Курсовая на тему государство право личность

Курсовая на тему государство право личность

Значительный прогресс в дальнейшем развитии мирового сообщества XX век является понимание ценностей человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с надобностью обеспечения минимальной гарантии по существованию и свободному развитию человека. Практическое отражение этого является стремление передовой мировой общественности в определении общечеловеческого минимума прав и свобод, которые должны быть обеспечены каждому человеку в любом государстве. Основное средство закрепления данных прав и свобод – это разработка и принятие определенных международно- правовых документов, обязательных для исполнения странами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу. С целью реализации внутри государства юридических норм, которые содержатся в международных соглашениях в области прав и свобод человека, нужна не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и, в первую очередь, необходимо проведение определенной социально-экономической политики, направленной на создание условий для реализации имеющихся в них положений. В ином случае ценность международно- правовых норм о правах человека останется минимальной, а данное государство, которое не обеспечило условия для существования прав и свобод, следует оценивать государствами-участниками соглашения в качестве уклоняющееся от принятых на себя обязательств. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, об актуальности темы работы. Государство, право, личность – понятия, которые являются тесно взаимосвязанными. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления. Право — это совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определённых норм, которые выражают идею свобод, справедливости, гуманизма, нравственности, прав граждан призванных урегулировать поведение граждан и их коллектива с целью стабильной деятельности и развития общества. Личностью является – внутреннее определение одного существа в его самостоятельности, в качестве имеющего разум, волю и своеобразный характер, при наличии единства самосознания. Развитие лично-общественной жизни будет проходить исторически три основных уровня, среди которых родовой, национально-государственный и универсальный, при этом наивысшем не упраздняется низший, а только видоизменяется он. Государство, право и личность является объектом и главным взаимосвязанным источником предмета теории государства и права. Таким образом, цель работы изучение взаимосвязей государства, права и личности.

Сделать соответствующие выводы, ознакомившись с материалом данной работы не сложно. Итак: Понятие личность отнесена к числу «вечных тем», которые изучали мыслители разных эпох: от древнего мира до сегодняшнего дня. Проблемы прав человека сравнимы только с проблемами экологии. Также как основное внимание по охране и защите окружающей среды выделяется человеку, его жизни, здоровью, его правам на нормальное, благоприятное условие обитания, также в системе ценностей гражданского общества человек — наивысшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной власти. Характер отношений между государством и личностью – это наиважнейший показатель уровня развития общества, в общем, целей и перспектив его развития. Нельзя понимать современное общество и современных людей без анализа большого числа отношений человека и государства. Таким образом, все вышесказанное не значит, что права личности непосредственно производны только в рамках международного сотрудничества и международного права. На самом деле права людей, при всех условиях, являются проявлением определенного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положений человека в обществе обладает большим значением и играет существенную роль в разрешении проблем прав личности. Но в это же время оно всегда будет производным, вторичным в плане отношения к внутренней жизни этого общества, его государственной организации и политической системе в целом, так как является опосредованной, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой — его социально-экономическими, политическими, культурными и иными особенностями. В данном смысле никакое право невозможно привнести извне, кроме общества и государства.

1. Баренбойм, П.Д. Концепция Зорькина — Танчева о соотношении современных доктрин верховенства права и правового государства / П.Д. Баренбойм // Законодательство и экономика. — 2011. — № 10. – С. 82-87. 2. Власенко, Н.А. Теория государства и права / Н.А. Власенко. — М.: Эксмо, 2011. — 416с. 3. Иванов, А.А. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. – 351 с. 4. Малахов, В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 159 с. 5. Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. — М.: Знания, 2010. — 160 с.

Государство право и личность

Главная > Закон >Государство и право

Глава 1 Становление правового государства в Казахстане: теория и практика

1.1 Конституция – как основной закон Республики Казахстан……….5-7

1.2 Законотворчество в Республике Казахстан…………………………7-10

Глава 2 Роль личности в становлении государства

2.1 Положение личности в государстве…………………………………11-14

2.2 Правовой статус личности в РК……………………………………..14-18

Глава 3 Взаимная ответственность личности и государства

3.1 Взаимодействие гражданского общества и государства в системе правового регулирования……………………………………………………….19-20

3.2 Социальная и юридическая защищенность личности……………. 20-23

Список использованных источников

Преобразования, происходящие в стране, совершаются для человека и во имя человека, который является высшей ценностью общества. Однако человек, личность – это не пассивный субъект исторического процесса, общественных преобразований. Нельзя не согласиться с мнением К. Маркса и Ф. Энгельса, что “сущность человека представляет собой совокупность всех общественных отношений, вместе с тем в своей практической деятельности человек воссоздаёт общественные отношения, преобразуя при этом самого себя. Человек – не абстрактное существо, а мир человека, государства, общества” [1, c. 346]. Такой подход обуславливает вывод о том, что в центре сложных процессов, происходящих в обществе, находится человек.

Тема курсовой работы представляет очевидный теоретический и практический интерес.

Актуальность этой курсовой работы объясняется тем, что права и свободы, представленные каждому Конституцией Республики Казахстан и международно-представительными актами, не беспредельны. Кто и как устанавливает границы прав и свобод? Где кончается правомерное ограничение и начинается ущемление?

Так целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства и личности, прав личности в государстве.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие конкретные задачи:

— определить теоретическую сущность и дать понятие государства и прав личности в государстве;

— выявить положение и роль личности в становлении государства;

— изучить представление о месте прав и свобод в систем ценностей;

— отразить взаимную ответственность личности и государства.

Взаимосвязь государства и личности с необходимостью предполагает и раскрытие содержания понятий «человек», «личность», «гражданин». Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды.

Личность — это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит — рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.

Гражданство — это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовой статус личности — это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию «отраслевой правовой статус личности».

Все виды статусов означают закрепление в праве меры возможного и должного поведения личности, пределы ее свободы. В зависимости от характера государственного режима, существует два подхода к определению меры свободы личности в праве [2, c. 142].

Объектом исследования в работе является теоретические положения основ государства и права в Республике Казахстан и правовой статус личности в государстве.

В обществах, где государство признает человека в качестве высшей ценности (демократические государственные режимы), правовой статус формируется исходя из принципа «разрешено (дозволено) все, кроме того, что запрещено». Здесь государство устанавливает исчерпывающий перечень запрещенных действий, а пределы свободы человека неопределены. Единственный ограничитель — граница запретов.

Структура и объем работы: введение, 3 главы с подразделами, заключение, приложения и состоит из 25 страницах.

Глава 1 Становление правового государства в Казахстане: теория и практика

1.1 Конституция – как основной закон Республики Казахстан

Конституция — базис правовой системы, основа порядка и свободы. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо это —центральная категория правового государства. Новая Конституция Республики Казахстан в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь.

Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности.

Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Республике Казахстан это право отражено в статье 75 Конституции Республики Казахстан [3, c. 41].

Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции Республики Казахстан, принятой всенародным голосованием 30 августа 1995г. Статья 39 гласит: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка,прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения”. А статья 39 пункта 3 Конституции Республики Казахстан не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения,а именно право на гражданство, право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами [3, c. 13].

Статья 12 закрепляет положение о том, что в Республики Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Пункт 2 статьи 12 гласит: “Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаютсяя абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов” [3, c. 6]. Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 40 Конституции Республики Казахстан Президент Республики Казахстан является символом и гарантом единства народа и государственной власти,незыблемости Конституции Республики Казахстан, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики Казахстан обеспечивает согласованное функционирование всех ветвейгосударственной власти и ответственность органов власти перед народом.

В Республике Казахстан все равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.

Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Статья 6: «право частной собственности охраняется законом». Закрепляется право частной собственности на землю в статьях 21, 25, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности закреплено статьями 24, 26, что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.

Пункт 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан гласит: “Каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод”. Пункт 3 статьи 13 Конституции Республики Казахстан провозглашает право на получение квалифицированной юридической помощи, право обвиняемого отказаться от дачи показаний на суде; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.15). Существуют и другие декларируемые Конституцией Республики Казахстан гарантии прав и свобод человека.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.13), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод —права на тайну личных вкладов, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. (ст.18), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.26).

В Республики Казахстан гарантируетс государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.13). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.75 п.2, ст.84). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт — присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст. 75, п.2).

Так, Конституция Республики Казахстан — юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой системе, имела практическую ценность.

1.2 Законотворчество в Республике Казахстан

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда речь идёт о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеется в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо “обогащать” закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции Республики Казахстан. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Парламент Республики Казахстан в Конституцию Республики Казахстан противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Личность,государство,право

KURSOVAYa (1).docx

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Кафедра теории и истории государства и права

По дисциплине «теории государства и права»

На тему «Личность,государство,право».

Студентка дневного отделения

1 курса 1 УП группы

  1. Соотношение государства и права…………………………………..……………..4
  2. Правовой статус личности в современных условиях…………….…. . 7
  3. Ответственность государства перед личностью…………………………………..9
  4. Права человека и гражданина: понятие и классификация………………………10
  5. Личные права и свободы……………………………………………. . 13
  6. Политические права и свободы …………………………………………………..16
  7. Экономические, социальные и культурные права……………….…. .17
  8. Правовые способы защиты личности…………………………………………….18
  9. Гражданство………………………………………………… ………………………23

В данной работе рассмотрены понятия, знакомые каждому человеку не понаслышке. Каждый из нас в той или иной мере оказывался в ситуации, когда ущемлялись его права. Естественно, что не всегда и граждане соблюдали и соблюдают свои обязанности. Взаимоотношения государства, права и личности проблема довольно сложная. Существующие права, свободы и обязанности человека и гражданина это результат длительных притязаний личности и власти, поскольку на протяжении многих веков государство притесняло правовой статус личности. Последние несколько столетий государство стало признавать и расширять права человека в различных сферах жизни общества. Вследствие этого на данный момент мы имеем достаточно широкий спектр основных прав и свобод человека и гражданина. Актуальностью данной работы является осведомленность человека и гражданина в том, какие он имеет права и обязанности, а также необходимость быть уверенным в их защищенности от каких бы то ни было посягательств и нарушений, знать, в каком порядке государство должно их обеспечивать и охранять. Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства, права и личности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить учебную литературу по курсу «Теория государства и права»

— описать сущность государства и права;

— раскрыть понятие правого статуса личности;

— проанализировать опыт прошедших веков по взаимоотношению государства и личности;

— произвести исследование современных точек зрения по данному вопросу.

1.Соотношение государства и права

Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. При этом можно выделить три основных направления соотношения государства и права, анализ которых позволяет выявить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений:

·Единство.
·Различие.
·Взаимодействие.
Прежде чем перейти к анализу этих аспектов отметим, что, в зависимости от типа правопонимания соотношение государства и права двояко: 1. При нормативном подходе к правопониманию государство признается первичным, а право — вторичным и подчиненным государству, производным от него. 2. Иные концепции правопонимания исходят из обратного: право первично, а государство призвано поддерживать, обеспечивать его.
Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосредственной зависимости от того, какой политический режим сформировался в данном обществе — демократический или тоталитарный.
Единство государства и права проявляется в том, что они — явления одного и того же общества, они функционируют вместе и у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Единство государства и права выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы. Государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности. Государственное и правовое развитие – единый процесс. Однако это вовсе не означает, что все, свойственное государству, свойственно праву, и наоборот. Они являются самостоятельными образованиями, обладающими, помимо общих, и рядом специфических черт.
Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и имеют общую задачу, решают они ее по разному: государство — в сфере социального управления, право — в сфере социального регулирования.
Различия вытекают уже из определения данных понятий. Государство — это прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право — это система норм, субъективных прав, юридических операций.
Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан; это организация, которая действует в интересах всего общества, для него характерен приоритет группового над индивидуальным. Право же прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности.
Государство связано с властью, с принуждением, имеет жесткие внешние проявления. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой.
Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы. Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности. Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его. Как уже отмечалось выше, государство по определению — организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства — правовое государство. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает. Государство — это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство — это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство. В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. 1 В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства. Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. 2 Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права. 3 Пожалуй, только Лев Толстой вопреки всему считал право насилием над личностью. «Свобода есть право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом». 4 Русский юрист Н.М. Коркунов также видел назначение права в разделении и согласовании интересов. Он не сводил право к «карающему мечу», заявляя: «Немыслимо право, которое бы всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение». 5

2.Правовой статус личности в современных условиях.

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются интересы и потребности индивида, его взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. Он представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В рамки правового статуса включается весь комплекс прав, вытекающих из внутригосударственных узаконений, а также из тех международных документов, которые получили государственное признание и одобрение. 6 Законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят различия между понятиями «правовой статус» и «правовое положение», употребляя их в одном смысле. 7 Они вполне взаимозаменяемы. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Сердцевину, основу правового статуса составляют ее права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. В разные исторические эпохи правовой статус был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 миллионов граждан внезапно, помимо своей воли превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России. Правовой статус — это категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения». 8 Правовой статус — сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят такие элементы, как правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего типа. При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. 9 В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.

3.Ответственность государства перед личностью.

Права человека следует понимать не только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую ценность при условии обеспечения условий жизни и гарантий. В данном случае роль государства является не просто важной, а, пожалуй, самой главной и существенной. Люди, заключившие между собой договор о создании государства, передали ему свои права в обмен на надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов со стороны государства. Утратив свою естественную свободу, они получили свободу гражданскую. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют свободные рамки, которые определяет государство. Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан. В отечественной научной литературе принцип соразмерности ограничений прав граждан называется принцип пропорциональности или принципом сбалансированности. 10 Существует мнение, что содержание принципа пропорциональности, как универсально инструмента защиты основных прав и свобод, включает три основных требования к сбалансированному ограничению прав человека:

а) обоснованность ограничения (наличие прав и интересов, требующих защиты, ясное указание связи целей и средств ограничения);

б) важность целей ограничения (значимость защищаемых прав заключается в том, что защищаемые права — это основные права и своды человека и связанные ними интересы);

в) соответствие степени ограничения прав и общественной значимости целей ограничения или значимости защищаемых прав. 11

Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод граждан. Система гарантий реализаций реализуется через деятельность государства. Нельзя категорично утверждать, но думается, что право на жизнь — все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». 12 Содержан ие прав человека на жизнь и роль государства в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса. Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п. 13

4.Права человека и гражданина: понятие и классификация.

В настоящее время права человека определяются как права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215 г.), английский Билль о правах (1689 г.) и американский Билль о правах (1791 г.). Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Во-первых, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Впервые такое разграничение ввела упомянутая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Такое разграничение вытекает из теории правового государства и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности, независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. 14 Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. 15 Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 Конституции РФ сформулированы права, принадлежащие только гражданам Российской Федерации. Это преимущественно политические права :право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями. Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства: двойное гражданство (ст. 52). В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Во-вторых, в науке права человека традиционно делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные права. В действующей Конституции Российской Федерации данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность по указанным критериям.

Государство, личность и права человека

Глава I. Государство, личность и права человека

1.1 Взаимосвязь государства и личности

1.2 Исторический характер прав человека

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Выводы по первой главе

Глава II. Правовой статус личности

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

2.2 Принципы правового статуса личности

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Выводы по второй главе

Актуальность работы. Государство, личность, общество – понятия тесно взаимосвязанные. Государство – политическая организация общества с определенной формой правления.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (в узком смысле).

Личность (философ.) – внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Развитие лично-общественной жизни проходит исторически три главные ступени: родовую, национально-государственную и универсальную, причем высшая не упраздняет низшую, а только видоизменяет ее.1

Государство, общество и личность являются объектом и главными взаимосвязанными источниками предмета теории государства и права. Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, связанные с государством и правом. Предметом исследования являются закономерности возникновения, становления, развития государства и права. Чтобы понять современное развитие российского права и принципы государственного строительства целесообразно подробное рассмотрение отдельных проблем, аспектов и вопросов государства, общества и личности в нем.

Цель курсовой работы – проанализировать тесную взаимосвязь государства, личности и общества.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

рассмотреть понятия «государство», «личность», «права человека»;

рассмотреть и проанализировать взаимосвязь данных понятий;

рассмотреть исторический характер прав человека;

изучить вопрос об эволюции взглядов на права человека под воздействием глобализации;

рассмотреть вопрос о правовом статусе личности;

изучить гарантии прав и свобод личности.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие между личностью и обществом.

Предметом курсовой работы является государство, личность и общество.

В эпоху всемирной глобализации, при стирании границ, как политических, так и экономических, между различными государствами, как никогда остро встает вопрос о правовом развитии общества, личности и, конечно же, государства. Актуальный вопрос общественной жизни — это вопрос о государстве и праве, об общих закономерностях их возникновения и развития. Ведь знания этих закономерностей позволят с научной достоверностью отличать демократический политический режим от авторитарного, парламентскую республику от президентской, выделить общие признаки государства и т.д. Без этих знаний проблематично изучение других юридических дисциплин, так необходимых будущим юристам.

Поэтому в данной работе большое внимание уделяется вопросам по правам человека, правовому статусу личности, гарантии прав и свобод личности, без чего нет современного государства.

Глава I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

1.1 Взаимосвязь государства и личности

Взаимосвязь государства и личности требует, прежде всего, раскрытия содержания понятий «человек», «личность».

Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития, выделившегося из биологической Среды. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием.

Личность- 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

В Конституции России термин «личность» употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек (иностранец, лицо без гражданства) и гражданин.

Правовой статус личности — это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс.

Независимо от того, о каких правах человека, а тем более – гражданина, чей статус ассоциируется с «принадлежностью» к государству, вся история их становления неизбежно связана в той или иной степени с государством.

Прямая связь прав человека с государством имеет место тогда, когда они возникают и развиваются в рамках позитивного права – права, установленного или санкционированного государством в лице его уполномоченных на то органов. Это явная и вполне зримая связь.

Косвенная и не всегда зримая связь между правами человека и государством прослеживается тогда, когда речь идет о естественных – «вечных» и неотчуждаемых правах, принадлежащих каждому человеку с момента его рождения.

Эта связь более явно обнаруживается, в частности, тогда, когда государство не только признает, но и законодательно закрепляет естественные права, как это имеет место с «правом на жизнь», закрепленным в действующей Конституции Российской Федерации (ст.20, п.1).

Однако независимо от того, в какой форме и в какой степени проявляется связь государства с правами человека, в теоретическом и методологическом плане. Весьма важным представляется при рассмотрении прав человека иметь в виду, что такого рода связь всегда существует и оказывает активное влияние на обе стороны – на государство и на права человека.

1.2 Исторический характер права человека

При рассмотрении данного вопроса нельзя не коснуться исторического характера права человека. Раскрытие исторического характера прав человека – процесс сложный, довольно емкий и требующий отдельного монографического рассмотрения. В практическом плане это означает, прежде всего, изучение прав человека не только на первоначальном этапе их зарождения и развития, но и на всех последующих этапах, вплоть до современного. Это рассмотрение прав человека применительно к конкретным историческим, политическим, социально-экономическим и иным условия жизни общества и государства. Это выявление тенденций и закономерностей развития прав человека на всем протяжении существования общества и государства, а кроме того – установление элементов их общности и их преемственности, особенностей на различных этапах эволюционного и революционного развития общества и государства.

Процесс возникновения того или иного «набора» прав и свобод человека, включающий в себя процесс их осознания и последовательного формирования. Это не одномоментный, а весьма длительный и весьма напряженный исторический процесс, зачастую начинающийся в пределах одной формации и завершающийся принятием формально-юридического акта, официально фиксирующего эти права и свободы, в рамках другой или других формаций.

Формально-юридическая фиксации – это всего лишь заключительная стадия, завершение процесса формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации.

Несмотря на справедливость и обоснованность в целом тезиса о соответствии того или иного «набора» прав определенной формации или цивилизации, его не следует абсолютизировать, а тем более фетишизировать. Между правами и свободами, с одной стороны, и соответствующими формационными и цивилизационными рамками их возникновения и функционирования – с другой, не существует жесткой связи. Она всегда относительна и нередко весьма условна. Степень и характер этой связи и зависимости тех или иных прав и свобод от конкретной формационной и цивилизационной среды в каждом отдельном случае определяется конкретными историческими условиями.

Кроме того, говоря об относительном, а порою и весьма условном характере связей и зависимостей права и свобод человека от той или иной формации, весьма важным представляется иметь в виду не только межформационную историческую среду, но и внутриформационные, зачастую весьма противоречивые условия, при которых возникают и реализуются те или иные права.

Многие авторы, занимающиеся вопросом исторического характера прав человека, указывают на вечность и незыблемость законов природы, а вместе с ними и естественных прав. Это с одной стороны, а с другой – указание на «бесконечное увеличение» и постоянную изменчивость принимаемых законодателями разных стран «позитивных» законов выстраивает одну модель исторического характера отношений позитивных и естественных прав человека.

Естественное право при этом рассматривается как постоянная, раз и навсегда данная, «природная» основа, на которой создается и по мере развития общества и государства соответственно видоизменяется и позитивное право.

Естественное право, подмечал в свое время американский просветитель Т. Пейн, лежит в основе права гражданского (позитивного).

В отличие от данной, исторически доминирующей модели отношений позитивного и естественного права и, соответственно, позитивных и естественных прав, в научной литературе параллельно развивается и другая, в значительной мере отличающаяся от первой модель.

Суть ее заключается, во-первых, в том, что во взаимоотношениях позитивного и естественного права в качестве переменных величин рассматривается не только характер отношений между ними и позитивное право, но и само естественное право как моральная основа позитивного права. 1 А во-вторых, в том, что при рассмотрении процесса взаимосвязи и взаимодействия позитивного и естественного права авторы исходят из того, что между ними существует не однородная связь и, соответственно, влияние естественного права на позитивное, а двухсторонняя связь и обоюдное их воздействие друг на друга. Исследователям, занимающимся данными проблемами, не свойственно, как справедливо отмечает М. Тэтчер, «стремление порассуждать отвлечено о естественных правах, или правах человека, которые возникли раньше конкретных законов и не зависят от них», что «было характерно для революционной Европы».1

1.3 Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации

Несмотря на то, что в настоящее время процесс глобализации охватывает в основном экономическую, финансовую, коммуникативную и некоторые другие сферы жизни общества, значительное влияние его сказывается и на социальной сфере, а также на правах человека.

Одна из особенностей современной, отражающейся на эволюции прав человека и на их теории среды заключается в том, что если на ранних этапах развития общества она ограничивалась в основном национальными (внутригосударственными) рамками и, соответственно, права человека и их теория формировались в основном под влиянием внутринациональных факторов, то в настоящее время значительное воздействие на этот процесс оказывает не только, а иногда не сколько национальные, сколько наднациональные, глобальные факторы.

В условиях глобализации, когда права индивида неизбежно связываются с «правами всего человечества (планетарного сообщества)», «планетарные вызовы обусловили серьезные затруднения в действии практически всех основных прав, в связи, с чем права человека приобрели значимость самостоятельной глобальной проблемы, занимающей специфическую нишу в расширенном каталоге глобальных проблем».2

При этом не подлежит сомнению тот очевидный факт, что глобализация мировых процессов, внося много нового «в подходы к правам человека», не меняет их общих отправных принципов, которые определили «высшую ценность этого явления, подтвержденную столетиями развития».3

Разумеется, необходимость и потребность «корректировки» некоторых подходов к правам человека и переосмысления ряда сложившихся положений и представлений о правах и свободах человека – это отнюдь не только и даже не столько вызов или результат воздействия глобализма на право и на всю общественно-политическую жизнь. Это лишь очередная, хотя и весьма важная стадия непрерывного исторического развития как самих прав и свобод, так и непосредственно касающегося их и отражающего данный феномен учения.

На каждом этапе развития общества, с появлением нового поколения прав и свобод, возникала объективная необходимость и естественная потребность их глубокого изучения, осмысления, а позднее – переосмысления.

Так было с первым поколением прав и свобод человека, которые возникли в результате осуществления ряда буржуазных революций и охватили собой преимущественно личные и политические права. Среди них – право голоса, право на участие в ведении государственных дел, свобода слова, совести (мысли) и вероисповедания, равенство всех перед законом и др.1

Эти и им подобные права и свободы, получившие название первого поколения прав и свобод, теоретиками права и практиками традиционно рассматривались как «негативные» по отношению к государству феномены. Они формировались, осмыслялись, а позднее переосмыслялись не как форма, а точнее – средство взаимосвязи и взаимодействия человека и гражданина с государством, а как средство защиты от государства. Они «обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни».2

В отличие от первого поколения прав и свобод, в основе которого лежали традиционные либеральные ценности и постулаты защиты человека и гражданина от государства, полной свободы и независимости их от государства. Второе поколение прав и свобод, существование которого ограничивается хронологическими рамками конца XIX – первой половины XX в., формируется и покоится в основном на их ценностях и постулатах. А именно – на неолиберальных воззрениях на государственно-правовую жизнь вообще и гражданина в частности.

Основной упор во втором поколении прав и свобод делается не на индивидуальных и политических правах и свободах, а на социальных, экономических и культурных. Это такие права и свободы как право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду, право на образование, право на участие в культурной жизни общества, доступ к культурным ценностям и др.1

Второе поколение прав и свобод, в отличие от первого поколения «негативных» прав и свобод, именуется «позитивными» правами и свободами».

При этом подразумевается, что последние, в отличие от первых, не только противопоставляются государству, но, наоборот, предполагают его активное и разностороннее участие в обеспечении этих прав и свобод.

Такого рода радикальное переосмысление прав и свобод в связи с их отношением к государству произошло, естественно, не сразу и не без весьма весомых причин, приведших, в конечном счете, едва ли не к полной замене в этом вопросе «минуса» на «плюс» и наоборот.

Таким образом, для радикального переосмысления первого и глубокого осмысления второго поколения прав и свобод существовали весьма важные, обусловившие процесс дальнейшего развития теории и практики реализации данных юридических феноменов, условия и причины. Причем не только внутренние, но и внешние.

Появление во второй половине XX в. третьего поколения прав и свобод, получивших название коллективных, в общетеоретическом плане стало результатом осмысления нового этапа их развития, ассоциирующегося с процессом глобализации, соответственно, переосмысления предыдущих этапов их эволюции.

К данному поколению относятся такие права, как право наций и народа на самоопределение, право на мир, на экономическое развитие, право на здоровую окружающую среду и др.

Появление третьего поколения прав – это свидетельство осознания как человечеством в целом, так и отдельными общностями солидарных интересов, пренебрежение которыми может прервать нормальное развитие человечества, народа, социальной группы. Это ответ на вызов исторического развития, «когда войны приносят неисчислимые бедствия человечеству, разрушают устойчивое развитие международного сообщества, государства и народов».1

Осмысление и переосмысление прав и свобод человека вплоть до современного, «глобалистского» этапа их развития важно не только в связи с их «разнесением» по отдельным поколениям и «привязкой» к тому или иному этапу развития общества и государства, но и по другим основаниям.

Наряду с общей теорией прав человека и механизмов обеспечения и защиты этих прав определенной «корректировки» под воздействием процесса глобализации требуют и другие теоретически и практически важные положения, касающиеся прав человека. В частности это относится к традиционно сложившемуся представлению о соотношении таких явлений и категорий, как права и свободы человека, с одной стороны, и равенство носителей этих прав и свобод – с другой.

В «эпоху глобализма», в отличие от прежних этапов развития общества, свобода как «способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями»2, а вместе с ней и равенство как «равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами»1, ассоциируются и предопределяются все в большей степени по мере развития процессов глобализации не только национальными государственными, социальными, экономическими и иными факторами, но и наднациональными институтами и процессами.

Что касается равенства как явления и категории, то в отличие от свободы здесь нет, каких бы то ни было формальных ограничений, но практически во всех сферах жизни общества всегда существовали и существуют его фактические ограничители.

Глобализация, как об этом свидетельствуют исследования, отнюдь не решает проблему социального, а тем более материального равенства людей. Скорее, наоборот. Она не только консервирует старые проблемы социально-экономического, а вместе с ними, как следствие, — политического и фактически правового неравенства, но еще больше усугубляет их, нередко доводя возникающие при этом противоречия до крайности.2

Выводы по первой главе

Говоря о невозможности достижения полного материального, социального или иного равенства, нельзя упускать из виду не только возможность, но и необходимость установления и поддержания в современном обществе формально-юридического равенства, равенства перед законом. Равно как и нельзя допускать крайностей в области материального или иного неравенства, как это имеет место в постсоветской России, где узкая группа субъектов владеет, пользуется и распоряжается целыми отраслями «приватизированной» госсобственности, а десятки миллионов добропорядочных граждан находятся на уровне биовыживания.

Подобная ситуация, порожденная глобализацией, наряду с другими аспектами теории и практики прав человека, несомненно, заслуживает к себе особого внимания, более глубокого изучения и осмысления, а вместе с тем – отдельного рассмотрения.

Глава II. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ.

2.1 Понятие и сущность правового статуса личности

Полное и реальное представление о правах и свободах нельзя получить, не рассматривая их в составе правового статуса личности.

Во-первых, эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина: иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

Во-вторых, данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

В-третьих, права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т. п.1

В определении правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Эти начала и составляют принципы правового статуса личности.

Итак, принципы правового статуса личности — это признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых, осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, его обязанностей.

2.2 Принципы правового статуса личности

В Конституции закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными, исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, и не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия, например недееспособность, состояние в гражданстве, возраст и пр.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина равноправие, Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах и как общее начало, которое свойственно всему объему прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. В ст. ст. 17, 19 предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности.1 Главная задача государства состоит в формулировании, обеспечении и защите прав и свобод человека. Только такое государство может считаться легитимным и правовым.

Признаки прав человека:

1. Всеобщий характер. Универсальность прав человека определяется тем, что они принадлежат каждому индивиду независимо от каких-либо индивидуальных особенностей.

2. Естественный характер. Эти права не даруются человеку Богом, государством, традицией или кем-то еще, а принадлежат каждому от рождения уже в силу самой принадлежности индивида к роду человеческому. Существование прав человека не зависит от допущения или признания их со стороны какой-либо власти: они первоначальны, а не производны. «Основные права и свободы принадлежат каждому по безусловному естественному основанию (в силу природного факта рождения), а не в зависимости от диктуемых государством условий, не по усмотрению, воле и решению властей».2

3. Наднациональный характер. Признание, соблюдение и защита прав человека сегодня не являются исключительно внутренним делом государства. Права человека — объект международно-правовой защиты. Каждое современное государство должно придерживаться международных стандартов в области прав человека. Мировое сообщество контролирует соблюдение государствами прав человека и жестко реагирует на их нарушения.

4. Неотчуждаемый характер. Поскольку государство не даровало индивиду права человека, оно не вправе и лишать кого-либо этих прав. Но государство вправе ограничить некоторые права человека. Для защиты общего блага, в интересах государства или третьих лиц. Так, налогообложение есть законное ограничение права собственности. Свобода передвижения может ограничиваться в пограничной полосе, военных городках, на территории особо охраняемых объектов, закрытых административно-территориальных образований.

5. Базовый характер. Права человека выступают основой иных прав, недаром их часто называют основными правами и свободами. Все иные юридические права от них производны.

6. Приоритетный характер. Права человека имеют приоритет перед правами любого сообщества, нации, государства. В статье 2 Конституции России этот признак расшифрован следующим образом: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Верховенство прав и свобод человека — один из главных принципов современного права.

7. Непосредственно действующий характер. Основные права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции России).1 Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных потребностей человека и в своей основе осуществляются самостоятельно.

Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на территории России.

Основное назначение политических прав и свобод — обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина — обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законодательства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содержание и направление развития целых отраслей российского законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).

Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина.1

2.3 Гарантии прав и свобод человека

Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. Их классификация может быть проведена по различным основаниям.

По сфере действия различают международно-правовые (планетарные) гарантии, гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.

Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через

Смотрите так же:

  • Конституционное право как дисциплина источники Конституционное право как наука Конституционное право как наука Наука конституционного права в современном ее понимании сложилась в XIX и XX столетиях. Во второй половине XIX — начале XX в. господствующее направление в науке конституционного права […]
  • Приемная семья синоним Патронат: состояние и перспективы развития (О.Ю. Косова, "Законы России: опыт, анализ, практика", N 6, июнь 2010 г.) Патронат: состояние и перспективы развития Термины "патронат" и "патронаж" имеют общее происхождение*(1), четкие критерии […]
  • Предупреждающие дорожные знаки которые регулируют движение пешехода на дороге Знаки дорожного движения для пешеходов: фото, названия Обучаться правилам дорожного движения дети начинают еще с дошкольного возраста. Малыши должны понимать, как и где правильно нужно переходить дорогу, где передвигаться опасно. Эти правила […]
  • Воинская часть 86719 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 86719, р. Калининец детальная информация доступна в выписке из ЕГРЮЛ детальная информация по связям доступна по ссылке Контрагент существует 15 лет Статус контрагента X XXXXXXXX XXXXXXXXXX XX XXXXX Уставный капитал не […]
  • Конспект судебный контроль Судебный контроль в уголовном процессе Главная > Дипломная работа >Государство и право ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА СУДЕБНОГО КОНТРОЛЯ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ 7 § 1. История возникновения и этапы развития судебного контроля в отечественном […]