Иркутск защита прав человека

Иркутск защита прав человека

от 16 сентября 2009 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Уставом Иркутской области определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, его полномочия, порядок его деятельности.

Статья 2. Основы правового статуса Уполномоченного по правам человека в Иркутской области

1. В соответствии с Уставом Иркутской области Уполномоченный по правам человека в Иркутской области является государственным органом Иркутской области, включающим в себя государственную должность Иркутской области — Уполномоченный по правам человека в Иркутской области (далее — Уполномоченный) и его аппарат. Указанный государственный орган Иркутской области обладает правами юридического лица, имеет печать и бланки с изображением Герба Иркутской области и со своим наименованием.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Иркутской области (далее — Законодательное Собрание).

3. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Иркутской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

4. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности независим от каких-либо органов, организаций, объединений и должностных лиц.

5. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

6. Уполномоченный в целях выполнения задач своей деятельности вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти Иркутской области, иными государственными органами Иркутской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (далее — органы местного самоуправления), организациями, общественными объединениями, должностными лицами.

Уполномоченный вправе осуществлять взаимодействие с общественной наблюдательной комиссией, сформированной в Иркутской области (далее — область) в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

7. Деятельность Уполномоченного осуществляется гласно.

8. Постоянным местонахождением Уполномоченного и его аппарата является город Иркутск.

Статья 3. Задачи деятельности Уполномоченного

Задачами деятельности Уполномоченного являются:

1) восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) выявление причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод человека и гражданина;

3) внесение предложений о совершенствовании законов области и иных нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств (далее — вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина), организации и деятельности Уполномоченного, в том числе о приведении их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, об устранении причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод человека и гражданина;

4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Глава 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

На должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста тридцати пяти лет, имеющий высшее образование, обладающий познаниями в области прав и свобод человека и гражданина и имеющий опыт их защиты.

Статья 5. Порядок внесения предложений по кандидатуре на должность Уполномоченного

1. Предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного вправе вносить Губернатор Иркутской области, а также группы депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной трети от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания.

2. Предложение о кандидатурах на должность Уполномоченного вносится в письменной форме в Законодательное Собрание в течение 30 дней до окончания срока полномочий действующего Уполномоченного.

3. К предложению о кандидатурах на должность Уполномоченного прилагаются документы, подтверждающие соответствие предлагаемой кандидатуры требованиям статьи 4 настоящего Закона.

Статья 6. Назначение на должность Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность решением Законодательного Собрания, принимаемым большинством голосов от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания тайным голосованием, и оформляется постановлением Законодательного Собрания, которое подлежит официальному опубликованию.

Порядок проведения голосования устанавливается Регламентом Законодательного Собрания Иркутской области (далее — Регламент Законодательного Собрания).

2. Законодательное Собрание принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 7. Вступление в должность Уполномоченного

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Уставом Иркутской области, законодательством Иркутской области, справедливостью и объективностью».

2. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 8. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным на должность Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания, а также его роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 9. Ограничения, связанные с пребыванием в должности Уполномоченного

1. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на Уполномоченного распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации.

2. Уполномоченный обязан не позднее 14 дней со дня вступления в должность прекратить деятельность, не совместимую с его статусом, и представить в Законодательное Собрание копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом Уполномоченного, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если Уполномоченный не выполнит указанное требование, он освобождается от должности в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, и в установленном порядке проводится назначение на должность Уполномоченного.

Статья 10. Удостоверение Уполномоченного

1. Удостоверение Уполномоченного подписывается председателем Законодательного Собрания и вручается Уполномоченному на заседании Законодательного Собрания после его вступления в должность.

2. Образец и описание удостоверения, порядок его изготовления, оформления и замены определяется положением, утверждаемым постановлением Законодательного Собрания.

Статья 11. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности

1. Основаниями досрочного освобождения от должности Уполномоченного являются:

1) заявление о сложении полномочий;

2) несоблюдение ограничений, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона;

3) неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий;

4) неспособность по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

5) вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) признание его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным;

7) признание его решением суда, вступившим в законную силу, безвестно отсутствующим или объявление его решением суда, вступившим в законную силу, умершим;

8) утрата им гражданства Российской Федерации, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2. По основанию, указанному в пункте 1 части 1 настоящей статьи, Уполномоченный досрочно освобождается от должности с даты, указанной в его заявлении о сложении полномочий. В указанном случае решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного оформляется постановлением Законодательного Собрания, принимаемым без голосования.

Решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного по основанию, указанному в пункте 2 части 1 настоящей статьи, принимается постановлением Законодательного Собрания. Указанное постановление принимается Законодательным Собранием не позднее чем через один месяц со дня наступления указанных обстоятельств либо на ближайшем заседании Законодательного Собрания.

Решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного по основанию, указанному в пункте 3 части 1 настоящей статьи, принимается большинством голосов от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания на основании заключения комиссии, сформированной из числа депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением.

Решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного по основанию, указанному в пункте 4 части 1 настоящей статьи, принимается большинством голосов от установленного Уставом Иркутской области числа депутатов Законодательного Собрания и оформляется постановлением.

По основаниям, указанным в пунктах 5 — 9 части 1 настоящей статьи, Уполномоченный досрочно освобождается от должности со дня наступления соответствующих обстоятельств. В указанных случаях решение о досрочном освобождении от должности Уполномоченного оформляется постановлением Законодательного Собрания, принимаемым без голосования.

3. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности назначение на указанную должность осуществляется Законодательным Собранием в течение 60 дней со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в соответствии со статьями 4 — 8 настоящего Закона.

Глава 3. ПОЛНОМОЧИЯ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Статья 12. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный действует в пределах полномочий, установленных настоящим Законом в соответствии с Уставом Иркутской области.

2. К полномочиям Уполномоченного относится рассмотрение письменных жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — заявители), находящихся на территории области, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц в случаях, если ранее заявитель не обжаловал эти решения, действия (бездействие) в судебном порядке и обжаловал эти решения, действия (бездействие) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

При поступлении Уполномоченному жалобы на решения, действия (бездействие) организаций и общественных объединений Уполномоченный разъясняет заявителю порядок обжалования указанных решений, действий (бездействия).

3. Уполномоченный вправе:

1) осуществлять прием граждан по вопросам своей деятельности;

2) оказывать гражданам бесплатную юридическую консультационную помощь по вопросам своей деятельности;

3) разъяснить заявителю средства, которые он вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

4. При наличии информации о массовых и (или) грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своих полномочий.

5. Уполномоченный не рассматривает жалобы на законы области и иные нормативные правовые акты области, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований области, иные муниципальные нормативные правовые акты.

6. Уполномоченный в целях реализации государственным органом области прав юридического лица:

1) распоряжается финансовыми средствами, предусмотренными в областном бюджете на его содержание и деятельность, утверждает бюджетную смету;

2) заключает государственные контракты;

3) представляет интересы в судах; подписывает от его имени обращения (заявления) в суды;

4) осуществляет иные полномочия, связанные с реализацией прав юридического лица.

Статья 13. Порядок подачи Уполномоченному жалоб и их рассмотрения Уполномоченным

Порядок подачи Уполномоченному жалоб и их рассмотрения Уполномоченным устанавливается Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статья 14. Права Уполномоченного при рассмотрении жалобы

1. При рассмотрении жалобы заявителя Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать областные государственные и муниципальные организации, получать объяснения должностных лиц государственных органов области, органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством;

2) запрашивать и получать от органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) обращаться в соответствующие исполнительные органы государственной власти области с предложением о проведении областными государственными учреждениями, учредителями которых являются указанные органы, экспертных исследований и подготовке ими заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) обращаться в компетентные органы с предложением о проведении проверки деятельности областных государственных и муниципальных организаций, относительно которых он располагает информацией о грубых и (или) массовых нарушениях прав человека и гражданина.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом первоочередного приема в установленном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления, областных государственных и муниципальных организаций, расположенных на территории области.

3. При рассмотрении жалобы, а также информации, указанной в части 4 статьи 12 настоящего Закона, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления или их должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления или их должностные лица оказывают содействие Уполномоченному в проверке жалобы, принятой им к рассмотрению в соответствии с законодательством.

Статья 15. Результаты рассмотрения жалобы Уполномоченным

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя в установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки.

2. В случае установления факта нарушения прав и законных интересов заявителя Уполномоченный обязан принять меры, установленные настоящим Законом, направленные на восстановление нарушенных прав и интересов заявителя.

3. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в соответствующие органы государственной власти области, иные государственные органы области и (или) органы местного самоуправления с заявлением о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении их должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) в случае, если в процессе рассмотрения жалобы обнаруживаются признаки уголовно наказуемого деяния, передать имеющиеся в его распоряжении материалы органам, к ведению которых отнесено возбуждение уголовного дела, и прекратить дальнейшее рассмотрение жалобы, известив об этом заявителя;

3) в случае, если нарушение прав граждан касается действий (бездействия) или решения государственных органов Российской Федерации, а также представительств иностранных государств на территории области, направить им предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, передав соответствующие материалы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и в соответствующий компетентный орган;

4) обратиться в органы прокуратуры с заявлением о проверке законности и обоснованности решений или действий (бездействия) органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления или должностных лиц.

4. В случае грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о назначении по данному основанию депутатской проверки.

О фактах грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный информирует прокурора Иркутской области и Губернатора Иркутской области.

5. Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о проведении депутатских слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых депутатских слушаниях.

Статья 16. Документы Уполномоченного по результатам рассмотрения жалоб, а также по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина

1. По результатам рассмотрения жалоб или информации, указанной в части 4 статьи 12 настоящего Закона, Уполномоченный готовит заключения с рекомендациями о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, адресованные органу государственной власти области, иному государственному органу области, органу местного самоуправления и (или) должностному лицу, решением или действием (бездействием) которого они допущены.

2. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления или их должностным лицам свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

3. Орган государственной власти области, иной государственный орган области, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение или замечания и предложения от Уполномоченного, в месячный срок, если иной срок не установлен федеральным законодательством, рассматривает соответствующий документ и о результатах его рассмотрения письменно информирует Уполномоченного.

4. В случаях, указанных в пунктах 1, 4 части 3 статьи 15 настоящего Закона, Уполномоченный вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением, которое подлежит рассмотрению в соответствии с законодательством.

Статья 17. Доклады Уполномоченного

1. Ежегодно не позднее 31 марта Уполномоченный направляет доклад по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание, прокурору Иркутской области, председателю Иркутского областного суда.

2. В ежегодном докладе, указанном в части 1 настоящей статьи, указываются органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления, их должностные лица, решения или действия (бездействие) которых обжаловались заявителями.

3. С ежегодным докладом по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области Уполномоченный выступает не позднее первого мая на заседании Законодательного Собрания.

4. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также в случае грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный может направлять в Законодательное Собрание специальные доклады. Со специальным докладом Уполномоченный вправе выступить на очередном заседании Законодательного Собрания.

5. Ежегодные и специальные доклады Уполномоченного подлежат опубликованию в печатном средстве массовой информации, учрежденном органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации.

6. Ежегодные доклады Уполномоченного по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области и специальные доклады направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

7. В пределах бюджетной сметы Уполномоченный вправе осуществлять издание материалов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

Статья 18. Деятельность Уполномоченного по совершенствованию законодательства области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина

В целях совершенствования законов области, иных нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) вносить в Законодательное Собрание в порядке реализации права законодательной инициативы проекты законов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

2) направлять органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию нормативных правовых актов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

3) участвовать в заседаниях Законодательного Собрания, в работе постоянных комитетов и постоянных комиссий Законодательного Собрания, участвовать в работе по разработке проектов законов области, иных нормативных правовых актов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

4) использовать иные формы, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 19. Деятельность Уполномоченного по правовому просвещению в сфере прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты

Деятельность Уполномоченного по правовому просвещению в сфере прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты осуществляется в сферах информации, образования и воспитания и способствует:

1) распространению знаний о правах и свободах человека и гражданина через средства массовой информации, образовательные программы, научные исследования и профессиональную подготовку государственных и муниципальных служащих, юристов, врачей, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарных и иных учреждений;

2) воспитанию правовой культуры населения, поддержанию в обществе стабильных и гармоничных отношений;

3) укреплению взаимопонимания, мира и толерантности в межнациональных отношениях.

Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 20. Аппарат Уполномоченного

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат в количестве не более 10 человек. Должности в аппарате Уполномоченного относятся к должностям государственной гражданской службы области.

2. Аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного. Аппарат Уполномоченного возглавляет руководитель аппарата Уполномоченного, который назначается на должность и освобождается от должности Уполномоченным. На руководителя аппарата Уполномоченного на период временного отсутствия Уполномоченного возлагается исполнение полномочий Уполномоченного по реализации государственным органом области прав юридического лица, за исключением полномочия по утверждению бюджетной сметы.

3. В пределах бюджетной сметы Уполномоченный самостоятельно устанавливает штатную численность и утверждает штатное расписание своего аппарата.

4. Уполномоченный утверждает структуру аппарата, осуществляет общее руководство его организацией и деятельностью, решает иные вопросы деятельности аппарата.

5. По вопросам деятельности своего аппарата Уполномоченный издает распоряжения.

6. Лицам, замещающим должности государственной гражданской службы области в аппарате Уполномоченного, направленным Уполномоченным на проведение отдельных действий в ходе рассмотрения жалоб заявителей, должна быть выдана соответствующая доверенность за подписью Уполномоченного.

7. Права, обязанности и ответственность лиц, замещающих должности государственной гражданской службы области в аппарате Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются федеральным и областным законодательством.

8. При Уполномоченном в целях оказания ему консультативной помощи может создаваться экспертный совет, работающий на общественных началах, из лиц, обладающих знаниями в области прав и свобод человека и гражданина и опытом их защиты.

9. Экспертный совет формируется Уполномоченным и действует на основании Положения об экспертном совете при Уполномоченном по правам человека в Иркутской области, утверждаемого Уполномоченным.

Статья 21. Представители Уполномоченного в муниципальных образованиях области

1. Уполномоченный вправе назначать своих представителей на общественных началах в муниципальных образованиях области. Порядок назначения, организации и деятельности представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях области определяются Положением, утверждаемым Уполномоченным.

2. Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности представителей Уполномоченного в муниципальных образованиях области осуществляет аппарат Уполномоченного за счет средств, выделенных из областного бюджета на очередной финансовый год на обеспечение деятельности Уполномоченного.

Статья 22. Гарантии деятельности Уполномоченного

Гарантии деятельности Уполномоченного устанавливаются законом области о государственных должностях области.

Статья 23. Финансовое и материальное обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Расходы на обеспечение деятельности Уполномоченного как государственного органа области осуществляются за счет средств областного бюджета.

2. Уполномоченный обеспечивается нормативными правовыми актами области, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми органами государственной власти области.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Иркутской области от 26 октября 2006 года N 67-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области» (Ведомости Законодательного собрания Иркутской области, 2006, N 24, т. 1).

3. Уполномоченный по правам человека в Иркутской области — субъекте Российской Федерации, существовавшем до 1 января 2008 года, осуществляет полномочия Уполномоченного до истечения срока, на который он был назначен.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области

Основные задачи деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области:

1) обеспечение и защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

2) содействие восстановлению нарушенных прав субъектов предпринимательской деятельности;

3) правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности по вопросам о принадлежащих им правах и способах их защиты;

4) содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Иркутской области;

5) информирование общественности Иркутской области о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Иркутской области;

6) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности исполнительными органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления;

7) взаимодействие с предпринимательским сообществом и развитие межрегионального сотрудничества в области защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

8) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

9) подготовка предложений по совершенствованию способов и механизмов защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в Иркутской области, а также по формированию политики Иркутской области в сфере развития предпринимательской деятельности.

Закон Иркутской области от 16.12.2013 № 138-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Иркутской области»

Мнение субъекта предпринимательского сообщества о кандидатуре (кандидатурах на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, скачать форму

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области —

Адрес: Иркутск, бульвар Гагарина, 74, этаж 4

Уполномоченные по защите прав человека и прав ребенка в Иркутской области сообщили о положении дел в сфере соблюдения прав граждан

Уполномоченный по защите прав человека в Иркутской области Виктор Игнатенко и Уполномоченный по защите прав ребенка в регионе Светлана Семенова выступили с ежегодными докладами о положении дел в сфере соблюдения прав граждан в 2017 году. Доклады были рассмотрены на сессии Законодательного Собрания 18 апреля.

Как подчеркнул председатель областного парламента Сергей Брилка, информация, ежегодно представляемая уполномоченными, имеет большое практическое значение для депутатского корпуса: «На фактах, порой очень тревожных, приводимых в докладах, депутаты акцентируются в дальнейшей работе, в том числе в своих избирательных округах. Кроме того, уполномоченные подробно останавливаются на ряде проблемных вопросов и тем, которые требуют самого пристального внимания и решения, эти вопросы затем находят отражение в совместной работе депутатов Законодательного Собрания и органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и различных ведомств».

Виктор Игнатенко отметил, что в Иркутской области критическая ситуация с обеспечением жильем детей-сирот: за два года не было предоставлено ни одного жилого помещения в Иркутске. Жилье, предоставленное ранее, часто бывает некачественным. По мнению Уполномоченного, также нецелесообразно строить весь многоквартирный дом под заселения сиротами, поскольку это не способствует их социализации. Большое внимание в докладе уделено сфере здравоохранения. По информации Виктора Игнатенко, Иркутская область допускает дефицит финансирования территориальной программы по оказанию бесплатной медицинской помощи за счет областного бюджета. В результате в медицинских учреждениях не всегда исполняются нормативы по питанию и лекарственному обеспечению. Много жалоб поступает к Уполномоченному по мере социальной поддержки в виде предоставления лесных насаждений для строительства жилья: в ряде районов участки для этих целей не выделяют. Большое число жалоб на условия содержания поступает и от граждан, находящихся в местах лишения свободы, в том числе на лекарственное обеспечение.

Светлана Семенова сообщила, что в прошлом году было рассмотрено свыше 2,5 тыс. вопросов. Больше всего обращений касается обеспечения безопасности жизнедеятельности детей, в том числе речь идет о жестоком обращении с детьми, домашнем насилии, нахождении детей в социально неблагополучных семьях. Число таких обращений за прошедший год выросло на 30%. В зоне особого внимания находились случаи гибели детей от внешних причин, к которым относятся ДТП, случаи на железной дороге, пожары и т.д., а также случаи гибели детей в семье. Число последних по сравнению с 2016 годом значительно выросло. Рост 26 % составил показатель числа преступлений в отношении детей — выявлено 2755 случаев. Светлана Семенова рассказала, что по итогам работы прошедших трех лет был подготовлен сборник о состоянии охраны прав детей на территории региона в разрезе муниципальных образований, который будет полезен органам местного самоуправления и депутатам областного парламента.

Депутат Геннадий Истомин предложил инициировать принятия на федеральном уровне норм, предусматривающих ответственность родителей, чьи дети находятся на попечении государства, за содержание детей в учреждениях. Как было отмечено Светланой Семеновой по просьбе депутата, из 17 тыс. детей-сирот в Иркутской области около 80% являются социальными сиротами, то есть имеют родителей, лишенных родительских прав. Однако, заметила Уполномоченный, даже задолженность по алиментам сегодня в регионе превышает 4 млрд руб., поэтому решение вопроса об установлении ответственности за содержание в учреждениях представляется довольно сложным, вместе с тем аналогичные нормы приняты в ряде стран, в том числе, например, в Республике Беларусь. Кроме того, депутаты Законодательного Собрания акцентировали внимание на вопросах лекарственного обеспечения, соответствия нормам питания в психиатрических учреждениях, транспортного обслуживания граждан, материально-технического оснащения школ-интернатов.

Виктор Игнатенко — новый уполномоченный по защите прав человека в Иркутской области

Депутаты Законодательного собрания Иркутской области на сессии 20 декабря утвердили кандидатуру Виктора Игнатенко на пост уполномоченного по защите прав человека Иркутской области. 35 из 38 голосовавших народных избранников поддержали нового омбудсмена. Один депутат проголосовал против, двое воздержались.

Напомним, кандидатуру Игнатенко на эту должность предложил лично губернатор региона Сергей Левченко. Кандидатуру Валерия Лукина, занимавшего пост с 2012 года, по неназванным причинам не согласовала уполномоченный по правам человека России Татьяна Москалькова. По одной из версий, отказ был связан с почтенным возрастом Лукина. Однако не исключается, что отказ последовал в связи с активной правозащитной деятельностью обмудсмена, которая не всегда была угодна правоохранителям.

Таким образом, юрист Валерий Лукин сегодня сложил свои полномочия. На сессии ЗС он не присутствовал, однако спикер парламента Сергей Брилка пояснил, что Лукина пригласили на следующую сессию. Между тем, Виктор Игнатенко уже принял присягу и вступил в должность.

Виктор Игнатенко в 1981 году с отличием окончил юридический факультет Иркутского государственного университета. Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В 1990 – 1997 годах работал заместителем председателя, а затем председателем Иркутского областного совета народных депутатов, В Законодательном собрании Иркутской области возглавлял комитет по социально-культурному законодательству.

С перерывами с 1997 по 2013 год работал председателем Избирательной комиссии Иркутской области. С 23 октября 2013 года занимал должность заместителя губернатора Иркутской области, а затем первого заместителя председателя правительства Иркутской области. После отставки до настоящего времени работал научным руководителем Иркутского института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского.

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области

Лукин Валерий Алексеевич

Данные о компании

  • Сфера деятельности:Защита прав
  • Тип организации: Государственный орган
  • Член региональной платформы «Центральная Азия в движении»: Нет
  • Деятельность организации:

В соответствии с Уставом Иркутской области Уполномоченный по правам человека в Иркутской области является государственным органом Иркутской области, включающим в себя государственную должность Иркутской области – Уполномоченный по правам человека в Иркутской области и его аппарат.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Законодательным Собранием Иркутской области.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Иркутской области, Законом «Об Уполномоченном по правам человека в Иркутской области» и иными нормативными правовыми актами Иркутской области.

Задачами деятельности Уполномоченного являются:

1) восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

2) выявление причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод человека и гражданина;

3) внесение предложений о совершенствовании законов области и иных нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств (далее – вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина), организации и деятельности Уполномоченного, в том числе о приведении их в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, об устранении причин и условий, способствующих нарушению прав и свобод человека и гражданина;

4) правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты;

5) содействие развитию межрегионального сотрудничества по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.

К полномочиям Уполномоченного относится рассмотрение письменных жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории области, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц в случаях, если ранее заявитель не обжаловал эти решения, действия (бездействие) в судебном порядке и обжаловал эти решения, действия (бездействие) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

При поступлении Уполномоченному жалобы на решения, действия (бездействие) организаций и общественных объединений Уполномоченный разъясняет заявителю порядок обжалования указанных решений, действий (бездействия).

1) осуществлять прием граждан по вопросам своей деятельности;

2) оказывать гражданам бесплатную юридическую консультационную помощь по вопросам своей деятельности;

3) разъяснить заявителю средства, которые он вправе использовать для защиты своих прав и свобод.

При наличии информации о массовых и (или) грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своих полномочий.

При рассмотрении жалобы заявителя Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать органы государственной власти области, иные государственные органы области, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать областные государственные и муниципальные организации, получать объяснения должностных лиц государственных органов области, органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законодательством;

2) запрашивать и получать от органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) обращаться в соответствующие исполнительные органы государственной власти области с предложением о проведении областными государственными учреждениями, учредителями которых являются указанные органы, экспертных исследований и подготовке ими заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) обращаться в компетентные органы с предложением о проведении проверки деятельности областных государственных и муниципальных организаций, относительно которых он располагает информацией о грубых и (или) массовых нарушениях прав человека и гражданина.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом первоочередного приема в установленном порядке руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления, областных государственных и муниципальных организаций, расположенных на территории области.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный извещает заявителя в установленные законом сроки. В случае установления факта нарушения прав и законных интересов заявителя Уполномоченный принимает меры, направленные на восстановление нарушенных прав и интересов заявителя.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в соответствующие органы государственной власти области, иные государственные органы области и (или) органы местного самоуправления с заявлением о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении их должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

2) в случае, если в процессе рассмотрения жалобы обнаруживаются признаки уголовно наказуемого деяния, передать имеющиеся в его распоряжении материалы органам, к ведению которых отнесено возбуждение уголовного дела, и прекратить дальнейшее рассмотрение жалобы, известив об этом заявителя;

3) в случае, если нарушение прав граждан касается действий (бездействия) или решения государственных органов Российской Федерации, а также представительств иностранных государств на территории области, направить им предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, передав соответствующие материалы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и в соответствующий компетентный орган;

4) обратиться в органы прокуратуры с заявлением о проверке законности и обоснованности решений или действий (бездействия) органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления или должностных лиц.

В случае грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о назначении по данному основанию депутатской проверки.

О фактах грубого и (или) массового нарушения прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный информирует прокурора Иркутской области и Губернатора Иркутской области.

Уполномоченный вправе обратиться в Законодательное Собрание с предложением о проведении депутатских слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в проводимых депутатских слушаниях.

По окончании календарного года Уполномоченный готовит доклад о положении в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в области. В этом докладе указываются государственные органы области, органы местного самоуправления, должностные лица, решения или действия (бездействие) которых обжаловались заявителями.

В целях совершенствования законов области, иных нормативных правовых актов области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный вправе:

1) вносить в Законодательное Собрание в порядке реализации права законодательной инициативы проекты законов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

2) направлять органам государственной власти области, иным государственным органам области, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию нормативных правовых актов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

3) участвовать в заседаниях Законодательного Собрания, в работе постоянных комитетов и постоянных комиссий Законодательного Собрания, участвовать в работе по разработке проектов законов области, иных нормативных правовых актов области по вопросам, указанным в абзаце первом настоящей статьи;

4) использовать иные формы, предусмотренные действующим законодательством.

Прием граждан
Проводится сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека по предварительной записи с понедельника по четверг с 10 до 17 часов, перерыв с 12 до 13 часов (тел. для справок 241-615).

Личный прием Уполномоченным проводится по предварительной записи по вторникам с 10 до 12 часов.

Смотрите так же:

  • Статья 286 ч1 Статья 286. Превышение должностных полномочий Статья 286. Превышение должностных полномочий См. комментарии к статье 286 УК РФ О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий см. […]
  • Исковое заявление о защите прав потребителей примеры Исковое заявление о нарушении прав потребителя (исковое заявление о нарушении прав потребителя туроператором) В____________________ районный суд Истец: (ФИО, адрес и телефон) _____ Ответчик: (Наименование, адрес, тел.) Цена иска -56 084,8 […]
  • Индивидуальные сведения в 2006 году Статья на стр. 22: СВЕДЕНИЯ О ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ УЧЕТЕ, ПОДАВАЕМЫЕ В ПФР Как известно, фирмы и индивидуальные предприниматели должны представлять в «родные» отделения Пенсионного фонда сведения об уплачиваемых страховых взносах и данные о […]
  • Приговоры суда по ст 222 ук рф Приговоры суда по ст 222 ук рф П Р И Г О В О Р Именем Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н.Н., при секретаре Куртаевой И.А., с участием государственного […]
  • Земельный участок под многоквартирным домом собственность Министерство экономического развитияРоссийской Федерации О порядке передачи земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 октября 2009 г. N […]