НВиванов авторские и смежные права

Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография

в удобном приложении MyBook

Н. В. Иванов
АВТОРСКИЕ И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В МУЗЫКЕ
Монография
2-е издание
Под редакцией доктора юридических наук, профессора А. П. Сергеева

[битая ссылка] ebooks@prospekt.org

Музыка всегда являлась и является на сегодняшний день одним из самых востребованных видов искусства. В последние десятилетия использование результатов творческой деятельности в области музыки приобрело массовый характер, появились новые способы использования музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм, позволяющие получать доступ к указанным объектам все более широкому кругу лиц. Стремительное развитие техники существенно обострило конфликт между развивающимися институтами авторского права и смежных прав с одной стороны и объективными потребностями общества в доступе к культурным ценностям, к информации с другой стороны. Простота и доступность современных технических средств, предоставляющих их владельцам фактическую возможность беспрепятственного использования результатов интеллектуальной деятельности в области музыки, в частности возможность их «цифрового» копирования в неограниченных количествах, привели к масштабному увеличению случаев нарушения законодательства об авторском праве и смежных правах.

Низкий уровень соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере во многом вызван также тем, что подавляющее большинство современных музыкантов не осведомлены о принадлежащих им правах и о возможных способах их осуществления и защиты. Как следствие, они зачастую совершают грубые ошибки при решении вопросов об использовании созданных объектов.

Несмотря на указанные обстоятельства, за последние 55 лет в отечественной юридической литературе была написана лишь одна монографическая работа, посвященная правовой охране музыкальных произведений (Зильберштейн Н. Л. Авторское право на музыкальные произведения. М., 1960). Издания, в которых бы непосредственно рассматривались в высшей степени взаимосвязанные вопросы правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений, в отечественной юридической литературе вообще отсутствуют.

Настоящая книга призвана восполнить образовавшийся пробел. Издание представляет собой последовательный анализ современной российской правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм с записями музыкальных исполнений.

Работа написана на основе действующего российского законодательства, с учетом положений международных договоров в области авторского права и смежных прав, участником которых является Российская Федерации, а также с учетом правоприменительной практики последних лет.

Во втором издании данной книги учтены последние изменения российского законодательства, правовые позиции высших судебных инстанций, а также рассмотрен более широкий круг вопросов правовой охраны музыкальных произведений, музыкальных исполнений и фонограмм.

Содержащиеся в работе выводы и их аргументация могут быть использованы органами законодательной и исполнительной власти в деятельности по реформированию законодательства об авторском праве и смежных правах, органами судебной власти при подготовке руководящих постановлений по вопросам правоприменения и разрешении конкретных споров в сфере авторского права и смежных прав, практикующими юристами при представлении интересов правообладателей или пользователей, работниками образования при подготовке учебных пособий или курсов по авторскому праву, студентами, аспирантами, соискателями и докторантами при изучении соответствующего раздела гражданского права.

Книга также может быть интересна и полезна авторам музыкальных произведений, артистам-исполнителям, изготовителям фонограмм и их правопреемникам при поиске оптимального варианта осуществления и защиты принадлежащих им прав, а также пользователям и всем, кто интересуется вопросами авторского права и смежных прав.

Раздел I. ПРАВОВАЯ ОХРАНА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА АВТОРСКОГО ПРАВА

§ 1. Общие положения

В соответствии с п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ [1] (далее – ГК, ГК РФ) музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав.

Законодательство об авторском праве традиционно не содержит легального определения произведения. Данный пробел отчасти восполнен в юридической науке: в трудах отечественных ученых, специализирующихся в области авторского права, можно обнаружить множество различных вариантов определения произведения. Наибольшее распространение получило определение, данное B. И. Серебровским более пятидесяти лет назад. Под произведением он понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» [2] . Довольно просто, в строгом соответствии с законом определяет произведение Э. П. Гаврилов – как «результат творческой деятельности автора, выраженный в объективной форме» [3] . Напротив, сложно и сугубо с материалистических позиций понимал произведение В. Я. Ионас. Произведение, по его мнению, есть «отражение действительности, являющееся синтезом идей (понятий или образов), выраженное в объективной форме, содержащее решение задачи познания и преобразования человека, общества и природы» [4] . Существует также множество других вариантов определения произведения, которые, так или иначе, раскрывают его сущность.

В отличие от понятия «произведение», понятие «музыкальное произведение» в юридической литературе обычно не раскрывается. Для того чтобы сформулировать соответствующее определение, необходимо обратиться к одному из его составляющих – понятию «музыка», В одном из самых авторитетных музыковедческих изданий современности музыка определяется как «вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов – звуков определенной высоты» [5] .

Таким образом, музыкальное произведение можно определить как совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и во времени звуковых последований. Именно о правовой охране данного явления окружающей действительности пойдет речь в настоящей главе.

Общепризнанным в современной науке авторского права является тезис о том, что авторское право охраняет форму произведения и безразлично к его содержанию. Данный принцип закреплен в п.5 ст. 1259 ГК, в соответствии с которым авторские права не распространяются на такие элементы содержания произведения, как идеи, концепции, принципы, методы, способы. Данная норма распространяет свое действие на все без исключения виды произведений, в том числе на музыкальные произведения.

Охраняемую форму произведения принято делить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя форма состоит из образов, являющихся неотъемлемой частью сюжета произведения. Внешнюю форму произведения образует язык, т. е. конкретные выразительные средства, которые используются автором для передачи образов [6] .

Принимая во внимание специфику выразительных средств, используемых в музыке, можно утверждать, что в случае с музыкальными произведениями правовой охране подлежит лишь внешняя форма произведения. Внешнюю форму музыкального произведения образует звуковой ряд, представляющий собой определенную последовательность звуков и созвучий различной высоты и длительности. Иными словами, авторское право охраняет собственно «музыкальный текст» – внешнюю составляющую музыкального произведения, которая непосредственно воспринимается при его прослушивании. Что касается внутренней формы музыкального произведения, то она по своей природе не может охраняться правом. Образы в музыке передаются с помощью различных по высоте, частоте, силе и длительности звуков, не имеющих четкой смысловой нагрузки, вследствие чего они являются недостаточно определенными и едва ли способны к правовой охране.

Иванов Н.В. Авторские и смежные права в музыке

Скачивание файла

Введите число с картинки:

Поделись с друзьями!

Учеб.-практич. пособие /под ред. А.П. Сергеева. –М.: «Проспект», 2009 г. – 176 с.

Оглавление.
Введение.
Правовая охрана музыкальных произведений.
Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права.
Общие положения.
Музыкальное произведение как результат творческой деятельности.
Объективная форма музыкального произведения.
Мелодия, гармония и ритм как элементы формы музыкального произведения.
Аранжировка и обработка как производные музыкальные произведения.
Правовой режим аранжировок и музыкальных обработок, созданных в период действия советского авторского законодательства.
Музыкальные произведения, не охраняемые авторским правом.
Музыкальные произведения, пользующиеся частичной правовой охраной.
Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных произведений.
Общие положения.
Публичное исполнение.
Сообщение в эфир.
Сообщение по кабелю.
Воспроизведение.
Распространение.
Использование в Интернете.
Правовая охрана музыкальных исполнений.
Понятие и признаки музыкального исполнения как объекта смежных прав.
Общие положения.
Музыкальное исполнение как результат творческой деятельности.
Объективная форма музыкального исполнения.
Специальные условия охраноспособности музыкального исполнения.
Часть музыкального исполнения как объект смежных прав.
Музыкальное исполнение, созданное с использованием сэмплов.
Коллективное музыкальное исполнение.
Музыкальные исполнения, пользующиеся частичной правовой охраной.
Правовое регулирование отношений по использованию музыкальных исполнений.
Использование «живых» (незаписанных) музыкальных исполнений.
Общие положения.
Сообщение в эфир и по кабелю.
Организация публичных выступлений.
Запись.
Использование записанных музыкальных исполнений.
Общие положения.
Воспроизведение.
Распространение.
Прокат.
Сообщение в эфир и по кабелю.
Публичное исполнение.
Использование в Интернете.
Использование в составе аудиовизуальных произведений.
Правовая охрана фонограмм с записями музыкальных произведений и исполнений.
Понятие и признаки фонограммы как объекта смежных прав. Субъект прав на фонограмму.
Общие положения.
Соотношение понятий «фонограмма», «копия фонограммы» и «экземпляр фонограммы».
Условия охраноспособности фонограммы с записями исполнений музыкальных произведений.
Субъект прав на фонограмму.
Правовая охрана интересов звукорежиссеров.
Фонограммы, пользующиеся частичной правовой охраной и не охраняемые правом.
Правовое регулирование отношений по использованию фонограмм с записями исполнений музыкальных произведений.
Заключение, .

НВиванов авторские и смежные права

Авторское право

Книга посвящена основаниям математики, проблемам вычислимости и доказуемости. Машины Тьюринга, рекурсивные функции, логика, теория моделей, неразрешимость и неаксиоматизируемость арифметики, десятая проблема Гильберта — вот круг вопросов, рассматриваемых в данной книге. Изложение отличается краткостью. (Подробнее)

Эдуард Петрович Гаврилов, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор юридических наук,профессор.

Автор свыше 500 трудов по праву интеллектуальной собственности (книги. (Подробнее)

В учебном пособии рассматривается авторское право применительно к средствам массовой информации.

Предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов и всех тех, кто связан с использованием результатов интелектуальной деятельности. (Подробнее)

Подробно разбираются вопросы авторского права, также включен обзор судебной практики. (Подробнее)

В учебнике на основе норм международных договоров и Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрены общее понятие интеллектуальной собственности, авторское право и его источники, объекты авторских и смежных прав, права авторов и иных лиц, смежные права, передача имущественного права, наследование. (Подробнее)

Новое издание книги посвящено анализу современных тенденций в сфере охраны авторских прав, российского регулирования и формулировке предложений по формированию новой государственной политики, основанной на концепции общего блага и ставящей задачу. (Подробнее)

Основной задачей работы является системное исследование проблем, связанных с особенностями правовой охраны произведений, созданных в процессе выполнения трудовых обязанностей в высшем образовательном учреждении, обоснование теоретической позиции о необходимости совершенствования гражданского. (Подробнее)

Второе издание книги Н.В.Иванова «Авторские и смежные права в музыке» содержит подробный анализ правовой охраны музыкальных произведений, исполнений музыкальных произведений и фонограмм с учетом произошедших за последние годы изменений в законодательстве и правоприменительной практике. (Подробнее)

В настоящей книге собран и проанализирован с позиций наукометрии богатейший статистический материал, связанный с результатами всех матчей всех проведенных к настоящему моменту розыгрышей Кубка мира (чемпионатов мира) по футболу среди национальных сборных. Приведен целый ряд малоизвестных. (Подробнее)

В настоящей работе рассматриваются все самые важные проблемы теории религиоведения. Выявляются сущность и основные компоненты религии: (1) вера в сверхъестественную силу и (2) человеческие действия, имеющие целью использовать эту силу или повлиять на нее (культ). Раскрываются объективные причины. (Подробнее)

Рассматриваются контрпримеры и парадоксы, рассеянные по другим томам и территориям. В отличие от специализированных источников подобного сорта здесь проблематика охватывается шире — фактически во всем диапазоне университетского математического образования. Отбор материала производится в основном. (Подробнее)

Настоящее пособие является кратким самоучителем, позволяющим в течение нескольких недель, без излишних усилий, научиться читать и понимать французский текст средней трудности из периодической печати. В пособии использованы элементы программированного обучения и специально разработанная оригинальная. (Подробнее)

Настоящая книга представляет собой словарь-справочник сочетаний без артикля в английском языке, который предлагается впервые в мировой литературе. Словарь состоит из теоретического введения, основной части и систематического указателя. Во введении систематизируются и обсуждаются сочетания. (Подробнее)

Вниманию читателей предлагается книга известного французского философа и социолога Реймона Арона (1905—1983), в которой он подвергает критическому анализу связанные с учением К.Маркса воззрения трех философов, сыгравших весьма заметную роль в истории мировой философской и социально-политической. (Подробнее)

Представленная книга посвящена проблеме выбора стратегии развития России. Глобальные трансформации, каскад глобальных экономических, геополитических и военных кризисов поставили перед страной проблему выбора дальнейшей траектории развития. Существующая уже более двадцати лет парадигма развития страны. (Подробнее)

Предлагаемое читателю «Справочное пособие по высшей математике» охватывает почти все разделы высшей математики. В первом томе «Математический анализ: введение в анализ, производная, интеграл» наряду с минимальными теоретическими сведениями содержится более 800 детально разобранных примеров. (Подробнее)

Настоящая книга включает ряд избранных работ влиятельнейшего мыслителя XX века К. Р. Поппера, посвященных ключевым философским проблемам, занимавшим его в разные годы жизни.

Книга состоит из двух частей. Одна ее часть, представленная в настоящем издании, сконцентрирована вокруг вопросов естествознания. (Подробнее)

Предлагаемое издание представляет собой исправленную и дополненную версию книги «Революция сверху: гибель советской системы», опубликованной издательством Routledge в 1997 г. «Путь России от Горбачева к Путину» доводит анализ постсоветской России до настоящего времени; также внесены исправления. (Подробнее)

Иванов Артем Алексеевич МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ

Транскрипт

1 На правах рукописи Иванов Артем Алексеевич МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА СМЕЖНЫХ ПРАВ гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Саратов 2016

2 2 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент Максименко Светлана Тимофеевна Официальные оппоненты: Хохлов Вадим Аркадьевич, доктор юридических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Свечникова Ирина Васильевна кандидат юридических наук, доцент, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», доцент кафедры гражданского права и процесса Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» Защита диссертации состоится 17 марта 2017 г. в 11:00 часов на заседании диссертационного совета Д при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» по адресу: , г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, зал заседаний диссертационных советов. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке и на сайте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия» ( Автореферат разослан 2017 г. Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат юридических наук Колодуб Григорий Вячеславович

3 3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертационного исследования. Развитие таких средств массовой информации как радио, телевидение, Интернет привело к появлению наряду с институтом авторских прав нового института прав смежных с авторскими. Если ранее артисты-исполнители сами определяли и контролировали свою аудиторию, необходимости в особой правовой охране их интересов не было, то с появлением и бурным развитием радио, телевидения, средств звуко- и видеозаписи, материальных носителей информации и сети Интернет, ситуация изменилась. Это в свою очередь позволило использовать существующие виды творчества в разных сферах без должных полномочий со стороны вещательных организаций, артистовисполнителей, студий-издателей. С появлением звуко- и видеозаписи и иных носителей информации, предназначенных для хранения и передачи интеллектуального труда, результат интеллектуальной деятельности оказался отчужденным от исполнителя. Появилась потребность в охране прав исполнителей, вещательных организаций, производителей видео- и звукозаписи. Для эффективности охраны этих новых субъектов интеллектуальной деятельности требовалась несколько новая система охраны их прав, нежели та, которая охраняла авторские права, поскольку их деятельность не носит творческого и оригинального характера, который присущ авторским произведениям. Эти права не просто смежные с авторскими, но и зависимые от них. Права рассматриваемых субъектов обособляются в самостоятельную систему смежных с авторскими прав. Следует также отметить, что появляются новые смежные права, такие как права публикаторов и составителей базы данных, что требует дальнейшего совершенствования системы охраны смежных прав. Исходя из смысла различных источников, посвященных правовому регулированию отношений в сфере смежных прав, справедливо отметить, что если авторское право появляется с момента создания произведения как результата мыслительной и иной творческой деятельности, то смежное право появляется, когда данное

4 4 авторское произведение обретает ту или иную форму существования. Именно такая форма и становится объектом охраны смежных прав. Становится актуальной проблема международно-правовой охраны смежных прав. Ведь не секрет, что сегодня в свете развития компьютерных и Интернет-технологий, государственные границы становятся прозрачными, данные отношения усложняются и требуют своей охраны. Более того, Россия вступила в ВТО. Ранее высказывались мнения о том, что одним из препятствий вступления является отсутствие действующей правовой охраны интеллектуальной собственности. Международные договоры, регулирующие смежные права, появляются лишь с шестидесятых годов прошлого столетия. Анализ научных исследований, посвященных правовому регулированию смежных прав уже в XXI веке, показывает, что смежные права рассматриваются в основном в купе с правом авторским и, как правило, в гражданско-правовом аспекте, лишь как бы заодно затрагивающие и международные договоры. Возникает необходимость дать понятие международно-правовой охраны смежных прав, в котором должна быть отражена такая характерная ее черта, как связь с национально-правовыми способами защиты смежных прав. Настоящая диссертационная работа ставит перед собой задачу восполнить эти пробелы в исследовании смежных прав. В отношениях, связанных с осуществлением смежных прав, кроме самих субъектов смежных прав, участвуют иные лица, правовое положение которых остается не вполне ясным. Такова, например, фигура продюсера, играющего на современном этапе значительную роль в интеллектуальной деятельности субъектов смежных прав. Автор уделяет правовому положению продюсера особое внимание, предлагая легально закрепить их правовое положение в ГК РФ. Отношениям защиты авторских и смежных прав в сети Интернет повезло несколько больше, они чаще привлекают внимание исследователей, поэтому в диссертации им уделен лишь один параграф. Но и здесь еще много

5 5 недосказанных моментов, тем более, что многие аспекты проблемы не нашли отражения в Гражданском кодексе РФ, а также на международном уровне. В частности, в диссертации рассматривается вопрос о разработке и принятии международного соглашения «О международном сотрудничестве провайдеров», которое привлечет внимание к таким участникам отношений, связанных со смежными правами в сети Интернет, как провайдеры. Таким образом, изложенное свидетельствует об актуальности заявленной темы исследования, ее востребованности с научно-теоретических и практических позиций. Степень научной разработанности темы. Начиная с 1950-х годов, в советской юридической науке рассматривался вопрос о правовом статусе артистов-исполнителей и режиссеров-постановщиков. Выступали за введение охраны результатов исполнительской деятельности такие ученые как: Антимонов Б.С., Ваксберг А.И., Гаврилов Э.П., Грингольц А.И., Дозорцев В.А., Зильберштейн Н.Л., Ионас В.Я., Иоффе О.С., Кириллова М.Я., Корецкий В.И., Мартемьянов В.С., Матвеев Ю.Г., Райгородский Н.А., Савельева И.В., Севастьянова Л.А., Серебровский В.И., Флейшиц Е.А., Чернышева С.А. и др. В современный период вопросами смежных прав занимался Сергеев А.П. монография «Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации» 1996 г., Дозорцев В.А. «Тенденции развития исключительных прав в Российской Федерации» 1997 г., Гаврилов Э.П. «Интеллектуальная собственность на телевидении и радио» 1998 г., Липцик Д. «Авторское право и смежные права» 2002 г., Хохлов В.А. «Авторское право: законодательство, теория, практика» 2012 г. Проводя обзор авторефератов диссертаций посвященных правовому регулированию отношений, связанных со смежными правами, защищавшихся в XXI веке, можно отметить, что даже на сегодняшний день, смежные права рассматриваются в купе с правом авторским и, как правило, в гражданско-правовом аспекте.

6 6 Международные договоры по вопросам смежных прав рассматривались в автореферате кандидатской диссертации Осипенко, С. Т. «Смежные права: законодательство и международные договоры Российской Федерации», 2003 г. Смежным правам в международном частном праве Казахстана посвящена кандидатская диссертация Чечиной М.Л. «Смежные права в международном частном праве», 2010 г. Международные аспекты, присутствие иностранного элемента в отношениях, регулируемых смежным правом, имеют особое значение в условиях распространения Интернет-связи. Сегодня имеет место быть столкновение разных правовых систем государств, чьи граждане и организации участвуют в отношениях, регулируемых смежным правом. Это, в свою очередь, позволяет говорить о создании специальных международноправовых мер регулирования данных отношений. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, осложненные иностранным элементом, возникающие в процессе охраны смежных прав нормами международных договоров и национального законодательства. Предметом исследования выступают нормы международных договоров и национального законодательства, регулирующие охрану смежных прав в отношениях с иностранным элементом, правоприменительная практика, научные работы по вопросам смежных прав, а также результаты законопроектной работы в сфере интеллектуальных прав. Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является формирование научного представления применительно к теоретическим и практическим проблемам правового регулирования отношений, осложненных иностранным элементом, с использованием объектов смежных прав. Указанное научное достижение включает в себя разработку теоретических положений и практических рекомендаций в области международно-правовой и национальной охраны смежных прав в отношениях с иностранным элементом, выработку предложений по

7 7 совершенствованию международного и национального законодательства в области охраны смежных прав в условиях глобализации и использования объектов смежных прав в сети Интернет. Для достижения поставленной цели требуется решить комплекс взаимосвязанных задач: 1) сформулировать авторское понятие смежных прав; 2) выявить соотношение понятий охраны и защиты смежных прав; 3) разработать понятие международно-правовой охраны; 4) сформулировать основные принципы международно-правовой охраны; 5) сформулировать дополнительные коллизионные принципы к принципу lex protectionis, применяемому в этой сфере транснациональных отношений, определяющие выбор применимого права к международноправовой охране смежных прав; 6) определить правовое положение иных участников интеллектуальных отношений, участвующих в организации и использовании объектов смежных прав, таких как продюсер, оператор связи; 7) сформулировать и обосновать пути решения проблемы охраны смежных прав в сети Интернет; 8) выработать конкретные предложения по совершенствованию международно-правового регулирования и национального законодательства по проблемам диссертационного исследования. Методологическая основа диссертации. В ходе исследования использовались общенаучные и частнонаучные методы познания, направленные на достижение цели диссертации и решение поставленных в ней задач. В качестве общенаучных методов, в частности, были задействованы: диалектический, исторический, логический, анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие. С помощью диалектического метода были рассмотрены и сопоставлены научные подходы к определению сущности понятия «смежные права». Исторический метод использовался

8 8 при изучении понятия смежных прав и тех детерминант, которые предопределили развитие данного правового института. Метод системного анализа применялся при исследовании международных соглашений в сфере международно-правовой охраны смежных прав. В числе частнонаучных методов познания использовались: формальноюридический, сравнительно-правовой и др. Так, формально-юридический метод дал возможность проанализировать действующее гражданское законодательство, в частности, нормы, посвященные способам защиты смежных с авторскими прав. К сравнительно-правовому методу автор прибегал при сопоставлении понятий авторского права и права смежного с авторским, при сравнительном анализе Римской конвенции 1961 года с другими международными документами, регламентирующими международно-правовую охрану смежных прав. Теоретическая основа исследования. Особенности понятия «международно-правовая охрана смежных прав» освещаются в работе с учетом достижений таких отраслей юридической науки, как: гражданское право, международное частное право, теория государства и права. Теоретической основой исследования являются труды российских и зарубежных исследователей: Б.С. Антимонова, А.В. Баркова, Ф.К. Бейера, Л. Бентли, И.А. Близнеца, М.М. Богуславского, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, Е.В. Вавилина, Б.С. Ваксберга, В. Вейнике, В.В. Витрянского, Э.П. Гаврилова, Д.М. Генкина, А.И. Грингольца, С.П. Гришаева, О.Д. Дворянкина, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, И.А. Зенина, Н.Л. Зильберштейна, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкина, Ю.Х. Калмыкова, М.Я. Кирилловой, И.П. Кожокаря, В.И. Корецкого, Е.А. Крашенинникова, М.И. Кулагина, К.В. Лиджеевой, Д. Липцик, Л.А. Лунца, В.С. Мартемьянова, Ю.Г. Матвеева, А. Милле, Т. Миры, Б.И. Пугинского, Н.А. Райгородского, Н.А. Савельева, И.В. Свечниковой, Л.А. Севастьянова, А.П. Сергеева, В.Р. Скрипко, В.И. Серебровского, Г.Я. Стоякина, Э.Л. Страунинга, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого, М.А. Федотова, Е.А. Флейшиц, Е.В. Халиповой, Дж.

9 9 Харрисона, В.А. Хохлова, С.А. Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, И.В. Шестеряковой, И.В. Шугуровой, М.В. Шугурова, В.Ф. Яковлева. Нормативная и эмпирическая базы исследования. Нормативноправовую основу диссертации составили: Конституция РФ, международные договоры, регулирующие охрану интеллектуальной собственности и в частности прав смежных с авторскими; российское федеральное законодательство, нормативно-правовые акты, утратившие к настоящему времени законную силу, однако вызвавшие научно-исследовательский интерес с позиции сравнительного анализа с действующими актами. В работе также использованы нормативно-правовые акты зарубежных государств (Греции, Лихтенштейна, Украины, Бельгии, Великобритании, Румынии, Италии, Болгарии, Венгрии, Австрии, Швейцарии, Чили, Китая, Индии, США). Эмпирической основой исследования послужили: правовые акты Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного Суда РФ, Суда по интеллектуальным правам; иная судебная и правоприменительная практика; статистические данные. Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в том, что в нем в комплексном виде разработаны теоретические положения о международно-правовой охране смежных прав. Так, сформулированы понятие и система принципов международно-правовой охраны смежных прав, дано авторское понятие смежных прав, названы дополнительные коллизионные принципы выбора применимого права к отношениям в сфере охраны смежных прав, осложненных иностранным элементом. Предлагаются авторские подходы к решению проблемы охраны смежных прав в сети Интернет, заключающиеся в наличии свободного доступа к объектам смежных прав. Выработаны конкретные предложения по совершенствованию международно-правового регулирования и национального законодательства по проблемам диссертационного исследования.

10 10 Научная новизна подтверждается и находит непосредственное отражение в следующих положениях, выносимых на защиту: 1. Сформулирована авторская дефиниция международно-правовой охраны интеллектуальных прав. Международно-правовая охрана интеллектуальных прав представляет собой основанную на тесном взаимодействии систему международно-правовых и национальных правовых мер, с помощью которых обеспечивается развитие и защита отношений, осложненных иностранным элементом, с использованием результатов интеллектуальной деятельности, как в нормальном ненарушенном состоянии в регулятивных правоотношениях, так и в нарушенном состоянии в охранительных правоотношениях. Общее определение с соответствующей заменой субъектов прав, характера прав (смежные), и соответствующих объектов таких прав подходит к определению международно-правовой охраны смежных прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и других правообладателей смежных прав. 2. Сформулирована авторская дефиниция смежных прав. Смежные права это исключительные имущественные права, а в случаях, предусмотренных законом также личные неимущественные права лиц, создающих с использованием объектов авторского права без изменения таковых, а в ряде случаев с изменениями, допустимыми с согласия автора используемого произведения, новую интеллектуальную собственность, дающую возможность довести авторские произведения до широкой публики, для которых предусмотрены меры гражданско-правовой защиты, сходные с мерами защиты авторских прав. 3. В качестве основных начал (принципов) международно-правовой охраны исключительных интеллектуальных прав следует назвать: а) Принцип преодоления территориального действия исключительных прав.

11 11 В соответствии с принципом территориального действия исключительных интеллектуальных прав, смежные права признаются и определяются только в границах того государства, в соответствии с законами которого они появились. Преодоление территориального действия исключительных прав происходит путѐм международно-правовой охраны исключительных прав с помощью международных соглашений. б) Принцип национального режима, согласно которому результатам интеллектуальной деятельности, подпадающим под действие международных соглашений, предоставляется такая же охрана, как и результатам интеллектуальной деятельности собственных граждан, а способы защиты интеллектуальных прав регулируются законодательством страны, в которой испрашивается защита. в) Срочный характер международно-правовой охраны. При этом международные соглашения предусматривают минимальные сроки охраны. Последнее положение находится в соответствии с требованием международных соглашений по установлению минимально допустимого уровня охраны прав, согласно которому любое участвующее в соглашении государство должно гарантировать, что специально предусмотренные этим соглашением права будут предоставляться гражданам и юридическим лицам из других государств участников соглашения. г) Принцип взаимности, предусматривающий предоставление одним государством иностранным лицам другого государства режим не менее благоприятный, чем своим физическим и юридическим лицам в отношении защиты исключительных прав при условии того же со стороны этого другого государства. Этот принцип базируется на принципе международного права — принципе сотрудничества между государствами. Как правило, взаимность подразумевается в сотрудничестве государств. Национальный режим предоставляется без ссылки на взаимность. Однако в ряде случаев взаимность выступает в качестве условия предоставления такого режима. В

12 12 отношении таких смежных прав, как права изготовителя базы данных и публикаторов принцип взаимности предусматривается в российском законодательстве. д) Тесное взаимодействие международно-правовой охраны с национально-правовой охраной, обусловленное предоставлением национального режима правообладателям, чьи права признаются на территории соответствующего государства, и предоставлением Договаривающимся государствам соблюдать собственные правила с помощью различных оговорок, присоединяясь к международному соглашению. 4. Обосновано, что недостаточно полно в законодательстве урегулирован вопрос о правовом положении продюсера в отношениях связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности, что позволяет говорить о необходимости внесения в Гражданский кодекс статьи, регулирующей правовое положение данного субъекта частноправовых отношений. В настоящее время продюсер оказывает существенное влияние на механизм осуществления гражданских прав и исполнения гражданских обязанностей отдельных правообладателей как авторских, так и смежных прав. 5. Подтверждена необходимость того, что в части четвертой ГК РФ должны быть закреплены специальные положения об ответственности за обход технических средств защиты и их незаконное использование, отличающиеся от тех, которые содержатся в статьях 1299 и 1311 ГК РФ. На практике при определении размера компенсации, практически невозможно установить влияние, которое оказали или могут оказать совершаемые нарушителем действия по обходу или устранению технических средств защиты и открытию доступа к произведению. Поэтому в части 4 ГК РФ необходимо предусмотреть минимальные штрафные санкции за действия, направленные на устранение и обход технических средств защиты авторских и смежных прав. В том случае, когда такие нарушения создают

13 13 реальные убытки, потерпевшей стороне должно быть предоставлено право взыскать эти убытки, доказав их наличие и размер. 6. Аргументировано, что комбинированный подход, состоящий в применении традиционных для международного частного права коллизионных привязок вместе с новым для науки коллизионным критерием «местом нахождения сервера», может стать в перспективе эффективным правовым инструментом. В качестве коллизионных привязок при выборе права, применимого к авторским и смежным правоотношениям в информационно-телекоммуникационных сетях, следует использовать такие коллизионные принципы как «место нахождения сервера», «наиболее тесная связь частноправового отношения с правопорядком двух и более государств». 7. Обоснована необходимость разработки и принятия международного соглашения «О международном сотрудничестве провайдеров», которое по своему содержанию должно быть направлено на борьбу с нелегальным распространением объектов интеллектуальной собственности, в частности смежных прав, в файлообменных сетях и на иных Интернет-ресурсах. Процедура непосредственного международного взаимодействия провайдеров требует правового урегулирования в соглашении. 8. Обосновано, что охрана смежных с авторскими прав в информационно-телекоммуникационных сетях без оформления таких отношений в договорную форму является мало эффективной. Наиболее рациональным является решение вопроса охраны смежных прав в сети Интернет в рамках лицензионного договора через институт открытых лицензий. В рамках договорной охраны смежных прав в сети Интернет, необходимо подчинить договор праву лицензиара так, чтобы все лицензионные договоры регулировались одним правом.

14 14 Проведенное исследование позволило диссертанту сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства, в частности: Предлагается включить в ГК РФ новую статью. «Статья Продюсер 1. Продюсер лицо, организовавшее создание объекта авторского или смежного права. 2. В соответствии с заключаемым продюсерским договором к продюсеру переходят исключительные права на использование объекта авторского или смежного права путем заключения двусторонних договоров с авторами произведений или исполнений». Дополнить п.4 ст.1252 ГК РФ новым абзацем вторым следующего содержания: «В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота. По желанию правообладателя, контрафактные материальные носители могут быть переданы ему для дальнейшей реализации». Дополнить пункт 2 ст ГК РФ подпунктом 3 следующего содержания: «3) Нарушение положений, предусмотренных подпунктом 2 п.2 настоящей статьи, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной до двух тысяч рублей с конфискацией оборудования, орудий и программного обеспечения, используемых для устранения и обхода технических средств защиты авторских прав; на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей с конфискацией оборудования, орудий и программного обеспечения,

15 15 используемых для устранения и обхода технических средств защиты авторских прав». Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение диссертации состоит в углублении и развитии сферы научных знаний в области международного частного права, достигнутых путем анализа, обобщения и систематизации научных изысканий, связанных с международно-правовой охраной смежных прав. Сформулированные диссертантом положения, выводы и рекомендации определяют особенности процесса международно-правовой охраны смежных прав в новых современных условиях бурного развития технологий и могут быть использованы при осуществлении дальнейших научных разработок. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты научной работы могут быть использованы в нормотворческой деятельности для совершенствования международных актов, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования объектов смежных прав, а также в правоприменительной практике. Авторские выводы и предложения могут быть использованы при подготовке учебной и учебно-методической литературы по гражданскому и международно-частному праву. Положения диссертации также могут быть применены в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Гражданское право» и «Международное частное право», в профильных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Обоснованность и достоверность результатов диссертационной работы обусловлены актуальностью, методологией, сформулированной целью и решенными задачами, точно определенным объектом и предметом исследования, широким спектром использованных библиографических источников; эмпирической базой. Основные наиболее значимые положения, касающиеся смежных с авторскими прав и их международно-правовой охраны, комплексно исследованы и критически оценены с позиции их

16 16 соответствия положениям правовой теории, законодательства и правоприменительной практики. Апробация результатов исследования осуществлялась в следующих формах. Обсуждение и одобрение диссертации на кафедре гражданского и международного частного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Проведение практических занятий по дисциплинам юридического цикла. Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в восьми научных статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК. Материалы диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы применения юридической науки и практики в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности», Саратов, 2014 г.; «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы», Москва, 2014 г.; «Наука и образование в XXI веке», Москва, 2015 г. Структура диссертации обусловлена поставленной проблематикой, объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

17 17 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрываются степень ее разработанности и научная новизна, цель, задачи, объект, предмет, методологические, теоретические и эмпирические основы исследования; выявляется теоретическая и практическая значимость работы; формулируются положения, выносимые на защиту; приводятся данные об апробации полученных результатов. Первая глава «Институт смежных прав в международном частном праве», состоит из трех параграфов. В ней исследуется юридическая природа смежных прав, выявляется их взаимосвязь и соотношение с авторскими правами и особенности, позволяющие говорить о самостоятельном институте смежных с авторскими прав; анализируется правовое положение участников правоотношений по регулированию смежных прав, выявляется их правовой статус в этих отношениях; рассматриваются международные договоры и региональные соглашения в сфере охраны смежных с авторскими прав их правообладателей, выявляются их достоинства и недостатки. В первом параграфе «Понятие смежных прав и их соотношение с авторскими правами», формулируя понятие смежных прав, автор обращает внимание на то, что интеллектуальная деятельность субъектов смежных прав сводится к созданию оригинальной формы объективированного существования авторских произведений без изменения самого авторского произведения. Признака творческого характера такой деятельности, как правило, не требуется, хотя она в той или иной степени присутствует в деятельности артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм. Анализируя природу различных субъектов смежных прав, диссертант приходит к выводу о том, что правовое положение некоторых из них не исчерпывается нормами о смежных с авторскими правах. Изучив положения международных договоров, нормы национальных законодательств других государств и российское гражданское законодательство, регулирующие правовой статус исполнителей, автор полагает, что любое исполнение

18 18 актером, певцом, музыкантом, танцором какого-либо произведения искусства или народного творчества, носит сугубо индивидуальный характер. Это дает основание полагать, что каждое исполнение уникально и не похоже на другое. Следовательно, при исполнении одного и того же произведения разными артистами-исполнителями или дирижерами, у каждого из них исполнение будет носить свой неповторимый авторский характер. Поэтому исполнитель, будучи субъектом смежного права, наиболее близок по своей юридической природе к субъектам авторского права, и результат его интеллектуальной деятельности исполнение наиболее близкое к объектам авторского права, закрепленное в статье 1259 ГК РФ. Однако, законодатель отнес исполнителя к субъектам смежных прав. Деятельность других субъектов смежных прав не носит творческого характера, хотя и может содержать определенный творческий элемент, результат их деятельности нельзя назвать новым произведением, они лишь предлагают пусть и оригинальные, но технические способы фиксации и передачи авторского произведения, решают организационно-технические вопросы. Исходя из содержания международных соглашений в сфере авторских и смежных прав, диссертант констатирует тот факт, что термин «продюсер» в них не упоминается. Однако деятельность продюсера в настоящее время имеет большое значение для реализации смежных прав. Автором анализируется природа продюсера и изготовителя фонограмм. Рассматривая продюсера как лицо, организовавшее создание аудиовизуального произведения, и изготовителя фонограммы через призму объектов авторского (аудиовизуальное произведение) и смежного права (фонограмма), диссертантом предполагается, что у продюсера по сравнению с изготовителем фонограммы более широкие организационные функции. Следовательно, организация создания аудиовизуального произведения подразумевает работу не только со звуком, но и с иными материалами необходимыми для создания произведения. Исходя из анализа объема исключительных прав продюсера и изготовителя фонограмм с точки зрения

19 19 прав в отношении объектов интеллектуальной собственности (аудиовизуальное произведение и фонограмма), диссертант приходит к выводу о том, что продюсер и изготовитель фонограммы наделены исключительными правами, но на разных основаниях. Изготовитель фонограммы обладает первоначальным исключительным правом. А продюсер производным, по договору с авторами. Диссертантом отмечается, что продюсер может одновременно выступать и как продюсер организатор, и как изготовитель фонограммы. В зависимости от содержания таких договоров, продюсер может оставить за собой исключительные как авторские, так и смежные права. Автором рекомендуется внести в часть четвертую ГК РФ понятие продюсера, так как в п.4 ст продюсер упоминается только применительно к изготовителю и организатору аудиовизуального произведения. Диссертант полагает, что в законодательстве недостаточно полно урегулирован вопрос о правовом положении продюсера в интеллектуальных правоотношениях, что позволяет говорить о необходимости внесения в ГК РФ статьи, регулирующей правовое положение продюсера. В действующем законодательстве отражены два способа (среды) осуществления вещания: посредством эфирного и кабельного сообщения. Однако все большее распространение получает форма вещания через сеть Интернет (web-casting) путем предоставления пользователям широкого доступа к данным записям, развиваются и технологии мобильного вещания, базирующиеся на применении стандарта цифрового эфирного вещания DVB- H. Несмотря на это, правовое положение вещания через Интернет и мобильные телефоны до сих пор не отражено в законодательстве, соответственно, не обеспечивается и правовая охрана таким способам вещания, поскольку они не охватываются нормой статьи 1225 ГК РФ. Хотя теоретическая база таких форм вещания заключается в исключительном праве вещательных организаций на доведение до всеобщего сведения праве разрешать доступ к данным объектам в цифровой среде, никаких

20 20 упоминаний относительно собственно самого вещания через Интернет или с применением мобильных технологий в ГК РФ не содержится. Таким образом, диссертантом делается вывод о необходимости пересмотра действующего положения части четвертой ГК РФ с учетом новых реалий в сфере вещания. Во втором параграфе «Международно-правовая охрана и защита смежных прав: соотношение понятий» диссертант рассматривает охрану прав как понятие в широком и узком смысле. В широком смысле охрана представляет собой регулирование прав, как в ненарушенном, так и в нарушенном состоянии. Само предоставление прав в регулятивных правоотношениях обуславливает необходимость его защиты конкретными средствами в охранительных правоотношениях, а потому включается в систему охраны прав. В узком значении охрана предстаѐт как защита нарушенных прав (в том числе предотвращение нарушения) конкретными способами такой защиты в охранительных правоотношениях. Специфика международно-правовой охраны заключается в следующем: 1. Предметом международно-правовой охраны выступают отношения, осложнѐнные иностранным элементом, которые в доктрине принято обозначать как международные (в особом нетрадиционном значении этого слова), трансграничные. 2. Сам термин «международно-правовая охрана» предполагает включение в систему такой охраны, прежде всего, источников права международного происхождения, каковыми являются международные договоры как универсального, так и регионального и двустороннего характера. 3. Международные соглашения, как правило, не определяют конкретные способы защиты интеллектуальных прав, оставляя этот вопрос на усмотрение соответствующих национальных законодательств. 4. Территориальный принцип действия исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности и принцип предоставления

21 21 национального режима иностранным субъектам интеллектуальных прав на территории РФ предопределяют необходимость тесного взаимодействия в охране интеллектуальных прав в отношениях, осложнѐнных иностранным элементом, норм международных соглашений и национальных средств защиты интеллектуальных прав. Это обуславливает необходимость постановки задачи анализа не только норм международных договоров, но и национального законодательства в сфере исследуемых отношений. На основании изложенного автор дает определение международноправовой охраны интеллектуальных прав (положение 1, выносимое на защиту). В третьем параграфе «Международные соглашения как средства охраны смежных прав» дается характеристика международных договоров в сфере охраны смежных прав. Вторая глава «Защита смежных прав в отношениях, осложненных иностранным элементом», состоящая из трех параграфов, посвящена актуальным вопросам выбора применимого права к регулированию отношений с использованием объектов смежного права, осложненных иностранным элементом и способам защиты данных прав, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях. В первом параграфе «Право, применимое к защите смежных прав» диссертантом в результате анализа зарубежного и российского законодательства делается вывод о том, что во многих странах действует коллизионный принцип «lex loci protectionis» — применение права страны, в отношении которой испрашивается охрана. Исходя из содержания пунктов 7 и 8 статьи 1211 ГК РФ, диссертант отмечает, что до внесения изменений в статью и появления данных пунктов, выбор применимого права к договору, осложненному иностранным элементом, в случае отсутствия соглашения сторон, привязывался к праву того государства, с которым правоотношения имели наиболее тесную связь. Указывается на тот факт, что сегодня формулировка изменилась.

22 22 Применимым правом будет являться право, в котором на момент заключения договора имеет место жительства или основное место деятельности стороны, осуществляющей исполнение. Теперь закон наиболее тесной связи играет роль субсидиарной привязки, на что обращено внимание в пункте 9. В отношении договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, аналогично лицензионному договору, применяется право страны, на территории которой действует передаваемое приобретателю исключительное право, а если оно действует на территориях одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя. Относительно действия смежных прав на территории РФ диссертантом анализируются положения статей 1231, 1321, 1328, 1332, 1336, 1341 ГК РФ. Во втором параграфе «Способы защиты смежных прав» дана характеристика способов защиты смежных прав содержащихся в части четвертой ГК РФ, поскольку международные соглашения, не устанавливая способов защиты, отсылают по этому вопросу к праву страны, где испрашивается защита интеллектуальных прав. Диссертант особо обращает внимание на такой способ защиты смежных прав как изъятие материального носителя. Автором отмечается, что контрафактный материальный носитель может представлять собой фактически оригинальный товар. Поэтому, автором исследуется норма, содержащаяся в части 3 ст КоАП РФ, аналог которой сейчас отсутствует в гражданском законодательстве. В соответствии с ней обладатель авторских или смежных прав вправе просить о передаче ему конфискованных экземпляров произведений и фонограмм, явившихся предметом правонарушения, предусмотренного ст КоАП РФ. Таким образом, преимуществом применения административной ответственности является возможность не только изъять товары у нарушителя, но и в дальнейшем использовать их. По мнению автора, подобная норма должна

23 23 существовать не в административном, а в гражданском законодательстве. Диссертант рекомендует внести в часть четвертую ГК аналог данной нормы, предусматривающую передачу правообладателю конфискованных контрафактных экземпляров. В случае реализации данной нормы в ГК РФ, автору видится в дальнейшем нахождение компромисса между нарушителемизготовителем и правообладателем путем досудебного урегулирования спора. В качестве доводов диссертантом приводятся примеры норм, содержащихся в законах об авторском праве Индии и Китая. Проанализировав положения российского и зарубежного законодательства о таком способе защиты исключительных смежных прав, как изъятие материального носителя, диссертант приходит к выводу о внесении в часть четвертую ГК РФ нормы, предусматривающей, по желанию правообладателя, передачу ему конфискованных контрафактных экземпляров. В ходе анализа закрепленных в гражданском законодательстве технических средств защиты смежных прав, диссертантом обращается внимание на то, что по своей природе сами технические средства защиты смежных прав в отличие от способов, закрепленных в статьях ГК РФ, не влекут для нарушителя юридических последствий. Они всего лишь, будучи комплексом технологий и устройств, носят ограничительный характер. Автором отмечается, что нарушитель, обходя технические средства защиты, или нелегально используя их, несет ответственность, изначально предусмотренную для нарушения исключительного смежного права. По мнению диссертанта, существующие меры ответственности, закрепленные в статьях 1299 и 1311 ГК РФ за обход технических средств защиты слишком суровые. Диссертантом утверждается, что за обход технических средств защиты (пусть и приведший к открытию доступа к произведению), а также за их незаконное использование и за нарушение исключительных смежных прав не должна применяться одинаковая мера ответственности. Автором

24 24 отмечается, что в части четвертой ГК РФ, должны быть специальные положения об ответственности за обход технических средств защиты и их незаконное использование, отличающиеся от тех, которые содержатся в статьях 1299 и 1311 ГК РФ. Касательно существующих положений закрепленных в статьях 1299 и 1311 ГК РФ, на практике при определении размера компенсации диссертантом рекомендуется учитывать то влияние, которое совершаемые нарушителем действия по обходу технических средств защиты и открытию доступа к произведению оказали или могут оказать на использование произведения. Третий параграф «Охрана смежных прав в сети Интернет» посвящен актуальным вопросам охраны смежных прав в информационнотелекоммуникационных сетях. Автором выявляются основные источники нарушений в сети Интернет: 1.Сайты, которые без соответствующего разрешения правообладателя осуществляют открытый доступ к материалам, являющимися объектами смежных прав (а некоторые сайты делают это на платной основе, без какихлибо денежных отчислений правообладателям); 2.Локальные сети, дающие возможность обмениваться электронными документами между пользователями. Такие сети создаются самими поставщиками Интернета провайдерами, для получения прибыли за счет увеличения числа абонентов; 3.Торренты дающие возможность прямого обмена файлами, содержащих копии фонограмм, между компьютерами пользователей. Диссертантом выявлен ряд недостатков федерального закона от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». В законе не прописана детально регламентация торрентов, больше известных как пиринговые сети. Указанные в законе ограничения распространяются только на владельцев сайтов и организации, предоставляющие хостинг-пространство, и не

25 25 применимы к индивидуальным пользователям. Привлечение к ответственности организаторов торрент-трекера, пиринговых компаний, не решает проблемы. Пользователи могут продолжать обмениваться файлами между своими компьютерами, минуя сам торрент-трекер, следовательно привлекать к ответственности организаторов таких ресурсов нельзя в силу отсутствия у них вины. В законе не регламентирован вопрос регламентации данных отношений с иностранным элементом. Диссертантом предлагается внести в федеральный закон от ФЗ коллизионные нормы о выборе применимого права к отношениям авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, основывающиеся на таких коллизионных принципах как «место нахождения сервера», «наиболее тесная связь частноправового отношения с правопорядком двух и более государств». Уделено внимание федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 2014 года 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Путем анализа данного закона диссертантом установлено, что круг объектов, за которые несѐт ответственность посредник, расширился. Теперь закон предусматривает объекты авторских и смежных прав кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии. Таким образом, по мнению диссертанта, на сегодняшний день на законодательном уровне впервые решился вопрос ответственности информационного посредника путем нахождения правового компромисса. Найденный компромисс в вопросе ответственности информационного посредника следует существующим международным тенденциям. Интернет-отношения будут усложняться с каждым годом, всѐ большее количество людей в них оказываются втянутыми. Диссертантом рекомендуется, в перспективе, разработка международно-правового акта, чьей конечной целью является дальнейшая выработка и унификация

26 26 коллизионных норм для разрешения коллизионных проблем в сети Интернет при правовом регулировании и охране авторских и смежных прав. Рекомендуется в будущем создание международного соглашения «О международном сотрудничестве провайдеров». Указывается на эффективность надежной правовой охраны смежных прав в сети Интернет в придании таким отношениям договорной формы. Предлагается в рамках договорной охраны смежных прав, подчинить договор праву лицензиара так, чтобы все лицензионные договоры регулировались одним правом. В Заключении диссертационного исследования подводятся итоги выполненной работы; в обобщенном виде формулируются основные выводы; обозначаются проблемы, нуждающиеся в более глубоких исследованиях в области международно-правовой охраны смежных прав.

27 27 По теме диссертации опубликованы следующие работы: Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований: 1. Иванов, А.А. О некоторых мерах ответственности за нарушение смежных прав [Текст] / А.А. Иванов // Вестник Евразийской академии административных наук (32). С ISSN (0,6 п.л.). 2. Иванов, А.А. Продюсер в отношениях с субъектами авторских и смежных прав [Текст] / А.А. Иванов // Вестник Поволжского института управления (49). С ISSN (0,5 п.л.). 3. Иванов, А.А. Ответственность информационного посредника за нарушение интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационной сети [Текст] / А.А. Иванов // Вестник Поволжского института управления (47). С ISSN (0,6 п.л.). 4. Иванов, А.А., Кусков, А.С. Порядок защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в сфере туризма [Текст] / А.А. Иванов, А.С. Кусков // Юрист С ISSN (0,8 п.л. авторский вклад 0,4 п.л.). Статьи, опубликованные в иных научных журналах и изданиях: 5. Иванов, А.А. Об эффективности технических средств защиты смежных прав [Текст] / А.А. Иванов // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции (30 января 2015 г.). Москва: АР-Консалт, С ISBN (0,3 п.л.). 6. Иванов, А.А. Неоднородный характер прав организаций эфирного и кабельного вещания [Текст] / А.А. Иванов // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по материалам

28 28 Международной научно-практической конференции (28 ноября 2014 г.). Москва: АР-Консалт, С ISBN (0,2 п.л.). 7. Иванов, А.А. Пиринговые сети и федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» [Текст] / А.А. Иванов // Актуальные проблемы применения юридической науки и практики в сфере пресечения недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции (25 ноября 2014 г.) / ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия». Саратов: ИП Коваль Ю.В., С ISBN (0,4 п.л.). 8. Иванов, А.А. Международно-правовая охрана смежных прав в сети Интернет [Текст] / А.А. Иванов // Человек и право — XXI век. Выпуск 11. Саратов, С ISSN ISBN (0,3 п.л.).

Смотрите так же:

  • Решение задач по ндфл вычеты Задача на НДФЛ с решением Здравствуйте, проверьте пожалуйста решение задачи. Заранее спасибо всем откликнувшимся! Условие задачи.В отчетном году оклад физического лица по основному месту работы составил 8 тысячи рублей за месяц.Помимо этого, […]
  • Патентное право ооо Патентное право Вместо художественно-конструкторского решения, определяющего внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, в качестве промышленного образца теперь будет охраняться его внешний вид. К существенным […]
  • Декларация по енвд ип с сотрудниками Декларация по енвд ип с сотрудниками с 1 января 2013 года переход на ЕНВД становится добровольным и носит уведомительный характер. С 1 января 2013 года от режима можно отказаться. Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию о снятии с […]
  • Статья ук 105 ч 1 Статья ук 105 ч 1 Простым принято называть убийство, совершенное без смягчающих и отягчающих обстоятельств (ч.1 ст.105 УК). Квалификация убийства по ч.1 ст.105 УК осуществляется по так называемому «остаточному» принципу. Это означает, что при […]
  • Все налоговые вычеты по ндфл в 2014 году Стандартные собственные вычеты по НДФЛ в 2014 году На такие вычеты имеют право определенные льготные категории сотрудников. Вычет в размере 3000 рублей предоставляется сотрудникам, перечисленным в пп. 1 п. 1 ст. 218 НК РФ: получившие или […]