Конституционное право россии вариант 4

Конституционное право России. Краткий курс

1. Конституционное право России как отрасль права и науки. Предмет и методы российского конституционного права

Конституционное право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм.

Эти правовые нормы:

• характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками;

• отличаются от норм других отраслей права;

• закрепляют и регулируют общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы (т. е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Конституционное право рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина в системе юридического образования. Конституционное право как самостоятельная отрасль системы российского законодательства имеет собственные предмет правового регулирования и специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – это совокупность его норм, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает конституционно-правовые нормы и институты. Конституционное право определяется общественными отношениями, которые оно регулирует, т. е. самим предметом конституционного права. Его источником считается Конституция РФ – основной закон в государстве, нормы которого являются исходными для всех отраслей права.

Выступая ведущей отраслью в системе российского права, конституционное право не включает и не объединяет другие отрасли права. Оно лишь устанавливает основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы последних. Конституционное право регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Другие же отрасли воздействуют на общественные отношения в какой-либо одной области жизни.

Особенностью конституционного права выступает то, что его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах, а также то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, не одинаково.

Конституционное право изучает:

– практику осуществления народного суверенитета;

– деятельность органов государственной власти;

– систему прав и свобод человека и гражданина, их защиту;

– федеральное и административное устройство.

Конституционное право как наука изучает преимущественно конституционные процессы, закономерности и тенденции их развития; раскрывает присущие данной отрасли закономерности; формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство.

Предмет науки – это изучение отрасли конституционного права. Данная наука имеет свой собственный мыслительно-категориальный аппарат: теоретические положения и научные концепции. Предмет регулирования конституционного права – это отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя.

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности. Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя России; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в Российской Федерации, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов. Виды конституционных правоотношений:

• конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);

• правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: связанные с установлением конституционных основ гражданского общества, конституционного строя России, регулированием правового статуса личности. Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения».

Субъекты конституционных правоотношений:

• физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);

• государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, федеральные органы Российской Федерации и ее субъектов);

Объект конституционных отношений – это предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – это совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования. Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений. Способы конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет. Конституционно-правовые методы: императивный, диспозитивный и др.

2. Источники конституционного права России

Источник конституционного права России – это совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами норм, регулирующих основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в России, а также закрепляющих основные права и свободы личности в РФ.

Традиционно к источникам конституционного права России относятся:

• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

• федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;

• федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (например, Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»);

• решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ);

• постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ);

• указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам;

• постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ;

• нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права;

• конституции (уставы) субъектов РФ;

• законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (например, законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ);

• решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции субъекта РФ);

• некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (например, решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ);

• уставы муниципальных образований;

• некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (например, регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).

3. Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты

Конституционно-правовая ответственность закреплена в конституционно-правовых нормах, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Основные черты конституционно-правовой ответственности различаются своим содержанием; возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права. Им свойствен особый субъектный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений; многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

В качестве особых видов конституционно-правовой ответственности выделяют также материальную и процессуальную ответственность. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных – порядок реализации правовых действий.

Действия связаны с волеизъявлением субъекта. Их можно классифицировать на юридические акты и юридические поступки. Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждается целой системой, цепью юридических фактов.

Субъекты конституционно-правовой ответственности:

– физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

– органы государственной власти: центральные, региональные;

– органы местного самоуправления, которые наделяются правом решать все основные вопросы местной жизни;

Конституционно-правовая ответственность, в отличие от других видов ответственности, чаще всего устанавливает нелегитимность того или иного процесса или явления, а не конкретизирует субъект ответственности.

4. Конституция: сущность, свойства, виды. Конституция Российской Федерации 1993 г.: общая характеристика

Конституция – это основной нормативно-правовой акт государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории данной страны и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает основные принципы устройства общества и государства; наименования и полномочия органов государственной власти; механизм осуществления государственной власти; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Характерные черты конституции:

– особый субъект, от имени которого принимается конституция, – народ;

– учредительный характер конституционно-правовых норм;

– расширенный предмет регулирования конституции;

– особые юридические свойства конституции.

Юридические свойства конституции:

– верховенство Основного закона на всей территории государства, включая территории его отдельных субъектов;

– высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;

– особая охрана конституционных норм;

– прямое действие конституционных норм;

– особый порядок принятия конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

• согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

• теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

• школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы – это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

• согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном, порядке, в отличие от иных законов страны. Однако основной закон может быть не только письменным, в этом случае говорят о «неписаной» конституции (например, в Великобритании).

Конституции классифицируются по следующим основаниям:

• в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);

• по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);

• по способу изменения («гибкие», они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны; «жесткие», для изменения которых требуется особый усложненный порядок; «смешанные»);

• по периоду действия (постоянные, временные (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Конституция РФ – нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему, принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от советских конституций, весьма значительны. Конституция РФ включает:

– полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека;

– характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического и экономического устройства государства;

– правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Конституция РФ вводит институт толкования. Речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу. Цель толкования – юридически точно определить, как понимать норму Конституции РФ, допустимо ли ее расширительное применение. Конституция РФ регулирует широкую сферу общественных отношений и затрагивает интересы всех граждан. Нормы Конституции РФ – источники не только конституционного, но и других отраслей права.

Конституция – юридическая база для развития всего текущего законодательства. Федеральные конституционные и федеральные законы принимаются на основе Конституции РФ. Парламентский контроль за соблюдением Конституции осуществляется палатами Федерального Собрания РФ.

Важную роль в укреплении конституционной законности играет Президент РФ. Он выступает гарантом Конституции и федеральных законов. Особую роль в охране Конституции и ее соблюдении играет Конституционный Суд РФ. Верховенство Конституции РФ впервые было закреплено в конституционном законодательстве нашей страны (ч. 2 ст. 4). Оно означает прежде всего утверждение нового конституционного строя, правового государства, которое вытекает из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

Принцип федерализма реализуется в установлении разграничения ведения Российской Федерации и ее субъектов на совместное ведение и ведение каждого из этих субъектов.

5. Порядок пересмотра конституции РФ, внесения в нее поправок и изменений. Толкование Конституции РФ

Конституция РФ является постоянно действующей, однако современная жизнь подвижна, в результате чего может возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится к смешанным конституциям, поэтому порядок ее принятия, пересмотра и внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы или статьи. Например, упрощенный порядок внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается субъектный состав РФ. Процедуры изменения той или иной части Конституции РФ установлены в ее гл. 9.

Изменение Конституции РФ может осуществляться в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции РФ. В зависимости от этого дифференцируется процедура внесения соответствующих изменений. Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути, это принятие нового текста Конституции) только всенародным голосованием по проекту Конституции РФ, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции РФ.

Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Проведение референдума по проекту Конституции Российской Федерации является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения Конституции РФ названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания Федеральным Собранием РФ федеральных законов о внесении изменений в статьи Конституции РФ. Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции РФ): Президент РФ;

– Совет Федерации либо группа численностью не менее 1/5 его членов;

– Государственная Дума либо группа численностью не менее 1/5 ее депутатов;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

В этом случае поправки к Конституции РФ должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Изменения в Конституцию РФ могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав Российской Федерации. Эта статья изменяется указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав России нового субъекта или об образовании нового субъекта в ее составе.

6. Структура конституции РФ. Конституционно-правовые нормы и институты

Структура Конституции РФ – принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные комплексы (разделы, главы) лежит единство предмета регулирования – связанность норм характером общественных отношений, на которые эти нормы воздействуют. Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учета взаимосвязи норм друг с другом; первичности и производности норм друг от друга; определенных концепций, заложенных в конституции.

Все это очень важно для осмысления структуры конституции, что является обязательным элементом квалифицированной правоприменительной деятельности. По своей структуре Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию РФ и состоит из девяти глав:

– «Основы конституционного строя» (в прежней конституции – «Основы общественного строя и политики»);

– «Права и свободы человека и гражданина»;

– «Президент Российской Федерации»;

– «Правительство Российской Федерации»;

– «Судебная власть и прокуратура»;

– «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Второй раздел называется «Заключительные и переходные положения». Он закрепляет положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции Российской Федерации в действие. В нем фиксируются: прекращение действия прежней Конституции и Федеративного договора; порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; основания, на которых продолжают действовать образованные ранее органы.

В отличие от предыдущей современная Конституция РФ стала более компактной, четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав. В структуре Конституции РФ отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

• качественное изменение характеристики строя, а не простая замена термина «общественный» на термин «конституционный»;

• зафиксирован переход на парламентскую систему;

• открывается перечень глав об органах государственной власти главой о Президенте РФ;

• последовательно и логично проведен принцип разделения властей;

• закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципы разграничения полномочий;

• отсутствует раздел о государственном плане экономического и социального развития России;

• название главы «Права и свободы человека и гражданина» показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с государством.

Характеристика отрасли права невозможна без уяснения особенностей составляющих ее норм. Наряду с общими признаками конституционно-правовые нормы обладают следующими отличительными особенностями:

• содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

• источниками, в которых они выражены;

• своеобразием видов: среди рассматриваемых норм общерегулятивных (норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач) значительно больше, чем в других отраслях;

• учредительным характером содержащихся в них предписаний: конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания других правовых норм порядок;

• особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с отношениями общего характера или правового состояния;

• специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены (народ, государство, органы власти и др.);

• структурой: для конституционно-правовых норм характерна не традиционная трехчленная структура (гипотеза, диспозиция, санкция), а двучленная (гипотеза и диспозиция).

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом отрасли права. Многообразие конституционно-правовых норм обусловливает проведение их классификации. В зависимости от содержания выделяют нормы, регулирующие вопросы основ конституционного строя, правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства и др.

В зависимости от юридической силы выделяют нормы: большей юридической силы и меньшей юридической силы. В зависимости от территории действия нормы подразделяются на федеральные (действуют на всей территории Российской Федерации), региональные (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ) и местные (действуют в пределах территории, на которой осуществляется местное самоуправление).

В зависимости от характера предписания выделяют следующие виды норм: управомочивающие; обязывающие; запрещающие. По степени определенности предписаний: императивные нормы; диспозитивные. По назначению в механизме правового регулирования: материальные нормы; процессуальные (процедурные).

Конституционно-правовые институты – это совокупность родственных правовых норм. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Конституционно-правовой институт объединяет различные нормы. В него могут входить и нормы конституции, и нормы текущего законодательства, т. е. нормы, обладающие различной юридической силой.

Задания для контрольной работы по дисциплине «Конституционное право России»

Вариант определяется по последней цифре номера зачетной книжки

Вариант 1.
1. Понятие и принципы основ конституционного строя РФ.
2. Правовой статус Правительства РФ.

Вариант 2.
1. Понятие и структура правового статуса личности.
2. Полномочия Правительства РФ.

Вариант 3.
1. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
2. Система федеральных органов исполнительной власти.

Вариант 4.
1. Понятие и принципы национально-государственного устройства РФ.
2. Государственные органы власти субъектов РФ.

Вариант 5.
1. Российская Федерация как федеративное государство. Субъекты РФ.
2. Понятие и структура судебной системы РФ.

Вариант 6.
1. Разграничение компетенции между РФ и её субъектами.
2. Конституционный Суд РФ: состав, компетенция.

Вариант 7.
1. Система органов государственной власти РФ.
2. Стадии законодательного процесса в РФ

Вариант 8.
1. Прекращение полномочий Президента РФ.
2. Понятие, правовой статус и основы местного самоуправления.

Вариант 9.
1. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации РФ.
2. Система и полномочия местного самоуправления.

Вариант 10.
1. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы РФ.
2. Общественные объединения в РФ.

Тест по обществознанию для 8 класса «Конституционное право России» по учебнику Соболевой О.Б.

Тест по обществознанию для 8 класса «Конституционное право России» по учебнику Соболевой О.Б.

Просмотр содержимого документа
«Тест по обществознанию для 8 класса «Конституционное право России» по учебнику Соболевой О.Б.»

Тест по обществознанию для 8 класса «Конституционное право России»

1. Конституция — это:

1)​ это юридический документ, который содержит все законы страны;

2)​ это основной закон государства, определяющий его устройство, формирование органов власти, определяет и закрепляет права человека и т.п.;

3)​ это свод основных законов государственных принципов;

4)​ это присяга на верность государству.

2.Что не является принципом конституционного права РФ:

1)​ государственный суверенитет; 2)​ демократический централизм;

3)​ идеологический плюрализм; 4)​ разделение властей.

3. Высшая юридическая сила Конституции означает:

1)​ все правовые акты не должны противоречить Конституции;

2)​ любое лицо вправе непосредственно ссылаться на нормы Конституции;

3)​ Конституция не подлежит изменению и пересмотру;

4)​ Конституция принимается народом России.

4. Конституция РФ имеет верховенство:

1)​ на территории РФ и субъектов РФ; 2)​ на всей территории РФ;

3)​ на всей территории РФ за исключением свободных экономических зон;

4)​ на всей территории РФ за исключением случаев, предусмотренных специальным федеральным законом;

5. Виды субъектов РФ:

1)​ республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа;

2)​ республики, края, области, автономные области, автономные округа, федеральные округа;

3)​ районы, города федерального значения, автономные области, хутора, автономные округа;

4)​ республики, города федерального значения, автономные области, села, автономные округа.

6. Президент РФ избирается:

1)​ на 4 года жителями РФ; 2)​ на 4 года гражданами РФ; 3)​ на 6 лет жителями РФ;

4)​ на 6 лет гражданами РФ.

7. Высший орган исполнительной власти в РФ —это:

1)​ Президент РФ; 2)​ Совет Федерации; 3)​ Правительство; 4)​ Госдума.

8. Судьей может стать профессиональный юрист, проработавший в юриспруденции не менее

1) 3 лет 2) 5 лет 3) 7 лет 4) 10 лет

9. Как формируется Конституционный Суд России?
1) путем всенародных выборов 2)назначается Президентом России
3) назначается по представлению Президента России Советом Федерации

10. Система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения:

1.Нотариат 2.Адвокатура 3.Прокуратура 4. Суд присяжных

Тест по обществознанию для 8 класса «Конституционное право России»

1. Один из основных принципов судопроизводства — гласность в деятельности судов, означает:

1) каждый может участвовать в судебном процессе и высказывать свое мнение;

2) разбирательство дел во всех судах открытое;

3) при судопроизводстве учитывается голос каждого судьи;

4) судопроизводство ведётся на русском языке;

5) рассмотрение дел происходит коллегиально.

2. Лицо, профессией которого является оказание квалифици­рованной юридической помощи физическим и юридиче­ским лицам, в том числе защита их интересов и прав в суде, называется

1) нотариусом 2) адвокатом 3) прокурором 4) присяжным заседателем

3. Российская федерация (Россия) – это:

1)​ авторитарное федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

2)​ демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3)​ общенародное союзное правовое государство с республиканской формой правления;

4)​ унитарное, социальное правовое государство с республиканской формой правления.

4. Источником власти в РФ является:

1)​ парламент; 2)​ референдум; 3)​ народ; 4)​ президент.

5. Кто, согласно Конституции РФ, является гарантом прав и свобод человека и гражданина?

1)​ Правительство; 2)​ Генеральный прокурор; 3)​ Министерство юстиции РФ;

6. РФ – светское государство (ст. 14 Конституции РФ). Это означает:

а) религиозные объединения отделены от государства;

б) запрещены государством;

в) независимы от государства;

г) каждый российский гражданин должен быть атеистом.

7. В РФ существует:

1)​ 6 видов субъектов федераций; 2)​ 89 видов; 3)​ 85 видов; 4)​ 1 вид.

8. Присяжным заседателем может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший возраста

1) 16 лет 2) 18 лет 3) 21 года 4) 25 лет

9. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин…

1) достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет;

2) достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет;

3) достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет;

4) начальник органа юстиции субъекта РФ;

5) стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 6 месяцев.

10. К правоохранительным органам относятся: Отметьте лишнее.

1.МВД 2.Прокуратура 3.Адвокатура 4.Общественная палата 5.Нотариат

Тестовые задания по дисциплине «Конституционное право»

Транскрипт

1 Тестовые задания по дисциплине «Конституционное право» 1.Отрасль Конституционного права является: а). Публичной отраслью права; б). Частной отраслью права; в). Частно-публичной отраслью права. 2.Изменения в главы с 3 по 8 Конституции РФ вносятся законом а). Федеральным конституционным законом; б). Конституционным законом; г). Законом РФ о поправке к Конституции РФ. 3. Конституция Российской Федерации вступает в силу: а). 25 декабря 1993г. со дня официального ее опубликования; б). 12 декабря 1993г. со дня проведения всенародного голосования (референдума); в). 1 января 1994г. с начала нового календарного года. 4. Конституция РФ состоит из: а). 137 статей; б). преамбулы, 2 разделов, 137 статей; в). 2 разделов, 137 статей. 5. По порядку внесения изменений в Конституцию РФ она относится к а). К «мягким» Основным законам; б). К «жестким» Основным законам; в). К «смешанным» Основным законам. 6. Одной из форм прямой демократии является: а). правотворческая инициатива; б). законотворческая инициатива; в). Нормотворческая инициатива. 7. Какая организационно-правовая форма общественного объединения формируется без наличия обязательного членства: а). политическая партия; б). общественное движение; в). общественная организация 8. Какая организационно-правовая форма общественного объединения формируется с обязательным членством: а). общественная организация; б). общественное движение; в). общественный фонд. 9. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола а). в возрасте от 18 до 30 лет; б). в возрасте от 18 до 27 лет; в). в возрасте от 20 до 30 лет. 10. На какой срок альтернативная гражданская служба превышает установленный срок военной службы по призыву а). в 1,75 раза; 1

2 б). в 2 раза; в). в 1,5 раза. 11. Формой публичного мероприятия НЕ является а). собрание; б). митинг; в). агитация. 12.Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в срок а). не ранее 15 и не позднее 10 дней; б). не ранее 10 и не позднее 5 дней; в). не ранее 20 и не позднее 15 дней. 13.Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» вступил в юридическую силу а). с 31 мая 2002г. б). с 19 апреля 2002г. в). с 1 июля 2002г. 14. К принципам российского гражданства НЕ относится а). единое гражданство; б). почетное гражданство; в). открытое гражданство. 15.Основаниями приобретения российского гражданства НЕ является а). прием в гражданство; б).филиация; в). регистрация. 16.Ценз оседлости как условие приема в гражданство в общем порядке составляет: а). 5 лет непрерывного проживания на территории Российской Федерации; б). 3 года непрерывного проживания на территории Российской Федерации; в). 1 год непрерывного проживания на территории Российской Федерации. 17. Ценз оседлости как условие приема в гражданство в общем порядке не прерывается, если: а). лицо выезжало за пределы Российской Федерации, но не более чем на 3 месяца в течение 1 года; б). лицо не выезжало за пределы Российской Федерации; в). лицо выезжало за пределы Российской Федерации, но не более чем на 3 месяца в течение 5 лет. 18. Основанием прекращения российского гражданства не является: а). выход из гражданства; б). оптация; в). отмена решения о приеме в гражданство. 19. К личным правам относится: а). право на жизнь; б). свобода труда; в). право на жилище. 2

3 20. К политическим правам относится: а). право на свободу; б). право избирать и быть избранным; в). свобода мысли и слова. 21. К экономическим правам относится: а). право на образование; б). свобода творчества; в). свобода труда. 22. К социальным правам относится: а). право на охрану семьи; б). свобода труда; г). право на неприкосновенность жилища. 23. К культурным правам НЕ относится: а). право на равный доступ к достижениям культуры; б). право на образование; в). право на пользование родным языком. 24.Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации вводится на срок: а). до 30 суток; б). до 45 суток; в). до 60 суток. 25.Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения должен быть утвержден Советом Федерации в срок: а). 48 часов; б). 72 часа; в). 24 часа. 26.Указ Президента РФ о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации в срок: а). 48 часов; б). 72 часа; в). 24 часа. 27. Конституция Российской Федерации закрепляет: а). право на труд; б). обязанность трудиться; в). свободу труда. 28. Какая стадия законодательного процесса является факультативной: а). законодательная инициатива; б). формирование согласительной комиссии; в). промульгация. 29. В состав Российской Федерации входит а). 85 субъектов РФ; б). 89 субъектов РФ; в). 83 субъектов РФ. 3

4 30. Московская область относится к а). государственно-национальным образованиям в составе Российской Федерации; б). национально-территориальным образованиям в составе Российской Федерации; в). административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации. 31. Республика Татарстан относится к а). государственно-национальным образованиям в составе Российской Федерации; б). национально-территориальным образованиям в составе Российской Федерации; в). административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации. 32. Еврейская автономная область относится к а). государственно-национальным образованиям в составе Российской Федерации; б). национально-территориальным образованиям в составе Российской Федерации; в). административно-территориальным образованиям в составе Российской Федерации. 33. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство находится в а). совместном ведении РФ и субъектов РФ; б). исключительном ведении Российской Федерации; в). ведении субъекта РФ. 33. Административное и административно-процессуальное законодательство находится в а). совместном ведении РФ и субъектов РФ; б). исключительном ведении Российской Федерации; в). ведении субъекта РФ. 34. Трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство находится в а). совместном ведении РФ и субъектов РФ; б). исключительном ведении Российской Федерации; в). ведении субъекта РФ. 35. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации а). более двух сроков подряд; б). более двух сроков; в). два срока. 36. Решение об отставке Правительства Российской Федерации принимает: а). Президент РФ; б). Председатель Правительства РФ; в). Председатель Государственной Думы РФ. 37. Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет: а). Министерство иностранных дел РФ; б). Президент РФ; в). Председатель Правительства РФ. 38. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ избираются по а). мажоритарной избирательной системе; б). смешанной избирательной системе; в). пропорциональной избирательной системе. 39. Президент РФ избирается по 4

5 а). мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства; а). мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства; а). мажоритарной избирательной системе относительного большинства; 40. Президент РФ НЕ издает: а). указы; б). постановления; в). распоряжения. 41. Решение об отрешении Президента от должности может быть принято двумя третями голосов от общего числа а). Совета Федерации; б). Государственной Думы; в). Федерального Собрания. 42. Представительным и законодательным органом Российской Федерации является: а). Государственная Дума РФ; б). Совет Федерации РФ; в). Федеральное Собрание РФ. 43. Государственная Дума избирается сроком на а). пять лет; б). четыре года; в). шесть лет. 44. Совет Федерации и Государственная Дума заседают а). раздельно; б). по очереди; в). совместно. 45. Выборы Президента Российской Федерации назначает: а). Совет Федерации; б). Государственная Дума; в). Председатель Правительства РФ. 46. Выборы Государственной Думы назначает: а). Совет Федерации; б). Государственная Дума; в). Президент РФ. 47. Объявление амнистии относится к ведению: а). Государственной Думы; б). Президента РФ; в). Совета Федерации. 48. Право законодательной инициативы НЕ принадлежит: а). Государственной Думе; б). Совету Федерации, в). депутатам Государственной Думы. 49. Федеральные законы принимаются: а). Государственной Думой; 5

6 б). Советом Федерации; в). Президентом РФ. 50. Федеральный закон одобряется: а). Советом Федерации; б). Государственной Думой в). Президентом РФ. 51. Промульгацию в Российской Федерации осуществляет: а). Совет Федерации; б). Государственная Дума в). Президент РФ. 52. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из: а). 19 судей; б). 20 судей; в). 25 судей. 53. Высшим судебным органом по разрешению экономических споров является: а). Верховный Суд РФ; б). Высший Арбитражный Суд РФ; в). Конституционный Суд РФ. 54. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются: а). Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации б). Президентом РФ; в). Государственной Думой по представлению Президента РФ. 55. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются: а). Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации б). Президентом РФ; в). Государственной Думой по представлению Президента РФ. 56. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности: а). Советом Федерации по представлению Президента РФ; б). Президентом РФ; в). Государственной Думой по представлению Президента РФ. 57. Установление общих принципов организации органов местного самоуправления относится: а). К ведению Российской Федерации; б). К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; в). К ведению субъекта Российской Федерации. 58. Как соотносятся органы местного самоуправления и органы государственной власти: а). Входят в систему органов государственной власти; б). Не входят в систему органов государственной власти; в). Никак не соотносятся. 59.Закрепляется ли понятие органа местного самоуправления на нормативном уровне: а). В нормативных актах понятие органа местного самоуправления не закрепляется; 6

7 б). Закрепляется, в статье 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; в). Закрепляется на конституционном уровне, в ст. 132 Конституции РФ. 60. В структуре органов местного самоуправления является обязательным формирование: а). Представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации; б). Представительного органа муниципального образования; в).представительного органа муниципального образования и местной администрации. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ 1. Особенности конституционной реформы в Российской Федерации. 2. Проблемы формирования основ конституционного строя Российской Федерации. 3. Формирование конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации и реальные гарантии его соблюдения. 4. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в России. 5. Развитие института гражданства в Российской Федерации. 6. Проблемы правового регулирования отношений гражданства в Российской Федерации. 7. Становление федеративного устройства Российской Федерации. 8. Проблемы развития избирательной системы Российской Федерации. 9. Формирование института Президента Российской Федерации. 10. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации главы государства. 11. Парламентаризм в современной России. 12. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания парламента России. 13. Организационно-правовые основы организации Федерального Собрания парламента России. 14. Конституционное судопроизводство в Российской Федерации. 15. Становление конституционной юстиции в Российской Федерации. 16. Становление института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 17. Проблемы конституционной ответственности как одного из видов юридической ответственности. 18. Федерализм в России и современные межнациональные проблемы. 19. Проблемы реализации конституционного права на объединение в России. 20. Конституционные основы многопартийности в Российской Федерации. 21. Проблемы реализации конституционного права на свободу совести в России. 22. Проблемы реализации права избирать и быть избранным в Российской Федерации. 23. Избирательные споры. 24. Гарантии избирательных прав граждан. 25. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации. 26. Конституционно-правовые основы организации Прокуратуры Российской Федерации. Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. // Российская газета от 25 декабря 1993г., Федеративный договор от 31 марта 1992 г. // М.: Изд-во Известия, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР Ст.22 7

8 4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. N 2-ФКЗ «О государственном гербе» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. N 3-ФКЗ «О государственном гимне» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000г. N 1-ФКЗ «О государственном флаге» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 30 января 2002г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный конституционный закон 28 июня 2004г. N 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 19 мая ФЗ «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 11 июля ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 8 декабря ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 26 сентября 1997г. 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 04 марта 1998г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 15 августа 1996г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ «О гражданстве» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 12 июня 2002г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 25 июля 2002г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 25 июля 2002г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст

9 26. Федеральный закон от 18 мая 2005г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ N 21. Ст Федеральный закон от 22 февраля 2014г. 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 08 мая 1994г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 10 января 2003г. N 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон 03 декабря 2012г. N 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ N 50 (часть 4). Ст Федеральный закон от 14 июня 1994г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 06 октября 2003г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 17 декабря 1998г. N 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ Ст Федеральный закон от 06 октября 1999г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // Собрание законодательства РФ Ст Закон РСФСР от 25 октября 1991г. N «О языках народов РСФСР». Декларация о языках народов РСФСР // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР Ст Закон РФ от 01 апреля 1993г. N «О государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ Ст Закон РФ от 27 декабря 1991г. N «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ Ст Закон РФ от 19 февраля 1993г. N «О беженцах» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РФ Ст Закон РФ от 19 февраля 1993г. N «О вынужденных переселенцах» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РФ Ст Устав Содружества Независимых Государств от 22 января 1993г. // Российская газета от 12 февраля 1993г. 41. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» // Собрание законодательства РФ Ст Указ Президента РФ от 14 ноября 2002г «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» // Собрание законодательства РФ Ст

Смотрите так же:

  • Коап ст1225 ч1 Статья 12.25 КоАП РФ - Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства 1. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства сотрудникам полиции или иным лицам, которым в случаях, […]
  • Пункт 25 коап Статья 20.25 КоАП РФ - Уклонение от исполнения административного наказания 1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного […]
  • Коап рф андроид Коап рф андроид Новые темы необходимо создавать только в корневом разделе! В дальнейшем они будут обработаны модераторами. Если Вы выложили новую версию программы, пожалуйста, сообщите об этом модератору нажав на вашем сообщении кнопку "Жалоба". […]
  • Наказание по ст 125 ук рф Статья 125. Оставление в опасности Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вследствие своей […]
  • Па ч3 ст111 ук рф Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ч 1. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, […]