Федеральный закон о несостоятельности организаций

Федеральный закон ФЗ №-40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»: в чем суть и как проходит процедура

Б анкротство кредитных организаций сложный, трудоемкий и затратный процесс, в котором есть множество нюансов. Для предпринимателя всегда самым страшным было потерять свою фирму, доход и уважение партнеров из-за банкротства.

Многие бизнесмены предпочитают работать с кредитами, постепенно выплачивая сумму банкам, но рассчитать свои силы удается не всегда.

Впрочем, финансово несостоятельным могут быть признаны не только компании, но и частные лица, а также кредитные организации.

Особенности признания банкротами

В отличие от компаний и физических лиц в категорию кредитных организаций попадают не все. Сюда относятся:

  1. Кредитные компании, кооперативы и микрофинансовые организации.
  2. Страховщики.
  3. Негосударственные пенсионные фонды.
  4. Клиринговые компании.
  5. Акционеры, участвующие в торгах.

Признание кредитных организаций банкротами имеет некоторые особенности:

  1. Задолженность должна быть более 1 тысячи МРОТ для банков, 100 тысяч рублей для некредитных учреждений и более 300 тысяч – для нефинансовых организаций.
  2. Задолженность может быть перед любыми клиентами, налоговой и таможенной службами. Долгом перед клиентами считаются все переводы, совершенные с дебетовых счетов.
  3. Суд рассматривает только долги перед клиентами-заявителями в суд и только имеющие письменное подтверждение.
  4. Кредитная организация признается банкротом, если она просрочила выплату денег всего на 2 недели.

Законодательная база

Ситуация регулируется Федеральным законом №127-ФЗ, а именно параграфом 4.1 о «Банкротстве кредитных организаций», принятом в 2014 году и измененном в 2016 году и ФЗ №-40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

В них отражаются следующие положения:

  1. Общие сведения о законе: определение правового урегулирование банкротства.
  2. Проведение оздоровления организации, принятие мер по предотвращению банкротства: обязанности руководителя и других членов кредитной организации в случае необходимости улучшить ситуацию, проведение диагностики предприятия, разработка плана по предотвращению финансовой несостоятельности, проведение необходимых изменений; оказание финансовой помощи извне, осуществление мер для предупреждения банкротства согласно требованиям Банка России.
  3. Принятие временной администрации: ее назначение, сроки полномочий, их функции и особенности, последствия неисполнения полномочий мера ответственности лиц, под чьим контролем находится кредитная организация.
  4. Проведение реорганизации кредитной организации: принятие и одобрение плана, его исполнение, назначение ответственных за проведение мероприятий и их ответственность перед руководителем.
  5. Судебное производство по банкротству: подача заявления, права и обязанность заявителя, сроки подачи, особенности проведения дела и возможный результат.
  6. Особенности конкурсного производства: особенности проведения производства и его окончание, отчет временного управляющего о принятых мерах.
  7. Особенности признания банкротства, если организация ликвидируется, проведение конкурсного производства и размеры выплат кредиторам.
  8. Особенности работы с отсутствующей кредитной организацией или ее руководителя.

Как проходит процедура банкротства кредитных организаций, смотрите в следующем видео:

Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в Российской Федерации

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 31.05.2017

Статья просмотрена: 285 раз

Библиографическое описание:

Бабкин Э. Д. Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в Российской Федерации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12504/ (дата обращения: 22.09.2018).

В статье исследуется динамика изменений в законодательстве России о несостоятельности (банкротстве) за последние 25 лет. Обращается внимание на отдельные особенности правового регулирования мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также некоторые особенности признания их несостоятельными (банкротами).

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, кредитные организации

Кредитная организация является одним из важнейших элементов финансовой инфраструктуры государства. В российском праве кредитная организация представляет собой вид коммерческой организации, создающейся в форме хозяйственного общества, которое на основании специального разрешения (лицензии) Банка России обладает исключительным правом на осуществление предусмотренных федеральным законом от 02.12.1990 г. № 395–1 «О банках и банковской деятельности» [8] банковских операций. В число данных операций входит: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Наличие специальной правоспособности у кредитных организаций обусловливает и необходимость в определении особых признаков несостоятельности и правовом регулировании особых процедур по предупреждению несостоятельности кредитных организаций, а также, если это неизбежно, признания их в особом порядке несостоятельными и ликвидации в рамках конкурсного производства. Необходимо отметить, что в доктрине гражданского права подчеркивается различие между терминами «несостоятельность» и «банкротство». Так, «термин «банкротство» имеет узкое, строго специальное значение как частный случай несостоятельности. Банкротство — это виновное совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Иными словами, банкротство — уголовно-правовой аспект несостоятельности» [6, с. 104]. Тем не менее, законодательство России оперирует данными терминами как синонимами.

За последние 25 лет после распада СССР было принято несколько федеральных законов, регулирующих вопросы несостоятельности, в том числе специальный закон о несостоятельности кредитных организаций. В новых условиях рыночной экономики, «связанных с угрозой возникновения различных рисков, следовало крайне быстро пересмотреть подходы к регулированию и надзору за деятельностью кредитных институтов» [13, с. 21]. Данное обстоятельство отразило, в частности, и большое количество изменений в законодательстве о несостоятельности.

Первым нормативным правовым актом был Закон РФ от 19.11.1992 г. № 3929–1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» [3]. Данный закон по отношению к кредитным организациям носил преимущественно общий характер. Ст. 11 закона указывала на специфику рассмотрения дел о несостоятельности кредитных организаций. Она сводилась к тому, что отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций был необходимым условием подачи в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности кредитной организации. В связи с этим, Зайцева В. отмечала, что «характерной особенностью рассмотрения дел о банкротстве банков является большое количество кредиторов… в том числе вкладчиков — физических лиц. Еще до отзыва лицензии на совершение банковских операций необходимо провести мероприятия по восстановлению платежеспособности банка, так как проведение указанных процедур после отзыва лицензии на совершение банковских операций невозможно» [2]. Это обстоятельство отражало имевшийся в законе 1992 г. пробел в правовом регулировании особых досудебных мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций.

Следующим этапом развития правового регулирования стало принятие второго общего Федерального закона от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [7]. При разработке данного нормативного правого акта законодатель в условиях экономического кризиса того времени учел потребность в особом регулировании несостоятельности кредитных организаций как отдельной категории должников. Данный закон устанавливал общие положения правового регулирования несостоятельности кредитных организаций в ст. ст. 141–143 и применялся к данной категории должников в части неурегулированной специальным законом. В развитие данных законоположений был принят специальный Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [11], претерпев в течение 15 лет более 20 изменений. Впоследствии данный закон утратил силу c 23.12.2014 г. в результате консолидации законодательства о несостоятельности. Названный закон устанавливал порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными и их ликвидации в порядке конкурсного производства. К досудебным, предупреждающим несостоятельность, мерам относятся: финансовое оздоровление; назначение Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией, не связанное с отзывом лицензии; реорганизация кредитной организации. Были определены особые признаки несостоятельности. Учитывая специфику функционирования кредитных организаций, весомая роль также отводится и подзаконному регулированию со стороны Банка России относительно мер по предупреждению несостоятельности. Так, к примеру, «каждый банк сталкивается с необходимостью решения проблем управления ликвидностью» [14, с. 20]. Норматив текущей ликвидности кредитной организации определяется соответствующей Инструкцией Банка России от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» [4]. Нарушение данного норматива в определенной степени, на наш взгляд, относится к специальным признакам несостоятельности кредитных организаций.

В отличие от общего порядка в отношении кредитных организаций суд вводил только две процедуры в деле о банкротстве: наблюдение и конкурсное производство. В конце 2004 г. наблюдение было исключено, поскольку авторы поправок к названному Закону 1999 г. отмечали, что «наблюдение как процедура банкротства кредитной организации является излишним, поскольку стоящие перед временным управляющим задачи (изучить финансовое состояние должника и представить свои выводы) фактически осуществляются временной администрацией; в свою очередь, исключение данной процедуры из дела о банкротстве позволит существенно сократить сроки рассмотрения дела в суде и быстрее начать расчеты с кредиторами банка» [1, с. 24].

Особо можно отметить, что в период 1999–2004 гг. как реакция на экономический кризис существовала практика реструктуризации кредитных организаций, которую можно отнести к дополнительным временным мерам по предупреждению несостоятельности кредитных организаций. В соответствии с Федеральным законом от 08.07.1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» [9] под реструктуризацией понимался комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. Эти меры осуществлялись Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Впоследствии прекращение мер по реструктуризации кредитных организаций и ликвидация АРКО объяснялось тем, что «Агентство выполнило все поставленные перед ним задачи» [5]. Следует отметить, что дополнительные меры по предупреждению несостоятельности кредитных организаций в настоящее время осуществляются Агентством по страхованию вкладов по предложению Банка России при наличии признаков неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам кредиторов кредитной организации.

Третьим и последним ныне действующим стал Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [12]. Как было отмечено выше, в рамках консолидации, которая была проведена в связи с принятием Федерального закона от 22.12.2014 № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» [10], закон 2002 г. объединил в себе специальные нормы о несостоятельности кредитных организаций.

Таким, образом, на сегодняшний день Закон 2002 г. в главе IX содержит специальный параграф 4.1, регулирующий вопросы несостоятельности кредитных организаций, состоящий из 98 статей (ст. ст. 189.7–189.105). Отдельные положения параграфа 4 в этой же главе о несостоятельности финансовых организаций, касавшиеся кредитных организаций, также утратили силу; данный блок норм в целом в отношении кредитных организаций после консолидации не применяется.

Закон о несостоятельности банкротстве

С 1 октября на территории РФ начал действовать закон, регламентирующий процедуру банкротства физических лиц. Экономический кризис – идеальное время для начала действия таких документов. Во времена, когда финансовые трудности испытывают большинство граждан, задолженности всех видов начинают резко увеличиваться, на фоне чего растет градус напряжения в отношениях между кредиторами и должниками. Тяжелее всего приходится клиентам банков, которые в свое время оформили потребительские кредиты.

Закон о несостоятельности банкротстве

После вступления в силу новый закон единовременно решил сразу несколько проблем. Во-первых, начали действовать механизмы, направленные на пресечение действий недобросовестных заемщиков. Во-вторых, появились пути, по которым можно полностью реабилитировать добросовестного должника. Начало действия отдельных нововведений, скорее всего, кардинально изменит особенности функционирования долгового рынка России. Принятый порог задолженности экономисты считают высоким в переводе на среднестатистический уровень по РФ. Сумма в 500 000 тыс., рублей относительно невелика только для столичного округа и Петербурга, для всех остальных регионов этот показатель более чем существенен.

Закон о несостоятельности банкротстве физических лиц

Несмотря появление возможности в открытую признать себя банкротом, количество людей с таким статусом, скорее всего, сократиться. После вступления в силу нового законодательного акта кредиторов лишили возможности выступать с инициативой, признать заемщика банкротом по ничтожному поводу. Заемщики с крупной суммой долга, как правило, относятся к зажиточному среднему классу. Такие люди дорожат своей кредитной историей, поэтому стараются договориться с кредиторами, прежде чем пойти на крайние меры. В соответствии с принятыми нововведениями, выступать с инициативой о старте процедуры банкротства имеет право один кредитор, в то время как в практике западных государств подобные инициативы нередко доступны двум, трем и более кредитным организациям.

Закон о несостоятельности банкротстве кредитных организаций

Кредитную организацию признают недееспособной, когда она не сможет выполнять взятые на себя обязательства на протяжении одного месяца с момента наступления заранее оговоренного срока. В эту же категорию попадает случай с отзывом лицензии по причине того, что имущества кредитной организации не хватает, чтобы рассчитаться по имеющимся обязательствам. Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве только в том случае, если Банк России отозвал лицензию через подачу заявления установленной формы. В качестве заявителя выступает не только Банк России, но также уполномоченный орган, кредитор или должник.

Федеральный закон о несостоятельности банкротстве граждан

Одно из наиболее заметных нововведений – возможность подачи заявления на признание банкротом по инициативе самого гражданина. Федеральное законодательство предусматривает такую возможность не только, когда человек уже не может платить по счетам, но и если риск наступления такой ситуации очевиден в перспективе. Недостатком этой нормы сразу стали считать потенциально большое количество заемщиков, которые будут пытаться злоупотреблять лояльными формулировками в законе в индивидуальных корыстных целях.

Совет от Сравни.ру: Закон о несостоятельности и банкротстве принят не для того, чтобы набрать кредитов и не платить по счетам. Основная миссия документа – вывести в правовое поле взаимоотношения между банком и клиентом, при невозможности погашать обязательства в полном объеме на оговоренных ранее условиях. В большинстве случаев избежать возврата долга не удастся, поскольку выплачивать его все равно нужно, пусть и через проведение реструктуризации.

Статья 190. Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций

1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса, к которым применяются предусмотренные настоящим параграфом правила, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

3. Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

4. Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей.

Банковское законодательство

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» №40-ФЗ

25 февраля 1999 года № 40-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

18 сентября 1998 года

14 октября 1998 года

(в ред. Федеральных законов

от 02.01.2000 № 6-ФЗ, от 19.06.2001 № 86-ФЗ,

от 07.08.2001 № 116-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ,

от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 28.07.2004 № 84-ФЗ,

от 20.08.2004 № 121-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ,

от 29.12.2006 № 247-ФЗ, от 01.12.2007 № 303-ФЗ,

от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 22.12.2008 № 270-ФЗ,

от 28.04.2009 № 73-ФЗ, от 19.07.2009 № 195-ФЗ,

от 07.02.2011 № 8-ФЗ, от 27.06.2011 № 162-ФЗ,

от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ,

от 28.07.2012 № 144-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 03.07.2001 № 10-П, Федеральным законом

от 27.10.2008 № 175-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по

предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований

и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке

2. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности

(банкротства) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом,

регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными

актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России).

3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не

урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О

несостоятельности (банкротстве)» и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,

нормативными актами Банка России.

Статья 2. Несостоятельность (банкротство) кредитной организации

1. Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная

арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным

обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство).

В целях настоящего Федерального закона под обязанностью кредитной организации по уплате

обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного

налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в

соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также обязанность кредитной

организации по исполнению поручений (распоряжений) о перечислении со счетов своих клиентов

обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

2. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по

денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если

соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их

исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения

ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

Статья 3. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом до дня отзыва лицензии на осуществление

банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных

1) финансовое оздоровление кредитной организации. Для целей настоящего Федерального закона

под финансовым оздоровлением кредитной организации понимается осуществление во внесудебном

порядке мер, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона;

2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее — временная

администрация), за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом

лицензии на осуществление банковских операций;

3) реорганизация кредитной организации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

2. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении

оснований, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.

Кредитная организация, ее учредители (участники), члены совета директоров (наблюдательного

совета), ее единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган в случае

возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по

финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

Банк России в соответствии с порядком, установленным нормативными актами Банка России, в

случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, вправе

потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению,

реорганизации, а также назначить временную администрацию.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не

направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на

осуществление банковских операций по одному или нескольким основаниям, предусмотренным частью

второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального

закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Федеральным законом от 18.07.2009 № 181-ФЗ определено, что до 18 июля 2018 года в расчет

размера уставного капитала банка в целях исполнения статьи 4 данного документа не включается

номинальная сумма привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения

капитализации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статья 4. Основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации

Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, меры по предупреждению

банкротства кредитной организации, предусмотренные статьей 3 настоящего Федерального закона,

осуществляются в случаях, когда кредитная организация:

не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов

(кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате

обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием

или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству)

и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с

момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или

недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его)

максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при

одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;

нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в

течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже

размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации,

зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии

с ними нормативными актами Банка России. В случае возникновения указанного основания в течение

первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации

не применяются меры по предупреждению банкротства.

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ; в ред. Федерального закона от 20.08.2004 №

Статья 4.1. Обязанности кредитной организации при возникновении оснований для осуществления

мер по предупреждению банкротства

(введена Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

1. Со дня возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона, и

до дня их устранения кредитная организация обязана уведомлять Банк России:

1) о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации, а также

заседаний совета директоров (наблюдательного совета) в порядке, предусмотренном законодательством

Российской Федерации для уведомления учредителей (участников), членов совета директоров

(наблюдательного совета) кредитной организации;

2) о совершении сделок (нескольких взаимосвязанных сделок):

с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами,

определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, в отношении которых кредитная

организация в соответствии с федеральным законом является заинтересованным лицом, либо с лицами, в

отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо)

оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами,

которые имеют возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на

решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

связанных с распоряжением имуществом кредитной организации, стоимость которого составляет

более 1 процента балансовой стоимости имущества кредитной организации, определенной по данным ее

бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, или превышает 15 миллионов рублей, если 1

процент балансовой стоимости имущества кредитной организации составляет более 15 миллионов рублей,

в том числе связанных с распоряжением недвижимым имуществом, получением и выдачей кредитов и

займов, учетом векселей, с проведением операций с ценными бумагами (включая выпуск собственных

ценных бумаг), выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав (требований), принятием и прощением

долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ либо с

участием в создании (учреждении_____) иных юридических лиц.

2. Уведомление о совершении сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, направляется

кредитной организацией в Банк России в пятидневный срок со дня совершения сделки.

Уведомление о проведении общего собрания учредителей (участников) кредитной организации,

заседания ее совета директоров (наблюдательного совета) направляется в Банк России не позднее пяти

дней до дня проведения такого собрания, заседания, за исключением случая, когда основания,

предусмотренные статьей 4 настоящего Федерального закона, возникли в пределах срока для

уведомления, установленного настоящим пунктом. В этом случае кредитная организация уведомляет о

проведении общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, заседания ее совета

директоров (наблюдательного совета) не позднее дня, следующего за днем возникновения оснований,

предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Кредитная организация, имеющая предусмотренные статьей 4 настоящего Федерального закона

основания и осуществляющая меры по финансовому оздоровлению без направления Банком России

предусмотренного статьей 12 настоящего Федерального закона требования, прекращает уведомлять Банк

России о событиях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, со дня устранения оснований,

предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона.

4. Банк России вправе направить наблюдателя (наблюдателей) для участия в общем собрании

учредителей (участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного

Наблюдатель (наблюдатели) допускается (допускаются) к участию в общем собрании учредителей

(участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) на

основании решения Банка России.

Наблюдатель (наблюдатели) принимает (принимают) участие в общем собрании учредителей

(участников) кредитной организации, заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) без права

голоса, знакомится (знакомятся) с протоколами и другими материалами такого собрания, заседания.

Статья 4.2. Обязанности руководителя, членов органов управления, учредителей (участников)

кредитной организации в случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной

(введена Федеральным законом от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

1. В случае возникновения признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации,

предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, и (или) оснований,

предусмотренных пунктом 1 части второй статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской

деятельности», руководитель кредитной организации, признаваемый таковым в соответствии со статьей

11.1 указанного Федерального закона, в течение десяти дней со дня их возникновения обязан:

1) направить в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации мотивированное

требование о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации

для рассмотрения вопроса о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства

об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

2) уведомить Банк России о возникновении в кредитной организации указанных оснований и

направлении им в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации предусмотренного

подпунктом 1 настоящего пункта требования.

2. В течение трех дней со дня получения предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи

требования руководителя кредитной организации совет директоров (наблюдательный совет) кредитной

1) принять решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной

организации, а также не позднее чем в течение двадцати дней со дня принятия указанного решения

сообщить учредителям (участникам) кредитной организации о проведении такого общего собрания;

2) уведомить о принятом решении руководителя кредитной организации и Банк России.

3. В случае, если руководитель кредитной организации не избран или не назначен, обязанность по

применению мер, предусмотренных _____пунктом 1 настоящей статьи, возлагается на членов совета директоров

(наблюдательного совета) кредитной организации.

4. В случае, если совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации не исполнил

обязанности, предусмотренные пунктами 2 и 5 настоящей статьи, руководитель кредитной организации

обязан исполнить обязанности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации,

установленные соответственно пунктами 2 и 5 настоящей статьи, в течение трех дней со дня истечения

сроков, предусмотренных соответственно абзацем первым пункта 2 и пунктом 5 настоящей статьи.

5. В случае, если советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации не принято

решение о созыве внеочередного общего собрания учредителей (участников) кредитной организации в

порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, члены совета директоров (наблюдательного

совета) кредитной организации обязаны обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании или

отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в течение трех дней со

дня истечения срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи.

В случае, если решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России

ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление

банковских операций не принято внеочередным общим собранием учредителей (участников) кредитной

организации, члены совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации обязаны

обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии

на осуществление банковских операций в течение трех дней после проведения указанного общего

собрания учредителей (участников) кредитной организации.

6. Решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об

аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

принимается общим собранием учредителей (участников) кредитной организации большинством голосов от

общего числа голосов учредителей (участников) кредитной организации, принявших участие в голосовании.

7. Учредители (участники) кредитной организации, имеющие право давать обязательные указания

или возможность иным образом определять ее действия, но не принявшие в установленный срок решения

о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об аннулировании или

отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, и члены совета

директоров (наблюдательного совета) или руководитель кредитной организации, не исполнившие

обязанностей, предусмотренных пунктами 2 — 5 настоящей статьи, при недостаточности имущества

кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов солидарно несут субсидиарную

ответственность по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности

по уплате обязательных платежей, возникшим после появления признаков несостоятельности

(банкротства), предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

8. Если решение о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк России ходатайства об

аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций не

принято общим собранием учредителей (участников) кредитной организации, созванным в соответствии с

подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к субсидиарной ответственности в соответствии с пунктом 7

настоящей статьи не могут быть привлечены учредители (участники) кредитной организации:

1) владеющие совместно со своими аффилированными лицами менее чем 10 процентами

голосующих акций акционерного общества (от общего числа голосов участников акционерного общества);

2) голосовавшие за принятие решения о ликвидации кредитной организации и направлении в Банк

России ходатайства об аннулировании или отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление

3) надлежащим образом не уведомленные о созыве общего собрания учредителей (участников)

Статья 5. Процедуры в деле о банкротстве кредитной организации

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

1. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации (далее также —

дело о банкротстве) применяется конкурсное производство.

2. При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее

управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности

(банкротстве)», не применяются.

Статья 6. Утратила силу. — Федеральный закон от 20.08.2004 № 121-ФЗ.

Глава II. ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Статья 7. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными

изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

изменение организационной структуры кредитной организации;

приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее

собственных средств (капитала);

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Статья 8. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и

1. Финансовая помощь кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами может

быть оказана в следующих формах:

1) размещения денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее

шести месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки

рефинансирования (учетной ставки) Банка России;

2) предоставления поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

3) предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа;

4) перевода долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

5) отказа от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направления ее

на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

6) дополнительного взноса в уставный капитал данной кредитной организации;

7) прощения долга кредитной организации;

8) новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость

принятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

2. Денежные средства на банковских счетах и во вкладах в кредитной организации могут быть

использованы ее кредиторами для увеличения уставного капитала кредитной организации в порядке,

установленном Банком России.

3. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи кредитной организации

принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей финансовую помощь.

Статья 9. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации

1. Изменение структуры активов кредитной организации может предусматривать:

1) улучшение качества ее кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными

2) приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обязательств,

обеспечивающее их исполнение;

3) сокращение расходов кредитной организации, в том числе на обслуживание долга кредитной

организации, и расходов на ее управление;

4) продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет

препятствовать выполнению банковских операций кредитной организацией;

5) иные меры по изменению структуры ее активов.

2. Изменение структуры пассивов кредитной организации может предусматривать:

1) увеличение собственных средств (капитала);

2) снижение размера и (или) удельного веса текущих и краткосрочных обязательств в общей

3) увеличение удельного веса среднесрочных и долгосрочных обязательств в общей структуре

4) иные меры по изменению структуры ее пассивов.

3. Исключен. — Федеральный закон от 19.06.2001 № 86-ФЗ.

Федеральным законом от 18.07.2009 № 181-ФЗ определено, что до 18 июля 2018 года в расчет

размера уставного капитала банка в целях исполнения статьи 9.1 данного документа не включается

номинальная сумма привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения

капитализации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статья 9.1. Приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и

величины собственных средств (капитала) кредитной организации

(введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

1. В случае, если величина собственных средств (капитала) кредитной организации по итогам

отчетного месяца оказывается меньше размера ее уставного капитала, кредитная организация обязана

привести в соответствие размер уставного капитала и величину собственных средств (капитала).

2. Кредитная организация обязана принять решение о ликвидации, если величина собственных

средств (капитала) кредитной организации по окончании второго и каждого последующего финансового

года становится меньше минимального размера уставного капитала, установленного Федеральным законом

«Об акционерных обществах» или Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В случае непринятия кредитной организацией в течение трех месяцев со дня окончания финансового

года решения о своей ликвидации Банк России обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о

ликвидации данной кредитной организации.

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ.

Статья 10. Изменение организационной структуры кредитной организации

Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться:

изменением состава и численности сотрудников кредитной организации;

изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных и иных структурных

подразделений кредитной организации, а также иными способами, способствующими устранению причин,

вызвавших необходимость осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Статья 11. Ходатайство единоличного исполнительного органа кредитной организации об

осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации

1. Единоличный исполнительный орган кредитной организации (далее — руководитель кредитной

организации) в случае возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящего

Федерального закона, в течение 10 дней с момента их возникновения обязан обратиться в совет

директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по

финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной

организации при условии, что причины возникновения указанных обстоятельств не могут быть устранены

исполнительными органами кредитной организации.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

2. Ходатайство руководителя кредитной организации об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению кредитной организации или ходатайство о реорганизации кредитной организации должно

содержать рекомендации о формах, характере и сроках их осуществления.

3. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации, которому в соответствии с

пунктом 1 настоящей статьи направлено ходатайство об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению кредитной организации или ходатайство о реорганизации кредитной организации, должен

принять решение по направленному ходатайству в течение 10 дней с момента его направления и

проинформировать о принятом решении Банк России.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

4. Руководитель кредитной организации обязан в течение трех дней со дня истечения срока,

установленного пунктом 3 настоящей статьи, обратиться в Банк России с ходатайством об осуществлении

мер по предупреждению банкротства кредитной организации, если совет директоров (наблюдательный

совет) кредитной организации не принял решения по ходатайству об осуществлении мер по

предупреждению банкротства в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, либо отказался

принимать решение об осуществлении мер по предупреждению банкротства, либо отказался созвать

общее собрание учредителей (участников) кредитной организации, если необходимость проведения такого

собрания вытекает из существа мер по предупреждению банкротства кредитной организации, либо если

учредители (участники) кредитной организации не приняли решения об осуществлении мер по

предупреждению банкротства, если необходимость такого решения вытекает из существа мер по

предупреждению банкротства кредитной организации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Федеральным законом от 18.07.2009 № 181-ФЗ определено, что до 18 июля 2018 года в расчет

размера уставного капитала банка в целях исполнения статьи 12 данного документа не включается

номинальная сумма привилегированных акций, размещенных в рамках процедуры повышения

капитализации в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статья 12. Осуществление мер по финансовому оздоровлению кредитной организации по

требованию Банка России

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

1. В случаях, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона или статьей 74

Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке

России)», Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее

финансовому оздоровлению. Такое требование должно содержать указание причин, послуживших

основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по

финансовому оздоровлению кредитной организации.

В течение пяти дней со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по

финансовому оздоровлению кредитной организации руководитель кредитной организации обязан

обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об

осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации и (или) ходатайством о ее

2. В случае, если на основании данных отчетности кредитной организации и (или) по результатам

проверки, проведенной Банком России, выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной

организации оказалась меньше размера ее уставного капитала, Банк России обязан направить в такую

кредитную организацию требование о приведении в соответствие размера уставного капитала кредитной

организации и величины ее собственных средств (капитала).

Если в течение последних 12 месяцев, предшествовавших моменту, когда в соответствии с

настоящей статьей Банк России обязан направить в кредитную организацию требование о приведении в

соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств

(капитала), Банк России изменял методику расчета величины собственных средств (капитала) кредитной

организации, в целях настоящей статьи применяется та методика, в соответствии с которой величина

собственных средств (капитала) кредитной организации достигает максимального значения.

В случае невозможности увеличения величины собственных средств (капитала) кредитной

организации до размера ее уставного капитала кредитная организация в течение 45 дней со дня получения

указанного требования Банка России обязана уменьшить размер уставного капитала до величины, не

превышающей величины ее собственных средств (капитала), и внести соответствующие изменения в свои

Кредиторы кредитной организации (далее также — кредиторы) не вправе требовать прекращения или

досрочного исполнения обязательств кредитной организации на основании произведенного в соответствии

с требованиями настоящей статьи уменьшения размера уставного капитала. При этом не применяются

положения законодательства Российской Федерации об обязательном уведомлении кредиторов об их

праве требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и

возмещения связанных с этим убытков.

3. Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению

кредитной организации, содержащего основания его направления, до дня получения соответствующего

разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли

между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль

между ее учредителями (участниками), выплачивать 0 аu1080 им дивиденды, удовлетворять требования

учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее

действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации.

4. Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации, осуществляющей

меры по финансовому оздоровлению в соответствии с требованием Банка России, документального

подтверждения устранения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона,

обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по

финансовому оздоровлению. Со дня получения кредитной организацией такого сообщения не применяются

ограничения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, а также прекращаются предусмотренные

статьей 4.1 настоящего Федерального закона обязанности кредитной организации при возникновении

оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.

5. В случае возникновения оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона,

Банк России вправе потребовать от соответствующего органа управления кредитной организации

проведения кредитной организацией в десятидневный срок заседания совета директоров

(наблюдательного совета) кредитной организации либо внеочередного общего собрания учредителей

(участников) кредитной организации для принятия решения об осуществлении мер по финансовому

оздоровлению кредитной организации.

Статья 13. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации

1. В случае установления оснований, предусмотренных статьей 4 настоящего Федерального закона,

Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

2. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке

оценку финансового состояния кредитной организации;

указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в

ее финансовом оздоровлении;

меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

меры по получению дополнительных доходов;

меры по возврату просроченной дебиторской задолженности;

меры по изменению организационной структуры кредитной организации;

срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности

Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации устанавливается

нормативным актом Банка России.

3. Порядок и сроки представления плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации,

а также порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными

актами Банка России.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Статья 14. Ответственность руководителей, членов совета директоров (наблюдательного совета),

учредителей (участников) кредитной организации

(в ред. Федерального закона от 28.04.2009 № 73-ФЗ)

1. Если банкротство кредитной организации наступило в результате виновных действий или

бездействия ее руководителей, членов совета директоров (наблюдательного совета), учредителей

(участников) или других имеющих право давать обязательные для данной кредитной организации указания

или возможность иным образом определять ее действия лиц (далее — контролирующие лица), на указанных

лиц при недостаточности имущества кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов

арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по денежным обязательствам

кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей.

Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности указанных лиц, если будет установлено, что

размер вреда, причиненного по их вине имущественным правам кредиторов, существенно ниже размера

требований, подлежащих удовлетворению за счет указанных лиц.

Лица, указанные в абзаце первом настоящего пункта, признаются виновными, если их решения или

действия (в том числе превышение полномочий), повлекшие за собой возникновение признаков

банкротства, не соответствовали принципам добросовестности и разумности, соответствующим

нормативным правовым актам Российской Федерации, банковским правилам, уставу кредитной

организации или обычаям делового оборота, а также если они при наличии оснований, предусмотренных

статьей 4 настоящего Федерального закона, не предприняли предусмотренные настоящим Федеральным

законом меры для предупреждения банкротства кредитной организации. Учредители (участники) кредитной

организации несут ответственность за такое бездействие в случае, если они знали о наличии данных

В соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012 № 144-ФЗ по истечении одного года после дня

официального опубликования в пункте 2 статьи 14 слова «а также иные документы» будут заменены

словами «иные документы», а также после слов «Российской Федерации,» будет дополнена словами «а

также базы данных кредитной организации на электронных носителях (резервные копии баз данных),

которые содержат информацию об имуществе, обязательствах кредитной организации, их движении и

обязанность ведения которых установлена Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»,».

2. При недостаточности имущества кредитной организации для удовлетворения требований

кредиторов по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по

уплате обязательных платежей, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, а также иные

документы, которые отражают экономическую деятельность кредитной организации и обязанность по

подготовке, составлению или хранению которых установлена законодательством Российской Федерации,

не переданы в установленном порядке временной администрации кредитной организации или конкурсному

управляющему либо полностью или частично отсутствуют, руководители кредитной организации,

обязанные обеспечить сохранность ее документации и (или) имущества, несут субсидиарную

ответственность по денежным обязательствам кредитной организации и (или) ее обязанностям по уплате

3. Лица, привлеченные в соответствии с настоящим Федеральным законом к субсидиарной

ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности

по уплате обязательных платежей, не вправе приобретать акции (доли) иной кредитной организации,

составляющие более чем пять процентов ее уставного капитала, в течение десяти лет со дня принятия

арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом.

4. Лица, привлеченные в соответствии с настоящим Федеральным законом к субсидиарной

ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности

по уплате обязательных платежей, не вправе занимать должности руководителей кредитных организаций в

течение трех лет со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации

5. Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, в соответствии с

настоящей статьей определяется исходя из разницы между размером установленных требований

кредиторов и рыночной стоимостью имущества должника за вычетом текущих обязательств.

6. Руководителями кредитной организации признаются лица, указанные в качестве таковых в

Федеральном законе «О банках и банковской деятельности».

Статья 15. Последствия неисполнения требований главы II настоящего Федерального закона

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Неисполнение кредитной организацией требований, предусмотренных настоящей главой, является

основанием для применения Банком России мер в порядке надзора, установленных федеральными

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Глава III. ВРЕМЕННАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Статья 16. Временная администрация

1. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией,

назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными

актами Банка России.

2. Временная администрация действует в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными

федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной

организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены,

либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Основания назначения временной администрации

1. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным

обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в

сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или)

исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их

(его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при

одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в

течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной

организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной

организации в установленный срок;

5) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания

для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

2. Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее

дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских

(п. 2 введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

3. Акт Банка России о назначении временной администрации включается Банком России в Единый

федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с даты принятия

указанного акта и публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2001 № 86-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ)

Статья 18. Срок действия временной администрации

1. Временная администрация назначается Банком России на срок не более шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2001 № 86-ФЗ, от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 20.08.2004 № 121-ФЗ.

3. Если к моменту окончания установленного настоящим Федеральным законом срока действия

временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные

настоящим Федеральным законом, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об

отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

(п. 3 введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

4. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации

лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свои полномочия в кредитной

организации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, со дня своего назначения до дня

вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии

конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную

силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации (далее также —

(п. 4 в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Статья 19. Руководитель временной администрации

Положения пункта 1 статьи 19 применяются в отношении тех кредитных организаций, в которых на 23

июня 2001 года отсутствовала временная администрация (статья 3 Федерального закона от 19.06.2001 №

1. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России.

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2001 № 86-ФЗ, от 28.07.2004 № 84-ФЗ)

2. Состав временной администрации определяется приказом Банка России, включаемым Банком

России в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее следующего рабочего дня с

даты принятия указанного акта. Руководитель временной администрации распределяет обязанности между

членами временной администрации и несет ответственность за ее деятельность. В состав временной

администрации по согласованию с государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов»

(далее — Агентство) могут включаться ее служащие.

(в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 № 121-ФЗ, от 28.07.2012 № 144-ФЗ)

3. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных

органов кредитной организации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без

Статья 20. Ответственность руководителя временной администрации за неисполнение или

ненадлежащее исполнение своих обязанностей

(в ред. Федерального закона от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации

своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

Статья 21. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных

органов кредитной организации

1. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная

администрация осуществляет следующие функции:

проводит обследование кредитной организации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций,

предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и

контролирует их реализацию;

контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных

иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:

получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы,

касающиеся деятельности кредитной организации;

дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, указанных в

пункте 3 настоящей статьи;

обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления

кредитной организации, если они препятствуют осуществлению функций временной администрации либо

если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации. Для

целей настоящего Федерального закона под препятствованием осуществлению функций временной

администрации понимается совершение должностными лицами кредитной организации или лицами,

действующими по их поручению, неправомерных действий, их бездействие (неисполнение возложенных

федеральным законом обязанностей, в том числе непредставление в предусмотренных федеральным

законом случаях документов для согласования сделок), а также создание условий, при которых временная

администрация не может полностью или частично осуществлять функции, возложенные на нее

федеральным законом и нормативными актами Банка России.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

3. Органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации

связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением

его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным

связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость

которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с

получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований,

принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами,

определяемыми в соответствии с федеральным законом, либо с лицами, в отношении которых кредитная

организация в соответствии с федеральным законом является заинтересованным лицом, либо с лицами, в

отношении которых кредитная организация имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо)

оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами,

которые имеют возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на

решения, принимаемые органами управления кредитной организации.

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

Статья 22. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий

исполнительных органов кредитной организации

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная

администрация осуществляет следующие функции:

реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

проводит обследование кредитной организации;

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций,

предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и

контролирует их исполнение;

принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным

принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований

кредиторов кредитной организации;

иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:

получает от руководителя, других работников кредитной организации, а также иных лиц необходимую

информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и

назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в

органы управления ее дочерних организаций;

согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или

общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок,

предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;

вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от

занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы;

вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке,

установленном федеральными законами;

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

вправе обращаться от имени кредитной организации в суд с требованием о привлечении к

ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации,

единоличного исполнительного органа кредитной организации (директора, генерального директора) и (или)

членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации (правления, дирекции), если их

виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере

причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании

сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной

администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности

сделок, указанным в статье 28 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

имеет беспрепятственный доступ во все помещения кредитной организации;

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

вправе при необходимости опечатывать помещения кредитной организации.

(абзац введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

3. Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета)

кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции,

установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации,

совершать сделки, связанные:

с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в

качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным

с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого

составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с

получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований,

переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.

4. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации или общее собрание ее

учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и

учредительными документами кредитной организации, вправе расширить полномочия временной

администрации по распоряжению имуществом кредитной организации.

Статья 22.1. Функции временной администрации в случае назначения ее после отзыва у кредитной

организации лицензии на осуществление банковских операций

(введена Федеральным законом от 19.06.2001 № 86-ФЗ)

1. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации

лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет те же функции и обладает полномочиями,

которые предоставлены временной администрации в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального

закона, за исключением функции разработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной

организации, их организации и контролю за их исполнением.

2. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации

лицензии на осуществление банковских операций, обязана провести обследование кредитной организации

и определить наличие у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 2

статьи 2 настоящего Федерального закона. При обнаружении указанных признаков временная

администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на

осуществление банковских операций, направляет в Банк России ходатайство о направлении Банком России

в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

3. Временная администрация после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление

банковских операций определяет наличие признаков преднамеренного банкротства, а также уведомляет

кредиторов о принятии арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом

путем опубликования в течение 10 календарных дней за счет средств кредитной организации сведений в

«Вестнике Банка России» и в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной

Временная администрация осуществляет в устанавливаемом Банком России порядке раскрытие

информации о финансовом состоянии должника в течение 10 календарных дней после принятия

арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом.

Временная администрация при рассмотрении арбитражным судом заявления Банка России о

признании кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника,

составе кредиторов и наличии признаков преднамеренного банкротства.

В течение трех рабочих дней со дня опубликования сведений, указанных в абзацах первом и втором

настоящего пункта, временная администрация направляет указанные сведения в Банк России, который

включает их в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 № 144-ФЗ)

(п. 3 введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

4. Исполнение кредитной организацией после отзыва лицензии на осуществление банковских

операций до дня открытия конкурсного производства текущих обязательств (в том числе совершение от

своего имени сделок, влекущих за собой возникновение текущих обязательств), предусмотренных

настоящим Федеральным законом, осуществляется на основании сметы расходов, утверждаемой Банком

Виды сделок, совершаемых кредитной организацией со дня отзыва лицензии на осуществление

банковских операций, в том числе сделок, связанных с расходованием денежных средств и иным

отчуждением имущества кредитной организации, и порядок их осуществления устанавливаются

Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и принятыми в соответствии с ним

нормативными актами Банка России.

(п. 4 введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

5. Временная администрация в случае недостаточности денежных средств для исполнения текущих

обязательств кредитной организации, связанных с обеспечением сохранности ее имущества и защитой

интересов кредиторов кредитной организации, имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с

заявлением о снятии ранее наложенных арестов на находящиеся на банковских счетах денежные средства

в размере, необходимом для обеспечения функционирования кредитной организации согласно смете

расходов, утверждаемой Банком России.

(п. 5 введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

6. Для установления кредиторов кредитной организации и размера их требований к кредитной

организации временная администрация вправе осуществлять в порядке, установленном пунктами 7 — 12

настоящей статьи, учет требований кредиторов в реестре требований кредиторов, форма которого

устанавливается нормативным актом Банка России по согласованию с Агентством.

(п. 6 введен Федеральным законом от 20.08.2004 № 121-ФЗ)

7. В целях предъявления кредиторами кредитной организации своих требовани

Смотрите так же:

  • Буйнакский судебный пристав Буйнакский межрайонный отдел судебных приставов Контактная информация данного отдела ФССП: Старший судебный пристав: Магомедов Хабиб Мирзабегович Районы обслуживания: г. Буйнакск, Буйнакский район Адрес: 368220, г. Буйнакск, ул.Орджоникидзе, […]
  • Земли промышленности пермь Продажа земли промышленного назначения, 1100 м² , ул. Леонова 88 Цена: 47 000 000 руб. Цена: 32 500 000 руб. Цена: 50 000 000 руб. Цена: 29 996 800 руб. Цена: 37 300 000 руб. Цена продажи: 1 000 000 руб. Цена: 910 […]
  • Образец расчета процентов по ст 395 гк рф Образец расчета процентов по ст 395 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Земельный участок во владикавказе Купить земельный участок во Владикавказе 03.09.2018 13:18 | Купить земельный участок большой площади во Владикавказе Продаются два земельных участка 6,0 сот. и 5,0 сот. в сад./тов. Учитель-2, Московское шоссе, 300 м от трассы; электричество, вода - […]
  • Трудности в профессии адвокат Специальность адвокат: сложности и преимущества Выбрав профессию адвоката, можно добиться и благосостояния, и известности, и личностной самореализации. Однако подходит эта специальность далеко не всем людям. Она требует достаточно специфического […]