Коап протокол изъятия

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

1. Анализ правил ч. 1-4 ст. 27.10 позволяет сделать ряд выводов:

1) они посвящены такому самостоятельному виду мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как изъятие вещей и документов;

2) закон различает изъятие вещей и документов:

а) явившихся орудиями или предметами административного правонарушения (например, орудиями незаконной охоты, предметом мелкого хищения);

б) обнаруженных на месте совершения административного правонарушения (например, вещи, обнаруженные в месте нарушения таможенных правил);

в) выявленных в ходе личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице (например, похищенная аудиокассета, обнаруженная в сумке нарушителя, см. коммент. к ст. 27.7);

г) обнаруженных в ходе досмотра транспортного средства (см. коммент. к ст. 27.9), например мешок похищенного зерна, обнаруженный в кузове грузовика;

д) обнаруженных в ходе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, вещей, документов (см. коммент. к ст. 27.8);

3) изъятие вещей и документов в упомянутых выше случаях осуществляют должностные и иные уполномоченные лица, указанные в ч. 1, 2 ст. 27.10. При этом обязательно присутствие двух (или более) понятых. См. также коммент. к ст. 25.7, 27.2, 27.3, 28.3;

4) если совершено административное правонарушение, влекущее лишение права управления транспортным средством, до того, как постановление будет выполнено по делу, изымается соответствующее удостоверение (упомянутое в ч. 3 ст. 27.10). При этом:

а) факт изъятия удостоверения обязательно отражается в протоколе;

б) лицу (у которого оно изъято) должно быть выдано временное разрешение на право управлять транспортным средством (до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, см. об этом коммент. к ст. 31.1). В этом постановлении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах (см. коммент. к ст. 29.10);

в) после вступления в силу изменений внесенных в ч. 3 ст. 27.10 Законом N 210 от 24.07.07 (т.е. после 01.01.08) установлено, что временное разрешение выдается на срок не превышающий 2 месяцев. Этот срок может быть продлен (по письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении) если дело не рассмотрено в указанный двухмесячный срок. Данное продление может иметь место неоднократно (на срок не превышающий 1 мес. при каждом обращении). Если была подана жалоба на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения продлевается на срок до вынесения решения по жалобе;

5) способы фиксации вещественных доказательств при изъятии вещей и документов указаны в ч. 4 ст. 27.10 неисчерпывающим образом: допускается использование и других способов. Материалы, полученные с применением способов фиксации вещественных доказательств, обязательно прилагаются к протоколу.

2. Применяя правила ч. 5-8 ст. 27.10, нужно учесть, что:

1) об изъятии вещей и документов может быть составлен отдельный протокол (он так и называется «протокол об изъятии вещей и документов»), однако допустима и запись в протоколе о доставлении (см. коммент. к ст. 27.2), в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения (данное положение вступило в силу с 01.01.08), или об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4). Если изымается водительское удостоверение (удостоверение тракториста и т.п.), то об этом обязательно делается запись в протоколе об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 28.1, 28.3, 28.5);

2) сведения, упомянутые в ч. 6, 7, должны быть отражены в протоколе. Отсутствие любого из них обесценивает протокол об изъятии вещей и документов как доказательство по делу;

3) протокол об изъятии вещей и документов:

а) должен быть подписан лицом, его составившим, и понятыми;

б) может быть подписан лицом, у которого документы и вещи были изъяты. Если последний отказывается от подписания протокола, в нем делается запись об этом (что удостоверяется подписями понятых и должностного лица, составившего протокол);

в) должен быть (в копии) передан лицу, у которого были изъяты документы или вещи (либо его законному представителю, см. об этом коммент. к ст. 25.3, 25.4).

4) ч. 5.1 была введена в ст. 27.10 Федеральным законом от 26.12.08 N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» и вступила в силу с 10.01.09. Она определяет процедуру изготовления копий изымаемых документов и передачи их лицу, у которого оригиналы документов были изъяты. Об этом необходимо сделать запись в протоколе. Сроки указанные в ч. 5.1 — отсчитываются со следующего дня и исчисляются в календарных днях. Копии должен изготовить и заверить само ДЛ (осуществляющее изъятие оригиналов).

3. Характеризуя правила ч. 9-12 ст. 27.10, нужно обратить внимание на следующее:

1) изъятые вещи и документы подлежат:

а) упаковке (если это необходимо для обеспечения их сохранности) и опечатыванию (печатью должностного лица, которое осуществляет изъятие вещей и документов) на месте их изъятия;

б) хранению в местах, определяемых лицом, совершившим изъятие вещей и документов. Порядок хранения установлен соответствующим федеральным органом исполнительной власти (например, МВД России, Минфином России, ФТС России, см. об этом коммент. к ст. 28.3);

2) изъятые огнестрельное оружие (например, винтовки, пистолеты, автоматы) и патроны к нему хранятся в порядке, определяемом МВД России;

3) изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче (например, скоропортящиеся продукты питания), реализуются (в порядке, установленном Правительством РФ в пост. N 694 от 19.11.03 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче») либо уничтожаются (при невозможности их реализации). Об этом составляется протокол и делается запись в постановлении (см. коммент. к ст. 29.10);

4) изъятые наркотические средства, психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция (см. об этих средствах, веществах, продукции коммент. к ст. 6.8, 6.9, 6.14, 10.4, 14.18, 14.19) подлежат переработке или уничтожению (если не соответствуют ГОСТам, ТУ, нормативам и т.п.) либо реализации (если этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция соответствуют стандартам и нормативам). Образцы этих объектов (если они подлежат уничтожению) хранятся до вступления в законную силу постановления по делу (в соответствии со ст. 30.1). Об оценке изъятых вещей см. коммент. к ст. 27.11. Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждено постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 883. О порядке применения ст. 27.10 см. также приказ ФТС РФ от 18.12.06 N 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях»; приказ ФСКН РФ от 30.07.07 N 238 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении в территориальных органах ФСКН РФ»; приказ ФСБ РФ от 06.06.07 N 293 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов по делам об административных правонарушениях, подведомственных пограничным органам, приказ Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП». О практике КС см. его определение от 15.01.08 N 408-О.

Коап протокол изъятия

Образцы жалоб на постановление об административном правонарушении см. в статье: Обжалование постановления об административном правонарушении

В статье » Протокол об административном правонарушении » см. следующие образцы протоколов, определений:

— Образцы протоколов об административном правонарушении;

— Образцы протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

— Образцы определений о возвращении протокола об административном правонарушении (см. также статью » Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения»)

Приложение N 12
к Административному регламенту
Министерства внутренних дел
Российской Федерации исполнения
государственной функции по контролю
и надзору за соблюдением
участниками дорожного движения
требований в области обеспечения
безопасности дорожного движения

ПРОТОКОЛ 00AA000000
об изъятии вещей и документов

«__» _________ 20__ г. «__» час. «__» мин. ________________________________
(дата составления) (время составления) (место составления)

Я, ____________________________________________________________________
(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы
должностного лица, составившего протокол)
в соответствии со статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях составил настоящий протокол о том, что у
гражданина(ки)
┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐
└─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘
фамилия имя отчество
___________________________________________________________________________
(дата и место рождения)
проживающего(ей) __________________________________________________________
__________________________________________________ тел.: __________________
работающего(ей)/служащего(ей) _____________________________________________
(наименование и адрес организации, телефон)
______________________________________________, должность _________________
«__» ________ 20__ г. в «__» час. «__» мин. на ____________________________
(дата, время, место изъятия вещей и документов)
при наличии оснований (ненужное зачеркнуть): обнаружение
— на месте совершения административного правонарушения ;
— при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при
физическом лице;
— при осуществлении досмотра транспортного средства.

— вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного
правонарушения;
— документов, имеющих значение доказательств по делу об
административном правонарушении.
___________________________________________________________________________
(сведения о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых
___________________________________________________________________________
вещей, о виде и реквизитах изъятых документов)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
При изъятии вещей, документов применялась фото-, киносъемка,
видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств
(ненужное зачеркнуть) _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
(указать средства фото-, киносъемки, видеозаписи, иной способ фиксации
вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати)
___________________________________________________________________________
К протоколу прилагается _______________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Изъятие вещей, документов осуществлялось в присутствии понятых, которым
разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Фамилия _______________________ имя ______________ отчество ____________
адрес места жительства ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
телефон подпись
2. Фамилия _______________________ имя ______________ отчество ____________
адрес места жительства ____________________________________________________
________________________________ телефон _______________ подпись __________

Подпись лица, у которого изъяты вещи, документы (запись об его отказе
от подписания протокола) __________________________________________________

Подпись должностного лица, составившего протокол ______________________

Копию протокола получил(а) ____________________________________________
(подпись лица, у которого изъяты вещи,
документы)

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Комментарий к статье 27.10 КОАП РФ

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении заключается в принудительном лишении лица, у которого находятся эти вещи и документы, возможности пользоваться и распоряжаться ими.

Основанием применения изъятия является совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения. Вещи, предметы, документы изымаются в тех случаях, когда они обнаружены на месте совершения административного правонарушения, при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся там товаров и иного имущества. Изъятию подлежат вещи, предметы и документы, непосредственно связанные с совершением правонарушения, в том числе:

— являющиеся орудиями совершения правонарушения;

— являющиеся предметами административного правонарушения;

— документы, имеющие значение доказательств по делу.

2. Норма об изъятии документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, отсутствовала в КоАП РСФСР. Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 26.7 КоАП РФ). Например, по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности к ним относятся товарно-транспортные документы, сертификаты, книги учета товаров, черновые записи, складские карточки учета товаров и т.д. Изъятие таких документов позволит провести ревизию, инвентаризацию, бухгалтерскую экспертизу. Акты о проведении указанных мероприятий также будут являться доказательствами по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации (ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ).

3. Предметы, вещи, документы могут изыматься не только у лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, но и у иных лиц — свидетелей, потерпевших, законных представителей несовершеннолетних и юридических лиц, у которых они находятся. При этом не имеет значения, находятся они у этих лиц на праве собственности, пользования, распоряжения и т.д. Так, например, при производстве по делу о подделке штампа или печати (ст. 19.23 КоАП РФ) эти предметы, являющиеся предметами административного правонарушения, могут быть изъяты не у изготовителя, а у лица, которому они были переданы, проданы.

Изыматься могут и бесхозяйные вещи, если они, соответственно, являются орудиями, предметами административного правонарушения или имеют значение доказательств по делу. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Например, при пресечении незаконной торговли изымаются продукты, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество и данные производителя, и при этом собственника установить невозможно. В дальнейшем судьба подобного имущества решается в судебном порядке.

4. Изъятие предметов, вещей и документов предполагает лишение лица права пользоваться и распоряжаться ими, они хранятся в специально отведенном месте, определенном уполномоченным должностным лицом, до принятия решения по делу об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности документов до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела (ч. 3 ст. 26.7 КоАП РФ). Для хранения изъятых вещей в органах внутренних дел и других органах, должностные лица которых уполномочены осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, оборудуются специальные помещения со стеллажами, обитой металлом дверью, зарешеченными окнами, охранной и противопожарной сигнализацией. При отсутствии такого помещения выделяется специальное хранилище (сейф, металлической шкаф достаточного размера). При рассмотрении дела изъятые вещи могут быть конфискованы, направлены на переработку, уничтожение либо возвращены лицу, у которого они были изъяты.

В отдельных случаях должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, может возвратить владельцам изъятые у них вещи и до принятия решения по делу, если будет признано, что это не явится препятствием для его правильного разрешения.

5. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, осуществляется должностными лицами, уполномоченными осуществлять доставление, административное задержание, составлять протоколы об административных правонарушениях, в случаях обнаружения их на месте совершения правонарушения, при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, транспортного средства.

В случаях обнаружения вещей, предметов и документов, подлежащих изъятию, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества их изъятие осуществляется только должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Для изъятия объектов, обращение с которыми требует наличия определенных навыков, точного фиксирования их качественных характеристик, индивидуальных признаков и определения стоимости привлекаются соответствующие специалисты.

При изъятии обязательно присутствие двух понятых. Если изъятие производится в процессе применения другой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (досмотра, осмотра помещений), то участие понятых должно обеспечиваться с начала осуществления этой меры, а не с момента изъятия предметов и документов.

6. Законодательством предусмотрены особые основания и порядок изъятия определенных предметов и вещей. К ним относятся, в частности, оружие, наркотические средства, алкогольная продукция.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях:

— грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ;

— нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством РФ;

— аннулирования в установленном порядке лицензии и (или) разрешения;

— смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;

— ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия.

Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентируется Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.

Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Порядок осуществления приема изъятого, добровольно сданного, найденного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ определен Приказом МВД России от 17.12.2012 N 1107.

Изъятие из оборота наркотических средств и психотропных веществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ, Приказом МВД РФ, Минюста РФ, Минздрава РФ, Минэкономики РФ, ГТК РФ, ФСБ РФ, ФПС РФ от 09.11.1999 N 840/320/388/472/726/530/585 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения» и другими нормативными актами.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством РФ органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются:

— без соответствующих лицензий;

— без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии;

— без маркировки, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;

— без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;

— без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;

— с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

— как бесхозяйное имущество;

— без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.

Хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено их изъятие.

Положение о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.05.2013 N 430.

Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.11.2003 N 694.

7. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо (по усмотрению правоприменителя) делается соответствующая запись в протоколах о доставлении, административном задержании, административном правонарушении).

При изъятии большого числа предметов и документов в обязательном порядке составляется специальная опись, прилагаемая к протоколу и являющаяся его неотъемлемой частью. В протоколе указываются точные наименования, количество, мера, вес, серия и номер, другие отличительные признаки каждого изымаемого объекта, а также места их обнаружения. Листы изымаемых документов нумеруются, указываются название, дата выдачи документа, другие идентификационные признаки (формат листов, цвет).

Все изымаемые предметы, документы предъявляются понятым и другим присутствующим лицам, при необходимости помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения и обеспечивающую их сохранность, снабжаются бирками с удостоверительными надписями и подписями лица, у которого произведено изъятие, понятых, должностного лица, осуществившего изъятие, которые скрепляются печатью соответствующего органа, о чем в протоколе делается отметка.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписи, об этом делается запись, скрепленная подписями понятых.

Копия протокола под расписку вручается лицу, у которого было произведено изъятие.

8. Изъятие как меру обеспечения по делам об административных правонарушениях следует отличать от меры принуждения по уголовным делам, меры принудительного исполнения решения суда по гражданским делам (разд. VII ГПК РФ), мер административных наказаний (ст. 3.7 КоАП РФ) и от иных мер административно-правового принуждения.

Український юридичний портал

Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъ­ятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном право­нарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения ли­бо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, на­ходящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу терри­торий, помещений, находящихся у него товаров, транспорт­ных средств и иного имущества.

Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обес­печения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необ­ходимо для установления личности лица, совершившего проти­воправное деяние.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществ­лении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства, произ­водится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должно­стными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневе­домственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие погра­ничных органов и пограничных войск; военнослужащие иных войск; должностные лица таможенных органов; военнослужа­щие и должностные лица органов уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охра­не окружающей среды сотрудники других федеральных орга­нов исполнительной власти Изъятие вещей и документов про­изводится в присутствии двух понятых

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществ­лении осмотра принадлежащих юридическому лицу террито­рий, помещений и иного его имущества, осуществляется долж­ностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотруд­ники органов, которые вправе рассматривать дела о соответст­вующих правонарушениях, а также должностные лица указан­ных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ федеральных органов исполни­тельной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Изъ­ятие таких вещей и документов также производится в присутст­вии двух понятых.

Допустимость изъятия имущества по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспече­ния производства по делам об административных правонару­шениях определена в постановлениях Конституционного Су­да РФ. В этих постановлениях прямо указывается, что до выне­сения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществле­нию мер обеспечения производства по делам об администра­тивных правонарушениях, вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением иму­щества. Вместе с тем Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ только с вынесения су­дебного решения конфискация (как и возмездное изъятие) мо­жет рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Подчеркнем, что вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и доку­менты, имеющие значение доказательств по делу об админист­ративном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения. После рассмотрения этого дела, в зави­симости от назначенного наказания, орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфиску­ются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изы­маются из оборота и подлежат передаче в соответствующие ор­ганизации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собствен­ность государства.

В постановлении по делу об административном правонару­шении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и до­кументах. Однако документы, являющиеся вещественными до­казательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законода­тельством передаются заинтересованным лицам.

До рассмотрения дела об административном правонаруше­нии изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяе­мых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в по­рядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязан принять необхо­димые меры по обеспечению сохранности вещественных дока­зательств до разрешения дела. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохран­ность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия. Если те или иные предметы в силу их громозд­кости или иных причин не могут храниться совместно с делом, они должны быть сфотографированы по возможности опечата­ны и храниться в месте указанном лицом или органом в про­изводстве которого дело, находится (о чем в деле должна иметь­ся соответствующая справка) Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему иное оружие а также боевые припасы хранят­ся в порядке, определяемом Министерством внутренних

В случае передачи протокола об административном право­нарушении и других материалов дела на рассмотрение по под­ведомственности (если рассмотрение дела не относится к ком­петенции судьи, органа, должностного лица, к которым прото­кол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица) изъятые вещи и документы препровождаются вместе с делом.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, после их изъятия сдаются для реализации, а при невозможности реали­зации уничтожаются. Порядок передачи таких вещей для реа­лизации или в случае необходимости для уничтожения установлен Правительством РФ1. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная и спир­тосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требо­ваниям стандартов, санитарных правил и гигиенических нор­мативов, также подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ2. Подобная практика реализации и уничтожения наркотических средств, спиртосодержащей и быстропортящейся продукции, обусловленная необходимостью обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия и здоровья населения, разумна и принята во многих странах.

Необходимо отметить, что образцы подлежащих уничтоже­нию наркотических средств и психотропных веществ, этилово­го спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по­скольку имеют значение доказательств по делу об администра­тивном правонарушении, хранятся до вступления в законную силу постановления по делу. К сожалению, законодатель в ст. 27.10 КоАП РФ ничего не говорит о необходимости хране­ния образцов иных изъятых вещей, которые в силу их быстрой порчи тоже должны быть направлены на реализацию или унич­тожение. Между тем образцы и таких вещей, учитывая их дока­зательственное значение, должны храниться до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (это, в частности, необходимо для обеспече­ния возможности назначения дополнительных и повторных экспертиз).

Законодатель не уточняет также, какие субъекты, осуществ­ляющие производство по делу об административном правона­рушении, имеют право принимать решение о реализации или уничтожении указанной выше продукции. Возможность приня­тия такого решения судьей не вызывало бы никаких сомнений. Исходя из положений ч. 2 ст. 243 ГК РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке, принятие подобного решения допустимо не только судьей, но и другим органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело. Однако возможность административной конфискации проти­воречит положениям ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Это противоречие в законодательстве нуждается в разрешении.

При совершении административного правонарушения, вле­кущего лишение права на управление транспортным средством, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения по­становления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-маши­ниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостовере­ние пилота и выдается временное разрешение на управление транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Такой порядок отличается от положения, су­ществовавшего в действовавшем ранее КоАП РСФСР и преду­сматривавшего изъятие у водителя (судоводителя) водительско­го удостоверения при совершении им правонарушения, влеку­щего не только лишение права на управление транспортным средством, но и наложение штрафа.

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установ­ленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Таким об­разом, законодатель не требует составления непременно само­стоятельного, специального протокола об изъятии вещей и до­кументов. Может быть составлен и самостоятельный протокол, но допускается также фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол о доставлении или в протокол об административном задержании.

К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право вла­делец изымаемых вещей и документов требовать составления самостоятельного специального протокола, между тем в ряде случаев это может иметь принципиальное значение. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удосто­верения пилота делается запись в протоколе об административ­ном правонарушении, копия которого вручается лицу, у кото­рого удостоверение изъято.

В протоколе должны быть подробно описаны изъятые вещи и документы, в частности, зафиксированы признаки, позволяю­щие выделить предмет из числа ему подобных и обусловливаю­щие его доказательственное значение. В протоколе необходимо обязательно указывать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей (например, о материале, форме, раз­мере, цвете предмета, сорте и качестве изделия и т. д.), в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъ­яты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у ко­торого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф может выражаться в величине, кратной стоимости пред­мета административного правонарушения. В этой связи такие предметы, если предусмотрено назначение подобного штрафа, подлежат оценке. Оцениваются также изъятые вещи, которые в связи с быстрой порчей направляются на реализацию или уничтожение. Кроме того, оценке подлежат изъятые из оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, направляемые на переработку или уничтожение.

Стоимость изъятых вещей определяется на основании госу­дарственных регулируемых цен в случае, если таковые установ­лены; в остальных случаях — на основании их рыночной стои­мости. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкурен­ции. При этом предполагается, что стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на ве­личине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В случае необходимости стоимость изъятых ве­щей определяется на основании заключения эксперта.

Пересчет иностранной валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту Российской Фе­дерации производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального бан­ка РФ.

Когда товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия, они подвергаются аресту.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явив­шихся орудиями совершения или предметами административ­ного правонарушения, заключается в составлении описи ука­занных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявле­нием лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном право­нарушении, либо его законному представителю о запрете распо­ряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими. Одна­ко товары, транспортные средства и вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

При необходимости товары, транспортные средства, иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и опечатыва­ются. В случае отчуждения или сокрытия товаров, транспорт­ных средств, вещей, на которые наложен арест, лицо, в отно­шении которого применена данная мера обеспечения произ­водства по делу об административном правонарушении, или хранитель подлежит ответственности.

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осущест­вляется должностными лицами, которые вправе производить ад­министративное задержание физического лица, а также указан­ными в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях должност­ными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных ор­ганов, иных государственных органов. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществ­лен в отсутствие их владельца. При необходимости процедура ареста фиксируется с помощью фото- и киносъемки, видеозапи­си, иными установленными способами фиксации вещественных доказательств.

Допустимость ареста товаров, транспортных средств и иных вещей по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена Конституци­онным Судом РФ, который прямо указал, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспе­чения производства по делам об административных правонару­шениях, вправе налагать арест на имущество, поскольку подоб­ная мера не связана с лишением имущества. Дело в том, что товары, транспортные средства и иные вещи, явившиеся ору­диями совершения или предметами административного право­нарушения, изымаются на время, до принятия по этому делу решения.

После рассмотрения этого дела, в зависимости от назначен­ного наказания, орудия совершения и предметы административ­ного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подле­жат передаче в соответствующие организации (или уничтоже­нию), либо возвращаются законному владельцу, а при его неуста­новлении передаются в собственность государства. В постанов­лении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест.

Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей со­ставляется протокол. Фиксация соответствующих сведений в других составленных протоколах, в том числе в протоколе об административном правонарушении, не допускается. В прото­коле об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения про­изводства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест.

В протоколе должны быть подробно описаны вещи, на ко­торые наложен арест, указаны их идентификационные призна­ки, позволяющие выделить эти вещи из числа им подобных и обусловливающие их доказательственное значение (например, сведения о материале, форме, размере, цвете вещи и т. д.), а также сделана запись о применении фотосъемки, видеозапи­си, иных установленных способов фиксации вещественных до­казательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств, иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об администра­тивном правонарушении, либо его законному представителю.

Смотрите так же:

  • Договор дарения доли в квартире близкому родственнику 2014 Оформление дарения доли в квартире в 2018 году Статья обновлена: 31 мая 2018 г. Здравствуйте. Я помогала 17 клиентам оформить дарение их долей в квартире, поэтому мне доверили писать статьи про эту тему. На этой странице я опубликовала […]
  • Гражданского правонарушения курсовая Все работы :: Право :: Понятие и состав гражданского правонарушения (Курсовая) Введение 3 1. Понятие и состав гражданского правонарушения 6 1.1. Противоправность как условие гражданско-правовой ответственности 6 1.2.Вред (убытки) как условие […]
  • Харьков вакансии юрист Юриспруденция в Харькове за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Специалист по работе с задолженностью, коллектор (soft collection) , Ставка + премии по результатам работы "> 12000 грн * Полная занятость. Компания […]
  • Макдональдс написать письмо Обсуждения Обратная связь 4 053 сообщения Раз уж руководство мака не видит официального письма, статей в газетах и обсуждения в соседней теме- публикую здесь. Услыште меня, наконец. совсем зажрались. КИСЛО-СЛАДКАЯ ВОЙНА ИЛИ КАК МАКДОНАЛДС […]
  • Судебная практика по ч 2 ст 290 ук рф Судебная практика по ч 2 ст 290 ук рф Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением прав субъектов малого и среднего бизнеса, за 2013 - 2015 годы Количество уголовных дел о нарушении законов о […]