Как выписать ттн-1 себе к себе

Как выписать ТТН самому себе при заказе грузоперевозки?

Добрый день подскажите я компания ООО «Покупатель1» — общая система налогооблажения торгующая компания заказала грузоперевозку в транспортной компании ООО «Транспорт» для того чтобы перевести груз от моего поставщика ООО «Поставщик» к месту погрузке для своего покупателя ООО «Покупатель2»

Покупатель 1 — покупает от Поставщика
Покупатель1 — продает Покупателю 2 товар
Покупатель 1 заказывает Транспорт для перевозки
вопрос Налоговая просит от ООО Транспорт ТТН на груз, у них их нет т.к. на каждой покупке присутствовал руководитель фирмы ООО Покупатель 1 и полностью вел весь документооборот и контролировал отгрузку погрузку и перевозку
как правильно выписать, получается Покупатель1 должен их выписать сам себе ? ведь у Поставщика это считается самовывоз, а Покупатель 2 приезжает сам на своем транспорте к месту погрузки где покупает товар у Покупателя 1

Значит, должна быть транспортная накладная, где продавец и грузоотправитель Покупатель 1, а покупатель и грузополучатель — Покупатель 2.

Когда надо выписывать ТТН?

29.06.2016 23489 0 1

Чем ценна эта статья:

  • рассказано, в каких случаях нужно выписывать товарно-транспортную накладную (далее – ТТН), а в каких – не надо;
  • описано, каких налоговых последствий можно ожидать, если предприятие не имеет ТТН.

От чего поможет защититься: от необоснованных доначислений налогов фискальными органами в ситуациях, когда наличие ТТН не является обязательным.

ТТН – первичный документ для перевозок

Перевозка грузов – это хозяйственная операция. Чтобы ее начать, стороны (заказчик и перевозчик) должны заключить договор перевозки в письменном виде (ч. 2 ст. 307 Хозяйственного кодекса).

А как подтвердить на самом этапе перевозки, что груз перевозится на законных основаниях? Закон предусматривает, что автомобильные перевозчики и водители должны иметь при себе определенные первичные документы. Эти документы они обязаны предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте (ст. 48 Закона от 05.04.01 г. № 2344-III, далее – Закон № 2344).

Какие именно документы должны быть у водителя юрлица или предпринимателя? Это зависит от того, с какой целью юрлицо или предприниматель осуществляет грузовую перевозку: для выполнения договорных условий или для собственных нужд.

Конкретный список документов для каждого случая вы найдете в Перечне, утвержденном постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207 (далее – Постановление № 207, Перечень № 207). Так, при перевозке грузов на договорных условиях у водителя должна быть при себе ТТН.

Назначение ТТН

ТТН – основной документ для всех участников транспортного процесса при перевозке грузов автомобильным транспортом на территории Украины. ТТН сопровождает груз на всем пути следования от пункта погрузки до пункта назначения и передается грузополучателю вместе с грузом. Этим документом подтверждается факт выполнения перевозки.

На основании ТТН товарно-материальные ценности (груз) списываются с баланса поставщика и приходуются на баланс покупателя, составляется акт выполненных работ перевозчиком (разд. 1 Правил, утвержденных приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363, далее – Правила № 363).

Составление ТТН

Типовая форма № 1-ТН приведена в приложении 7 к Приказу № 363. Однако с 18.03.16 г., согласно приказу Мининфраструктуры от 27.01.16 г. № 26, ТТН может быть составлена и в произвольной форме (но не всегда, см. вопрос далее).

Какие реквизиты должна содержать ТТН произвольной формы?

В ТТН произвольной формы должны быть заполнены следующие реквизиты:

  • название документа, дата и место его составления;
  • наименование (Ф. И. О.) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя;
  • наименование и количество груза, его основные характеристики и признаки, по которым можно однозначно идентифицировать перевозимый груз;
  • информация об автомобиле (марка, модель, тип, регистрационный номер);
  • информация о прицепе/полуприцепе (при его использовании): марка, модель, тип, регистрационный номер;
  • информация о пунктах погрузки и разгрузки с указанием полного адреса;
  • должности, фамилии и подписи ответственных лиц грузоотправителя, грузополучателя, водителя и/или экспедитора (п. 11.1 Правил № 363).

Надо ли перечислять в ТТН все наименования перевозимого груза?

В ТТН нужно перечислить все наименования перевозимого груза. А если такой возможности нет, тогда отправитель груза должен оформить документ с перечнем перевозимого груза (например, расходную накладную, далее – РН). В этом случае ТТН без РН считается недействительной (п. 11.7 Правил № 363).

В каких случаях нельзя составить ТТН в произвольной форме?

Правила № 363 не распространяются на перевозку опасных, тяжелых и крупногабаритных грузов, почты и перевозку грузов в международном сообщении. Поэтому для таких перевозок следует составлять ТТН типовой формы, которая утверждена соответствующими нормативными актами.

Порядок выписки ТТН

Грузоотправитель (заказчик услуг перевозки) выписывает ТТН – в количестве не менее 4 экземпляров (п. 11.4 Правил № 363). При необходимости (по согласованию между заказчиком и перевозчиком) могут быть выписаны дополнительные экземпляры ТТН. Грузоотправитель подписывает все экземпляры ТТН, при необходимости заверяет их печатью и передает водителю, который является представителем перевозчика, вместе с грузом.

Водитель принимает груз согласно ТТН и подписывает все экземпляры. Подписанный водителем первый экземпляр ТТН грузоотправитель оставляет у себя (п. 11.6 Правил № 363).

Грузополучатель при получении груза подписывает оставшиеся три экземпляра ТТН, один оставляет у себя, остальные два возвращает водителю (п. 11.6. Правил 363).

Водитель, вернувшись после доставки груза, отдает перевозчику два экземпляра ТТН, подписанные грузополучателем.

Перевозчик передает один экземпляр заказчику (грузоотправителю) – для проведения расчетов за перевозку, другой оставляет себе.

Сколько лиц может участвовать в процессе перевозки груза?

Заказчиком услуг по перевозке груза может быть не только грузоотправитель, но и экспедитор, с которым грузоотправитель заключил договор транспортного экспедирования. В свою очередь, экспедитор может перевозить груз сам или нанять перевозчика.

Таким образом, участников транспортного процесса может быть три или четыре. Если участника четыре, то груз вместе с ТТН движется по такой цепочке: грузоотправитель – экспедитор – перевозчик – грузополучатель.

Чем грозит отсутствие ТТН?

При отсутствии у водителя документов, названных в ст. 39 и 48 Закона № 2344, к перевозчику может быть применен штраф в размере 100 НМДГ (1 700 грн.) (абзац третий ст. 60 Закона № 2344).

В частности, у водителя должен быть документ, свидетельствующий об использовании транспортного средства при перевозке грузов на территории Украины (абзац третий ст. 48 Закона № 2344). Возвращаясь к Перечню № 207, мы видим, что это ТТН (когда груз перевозится юрлицом или предпринимателем не для себя, а для заказчика в рамках договора перевозки).

А что говорит НК и думает ГФС?

Налоговый кодекс (далее – НК) обязывает налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и прочих показателей, связанных с определением объекта налогообложения и(или) прочих налоговых обязательств, на основании первичных документов (п. 44.1 НК).

Какие первичные документы надо иметь в случае перевозки грузов? Например, акт выполненных работ, предоставленный перевозчиком, подойдет? Это тоже первичный документ в составе товарно-транспортной документации. Такой акт подтверждает факт перевозки и составляется, кстати, на основании ТТН (разд. 1 Правил № 363). Но акт не является основным документом, подтверждающим такую перевозку. Нет упоминания об акте и в Перечне № 207 (в отличие от ТТН).

ГФС считает, что именно ТТН – это первичный документ, подтверждающий факт получения услуг по перевозке грузов, на основании которого ведутся записи в бухгалтерском учете предприятия. Если ТТН отсутствует, налогоплательщик при определении финрезультата до налогообложения не имеет права учитывать стоимость перевозки в составе расходов (при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг) (ОИР, категория 102.21).

Когда ТТН не нужна

Напомним, что ТТН – основной документ для всех участников транспортного процесса. Но может быть так, что перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем является одно лицо.

Такое возможно только в двух случаях:

  • субъект хозяйствования (юрлицо или предприниматель) перевозит груз собственным транспортом для собственных нужд;
  • покупатель (юрлицо или предприниматель) собственным транспортом забирает товар у продавца (самовывоз).

То есть речь идет о случаях, когда груз доставляется для себя и договор перевозки грузов не заключается. На основании Постановления № 207 и Правил № 363 можно сделать вывод, что при таких перевозках ТТН не нужна. Достаточно иметь в наличии документ, подтверждающий право собственности на груз.

Такую же позицию занимает и Мининфраструктуры (письмо от 28.05.14 г. № 5615/25/10-14). Хотя на практике предприятия для своего спокойствия все же выписывают ТТН и при таких перевозках.

Выводы

1. ТТН – обязательный первичный документ при перевозке грузов автомобильным транспортом на территории Украины в рамках выполнения договора перевозки грузов.

2. Обойтись без ТТН можно только при перевозке собственного груза собственным транспортом (например, между своими подразделениями и при самовывозе товара со склада продавца).

Расходы на доставку товара. Споры вокруг первички

Споры о том, какой документ должен применяться для подтверждения расходов на приобретение и доставку товара (товарно-транспортная накладная по форме 1-Т, накладная по форме ТОРГ-12 или оба документа), не утихают несколько лет. В прошлом году была утверждена новая транспортная накладная (ТН) – но в результате появился новый предмет для разногласий.

В чем суть этих споров? Какие документы оформлять в случае, когда доставку грузов осуществляет: а) сама организация; б) транспортная компания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Из истории вопроса

Каждый бухгалтер, занимающийся расчетом налога на прибыль, знает основные требования, предъявляемые п. 1 ст. 252 НК РФ к подтверждению расходов, – это оформленные в соответствии с законодательством РФ документы.

Как следует из ст. 9 Закона о бухучете [1] , первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, для которых форма не предусмотрена, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 2 данной статьи.

Для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации предусмотрена товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132. Этот документ составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Форма товарно-транспортной накладной 1-Т и порядок ее заполнения утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 (далее – Постановление № 78). Что говорится в этом постановлении?

Форма 1-Т предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Она состоит из двух разделов:

  1. Товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.
  2. Транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей – заказчиков автотранспорта с организациями – владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные услуги по перевозке грузов.

Товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах.

Первый остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ.

Второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю.

Второй сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза.

Третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации – владельцу автотранспорта.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация – владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику – заказчику автотранспорта, а четвертый прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Таким образом, и товарная накладная ТОРГ-12, и товарно-транспортная накладная 1-Т предусмотрены в альбомах унифицированных форм. Какую же из них предпочесть?

Отметим, что Постановлением № 78 были признаны утратившими силу отдельные приложения к Инструкции [2] времен СССР, которой изначально была утверждена форма 1-Т. Но сама Инструкция действует и поныне.

В абзаце 3 п. 6 Инструкции говорится, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Нередко на практике налоговые органы буквально понимают положения этой нормы и отказывают организациям в принятии для целей исчисления налога на прибыль расходов на приобретение ТМЦ, если оно оформлено только накладной ТОРГ-12. Налоговики настаивают, что должна быть оформлена и ТТН по форме 1-Т.

В 2009 году Верховный суд рассматривал заявление организации о признании абз. 3 п. 6 Инструкции недействительным в связи с тем, что этот документ (по мнению организации) определяет товарно-транспортную накладную в качестве единственного документа для списания и оприходования товара. Заявитель считает, что для указанных целей может применяться и форма ТОРГ-12 «Товарная накладная», входящая в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций.

Верховный суд отказал в удовлетворении заявления о признании данной нормы недействующей (см. Решение от 26.08.2009 № ГКПИ09-589, которое было оставлено без изменения Определением ВС РФ от 10.11.2009 № КАС09-515). При этом суд пояснил, что форма 1-Т – единственный документ по автоперевозкам, позволяющий одновременно учесть операции и по перемещению груза, и по оказанию транспортных услуг.

Выходит, что если транспортные услуги не оказываются, то достаточно накладной ТОРГ-12. Однако, к сожалению, на практике налоговики нередко придерживаются иного подхода, требуя составления формы 1-Т и в случае, когда организация не выступает в качестве заказчика по договору перевозки.

В отношении НДС ситуация несколько прояснилась с появлением Постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 8835/10. Из него следует, что если организация не является заказчиком транспортных услуг, то несоставление формы 1-Т не станет препятствием для применения вычета по НДС. Однако возможность включения в расходы для целей исчисления налога на прибыль затрат на приобретение товаров ВАС в этом постановлении, к сожалению, не рассматривал. А значит, споры по данному вопросу (ТОРГ-12 или 1-Т) будут продолжаться.

Новый повод для спора

В прошлом году появился еще один повод для спора. Дело в том, что Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 были утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила), которые вступили в силу 26.07.2011. Пунктом 6 Правил установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ТН), составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению 4 к данным Правилам.

Таким образом, в настоящее время действует и транспортная накладная (ТН), и накладная по форме 1-Т.

Минфин по данному вопросу неоднократно давал комментарии. В частности, в Письме от 22.12.2011 № 03-03-10/123 (далее – Письмо 03-03-10/123) было указано, что использование транспортной накладной (ТН) не исключает применения накладных форм 1-Т и ТОРГ-12.

При этом чиновники отметили, что в утвержденной Правилами форме транспортной накладной содержатся все необходимые сведения о перевозчике, грузоотправителе, грузополучателе, условиях перевозки груза, а также данные, подтверждающие факт транспортировки груза и затраты на такую перевозку. Таким образом, в случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.

Как показала практика, оборот родной речи «как…, так и…» одни специалисты поняли в смысле «или – или» – или ТН, или 1-Т, а другие (в частности, налоговые органы) в том смысле, что должны заполняться оба документа.

Однако ФНС в Письме от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ разъяснила следующее. Налоговое законодательство не содержит специальных положений о перечне и необходимом порядке оформления документов для учета их в целях налогообложения прибыли. Нужно иметь в виду, что Налоговый кодекс для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не требует наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ. При этом главное налоговое ведомство сослалось на Письмо № 03-03-10/123.

Особенности заполнения ТН

Согласно п. 9 Правил транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимого на одном транспортном средстве, в трех экземплярах (оригиналах) – соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика. Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

Основное отличие транспортной накладной (ТН) от формы 1-Т заключается в том, что в ней отсутствует товарный раздел. Теперь, если организация при выборе между этими формами отдаст предпочтение ТН, то все данные о товаре будут указаны в товарной накладной ТОРГ-12.

В соответствии с п. 12 Правил при объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке с указанием в транспортной накладной его ценности. Из данной нормы можно сделать вывод, что указание ценности не является обязанностью грузоотправителя, однако в его интересах это сделать. Ведь в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком в размере объявленной стоимости груза. Об этом говорится в п. 2 ст. 796 ГК РФ.

В пункте 12 Правил также указано, что объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. Считаем, что организация может указать такую же стоимость, как и в ТОРГ-12.

К сведению

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1208 в Правила и форму транспортной накладной были внесены изменения, которые вступили в силу 13 марта 2012 года.

Теперь не нужно заверять накладную (а также исправления в ней) печатями перевозчика и грузоотправителя. Из всей формы были исключены места для оттисков печати.

В разделах 6 «Прием груза» и 7 «Сдача груза» появились новые строки для указания фактической даты и времени убытия транспортного средства. Также в них теперь подлежат указанию должности уполномоченных лиц (соответственно грузоотправителя и грузополучателя) и расшифровка их подписей. Расшифровывается теперь и подпись водителя.

В разделе 15 теперь необходимо заполнять реквизиты плательщика (грузоотправителя): полное наименование, адрес, банковские реквизиты.

Отметим: хотя упоминание о печатях убрали, это не означает, что если одна из сторон поставит свою печать, то документ окажется недействительным. Ведь организации могут включать в накладные дополнительные реквизиты, в том числе и «МП» (место для оттиска печати).

Пакет документов зависит от условий поставки

Какой вывод можно сделать на основании вышесказанного? Ту или иную форму выбирают, исходя из конкретной ситуации.

Ситуация 1. Продавец на своем складе передает товар покупателю (точнее, его представителю – экспедитору или водителю). Покупатель на своем автотранспорте забирает товар со склада.

Если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство (см. Письмо № 03-03-10/123).

В данном случае выписывается форма ТОРГ-12 в двух экземплярах: один остается у продавца, на основании которого тот отразит доходы от реализации товара, а второй получит покупатель, на основании которого оприходует товар на склад.

Ситуация 2. Продавец доставляет товар покупателю собственным транспортом.

В этом случае также должна оформляться только ТОРГ-12, ведь договор перевозки не заключается.

Ситуация 3. Согласно договору купли-продажи право собственности на товар передается покупателю в месте его нахождения, доставка товара входит в обязанности продавца. При отсутствии собственного транспорта продавец заключает договор перевозки с транспортной компанией.

Как следует из Письма № 03-03-10/123, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы 1-Т.

Итак, предполагается два варианта.

Первый вариант – оформление товарно-транспортной накладной 1-Т в четырех экземплярах, один из которых (с подписью представителя перевозчика) остается у продавца, а три передаются перевозчику.

Отметим, что согласно п. 7 Инструкции в тех случаях, когда в ТТН (Т-1) в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых ТМЦ, в качестве товарного раздела к накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть специализированные формы (например, ТОРГ-12), утвержденные в установленном порядке, по которым производится списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю. То есть если в ТТН можно перечислить все наименования и характеристики товара, то заполнять форму ТОРГ-12 не обязательно.

Покупатель примет товар у перевозчика по товарно-транспортной накладной, которая будет первичным документом (если приложением к этому документу являлась форма ТОРГ-12, то по ней будет сверяться товар по количеству и ассортименту).

Продавец получит от транспортной организации третий экземпляр ТТН вместе со счетом за перевозку. В ней будет указана дата, когда покупатель получил товар. Если продавец желает быстрее получить информацию о дате перехода права собственности на товар, то в договоре купли-продажи он может согласовать с покупателем обязанность последнего сообщить об этом продавцу (посредством телефонной связи, по электронной почте и т.д.).

Второй вариант – оформление транспортной накладной (ТН). При этом, как указали московские налоговики (Письмо от 27.09.2011 № 16-15/093519@), в отличие от ТТН в ТН нет товарного раздела, соответственно, в ней не указываются цена и стоимость товара.

Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная (форма ТОРГ-12), которая относится к первичной учетной документации по учету торговых операций.

Таким образом, надлежащим образом оформленные товарная и транспортная накладные являются документальным подтверждением расходов в виде стоимости реализованного (приобретенного) товара и расходов на его доставку в целях налогообложения прибыли.

Ситуация 4. Покупатель сам оплачивает перевозку товара со склада продавца, при этом, не имея собственного автотранспорта, он нанимает транспортную компанию.

В этой ситуации также возможны два варианта.

Первый вариант – заполняется форма 1-Т: транспортный раздел – покупателем (как заказчиком транспортных услуг), товарный раздел – продавцом.

Итак, сначала покупатель заполнит транспортный раздел ТТН и все четыре экземпляра ТТН передаст перевозчику, который едет к продавцу. Продавец заполнит товарный раздел ТТН, вписав наименование, количество и другие характеристики отгружаемого товара (либо отметит в ТТН, что неотъемлемой ее частью является накладная ТОРГ-12, где указаны характеристики товара). Продавец, отпустив товар, расписывается в ТТН, один экземпляр оставляет себе, а три остальных передает перевозчику, который везет груз к покупателю.

Второй вариант – оформление транспортной накладной (ТН). Памятуя о том, что ТН – это договор перевозки, поставщик никаких отметок в ТН не делает. Составлять ее должен тот, кто нанимает автотранспорт, то есть покупатель, который будет и грузоотправителем, и грузополучателем в одном лице. Он заполнит графы и за того, и за другого.

В этой ситуации ТН можно выписать не в трех, а в двух экземплярах – один покупателю, один перевозчику.

Ситуация 5. Поставщик поручил организовать доставку груза экспедиторской компании.

Для начала напомним читателям, что отношения по договору транспортной экспедиции регулируются гл. 41 ГК РФ. Согласно его ст. 801 по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза; обеспечить отправку и получение груза; другие обязанности, связанные с перевозкой (п. 1). При этом правила гл. 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности. Это следует из п. 4 ст. 4 Федерального закона № 87-ФЗ [3] .

Согласно п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности [4] экспедиторскими документами являются:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Итак, экспедитор может оказывать услуги по перевозке товара как собственным транспортом, так и с привлечением транспортных организаций.

Если экспедиторская компания от своего имени заключает договор перевозки с транспортной организацией, то она (экспедитор) будет грузоотправителем и должна составить транспортную накладную в трех экземплярах: один оставить себе, второй отдать перевозчику, третий – покупателю. При этом в тех пунктах ТН, где упоминается грузоотправитель, должны быть указаны данные экспедиторской компании. Поставщик получит от экспедиторской компании расписку о приемке груза. Для подтверждения оказанных услуг экспедиторская компания передаст поставщику копию ТН с подписями покупателя.

Если договор перевозки экспедитор заключает от имени поставщика на основании выданной доверенности, то также составляет транспортную накладную, при этом в пункте «Грузоотправитель» указывая данные поставщика. Один экземпляр ТН экспедитор передает поставщику, второй – перевозчику, третий – покупателю.

Когда экспедитор доставляет товар своим транспортом, то есть выполняет функции перевозчика, он также должен оформить транспортную накладную. При этом в пунктах, где указываются сведения о перевозчике, проставляются сведения об экспедиторской компании, грузоотправителем будет поставщик, грузополучателем, соответственно, покупатель. ТН выписывается в трех экземплярах: по экземпляру экспедитору, покупателю и продавцу.

В любом случае, если поставщик обращается к услугам экспедитора, то отчет последнего станет оправдательным документом для отражения расходов на доставку груза.

Документы, которые следует оформить для учета операций по перемещению груза и оказанию транспортных услуг, представим в таблице:

Когда, кому и зачем нужна ТТН

Налоговики при проверке обоснованности вычетов по НДС обращают особое внимание на наличие и правильность оформления такого первичного документа, как товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т ) утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 . Это унифицированная форма, однако нет никаких четких инструкций о том, в каких случаях ее нужно оформлять, как ее правильно заполнить, кому она необходима и т. д. Поэтому, стараясь избежать споров с проверяющими, большинство организаций оформляют ТТН по поводу и без. Давайте сначала разберемся, когда же все-таки нужна ТТН.

Но и в Гражданском кодексе, и в Уставе автомобильного транспорта четко сказано, что ТТН подтверждает заключение договора перевозки груз а ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав); п. 2 ст. 785 ГК РФ . То есть ТТН служит оправдательным документом для подтверждения оказанных услуг по движению груза. Составлять ее нужно только тогда, когда для перевозки товара привлекается транспортная компания.

При самовывозе ТТН не нужна

Наш поставщик своего склада не имеет, товар мы забираем на собственном транспорте со склада другой организации — грузоотправителя. Нужна ли нам ТТН для подтверждения расходов?

: Вы приобретаете товар на условиях самовывоза и перевозите его на собственном транспорте, перевозчика нет, а значит, и оформлять ТТН не нужно. Для подтверждения факта приобретения товара и принятия его на учет достаточно формы № ТОРГ-12. Недавно такую позицию поддержал Высший арбитражный су д Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 № 8835/10 . Этого же мнения придерживается и Минфи н Письма Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413 .

Возможно, теперь, учитывая позицию ВАС и мнение Минфина по данному вопросу, налоговики не будут настаивать на оформлении ТТН при самовывозе.

А для подтверждения расходов на перевозку, например для учета затрат на бензин, достаточно путевого листа, который оправдывает поездк у Постановление ФАС ВСО от 17.11.2008 № А19-6488/08-50-Ф02-5714/08 .

Если покупатель забирает товар сам, поставщику достаточно оформить ТОРГ-12

Отпуская товар со склада своим покупателям, мы, как грузоотправитель, всегда составляем ТТН, независимо от того, кто забирает товар: сам покупатель или перевозчик. Но в последнее время, когда клиенты сами забирают товар со склада, многие категорически не хотят подписывать наши экземпляры ТТН. Говорят, что им достаточно ТОРГ-12. Что нам делать?

: Если покупатель сам забирает товар, то составлять ТТН действительно не нужно. Как уже было сказано выше, ТТН нужна, только если к доставке привлекается перевозчик. Для подтверждения передачи товара вам достаточно накладной ТОРГ-12, которую вы выставляете своим покупателям. Чтобы не было проблем с оформлением документов, лучше заранее обговорите со своим покупателем условия доставки и порядок оформления первичных документов и пропишите их в договоре.

Включать стоимость доставки в ТОРГ-12 нельзя, нужен отдельный документ

Поставщик везет нам товар собственным транспортом и не выписывает ТТН. Доставка товара по условиям договора оплачивается отдельно. Какой документ должен быть оформлен на услуги доставки? Можно ли стоимость доставки указать в ТОРГ-12 отдельной строкой?

: Указывать стоимость доставки в ТОРГ-12 отдельной строкой неправильно. Эта накладная применяется для оформления продажи товара, а не услу г Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 .

Унифицированной формы первичного документа для учета услуг по доставке нет. Поэтому ваш поставщик может оформить документ в свободной форме, включив в него обязательные реквизиты первичного документ а ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; пп. 12, 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н . Например, это может быть акт оказанных услуг, содержащий сведения о транспортных расхода х Постановления ФАС ЦО от 15.01.2010 № А54-366/2007-С4-С5; ФАС МО от 25.05.2009 № КА-А40/4486-09 .

Цена и стоимость товара указываются в ТТН с НДС

В форме ТТН отсутствует отдельная графа для указания суммы НДС. Как заполнять графы «Цена» и «Сумма»: с НДС или без?

: В этих графах указываются суммы с учетом НДС. И вот почему. По договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучател ю ст. 8 Устава; ст. 785 ГК РФ . Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю и обязан в случае возникновения ущерба возместить ег о ст. 34 Устава; ст. 796 ГК РФ . ТТН служит основанием для расчетов между заказчиком автотранспорта и транспортной компание й Указания. утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 . Если в процессе транспортировки с товаром что-либо случится (например, частично или полностью сломается, разобьется, потеряется), то возмещать убытки вам будут исходя из стоимости, указанной в ТТН, то есть с НДС.

Несовпадение цены в счете-фактуре и ТТН не влияет на вычет по НДС

Налоговая отказывает в возмещении НДС по товару из-за того, что цена в товарной накладной и счете-фактуре не совпадает с ценой в ТТН. Обоснованны ли претензии проверяющих?

: Требование налоговой инспекции необоснованно. Документом, на основании которого НДС принимается к вычету, является счет-фактур а п. 1 ст. 169 НК РФ . Первичными документами, подтверждающим принятие товара на учет, являются не только ТТН, как считают налоговики, но и другие первичные документы, например товарные накладные или акты приема-передач и Постановления ФАС СЗО от 20.02.2008 № А56-2004/2007; ФАС ПО от 10.01.2008 № А12-6193/07, от 25.09.2008 № 57-23539/07; ФАС СЗО от 15.03.2007 № А56-53734/2005 . Поэтому счета-фактуры и товарной накладной ТОРГ-12 в вашем случае достаточно для подтверждения вычета НДС.

В графе «Плательщик» ТТН нужно указывать организацию, оплачивающую услуги перевозчика

По договору доставить товар до склада покупателя должны мы (поставщик). Для этого мы нанимаем транспортную компанию. При заполнении ТТН возник вопрос: кого указать в заголовочной части ТТН в графе «Плательщик»: нас (мы оплачиваем услуги транспортной организации) или нашего покупателя (он оплачивает товар, перевозимый по этой накладной)?

: В Порядке заполнения ТТ Н утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78 ответа на свой вопрос вы не найдете. Но в 1983 г. была утверждена Инструкция о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспорто м утв. Минфином СССР № 156, Госбанком СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотрансом РСФСР № 10/998 от 30.11.83 (далее — Инструкция) , которая в настоящее время не утратила силу. В ней сказано, что в строке «Заказчик (плательщик)» ТТН нужно указывать наименование организации, производящей оплату транспортной работы по данной ТТ Н п. 9 приложения № 3 к Инструкции .

Хотя этот документ устанавливает правила заполнения уже не действующей формы, термины, использующиеся в нем, вполне применимы и в отношении актуальной ТТН.

Указание в графе «Плательщик» именно заказчика по договору перевозки также можно обосновать следующим. Назначение ТТН — учет расчетов за перевозку, а не за транспортируемый товар.

На практике же многие организации указывают в графе «Плательщик» того, кто платит за товар, сравнивая товарный раздел ТТН с накладной ТОРГ-12.

ТТН при транзитной поставке

Мы своего склада не имеем. Отгрузка товара идет со склада нашего поставщика, который доставляет груз сразу нашему покупателю. Поставщик (он же грузоотправитель) выписывает ТТН и заполняет все графы, в том числе и товарный раздел со своими продажными ценами. При получении груза наш покупатель расписывается в ТТН и получает ее экземпляр. Мы не хотим, чтобы наш покупатель знал нашего поставщика и его цены. Есть ли возможность решить эту проблему?

: При таких условиях повлиять на заполнение ТТН вам не удастся. Графы «Цена» и «Сумма» должны быть заполнены поставщиком. Вряд ли у вас получится уговорить его оставить эти графы пустыми, так как в случае непредвиденных обстоятельств он не сможет взыскать ущерб с транспортной компании. А указывать в ТТН ваши продажные цены он тоже едва ли согласится.

По «единой» накладной учесть товар и заявить вычет НДС возможно

Наш поставщик поставляет нам товары из другого города. Вместо привычных ТОРГ-12 и ТТН стали привозить «гибрид» накладной, то есть добавили в 1-Т некоторые реквизиты из ТОРГ-12. Можно ли на основании такого «гибрида» учитывать расходы на приобретение товара? Возможны ли претензии со стороны налоговиков к вычету НДС по товару?

: Чтобы принять входной НДС к вычету, товары должны быть приняты на уче т п. 1 ст. 172 НК РФ . Поэтому нужны первичные документы, подтверждающие расходы на покупку товаров. НК не уточняет, какие именно это документы. Сами контролирующие органы высказали мнение, что это может быть или товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), или товарная накладная (форма № ТОРГ-12 ) Письма Минфина России от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413; Письмо УФНС России по г. Москве от 25.02.2009 № 16-15/016352 .

Формы товарной накладной и товарно-транспортной накладной унифицирован ы Постановления Госкомстата России от 25.12.98 № 132, от 28.11.97 № 78 . Но при необходимости ТОРГ-12 и ТТН можно дополнить нужными реквизитам и Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.99 № 20 . В своих письмах контролирующие органы против этого не возражаю т Письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 № 16-15/028267 .

Таким образом, вы можете учитывать товар по полученной от поставщика накладной (либо ТОРГ-12, либо ТТН, содержащей дополнительные реквизиты).

Смотрите так же:

  • Управление городским имуществом свао Управление городским имуществом в СВАО (объединено с ДЗР) Единый телефон 8 (495) 777-77-77 Электронная почта: dgi@mos.ru Начальник управления Ильина Лариса Владимировна Тел. 8 (495) 619-98-91 Прием и выдача документов в режиме "одного окна": […]
  • Должен ли стажер отрабатывать при увольнении Нужно ли стажеру в полиции отрабатывать при увольнении? Здравствуйте, работаю в полиции 3 месяца, на данный момент являюсь стажёром, при увольнении нужно отрабатывать 2 недели или нет? Ответы юристов (4) В данной ситуации нужно отрабатывать 2 […]
  • Яхта движимое или недвижимое имущество Яхта движимое или недвижимое имущество Лмитрий, если вам это поможет: 2) ст.2 з-на "О налогах на имущество физических лиц" Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, […]
  • Видеотехническая экспертиза при дтп Независимый форум судебных экспертов Экспертиза по определению скорости авто по. Нравится Не нравится Иришка 31 июля 2012 Нравится Не нравится admin 24 авг. 2012 Скажите пожалуйста,где делают экспертизу по определению скорости авто. […]
  • Ндс при усн в ут 11 УТ 11 секции как разделить на ФР секции, к примеру 01 секция торговля енвд, 02 секция аренда УСН и услуги в рознице такое нашел в настройках оборудования в ут нет в ут жестко привязана секция 01 выходы: Нравится 3ий пункт клиент тоже согласен раз […]