Лишение права заниматься определенной деятельностью несовершеннолетних

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Статья 88 УК не содержит каких-либо рекомендаций относительно назначения этого вида наказания несовершеннолетним. Толкование ст. 47 УК и ст. 33 УИК позволяет предположить, что оно может быть назначено осужденному несовершеннолетнему, занимающемуся определенной деятельностью, до привлечения его к уголовной ответственности и не утратившему ее к моменту судебного слушания дела, или осужденному к наказаниям, не связанным с изоляцией его от общества: условному лишению свободы, обязательным работам, штрафу, если суд придет к убеждению об отрицательном влиянии соответствующего занятия на подростка. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 173 КЗоТ, ст. 27 ГК РФ определенной деятельностью могут заниматься лица, достигшие 16 лет, в исключительных случаях — с 15 лет и выполнять легкий труд — с 14 лет.

В качестве основного рассматриваемое наказание целесообразно назначать виновному в преступлении подростку в случае, если выполняемая им работа являлась одним из условий, способствовавших совершению преступлений. Например, если подросток работает посыльным или осуществляет уход за ребенком или помогает престарелым и это содействует либо его связям с лицами, склонными к вовлечению его в преступную деятельность, либо если он использует работу для выявления образа жизни конкретных лиц в целях совершения хищения и пр.

Согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания независимо от того, предусмотрено оно в соответствующей статье Особенной части УК или нет.

Вряд ли целесообразно назначать лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к исправительным работам, так как последние могут быть назначены подростку при наличии у него работы и по месту этой работы.

В остальных случаях при условном осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы, при назначении ему обязательных работ, ареста или штрафа вопрос о целесообразности лишения его права заниматься определенной деятельностью должен решаться строго индивидуально. Исполняют наказание в виде лишения несовершеннолетнего права заниматься определенной деятельностью, а также осуществляют контроль за соблюдением им запрета и организуют проведение с осужденными подростками воспитательной работы уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного несовершеннолетнего (ст. 33 УИК).

Суды почти не применяют лишения права заниматься определенной деятельностью к несовершеннолетним. Подобная практика только начинает складываться, что обусловлено более широким участием подростков в трудовой деятельности в последние годы.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Это наказание состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Его содержание заключается в лишении осужденного на определенный приговором срок тех обусловленных его должностным положением, профессиональной или иной деятельностью правомочий, используя которые он совершил преступление и мог бы продолжать свою общественно опасную деятельность в дальнейшем.

Применение такого наказания целесообразно, если преступление было совершено с использованием должностных полномочий виновного лица либо в процессе осуществления профессиональной или иной деятельности, когда суд считает невозможным сохранение за осужденным данной должности или права заниматься определенной деятельностью.

В ст. 47 УК РФ предусмотрены два вида наказания: 1) лишение права занимать определенные должности и 2) лишение права заниматься определенной деятельностью. Регламентация этих видов наказания в одной статье определяется наличием значительного числа общих признаков. В отношении несовершеннолетних может быть применено только лишение права заниматься определенной деятельностью (ст. 88 УК РФ).

Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, т.е. конкретные должности государственных или муниципальных служащих.

Лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью лицу, совершившему преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Например, запрещение заниматься педагогической, врачебной деятельностью, управлять транспортом и т.д.

Применение этого наказания обусловливается главным образом необходимостью предупреждения рецидива со стороны лиц, преступления которых были связаны с их профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут быть назначены в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания они могут быть назначены в случаях, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, а также если не предусмотрены, но назначаются в порядке ст. 64 или ст. 80 УК РФ.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в дореволюционной России являлось одним из элементов поражения в правах. В соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. поражение в нравах носило сословный характер. Так, можно было лишиться права состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службе, а равно поступать на таковую; состоять на службе в армии и флоте и поступать в таковые; участвовать в выборах сословных собраний и быть избранным в земские, городские или общественные собрания; быть начальствующим, воспитателем или учителем в общественном или частном учебном заведении; быть третейским судьей, присяжным поверенным (адвокатом) и др.

Эти поражения в правах, служившие, как правило, дополнительными наказаниями, исполнялись в течение определенного срока после отбытия основного вида наказания. Для приговоренных к каторге или ссылке на поселение, отбыванию наказания в исправительном доме этот срок составлял десять лет, а для приговоренных к тюрьме – пять лет после освобождения из заключения. В Уголовном уложении 1903 г. предусматривалось только лишение прав состояния, однако применение одной лишь этой меры ставило приговоренного к ней по существу в тяжелое экономическое положение.

В настоящее время, к сожалению, на протяжении ряда лет отмечается снижение назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основных видов наказания. В качестве одной из причин низкой эффективности рассматриваемого наказания в литературе указывается отсутствие четкой регламентации их исполнения и действенной системы контроля за их отбыванием.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, данные виды наказаний устанавливаются на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 47 УК РФ).

Повышение срока лишения нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью было связано с установлением дополнительных мер по защите несовершеннолетних. По мысли законодателя, этот вид наказания предназначается для представителей тех профессий, чья работа связана с детьми, – воспитателей, врачей, педагогов, в случае совершения ими преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Кроме того, повышенный срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (до двадцати лет) также предусмотрен за склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок данного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). В случае же назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда они не предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ, когда они указаны в санкции статьи в качестве одного из основных видов наказаний. Так, например, при назначении основного вида наказания в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя санкцией данной статьи оно предусмотрено в качестве основного вида наказания.

В отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью действует общее правило, в соответствии с которым осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве наказания и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица, либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занимало определенной должности или не занималось определенной деятельностью, не лишает суд права назначить данные наказания.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен указывать не какую-либо конкретную должность (например, главы органа местного самоуправления или начальника штаба воинской части), а категорию должностей, определенную конкретными признаками (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций). При этом суд должен четко указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии со ст. 38 УИК представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта».

Лишение права заниматься определенной деятельностью

Статья 88 УК не содержит каких-либо рекомендаций относительно назначения этого вида наказания несовершеннолетним. Толкование ст. 47 УК и ст. 33 УИК позволяет предположить, что оно может быть назначено осужденному несовершеннолетнему, занимающемуся определенной деятельностью, до привлечения его к уголовной ответственности и не утратившему ее к моменту судебного слушания дела, или осужденному к наказаниям, не связанным с изоляцией его от общества: условному лишению свободы, обязательным работам, штрафу, если суд придет к убеждению об отрицательном влиянии соответствующего занятия на подростка. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 173 КЗоТ, ст. 27 ГК РФ определенной деятельностью могут заниматься лица, достигшие 16 лет, в исключительных случаях — с 15 лет и выполнять легкий труд — с 14 лет.

В качестве основного рассматриваемое наказание целесообразно назначать виновному в преступлении подростку в случае, если выполняемая им работа являлась одним из условий, способствовавших совершению преступлений. Например, если подросток работает посыльным или осуществляет уход за ребенком или помогает престарелым и это содействует либо его связям с лицами, склонными к вовлечению его в преступную деятельность, либо если он использует работу для выявления образа жизни конкретных лиц в целях совершения хищения и пр.

Согласно ч. 3 ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного наказания независимо от того, предусмотрено оно в соответствующей статье Особенной части УК или нет.

Вряд ли целесообразно назначать лишение права заниматься определенной деятельностью в дополнение к исправительным работам, так как последние могут быть назначены подростку при наличии у него работы и по месту этой работы.

В остальных случаях при условном осуждении несовершеннолетнего к лишению свободы, при назначении ему обязательных работ, ареста или штрафа вопрос о целесообразности лишения его права заниматься определенной деятельностью должен решаться строго индивидуально. Исполняют наказание в виде лишения несовершеннолетнего права заниматься определенной деятельностью, а также осуществляют контроль за соблюдением им запрета и организуют проведение с осужденными подростками воспитательной работы уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденного несовершеннолетнего (ст. 33 УИК).

Суды почти не применяют лишения права заниматься определенной деятельностью к несовершеннолетним. Подобная практика только начинает складываться, что обусловлено более широким участием подростков в трудовой деятельности в последние годы.

Обязательные работы

Это один из новых основных видов наказаний, введенных УК РФ. К настоящему времени еще не созданы условия для его применения, и оно будет назначаться несовершеннолетним с момента создания необходимых условий для его исполнения.

В УК и УИК РФ установлены содержание обязательных работ и порядок их исполнения.

В УК отражена специфика назначения обязательных работ несовершеннолетним осужденным, выражающаяся в сокращении для них на одну треть по сравнению со взрослыми общего срока обязательных работ и дифференциации в зависимости от возраста несовершеннолетнего продолжительности ежедневной работы.

Содержание обязательных работ заключается в выполнении осужденным несовершеннолетним в свободное от учебы или основной работы время посильных для него общественно полезных работ, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного, на которые закон возлагает обеспечение исполнения данного наказания.

Срок обязательных работ исчисляется в часах, в течение которых осужденный их отбывает (п. 1 ст. 27 УИК).

Обязательные работы лицам в возрасте от 14 до 18 лет устанавливаются на срок от 40 до 160 часов и отбываются дифференцирование: лицами в возрасте от 14 до 15 лет — до 2 часов в день; лицами в возрасте от 15 до 16 лет — до 3 часов в день; лицами в возрасте от 16 до 18 лет — продолжительностью до 4 часов в день (ч. 3 ст. 88; ч. 2 ст. 49 УК).

В связи с тем, что ст. 175 КЗоТ РФ запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах, на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах и работах, связанных с переносом и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормативы, подобные виды работ не должны быть способом исполнения наказания в виде обязательных работ.

Стоимость выполненных осужденными несовершеннолетними работ определяется по действующим в организациях расценкам. Администрация организации, в которой осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденным несовершеннолетним работы (п. 2 ст. 28 УИК) и осуществляет контроль за выполнением осужденным определенных для него работ.

В случае злостного уклонения осужденного в возрасте от 16 до 18 лет от отбывания обязательных работ они заменяются ему арестом, что следует из положений ч. 3 ст. 49 и ч. 5 ст. 88 УК.

Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на работу без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания (ст. 30 УИК).

УК не содержит каких-либо рекомендаций о мерах воздействия на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет, уклоняющихся от выполнения обязательных работ. Это объясняется тем, что в соответствии со ст. 173 КЗоТ РФ подростки данной возрастной группы могут привлекаться к труду только в порядке исключения, а в возрасте от 14 до 15 лет — к выполнению легкого труда с согласил одного из родителей. Видимо, в случаях их злостного уклонения от предложенных органами местного самоуправления работ организациям, куда направлены, несовершеннолетние, совместно с уголовно-исполнительными инспекциями и родителями осужденных следует принимать меры воспитательного характера, например учесть пожелания подростка относительно вида подлежащих выполнению работ и т.д.

Время покажет, насколько эффективны обязательные работы для несовершеннолетних. Представляется, что это наказание при надлежащей организации порядка его исполнения способно содействовать достижению целей наказания, а также в определенной мере решить проблему занятости несовершеннолетних, осужденных без изоляции от общества.

Некоторые проблемные вопросы назначения уголовного наказания несовершеннолетним

Страницы в журнале: 116-118

К.А. ДОЛГОПОЛОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Северо-Кавказского гуманитарно-технического института nadal06@mail.ru

Рассмотрены некоторые проблемные вопросы назначения уголовного наказания несовершеннолетним. Показана нецелесообразность включения наказания в виде лишения права заниматься определённой деятельностью в перечень видов наказаний, назначаемых несовершеннолетним, а также исполнения наказания в виде штрафа лично несовершеннолетним.

Ключевые слова: наказание, назначение наказания, несовершеннолетний, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью.

Some Problems of Minors Criminal Sentencing

The article discuses some questions of minors criminal sentencing. The author shows the inadvisability of finding of the deprivation of the right to engage in certain activities on the list of sanctions to minors and execution the penalty of a fine with the minor.

Keywords: punishment, sentencing, minor, fine, disqualification engage in certain activities.

Вначале хотелось бы отметить особенности назначения наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в отношении несовершеннолетних. Закон не содержит каких-либо рекомендаций, связанных с особенностями назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения их права заниматься определенной деятельностью. В ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) нет отдельной части, посвященной этому виду наказания. Поэтому суды при решении вопроса о назначении такого наказания лицу, не достигшему совершеннолетия, вынуждены обращаться к ст. 47 УК РФ «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», а точнее, к ее части, касающейся несовершеннолетних.

Это единственный вид наказания, при назначении которого для несовершеннолетних закон не предусматривает никаких льгот по сравнению с взрослыми осужденными. Согласно ст. 47 УК РФ лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до 5 лет — в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет — в качестве дополнительного вида наказания. В качестве дополнительного вида это наказание может назначаться и тогда, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Понятно, что применить лишение права заниматься определенной деятельностью в качестве основного или дополнительного наказания можно только к лицу, занимающемуся такой деятельностью, то есть имеющему постоянную или временную работу.

Карательное воздействие этого вида наказания состоит в ущемлении трудовых и имущественных интересов несовершеннолетнего. Он теряет право работать в том месте, где работал, или заниматься той деятельностью, которой занимался, и, соответственно, теряет доход от этой деятельности. При применении наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью суды должны исходить из данных о личности виновного и конкретных обстоятельств дела, а также из конкретной жизненной ситуации.

Из смысла закона вытекает, что данное наказание должно применяться с целью предупреждения новых преступлений в тех случаях, когда совершенное несовершеннолетним преступление тесно связано с выполняемой им деятельностью (например, управление транспортным средством, охота и т.п.). По данным официальной статистики, в Российской Федерации лишение права заниматься определенной деятельностью было назначено: в 2007 году — 0, в 2008 году — 0, в 2004 году — 322 несовершеннолетним (0,4%), в 2009 году — 431 (0,4%), в 2010 году — 391 (0,4%), в 2011 году — 353 (0,4%).

В Ставропольском крае данный вид наказания для несовершеннолетних в период с 2007 по 2011 год не применялся ни разу[1].

Минимальное применение данного вида наказания свидетельствует о том, что изначально не было достаточных оснований для включения его в перечень наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Характер совершаемых несовершеннолетними преступлений, большинство из которых составляют корыстные, незначительный процент (не более 15%) несовершеннолетних, вообще занятых какой-либо деятельностью, несвязанность подавляющего большинства преступлений несовершеннолетних с их профессиональной деятельностью позволяют сделать вывод о том, что существование наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью в перечне видов наказаний для несовершеннолетних не может быть признано теоретически и практически оправданным.

В этой связи предлагаем исключить наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью из перечня видов наказаний для несовершеннолетних.

Далее хотелось бы остановиться на особенностях назначения наказания в виде штрафа. В УК РФ штраф определяется как «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 46). Штраф направлен на ограничение имущественных прав осужденного. «Роль штрафа — экономически воздействовать на сознание индивида с целью изменить его волевые установки, отрицательные антиобщественные мотивы поведения»[2]. Штраф может применяться и в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания. Причем в качестве дополнительного наказания штраф может назначаться только в тех случаях, когда он предусмотрен в санкции конкретной статьи УК РФ.

До изменений, внесенных в УК РФ 8 декабря 2003 года, предусматривалось, что штраф назначается в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Для несовершеннолетних штраф устанавливался в размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до шести месяце (ч. 2 ст. 88 УК РФ). В новых редакциях ст. 46 и 88 УК РФ законодатель отказался от исчисления штрафа в минимальных размерах оплаты труда, сохранив при этом возможность его определения в размере заработной платы или иного дохода осужденного. Для несовершеннолетних размер штрафа, определенный в твердой денежной сумме, составляет от одной до пятидесяти тысяч рублей (ч. 2 ст. 88 УК РФ).

Как известно, способ определения штрафа в рублях существовал в уголовном законе до октября 1992 года, когда либерализация цен и, как следствие, стремительный рост инфляции потребовали изменения порядка исчисления штрафа. Конституционный Суд РФ в одном из определений разъяснил, что «использование базовой суммы (100 руб.) в качестве единицы расчета при определении размеров штрафа обусловлено необходимостью обеспечения соразмерности данного вида наказания тяжести совершенного преступления в условиях быстро меняющейся покупательной способности денег, причем само по себе изменение цифрового выражения минимального размера оплаты труда, устанавливаемого на определенный период с учетом происходящих в стране инфляционных процессов, не свидетельствует об изменении его содержательной характеристики»[3]. Несмотря на это, законодатель вновь в качестве одного из способов исчисления штрафа использует его определение в рублях.

Следует согласиться с мнением группы авторитетных российских юристов о том, что «использование абсолютных величин при определении размера штрафа в условиях нестабильной экономики и перманентной инфляции означает, что законодатель регулярно, чуть ли не ежемесячно, должен изменять редакции 30% статей Уголовного кодекса. Это объективно невозможно» [4] .

При официально зафиксированном уровне инфляции 10—12% репрессивность штрафных санкций будет снижаться каждые три года на треть. В итоге, как верно отмечает С.С. Уткина, «либо законодатель будет вынужден постоянно корректировать санкции со штрафом, либо судьи вовсе оставят этот способ его расчета в сторону, прибегая к определению штрафа в заработке или ином доходе осужденного»[5].

В соответствии с ч. 2 ст. 88 УК РФ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 169-ФЗ) штраф может назначаться как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых, причем штраф, назначенный несовершеннолетнему, по решению суда может взыскиваться с его родителей или его законных представителей с их согласия. Представляется, что данная норма не вполне согласуется с основополагающими принципами уголовного права — принципом равенства граждан перед законом и принципом личной виновной ответственности.

Несовершеннолетние, совершившие преступления, воспитываются родителями или законными представителями с различным материальным достатком. У одних родителей есть материальная возможность заплатить штраф (размер которого может быть достаточно большим), чтобы избежать назначения несовершеннолетнему более строгого наказания за совершенное им деяние, а у других такой возможности нет. Кроме того, отношение родителей к своим детям различно — не каждый захочет платить штраф за совершившего преступление несовершеннолетнего. Таким образом, несовершеннолетние изначально ставятся в неравное положение перед законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 УК РФ «Принцип вины» лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Родители или иные законные представители несовершеннолетних не совершают никакого общественно опасного, противоправного, виновного и наказуемого деяния, тем не менее подвергаются наказанию за преступления, совершенные их несовершеннолетними детьми или подопечными.

В результате такого решения законодателя возникает ситуация, при которой виновный в совершении преступления фактически избегает наказания за совершенное им деяние. А возможно ли в этом случае достижение цели специальной превенции преступлений? Конечно, нет. Ведь предупреждение преступлений со стороны лиц, их уже совершавших, достигается, главным образом, именно тем, что впоследствии осужденного удерживает от совершения преступления опыт пережитого наказания[6].

Кроме того, согласно ст. 43 УК РФ наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Еще в XIX веке известный российский ученый Н.С. Таганцев писал: «Всякое наказание должно быть страданием для виновного, страданием, им лично отбываемым, закон не может допустить, чтобы назначенное кому-либо наказание отбывалось за него другим лицом»[7]. Однако законодатель в действующей редакции ч. 2 ст. 88 УК РФ допускает возможность применения меры принуждения к невиновному лицу с его согласия.

Еще одна проблема может возникнуть с исполнением штрафа, назначенного несовершеннолетнему, если суд придет к выводу о возможности взыскать штраф с родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего осужденного с их согласия. Безусловно, при отсутствии у несовершеннолетнего заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, суды будут выносить приговоры, предусматривающие наказание в виде штрафа, только получив предварительное согласие родителей или иных законных представителей виновного уплатить за него штраф.

Однако ни УК РФ, ни Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее — УИК РФ) правовые последствия отказа данных лиц от уплаты штрафа не предусмотрены. Нормы о злостном уклонении от уплаты штрафа распространяются только на самих осужденных, но не на их родителей и иных законных представителей. Принудительное взыскание штрафа также возможно только в отношении самого осужденного и только в том случае, если штраф назначен в качестве дополнительного наказания (ч. 3 ст. 32 УИК РФ). Непонятна логика законодателя, не предусмотревшего возможность принудительного взыскания штрафа, — оно возможно только в отношении самого осужденного и только в том случае, если штраф назначен в качестве дополнительного наказания (ч. 3 ст. 32 УИК РФ).

В 2004 году количество случаев назначения штрафа несовершеннолетним возросло в несколько раз. Так, согласно данным статистики по Российской Федерации в 2002 году штраф назначался 346 несовершеннолетним (0,4% от общего числа), в 2003 году — 708 (0,7%), в 2004 году — 7967 (8,3%), в 2005 году — 8824 (9,1%), в 2006 году — 5548 (7,1%), в 2007 году — 5231 (6,6%), а в 2011 году — 5744 (6,9%).

В Ставропольском крае штраф несовершеннолетним назначался следующим образом: в 2003 году — 9 (0,6%), в 2004 году — 74 (5,94%), в 2005 году — 104 (9,02%), в 2006 году — 54 (5,61%), в 2007 году — 65 (7,07%), а в 2011 году — 71 (7,24%)[8].

Представляется, что это связано с изменениями, внесенными в ст. 88 УК РФ Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», в результате которых суд вправе принять решение о взыскании штрафа, назначенного несовершеннолетнему, с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Как нами уже было отмечено, такое положение идет вразрез с основополагающими принципами уголовного права.

На наш взгляд, целесообразно восстановление прежней редакции ст. 88 УК РФ с тем, чтобы при назначении наказания в виде штрафа исключить возможность переложения обязанности уплаты штрафа с несовершеннолетнего на его родителей или иных законных представителей.

1 Данные Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Ставропольском крае.

2 См.: Смолькова И.В. Штраф как мера наказания по советскому уголовному праву. — Иркутск, 1979. С. 6.

3 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 11.12.2002 № 317-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса президиума Московского окружного военного суда о проверке конституционности части первой статьи 46 УК РФ». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 См.: Самый гуманный УК в мире // Известия. 2003. 6 марта.

5 См.: Уткина С.С. Уголовное наказание в виде штрафа. — Томск, 2004. С. 75.

6 См.: Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М., 1979. С. 149.

7 Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая.— М., 1994. Т. 2. С. 273.

8 Данные Управления Судебного департамента при Верховном Суде в Ставропольском крае.

Лишение права заниматься определенной деятельностью несовершеннолетних

Этот вид уголовного наказания имеет продолжительную историю в уголовном законодательстве России. Упоминание об этом виде наказания можно найти в Соборном уложении 1649 года. Предусматривалось оно и Уложением о наказаниях 1845 года.

В Советской России наказание в виде запрещения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью также имелось в Уголовных кодексах.

Согласно ст. 47 ч. 1 УК РФ данный вид наказания заключается в «лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью».

Данное наказание заключается в лишении судом виновного права занимать должности или же заключается в запрете заниматься деятельностью.

Лишение права занимать определенные должностисостоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.

Применение данной статьи в отношении лиц, работающих на управленческих или руководящих должностях в негосударственных, а равно коммерческих предприятиях или организациях, невозможно.

Лишение права заниматься определенной деятельностьюзаключается в запрещении заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью лицу, совершившему преступление, характер которого связан с этой деятельностью. Например, запрещение заниматься педагогической, врачебной деятельностью, управлять транспортом и т. д.

Если же рассматривать лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, то законодатель не устанавливает никаких ограничений по кругу лиц, к которым оно может быть применено. В данном случае лицо может быть ограничено в тех случаях, когда суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от места работы и занимаемой должности.

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут быть назначены в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве основного наказания они могут быть назначены в случаях, предусмотренных статьями особенной части УК РФ, а также если не предусмотрены, но назначаются в порядке ст. 64 или ст. 80 УК РФ.

Следует отметить, что в соответствии положениями ст. 88 УК РФ видом наказания, назначаемых несовершеннолетним, является лишь лишение права заниматься определенной деятельностью.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями особенной части УК РФ, данные виды наказаний устанавливаются на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ст. 47 ч. 2 УК РФ).

Лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью могут назначаться в качестве дополнительного вида наказания на основании ст. 47 ч. 3 УК РФ, когда они указаны в санкции статьи в качестве одного из основных видов наказаний. Так, например, при назначении основного вида наказания в виде лишения свободы по ст. 286 ч. 1 УК РФ (превышение должностных полномочий) в качестве дополнительного наказания может быть назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя санкцией данной статьи оно предусмотрено в качестве основного вида наказания.

В отношении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью действует общее правило, в соответствии с которым осужденному как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров указанные наказания не могут быть назначены одновременно в качестве основного и дополнительного. За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд должен указывать не какую — либо конкретную должность, а именно категорию должностей, определенную конкретными признаками. Например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно — распорядительных или административно — хозяйственных функций. Если в приговоре не имеется такой конкретизации, то приговор подлежит отмене или изменению.

Также в приговоре суд должен четко указать срок запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

41.Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — alekssandrs Jimdo-Page!

41. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 46. Штраф

1. Штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением случаев исчисления размера штрафа исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки. Штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

3. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

4. Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

5. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы. Указанное положение не распространяется на осужденных к наказанию в виде штрафа за преступления, предусмотренные статьями 204, 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса.

По содержанию штраф относится к подсистеме наказаний, ограничивающих имущественные права осужденного. Он может быть как основным, так и дополнительным видом наказания.

В качестве основного наказания штраф назначается в случаях, когда:

– он указан в санкции статьи Особенной части;

– он назначается в качестве более мягкого наказания, чем предусмотрено в законе;

– он применяется в порядке замены не отбытой части наказания более мягким;

– имеет место вердикт присяжных о снисхождении.

Как дополнительный вид наказания штраф может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

Штраф устанавливается:

– за совершение преступлений небольшой или средней тяжести в размере от двух тысяч пятисот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до трех лет;

– за совершение тяжких или особо тяжких преступлений в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет.

При определении размера штрафа учитывается тяжесть совершенного преступления и имущественное положение осужденного и его семьи, а также возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд может рассрочить уплату штрафа на срок до трех лет.

Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.

В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу либо первую часть штрафа в течение 30 дней со дня вступления приговора или решения суда в законную силу или не уплачивающий оставшиеся части штрафа ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца (ст. 32 УИК РФ).

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

Особенности назначения штрафа несовершеннолетним:

– штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых;

– штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия;

– штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Статья 47. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

4. В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью:

– в случаях, когда оно является основным видом наказания, назначается на срок от одного года до пяти лет;

– в случаях, когда оно является дополнительным, – на срок от шести месяцев до трех лет.

Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляются в месяцах и годах.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента:

– вступления приговора суда в законную силу, если оно назначается в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью;

– отбытия таких основных видов наказания, как ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы. При этом лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется на все время отбывания названных основных видов наказаний.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33 УИК рФ). Администрация учреждения, где отбывает основной вид наказания лицо, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено.

Смотрите так же:

  • Заявление на возврат денег 3 ндфл Заявление на возврат НДФЛ при покупке квартиры Актуально на: 14 февраля 2017 г. ​Образец заявления на возврат НДФЛ Мы рассказывали в отдельной консультации о перечне документов, представляемых в налоговую инспекцию при использовании имущественного […]
  • Мировой суд октябрьского района г Уфы Мировой суд октябрьского района г Уфы Октябрьский район г. Уфы (347) 450083, г. Уфа, ул. Парковая, 18/2 Мировой судья уч № 1 Чирухина Елена Владимировна 282- 93- 33 (347) 450096, г. Уфа, ул. Энтузиастов, 2 Мировой судья уч № 3 Валиуллина Анфиса […]
  • Задать вопрос василисе володиной Известные экстрасенсы > Василиса Володина Известный российский астролог и телеведущая. Эзотерикой и гаданиями увлекается с 14 лет, практикующий астролог с 1992 года. В 2012-м выпустила книгу «Астрология обольщения. Ключи к сердцу мужчины. […]
  • Можно ли уменьшить алименты на второго ребенка Может ли суд уменьшить алименты на ребенка от первого брака? Добрый вечер.У мужа есть ребенок от перв.брака и он выплачив на него алименты 1/4 от всех доходов.У нас в браке появился ребенок совместный, для уменьшения алиментов первому ребенку ,я […]
  • Закон рф о приватизации 1991 Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Информация об изменениях: Законом РФ от 23 декабря 1992 г. N 4199-I в название настоящего Закона внесены изменения Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I"О приватизации жилищного фонда в […]