Государственная регистрация права муниципальной собственности

Содержание страницы:

Государственная регистрация прав на образованные земельные участки

Заключительным этапом образования земельных участков является государственная регистрация прав на образованные в результате раздела, объединения, перераспределения, выдела земельные участки. Именно с указанного момента сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, утрачивают временный характер, а земельные участки, их которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование. Следовательно, с указанного момента образованный земельный участок считается юридически существующим.

Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрено, что на земельные участки, образованные при разделе, объединении, перераспределении или выделе из участков, находящихся в частной собственности, необходима государственная регистрация прав собственности или иных вещных прав (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, сервитут).

В отношении земельных участков, образованных из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (как разграниченной, так и не разграниченной) допускается государственная регистрация прав их аренды. С указанного момента внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения в отношении земельных участков, образованных из государственной или муниципальной собственности, утрачивают временный характер.

Основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является:

  1. решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;
  2. соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков;
  3. иной документ, на основании которого в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.

Следует отметить, что государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления органа власти, полномочного на распоряжение такими участками, или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с ЗК РФ.

В случаях, когда для образования земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, необходимо принятие решение органа власти, полномочного на их распоряжение, указанное полномочие может быть указано в соответствующем решении.

Государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Указанное правило не применяется в отношении государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении земельных участков или выделе из земельных участков, предоставленных садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, а также на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

Как уже было указано выше, при образовании земельных участков сервитуты, а также иные обременения (ограничения) прав сохраняются в отношении образуемых земельных участков в прежних границах. При государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на образуемые земельные участки осуществляется государственная регистрация ограничений (обременений) прав на такие земельные участки.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефонам:

Свидетельство права собственности

Выписка из реестра муниципальной собственности администрации, является ли основанием для регистрации права собственности на недвижимое имущество? Здание Министерства обороны на основании ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ О порядке безвозмездной передачи. после приказа Сердюкова и подписания соглашения и акта приёма передачи, передали муниципалам.

Ответы юристов (5)

Выписка лишь свидетельствуют о зарегистрированных правах, основанием она не является, основанием являются договоры о передаче, купли-продажи, дарения, наследование и иные.

С уважением Александр

Уточнение клиента

Это выходит нарушение регистрации права собственности?

12 Февраля 2015, 00:18

Есть вопрос к юристу?

Возможно этот объект был передан муниципалитету на основании постановления Верховного Совета № 3020-1 от 27.12.1991.

Кроме того, при регистрации права, Росрегистрация проводит экспертизу соответствия документов. Были бы сомнения, регистрации не было бы.

Уточнение клиента

Объект был передан на основании ФЗ от 8 декабря 2011 г. N 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

12 Февраля 2015, 00:32

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Статья 17 Основания для государственной регистрации прав

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

— иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в

порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказ Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424

«Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества»

2. Объектами учета в реестрах являются:

— находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество

4. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе:

— наименование недвижимого имущества;
— адрес (местоположение) недвижимого имущества;

— кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;

— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества;

— сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе);

— сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;

— даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

— реквизиты документов — оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;

— сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;

— сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.

Так, что в реестре содержится вся информация, подтверждающее возникновение права мун. собственности на объект.

И у регистратора сомнений не возникло.

Возможно в свидетельстве следовало бы указать реквизиты соглашения о передаче имущества в муниципалитет, но регистратор решил по своему.

Уточнение клиента

Странно, но согласно Постановлению ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 апреля 2010 года

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,

ВОЗНИКАЮЩИХ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ,

СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.

12 Февраля 2015, 01:20

В том же пункте постановления 10/22 сказано, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.

Выписка из ЕГРП у муниципалитета имеется.

Могу предположить, что вместе с выпиской из реестра мун.собственности муниципалитетом были представлены и документы основания, в том числе и соглашение о передаче имущества.

Если право собственности муниципалитета на данный объект нарушает ваши права, вам следует обратиться в суд с иском о признании сделки по передаче объекта недействительной.

Уточнение клиента

Не спорю, что выписка из ЕГРП является докозательством. Но по логике, основанием регистрации права должен быть акт приёма передачи или соглашение подписанное между сторонами и согласно приказа, это здание обременили.

12 Февраля 2015, 01:45

Но по логике, основанием регистрации права должен быть акт приёма передачи или соглашение подписанное между сторонами и согласно приказа

Согласен с вами, но оспорить право муниципалитета, на том основании, что в свидетельстве о праве собственности основанием указа выписка из мун.реестра вряд ли получится.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Департамент имущественных отношений

Подведомственные организации

Взаимодействие органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав муниципальной собственности на вновь построенные объекты недвижимого имущества, в том числе на объекты инженерной инфраструктуры

В период с 2006 по 2009 годы отмечается увеличение объема работы департамента имущественных отношений по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество, включая жилые помещения, нежилые помещения, строения, сооружения, земельные участки, а также вновь построенные объекты недвижимого имущества. Это связано, прежде всего, с проведением инвентаризации муниципального недвижимого имущества, переформированием муниципальных земельных участков, а также вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества для развития городского хозяйства.

Эффективная эксплуатация, надлежащее обслуживание, рациональное использование и распоряжение вновь построенными и реконструированными объектами недвижимости, в том числе объектами инженерной инфраструктуры, возможно только при наличии государственной регистрации права муниципальной собственности на них. Успех решения этой задачи зависит от тесного взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав.

В процессе строительства объектов недвижимого имущества задействованы инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их совместная деятельность регулируется действующим законодательством, в том числе Гражданским, Земельным, Градостроительным кодексами РФ, федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, уже созданный и принятый заказчиком объект недвижимости до момента государственной регистрации не имеет собственника. Соответственно, никто не несет бремя содержания имущества. Оперативное и своевременное оформление прав муниципальной собственности, а также рациональное использование средств бюджета зависит от четкого взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц, осуществляющих строительство и ввод в эксплуатацию.

Государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) на созданный объект недвижимого имущества осуществляется на основании документов, подтверждающих его создание. Начиная с отвода земельного участка (заключения договора аренды на земельный участок), предоставленного под строительство объекта, и заканчивая выдачей разрешения на ввод его в эксплуатацию, процесс создания и реконструкции объектов недвижимого имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, сопровождается документальным оформлением правоотношений его участников. Заказчиком от имени муниципального образования, как правило, выступает Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства города Омска» либо департамент строительства Администрации города Омска. В зависимости от формы собственности на предоставляемые под строительство земельные участки заказчик тесно взаимодействует со структурными подразделениями Администрации города Омска, государственными учреждениями и юридическими лицами. Так, для осуществления строительства отвод земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, производится департаментом архитектуры и градостроительства, а заключение договоров аренды на такие участки – департаментом имущественных отношений. Предоставление неразграниченных земельных участков осуществляется Главным управлением по земельным ресурсам Омской области. В случае, когда застраиваемый земельный участок граничит с земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, при необходимости по соглашению сторон устанавливается сервитут (предоставление права ограниченного пользования соседним участком), который в обязательном порядке подлежит государственной регистрации.

Возведение новых объектов недвижимости, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, является затратным и дорогостоящим мероприятием. Финансирование строительства может производиться как за счет средств местного бюджета, так и путем капитальных вложений инвесторов, отношения с которыми осуществляются на основе договора и (или) муниципального контракта. В соответствии с федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. В зависимости от источников финансирования либо весь объект регистрируется по праву муниципальной собственности, либо заключается соглашение об определении долей в праве. Так, строительство объектов инженерной инфраструктуры микрорайона «Кристалл» осуществлялось при совместном финансировании Омской области и муниципального образования город Омск, поэтому на эти объекты в настоящее время регистрируется доля города в праве общей долевой собственности.

В соответствии с местными нормативными актами ввод в эксплуатацию осуществляется департаментом строительства. Таким образом, при строительстве муниципальных объектов осуществляется взаимодействие департамента имущественных отношений, департамента строительства, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства города Омска», Главного управления по земельным ресурсам Омской области.

В период с 2008 года по настоящее время департаментом имущественных отношений зарегистрировано право муниципальной собственности на 60 вновь построенных (реконструированных) объектов. Среди них такие важные городские проекты как:

  • реконструкция городской больницы № 12 под родильный дом, расположенный по адресу: ул. Герцена, 69 – 14 объектов.
  • строительство крытого футбольного поля с искусственным покрытием (на территории стадиона «Красная звезда»), расположенного по адресу: ул. Масленникова, 142/1 – 6 объектов.
  • строительство крытого катка с искусственным льдом, стадион «Энергия» (Ледовая арена им. Вячеслава Фетисова), расположенного по адресу: ул. 8 Восточная, 22 с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Челюскинцев, 98 корп. 2 — 11 объектов.
  • реконструкция строения бывшего кинотеатра «Художественный» под Органный зал, расположенный по адресу: ул. Партизанская 4, в котором город Омск имеет долю в праве общей собственности.
  • строительство общеобразовательной школы с бассейном и инженерными коммуникациями, расположенной в 14 Военном городке – 8 объектов.
  • реконструкция здания по ул. К. Либкнехта/ ул. Музейная, д. 3/4 для размещения муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1».
  • строительство инженерных коммуникаций в микрорайоне «Кристалл» и «Микрорайоне № 5».
  • реконструкция бывшего детского сада, расположенного по адресу: микрорайон «Крутая Горка», ул. Российская, д. 19, для работников социальной сферы – 20 объектов.

Статьи. Разъяснения по вопросам государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения, здания, строения, сооружения

В ходе осуществления государственной регистрации нередко возникают проблемные вопросы, требующие дополнительного разъяснения. Так, в связи с несовершенством законодательства в области разграничения государственной собственности, а порой и полным отсутствием нормативного регулирования ряда вопросов, осложняется процедура проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения, здания, строения и сооружения. Кроме того, многообразие способов приобретения права муниципальной собственности и различный порядок передачи объектов недвижимости в муниципальную собственность вызывает необходимость обозначения основных этапов указанного процесса.

В соответствии с действующим законодательством одним из способов приобретения права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества является разграничение государственной собственности в РФ.

Согласно п.2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (ред. 21.07.93, с изм.10.09.93, далее — Постановление) объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Передача из государственной собственности в муниципальную собственность объектов недвижимости осуществлялась в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утв. распоряжением Президента РФ от 18.03.92 N 114-рп (далее — Положение).

На основании п.9 указанного Положения комитетом по управлению имуществом муниципального образования, в частности г.Перми, составлялся перечень объектов, включаемых в состав муниципальной собственности, который утверждался местными Советами народных депутатов, после чего перечень представлялся на регистрацию в комитет по управлению имуществом субъекта РФ (Пермской области). В этот перечень могли быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной соб-ственности. в соответствии с Приложением 3 к Постановлению. При обнаружении в перечне объектов, не соответствующих требованиям Приложения 3 к Постановлению, комитет по управлению имуществом Пермской области исключал такие объекты из перечня. Не исключенные из перечня объекты согласно п.9 Положения считаются переданными в муниципальную собственность с момента принятия решения о передаче Советом народных депутатов области или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. В соответствии с п.10 Положения, если в установленные законодательством сроки Советом народных депутатов не было принято соответствующее решение о передаче объекта в муниципальную собственность, документом, подтверждающим право муниципальной собственности на указанный объект до его включения в реестр муниципальной собственности, являлся зарегистрированный перечень объектов муниципального имущества с учетом изменений, внесенных комитетом по управлению имуществом Пермской области.

Данный порядок действовал до издания Президентом РФ Указа от 22.12.93 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ». Пункт 1 Указа предоставил органам местного самоуправления полномочия самостоятельно утверждать перечень объектов, составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением 3 к Постановлению. Поскольку Указом не определен орган местного самоуправления, которым должны быть утверждены указанные перечни, полагаем, что они могут быть утверждены как представительным, так и исполнительным органом в зависимости от распределения компетенции в соответствии с нормативными актами местного уровня. Более того, данная позиция подтверждена практикой арбитражных судов, из которой следует, что объекты, содержащиеся в Приложении 3 к Постановлению, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу указания закона и независимо от того, какой орган утвердит перечни (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий»).

В итоге муниципальное имущество, включенное в зарегистрированные либо утвержденные в установленном порядке перечни, подлежало пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности.

Таким образом, исходя из особенностей вышеуказанной процедуры, основаниями для формирования реестра муниципального имущества являются решение Совета народных депутатов по передаче объектов в муниципальную собственность либо зарегистрированный комитетом по управлению имуществом Пермской области перечень объектов муниципального имущества — до 22.12.93, а также перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, утвержденный постановлением (решением, распоряжением) уполномоченного органа местного самоуправления — после 22.12.93.

Соответственно в зависимости от порядка, действовавшего на момент включения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности, правоустанавливающими документами, представляемыми для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект, могут являться решение Совета народных депутатов либо постановление (решение, распоряжение) органа местного самоуправления, которыми утверждены перечни объектов муниципального имущества.

Помимо прочего, из содержания п. 5 вышеуказанного Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.97 N 15 также следует, что поскольку объекты, перечисленные в Приложении 3 к Постановлению, отнесены к муниципальной собственности непосредственно в силу положений данного Постановления, такие объекты могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности. То есть отсутствие утвержденного перечня указанных объектов не свидетельствует о том, что они не являются объектами муниципальной собственности.

Исходя из этого, в случае отсутствия зарегистрированных либо утвержденных в установленном порядке перечней объектов муниципального имущества, основанием для включения объекта в реестр муниципального имущества, и соответственно, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на такие объекты будет выступать Постановление ВС РФ от 27.12.91 N 3020-1.

При внесении же объектов недвижимости в реестр муниципальной собственности по иным основаниям приобретения права муниципальной собственности (сделки, судебные решения и др.) правоустанавливающими документами для проведения государственной регистрации будут являться соответствующие требованиям действующего законодательства документы, послужившие основаниями приобретения объектов недвижимости на праве собственности.

Кроме того, независимо от процедуры, действовавшей при включении объекта недвижимого имущества в реестр муниципальной собственности, а также при отнесении объекта к муниципальной собственности по иным основаниям, в качестве документа, подтверждающего Факт закрепления права собственности на такой объект за муниципальным образованием на момент обращения за государственной регистрацией, к заявлению о государственной регистрации, представленному в учреждение юстиции по регистрации прав, наряду с правоустанавливающими документами требуется приложение выписки из реестра муниципального имущества.

Однако зачастую на практике в представляемой выписке не указываются основания внесения объекта недвижимости в реестр муниципальной собственности, что может послужить причиной для возникновения сомнений в возможности проведения государственной регистрации, так как данная информация необходима для определения порядка передачи объектов в муниципальную собственность, действовавшего на момент включения объекта в реестр, в целях установления правомерности отнесения объекта к муниципальному имуществу.

В связи с этим, для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, отнесенный к муниципальной собственности в силу Приложения 3 к Постановлению либо по иным основаниям приобретения права муниципальной собственности, выписка из реестра муниципального имущества на указанные объекты должна содержать данные, позволяющие идентифицировать объект недвижимости, а также сведения о документе, который послужил основанием для включения объекта в реестр и позволяет установить процедуру, действовавшую на момент передачи объекта в муниципальную собственность.

Вернуться к списку статей

Государственная регистрация прав на недвижимость

«Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 10

Вопрос регистрации имущественных прав на объекты недвижимости традиционно один из самых сложных как в теории, так и на практике. При этом бытует ошибочное мнение, что регистрации подлежит только право собственности, хотя оно не единственное из имущественных прав, требующих государственной регистрации. Право оперативного управления, на основании которого казенные учреждения распоряжаются недвижимостью, также должно быть удостоверено не только на бумаге, но и в Едином государственном реестре прав. Как же это сделать? Какие документы нужно подготовить и в какие органы их представить? Попробуем ответить на эти непростые вопросы.

Каковы основания для регистрации оперативного управления?

В Федеральном законе от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) нет прямого ответа на этот вопрос, как и нет упоминания о праве оперативного управления. Поэтому обратимся к нормам гражданского законодательства. В ст. 131 ГК РФ сказано, что госрегистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного пользования, ипотека, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством. Таким образом, право оперативного управления как один из видов имущественных прав подлежит государственной регистрации, общий порядок проведения которой описан в Законе N 122-ФЗ. Им установлена обязательная регистрация прав на земельные участки, участки недр и всех объектов, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба назначению объектов невозможно, в том числе права на здания, сооружения, жилые и нежилые помещения. Многие из перечисленных объектов могут находиться у казенных учреждений на праве оперативного управления, поэтому им следует позаботиться о том, чтобы все права на объекты недвижимости были зарегистрированы в законном порядке.

К сведению. Право оперативного управления учреждения на недвижимое имущество, возникшее до введения в действие Закона N 122-ФЗ, признается действительным при отсутствии его государственной регистрации (Определение ВАС РФ от 11.05.2011 N ВАС-5289/11).

Кто занимается регистрацией недвижимости?

Уполномоченным федеральным органом по регистрации недвижимости является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая через свои территориальные органы выполняет возложенные на нее полномочия . Росреестр не только координирует и контролирует деятельность своих территориальных органов, но и обеспечивает соблюдение Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним , а также разрабатывает и издает методические рекомендации по вопросам практики ведения госрегистрации прав объектов недвижимости.

Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457.
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219.

К сожалению, на данный момент нет подробных рекомендаций, касающихся государственных (муниципальных) учреждений и регистрации за ними права оперативного управления на недвижимость. Поэтому в этом вопросе казенным учреждениям ничего не остается, как руководствоваться общими нормами и отдельными положениями некоторых методических рекомендаций. В частности, в абз. 2 п. 2 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества сказано, что госрегистрацию права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты. Это правило, как и упомянутые рекомендации, касается создаваемых, созданных, реконструированных объектов недвижимого имущества. Если объект недвижимости уже возведен и эксплуатируется, то право оперативного управления на него может быть зарегистрировано позже, чем право государственной (муниципальной) собственности. Главное, чтобы и то и другое было сделано, так как при отсутствии государственной регистрации права оперативного управления не исключены притязания на объект недвижимости со стороны других казенных учреждений, которым имущество может быть передано собственником.

Утверждены Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113.

Этапы «хождения» документов по инстанциям

Порядок проведения государственной регистрации прав прописан в ст. 13 Закона N 122-ФЗ. В целях наглядности выделим на схеме все основные этапы данной процедуры.

Государственная регистрация прав проводится в месячный срок со дня приема заявления и документов для проведения данной процедуры. После этого заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации прав как итоговый документ о зарегистрированном праве оперативного управления на объект недвижимости. Но, чтобы его получить, нужно собрать пакет подтверждающих имущественное право документов.

Документы, необходимые для регистрации права

В связи с тем что регистрация имущественного права имеет добровольный (заявительный) характер, первое, что потребуют в регистрационной службе, это заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (п. 1 ст. 16 Закона N 122-ФЗ). К заявлению (в одном экземпляре) прилагаются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество (не менее двух экземпляров), выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их выхода. Возможно, потребуются и иные документы о передаче прав на недвижимое имущество, например, согласие собственника государственного или муниципального имущества на распоряжение передаваемым или находящимся в оперативном управлении имуществом казенного учреждения.

Здесь стоит упомянуть Методические рекомендации по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним , в которых большое внимание уделяется наиболее важным моментам сбора и представления документов на регистрацию недвижимости. В частности, документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Представляемые бумаги должны содержать описание недвижимого имущества (Постановление ФАС ВВО от 17.01.2011 по делу N А82-1733/2010), вид регистрируемого права, быть скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных должностных лиц (п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ). В случае если на государственную регистрацию был представлен документ (документы), имеющий подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в нем исправления, исполненный карандашом, а также с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать его содержание, он не подлежит приему на государственную регистрацию.

Утверждены Приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184.

В связи с тем что в Законе N 122-ФЗ не указан порядок отказа в приеме ненадлежаще оформленных документов, а уклонение от регистрации права может быть обжаловано в суде, органы, принимающие документы, вправе приостановить государственную регистрацию до того момента, когда все документы будут собраны, а недочеты и ошибки исправлены. В противном случае непредставление требуемого и надлежаще оформленного документа до окончания срока регистрации (приостановления регистрации) повлечет вынесение решения об отказе в регистрации прав казенного учреждения на объект недвижимости.

Отметим, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для нее, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Сведения о таком учете являются обязательными для подтверждения прав при совершении сделок с недвижимостью, особенно если вместе с ней передаются права на земельные участки. Кстати, скоро планируется принять новый федеральный закон, объединяющий отдельные процедуры регистрации прав на объекты недвижимости и их кадастрового учета. То есть, возможно, будет единый закон, устанавливающий правила внесения и предоставления сведений сразу из двух источников (ЕГРП и ГКН). Это и есть тот самый принцип «одного окна», о котором, в частности, говорится в Концепции создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости .

Утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2009 N 534.

Плата за госрегистрацию

Как сказано в Законе N 122-ФЗ, вместе заявлением о госрегистрации прав и другими прилагаемыми к нему документами представляется документ об уплате государственной пошлины. При этом без взимания госпошлины производится регистрация прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную, региональную или муниципальную казну (абз. 2 п. 3 ст. 16). Однако регистрация права оперативного управления казенного учреждения — это несколько иная операция, поэтому за нее нужно заплатить госпошлину, установленную пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Когда отказ в регистрации неправомерен?

Практика показывает, что не всегда учреждениям и организациям удается зарегистрировать имущественное право владения (распоряжения) недвижимостью. В таком случае отказы регистрационных органов можно оспорить в судебном порядке. Выделим несколько решений, в которых заявителям удалось отстоять свое право на регистрацию.

Как следует из Определения ВАС РФ от 01.04.2010 N ВАС-3723/10, регистрирующий орган отказал в регистрации права оперативного управления на комнаты в здании дома культуры, ссылаясь на отсутствие кадастрового паспорта, содержащего сведения о комнатах как о помещениях, представляющих собой самостоятельные объекты недвижимого имущества. Между тем, по мнению заявителя и судей, описание объекта недвижимости содержит все сведения о спорных комнатах, необходимые для государственной регистрации права оперативного управления. Поэтому предоставление кадастровых паспортов на каждую из комнат является необязательным. Закрепление собственником части принадлежащего ему объекта недвижимости за учреждением на праве оперативного управления не влечет вследствие этого прекращения права собственности на объект недвижимого имущества в целом и образования новых объектов недвижимости.

В Определении ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-3267/11 причиной отказа государственному учреждению в регистрации права оперативного управления на здание главного корпуса послужило отсутствие документа о закреплении за ним этого здания на праве оперативного управления. В то же время учреждение представило с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления документы, в том числе договор с учредителем, условиями которого подтверждается факт принадлежности государственному учреждению спорного имущества на праве оперативного управления.

В Постановлении ФАС МО от 25.07.2011 N КА-А41/7741-11 управление Росреестра отказало в регистрации права учреждения на здание, сославшись на непредставление документа, подтверждающего предоставление земельного участка для строительства, а точнее, на невозможность из подобного документа идентифицировать спорный объект, а также земельный участок для строительства объекта недвижимости. Однако постановление администрации главы района об утверждении разрешения на ввод в эксплуатацию содержало полное описание спорного объекта недвижимости. В подтверждение прав в отношении земельного участка учреждение представило государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. Факт предоставления земельного участка для строительства объекта подтверждался также постановлениями местной администрации, из содержания которых усматривалось, что государственному учреждению было разрешено строительство объекта недвижимости. Перечисленных документов оказалось достаточно, чтобы признать отказ регистрирующего органа неправомерным.

В Постановлении ФАС МО от 14.02.2011 N КГ-А40/16569-10 в обоснование отказа в государственной регистрации права оперативного управления недвижимого имущества управление Росреестра указало, что представленный приказ Рособразования не является правоустанавливающим документом, подтверждающим передачу имущества на баланс учреждения и наличие у Российской Федерации права собственности на это имущество. Но, как выяснилось, спорный объект уже был внесен в реестр объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, поэтому представления регистрирующему органу документов-оснований для возникновения права федеральной собственности на спорные объекты недвижимости не требовалось. То есть один из аргументов отказа чиновников (отсутствие у РФ права собственности) был не обоснован. Что касается другого основания (о передаче имущества на баланс), то суд напомнил, что право оперативного управления имуществом возникает у учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. В качестве правоустанавливающего документа, подтверждающего закрепление за государственным учреждением на праве оперативного управления имущества, был представлен приказ уполномоченного Федерального агентства по образованию, что является достаточным для удостоверения права оперативного управления на имущество и его регистрации за госучреждением.

Несколько слов о правах на земельные участки

Следует знать, что права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). При этом в силу норм ст. 20 данного Кодекса государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками проводится в том же порядке, что и регистрация иного недвижимого имущества. При этом учреждения, в том числе казенные, не обязаны переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретать земельные участки в собственность, как это предписано сделать иным юридическим лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Практика проверок показывает, что на балансе казенного учреждения могут числиться объекты недвижимости, на которые зарегистрировано в установленном порядке право оперативного управления. Однако не всегда сотрудники учреждения могут представить документы, подтверждающие права на земельные участки, на которых находится объект недвижимости. Это является нарушением п. 1 ст. 25 ЗК РФ, обязывающего регистрировать права на земельные участки в установленных законами случаях (один из них — передача земли в постоянное (бессрочное) пользование казенному учреждению). Чтобы ничего не нарушать, учреждению нужно зарегистрировать не только право на объект недвижимости, но и право на занятый им земельный участок.

Ответственность за нарушение порядка регистрации имущества

Ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 19.21 КоАП РФ: несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб. Привлечь нарушителя к ответственности можно в том случае, если он на момент проверки не подал документы на государственную регистрацию прав на объект недвижимости. Если это сделано, но удостоверяющие документы еще не получены, учреждение может избежать ответственности, сославшись на то, что Законом N 122-ФЗ не установлен срок для подачи управомоченным лицом заявления на регистрацию прав на недвижимое имущество. Месячный срок, отнесенный к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество. Но все же советуем не затягивать с регистрацией объектов недвижимости и земельных участков, так как это является обязательным требованием гражданского и земельного законодательства.

В принципе штрафы за нарушение порядка регистрации прав на объекты недвижимости и на земельные участки для казенного учреждения не так уж существенны. Однако могут возникнуть проблемы в решении различных правовых вопросов, а также не исключены сложности с учетом и налогообложением. Надеемся, что статья поможет внести ясность в порядок государственной регистрации объектов недвижимости, принадлежащих казенным учреждениям на праве оперативного управления, и лишний раз подтвердит ее необходимость.

Смотрите так же:

  • Алименты на жену расчёт Что говорит семейный кодекс про алименты на содержание супруги до 3 лет? Когда малышу нет еще и трех лет, то мать, расставшаяся с отцом, не имеет возможности работать, так как должна ухаживать за ребенком. Про то, что на ребенка положены алименты, […]
  • Ответственность работодателя за нарушение условий трудового договора Нарушение трудового договора - консультация юриста Заключая трудовой контракт, стороны возлагают на себя ряд обязанностей, которые необходимо исполнять. Какое нарушение трудового договора характерно для работника? прогул, систематическое […]
  • Бесплатная юридическая консультация по телефону в ростове-на-дону Бесплатная юридическая консультация в Ростове-на-Дону Ответим на все ваши вопросы в любой сфере права Оказываем бесплатные юридические консультации в Ростове и Ростовской области круглосуточно онлайн и по телефону. Услуги бесплатной […]
  • Как происходит приватизация квартиры с несовершеннолетним ребенком Особенности приватизации с несовершеннолетними детьми Закон о приватизации несколько раз за все время этой кампании изменялся и дополнялся. Поэтому, прописанные там особенности приватизации квартир с несовершеннолетними детьми, существенно […]
  • Выплата пособия до 3 лет в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 3 лет в 2018 году Статьи по теме Когда женщина уходит в отпуск по уходу за ребенком, ей полагается пособие. До полутора лет пособие выплачивается за счет ФСС. Помимо этого работнице положено пособие за счет […]