс-мажорными обстоятельствами;

— штрафы и неустойки за загрязнение окружающей среды;

Статья 16. Право регресса

К предприятию, несущему ответственность за ущерб, причиненный аварийным загрязнением среды, любое лицо, возместившее этот ущерб, не имеет права регрессного требования, за исключением случаев, когда ущерб, для возмещения которого были предоставлены средства, причинен умышленно.

Статья 17. Разрешение споров

Споры, связанные с обязательным экологическим страхованием, разрешаются в установленном порядке.

На требования о возмещении ущерба, причиненного жизни и здоровью граждан вследствие аварийного загрязнения среды, исковая давность не распространяется.

Срок исковой давности по требованиям, связанным с возмещением ущерба, причиненного имуществу граждан и юридических лиц вследствие аварийного загрязнения среды, устанавливается в два года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Статья 18. Международные договоры Российской Федерации

Если международным договором Российской Федерации в сфере обязательного экологического страхования установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 19. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие настоящего Федерального закона в течение двух лет распространяется только на регионы, изъявившие желание в осуществлении обязательного экологического страхования на своей территории.

3. По истечении двух лет со дня вступления настоящего Федерального закона в силу его действие распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Статья 20. Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законодательные и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, разрабатываются и (или) приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального вступления в силу.

2. Правительству Российской Федерации обобщить двухлетний опыт осуществления обязательного экологического страхования в субъектах Российской Федерации, изъявивших желание в проведении обязательного экологического страхования на своей территории, и представить соответствующий отчет в Государственную Думу.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Черные дыры в Российском Законодательстве 2002’3

Парламентские слушания

Об экологическом страховании в Российской Федерации

Кичигин Н.В., аспирант
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

В Государственной Думе РФ 6 июня 2002 г. состоялись парламентские слушания на тему: “Об экологическом страховании в Российской Федерации”. В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, Совета Федерации Федерального собрания РФ, представители Администрации Президента РФ, Счетной палаты РФ, Аппарата Правительства РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, других заинтересованных министерств и ведомств, представители субъектов РФ, Российской Академии наук и научной общественности, финансовых организаций, производственных предприятий, страховых компаний, СМИ.

Парламентские слушания открыл заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии А.Н. Косариков. Он отметил, что проблема экологического страхования не нова. Российская Федерация — последняя из индустриально развитых стран, где только государство несет ответственность за неблагополучие окружающей среды. Система, регулирующая характер экологических процессов, несовершенна, поэтому актуально внедрение экологического страхования как эффективной системы мер по предотвращению опасных воздействий на окружающую природную среду. В проекте закона об экологическом страховании проработан понятийный аппарат, есть понятие резервных фондов. Существует соответствующий опыт регионов — Нижегородской области, Чувашской Республики. Внедрению экологического страхования принципиально мешает лишь одно: при обязательности экологического страхования вводится дополнительная нагрузка на товаропроизводителя, фактически новый налог. Но нужно чем-то поступиться, искать пути выхода из этой ситуации. Например, можно использовать фискальные средства, поступающие от предприятий, направив их в русло экологического страхования. Это не увеличит нагрузку на товаропроизводителя.

Заместитель министра природных ресурсов РФ А.С. Кигим напомнил, что необходимость защиты окружающей среды — это аксиома. Но за чей счет? Сейчас данное бремя возложено исключительно на плечи государства. МПР РФ разрабатывает концепцию экологического страхования, действуют рабочие группы, созданы секции “геология” — добыча, перевозка, переработка, наносящие вред окружающей среде; “лес” — тушение лесных пожаров; “водопользование” — эксплуатация гидротехнических сооружений, сброс сточных вод без лицензии на водопользование и другие секции. Сегодня граждане при перевозке опасных грузов фактически не защищены. Эту проблему мог бы решить экологический полис, но отсутствие обязательности экологического страхования не позволяет использовать механизм экологического страхования при выдаче лицензий.

Если будет установлена обязательность экологического страхования, то при аренде участков леса в договор будет закладываться пункт не просто об ответственности, а именно о страховании. Государство должно освободить предпринимателей от бюрократических проволочек, но для этого нужно разработать и механизм ответственности арендатора, а его нет.

Очень сложная ситуация сложилась с гидротехническими сооружениями, так как зачастую неизвестно, кто является их собственником. Например, в Якутии в результате размыва дамбы был причинен ущерб в 600 млн. рублей, а бюджет водной службы МПР — 400 млн. рублей.

В вопросах недропользования, захоронения отходов, перевозки опасных грузов можно подсчитать сумму ущерба и принудить пользователя платить деньги с помощью механизма экологического страхования, и эти средства будут целевыми, а не пойдут в бюджет.

Заведующий лабораторией Института проблем рынка РАН Г.А. Моткин выступил с докладом “Нормативное обеспечение системы экологического страхования”. По его подсчетам более чем в ста федеральных нормативных актах есть упоминание экологического страхования. Необходимость принятия федерального закона об обязательном экологическом страховании обусловлена практикой охраны окружающей среды и созданием новых финансовых рынков.

Экологическое страхование — страхование гражданской ответственности источников повышенной экологической опасности за причинение убытков третьим лицам, образующихся в результате воздействия на реципиентов аварийно загрязненной окружающей природной среды.

Сегодня разработан расчетно-методический инструментарий, позволяющий определить вероятность аварий, приводящих к загрязнению окружающей природной среды, и позволяющий рассчитать величину убытков, причиняемых реципиентам в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды. На их основе разработаны тарифные ставки по экологическому страхованию. Существуют разработки соответствующих нормативно-правовых актов, в частности, на межпарламентской ассамблее стран СНГ в 2000 г. был принят закон об экологическом страховании. Для внедрения системы экологического страхования мало ввести в действие соответствующий федеральный закон, нужно принять подзаконные акты по нормативно-расчетным документам.

Для создания эффективной системы экологического страхования необходимы следующие условия:

  • Страховые взносы должны стимулировать страхователя.
  • Страховые компании должны иметь стимул вкладывать средства в инвестирование мероприятий по охране окружающей среды. В связи с этим докладчик высказался о необходимости внесения изменений в ряд статей Налогового кодекса РФ, которые позволят не относить накопленные в результате экологического страхования резервы страховых компаний к налогооблагаемой базе.
  • Страховые взносы должны относиться к расходам страхователя (юридических и физических лиц, страхующих свою экологическую ответственность).
  • Должен быть утвержден в установленном порядке расчетный инструментарий по определению параметрических характеристик экологического страхования.

Председатель Комитета по имущественному страхованию Всероссийского союза страховщиков В.Б. Юн рассказал о том, что в 2001 г. в Совете Федерации возникла идея принятия закона об экологическом страховании, которая была поддержана Всероссийским союзом страховщиков по нескольким причинам. Во-первых, это расширение сферы деятельности страховых компаний. Во-вторых, в результате произойдет замена бюрократического механизма экономическим. В-третьих, такие законы действуют во всех индустриально развитых странах. Например, в Северной Америке на экологическое страхование выделяется около 1 млрд. долларов ежегодно, созданы крупные экологические пулы (объединения страховых компаний). В основном страхуется ущерб третьим лицам, но в некоторых странах предусмотрено и страхование именно экологического ущерба, если вред не причинен конкретным лицам. За рубежом нет обязательного экологического страхования, но есть вековые традиции и законопослушность граждан, которые, в свою очередь, отсутствуют в России.

По его мнению, авторы законопроекта не предлагают ничего совершенно нового. По его содержанию есть замечания, но прежде всего нужно определить концептуальные моменты. Работа тормозится тем, что Правительство РФ не высказало своего мнения ни о проекте закона, ни о его концепции.

Должно быть определено место страховых платежей в системе обязательных экологических платежей. Сейчас хотя предприятия и платят экологические платежи, они несут полную ответственность независимо от факта и размера платежей.

Директор НП ЭА “Экологическая аудиторская Палата”, директор по продажам Центра специальных программ ОАО “Росгосстрах” А.В. Комаров выступил с докладом “О концептуальных основах экологического страхования” и привел наглядный пример: в ходе наводнения в г. Ленске смыло нефтебазу, был причинен ущерб в размере 1,5 млрд. рублей. Кто должен возмещать ущерб — неизвестно. Сегодня существует и добровольное, и обязательное экологическое страхование (Федеральный закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и др.).

Предложения к законопроекту об обязательном экологическом страховании.

  • Закон должен определять не объекты страхования, а порядок, процедуру страхования. Конкретные объекты должны определяться в отраслевом законодательстве.
  • Закон не должен стать бременем для предприятий, поэтому должен быть предусмотрен накопительный характер экологического страхования. При выдаче лицензии нужно обязать предприятия предоставлять финансовые гарантии, равные средствам на восстановление прежнего состояния окружающей среды (рекультивация земель), а потом эти средства возвращать предприятию. Таким образом, будет происходить не фактическое налогообложение предприятий через экологическое страхование, а резервирование и целевое использование финансовых средств.
  • Страховые компании должны в обязательном порядке осуществлять перестрахование экологических рисков в государственных страховых экологических фондах на случай, если что-то случится со страховщиком или будет катастрофичной сумма причиненного ущерба.

Страховые компании видят перспективы рынка экологического страхования, но сначала нужно подсчитать экологический риск, и это представляет для них проблему. Закон об охране окружающей среды вводит понятие экологического аудита. Договор экологического страхования должен заключаться на основании результатов независимого экологического аудита, в процессе которого проводятся необходимые расчеты. Кроме того, нужно поддержать инициативу по развитию экологического страхования на уровне субъектов РФ.

Начальник департамента “Альфастрахования” В.М. Вернигора напомнил, что в настоящее время обязательное экологическое страхование осуществляется в рамках следующих федеральных законов: о промышленной безопасности опасных производственных объектов; о безопасности гидротехнических сооружений; об использовании атомной энергии.

В статье 4 законопроекта об обязательном экологическом страховании среди объектов страхования не указана деятельность, связанная с землепользованием, недропользованием, водопользованием, лесопользованием. Это узкая трактовка экологического страхования. В законопроекте не решен вопрос о страховании природопользования и деятельности природопользователей, которые не эксплуатируют опасные объекты, но могут причинить вред окружающей среде. Также не решена в законопроекте и проблема ретроспективных, “старых” загрязнений.

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам Чувашской Республики И.А. Антонова рассказала о подготовке законопроекта об экологическом страховании в Чувашской республике. В Чувашии на основе нижегородского варианта и проекта федерального закона специально созданной рабочей группой был разработан проект закона Чувашской республики об экологическом страховании. Управление юстиции по Чувашской республике посчитало, что правовое регулирование экологического страхования является институтом гражданского законодательства, которое в соответствии с пунктом “о” статьи 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации. Следовательно, субъекты РФ не могут осуществлять свое правотворчество в этой сфере. Эта позиция была поддержана и прокуратурой Чувашской республики.

Заместитель председателя комитета Республики Башкортостан по охране окружающей среды З.А. Газизова констатировала, что необходимо совершенствование именно экономических механизмов охраны окружающей среды, так как иные средства практически исчерпаны. Экологическое страхование входит в экономический механизм обеспечения экологической безопасности, является рычагом усиления экологического контроля, средством наполнения внебюджетных источников. Экологическое страхование — природоохранная деятельность. К сожалению, отметила докладчик, специально уполномоченный государственный орган Башкортостана в области охраны окружающей среды не принимает участия в экологическом страховании, так как в законе о лицензировании нет требования о страховании гражданской ответственности в качестве условия для выдачи лицензии. Для внедрения экологического страхования необходимо принятие как федерального закона, так и подзаконных актов. В 1994 г. в регионах России шел процесс по добровольному экологическому страхованию. В республике была предпринята попытка разработать нормативный акт об экологическом страховании, но Министерство финансов РФ выступило против, мотивировав свое решение тем, что экологическое страхование может регулироваться только на федеральном уровне и осуществляться исключительно в добровольном порядке.

Первый заместитель директора Департамента природных ресурсов и экологической безопасности Республики Мари-Эл А.В. Кусакин заявил, что экологическим страхованием стремятся заниматься не только природоохранные органы всех уровней, но и Департамент санитарно-эпидемиологического контроля министерства здравоохранения РФ, министерство чрезвычайных ситуаций РФ, которые не идут на сотрудничество с природоохранными органами. В республике разработан проект закона об экологическом страховании на основе опыта Нижегородской и Ленинградской областей, подготовлено положение о Фонде экологического страхования, методические указания, проект постановления правительства республики о механизме реализации закона.

Начальник Управления экологической безопасности Министерства природных ресурсов России В.В. Куценко рассказал, что на Всероссийской конференции по экологической безопасности подчеркивалось, что закон об экологической безопасности нужен. Но, с другой стороны, участники конференции высказывали опасение в том, что расходы на него лягут бременем на плечи граждан. Более 45 000 предприятий России имеют опасные производства, подлежащие страхованию. Существует и множество объектов экологического страхования: химическое оружие, ракетное топливо, пестициды.

Член комитета Совета Федерации РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии А.Б. Голованчиков рассказал, что в 1997 г. на федеральном уровне предпринималась неудачная попытка принятия закона об обязательном экологическом страховании.

Необходимо незамедлительное принятие закона, так как настало время обновлять основные фонды, оборудование — на 2003-2006 придется максимальный износ оборудования, и государство такие расходы не потянет. Пересечение закона об экологическом страховании в этой части с другими федеральными законами не страшно. Хотя закон об обязательном экологическом страховании не охватывает все нюансы (в частности, страхование свалок, полигоннных отходов, медицинских, твердых отходов), его нужно принимать, а потом дорабатывать, вносить изменения.

Депутат Законодательного собрания Республики Саха (Якутия) З.А. Корнилова обратила внимание на то, что в законе об экологическом страховании необходимо дифференцировать возмещение природного и техногенного ущерба, так как здесь будут действовать различные механизмы возмещения.

По общему правилу, ответственность за причиненный вред несет собственник. Но так как государство является собственником лесов, недр, водных ресурсов, то тогда нужен закон о государственном экологическом страховании. В случае аренды будет действовать другой механизм. Если все эти тонкости попытаться отразить в одном законе, то пользы не будет. По мнению выступавшей, необходимо принять концепцию и рамочный закон, а потом на их основе разработать отраслевые нормативные акты. Российская Федерация не разрабатывает свой закон об экологическом страховании и не дает это делать субъектам РФ. В законе об экологическом страховании необходимо предусмотреть полномочия и ответственность субъектов РФ, механизм решения проблемы “старых” загрязнений, накопительную систему экологического страхования.

После выступления докладчиков состоялось обсуждение концепции и проекта закона об обязательном экологическом страховании. В частности, выступил представитель Министерства чрезвычайных ситуаций, который согласился с тем, что внедрение системы экологического страхования — объективная необходимость. До разработки проекта закона об экологическом страховании был разработан проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и при перевозке опасных грузов. Вопрос о внедрении системы обязательного страхования был рассмотрен на межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и был поддержан представителями всех министерств и ведомств, в том числе и министерства природных ресурсов. Этот законопроект был рассмотрен в Правительстве РФ, сейчас создана рабочая группа по его доработке — разрабатываются конкретные тарифы, рассчитываются взносы. Проект закона об обязательном экологическом страховании подменяет, дублирует закон об обязательном страховании гражданской ответственности. Сначала нужно разработать концепцию закона об обязательном экологическом страховании. Для этого нужно объединить усилия МПР, МЧС, иных заинтересованных ведомств, создать рабочую группу, иначе проект закона не получит одобрения правительства РФ.

С критикой законопроекта об обязательном экологическом страховании выступил представитель Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ. По его мнению, идея о том, что страховщики смогут решить все проблемы экологии, — иллюзия. Экологическое страхование — прерогатива РФ, и Минфин будет отстаивать эту позицию, но мнение субъектов РФ должно быть учтено при подготовке федерального закона. Субъекты РФ не могут регулировать деятельность страховщиков. Проект самого закона слаб — он содержит много отсылочных и диспозитивных норм. В проекте закона отсутствуют санкции и механизм реализации. Закон об обязательном экологическом страховании в случае принятия в настоящем виде просто не будет исполняться.

По его мнению, никто из выступавших не доказал цифрами и расчетами эффективность экологического страхования. Экологические риски с помощью добровольного страхования не покрываются. Производители же будут относить отчисления на экологическое страхование на себестоимость продукции, что поднимет ее стоимость. В конечном счете за экологическое страхование придется платить покупателям товаров. Неизвестно, по каким критериям будет рассчитываться страховой тариф (страховая сумма). При разработке законопроекта об обязательном экологическом страховании мнение Минфина не учитывалось, поэтому министерство финансов РФ даст отрицательное заключение на данный законопроект при его рассмотрении в Правительстве РФ.

Заместитель руководителя инспекции Счетной палаты Т.В. Злотникова выступила в поддержку законопроекта об обязательном экологическом страховании. В частности, она указала на то, что Правительство и Президент РФ по Конституции РФ отвечают за государственную экологическую политику. В прошлой Госдуме законопроект об экологическом страховании набрал всего 46 голосов. С того времени прошло около 5 лет. В Финляндии, Италии и других странах обязательное экологическое страхование работает эффективно. Наше государство в лице министерства финансов не хочет решать экологические проблемы. В настоящее время готовится экологическая доктрина России, которая должна быть подписана Президентом РФ. В этой доктрине необходимо предусмотреть и пункт об экологическом страховании.

В заключительном слове А.Н. Косариков указал на то, что главная проблема заключается в том, чтобы создать депозитарий для покрытия потенциального экологического ущерба. Этот депозитарий должен не только финансировать, но и регулировать экологическое управление на предприятиях. Фактически речь идет о внедрении современных единых экологических стандартов, характерных для индустриально развитых стран. При принятии закона об экологическом страховании нельзя действовать по принципу “все включено”. Кроме того, у руководителя предприятия должен быть выбор — где страховать и как. Существуют и многие другие технические моменты: страховые тарифы, ставки, расчеты. Концептуально закон одобрили 34 субъекта РФ. В связи с изложенным выше созданным в различных ведомствах рабочим группам нужно скоординировать свои усилия и привести закон об обязательном экологическом страховании к единому знаменателю.

Участниками парламентских слушаний был принят проект рекомендаций, в которых, в частности, отмечалось, что в современных условиях развития общества при переходе экономики России на рыночные принципы отношений, существующие методы финансирования природоохранных мероприятий являются недостаточными. В связи с этим назрела необходимость формирования экономического механизма в области охраны окружающей среды, адаптированного к условиям рыночной экономики, как за счет бюджетов различных уровней, так и за счет привлечения средств страховых компаний, предприятий и иных источников. В мировой практике экологическое страхование получает широкое распространение при страховании гражданской ответственности за ущерб вследствие аварии на опасном производстве. Так, в Японии действует закон о компенсации ущерба, который понесли пострадавшие от загрязнения, за счет виновных в нем предприятий.

Внедрение механизма экологического страхования в России требует принятия соответствующего закона, в котором для юридических и физических лиц устанавливается и законодательно закрепляется степень возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей земель, леса, природных вод, а также расходов на экологическое оздоровление территорий. Внедрение и развитие института экологического страхования позволит существенно снизить экологические риски, уменьшить затраты государства на обеспечение экологической безопасности и гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу и возникшего в результате страхового события. Обязательное экологическое страхование является одним из важнейших направлений привлечения внебюджетных средств, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот вид страхования должен стать одним из способов создания страхового финансового резерва в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.

Участники парламентских слушаний предложили Президенту РФ, как гаранту Конституции РФ, обеспечить условия для формирования системы обязательного экологического страхования, Федеральному собранию РФ — ускорить разработку и принятие проекта федерального закона “Об обязательном экологическом страховании”, Правительству РФ — рассмотреть вопрос административно-правовой поддержки в создании системы обязательного экологического страхования, содействовать развитию деятельности в области экологического аудита, произвести учет всех производственных объектов, деятельность которых может привести к причинению вреда третьим лицам в случае непреднамеренного загрязнения окружающей среды.

Контактный телефон:
7 (095) 934-69-67 (дом.)
e-mail: kichigin@mail.ru
Кичигин Николай Валерьевич

Copyright © 1994-2016 ООО «К-Пресс»

Смотрите так же:

  • Магазин эльдорадо в кременчуге товар Эльдорадо (Кременчуг, ул. Пролетарская, д.3А) отзывы Рейтинг: 1 из 5 ( 3 отзыва ), просмотров: 409746 просто развод в полном 100% его понимании. Отзыв об Эльдорадо по адресу Кременчуг , ул. Пролетарская, д.3А Сегодня пытался купить по акции […]
  • Расписка в получении задатка за земельный участок Образец договора задатка при покупке земельного участка При подписании договоров купли-продажи объектов недвижимости, в том числе и земельных участков, нередко возникает вопрос о задатке и авансе. Рассмотрим принципиальные различия соглашений […]
  • Какие нужны документы на алименты без развода Как получать алименты без развода в 2018 году Подготовка мирового соглашения Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить […]
  • Как происходит приватизация квартиры с несовершеннолетним ребенком Особенности приватизации с несовершеннолетними детьми Закон о приватизации несколько раз за все время этой кампании изменялся и дополнялся. Поэтому, прописанные там особенности приватизации квартир с несовершеннолетними детьми, существенно […]
  • Семейный кодекс ст 150 Семейный кодекс РФ Глава 20. Опека и попечительство над детьми. Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. 1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения […]