Общий долг беларуси на 2018

Внешний госдолг Беларуси продолжает уменьшаться

Государственный долг Республики Беларусь на 1 апреля 2018 года составил 41,3 млрд. рублей и уменьшился по сравнению с началом 2018 года на 838,0 млн. рублей, или на 2,0%. Информация об этом размещена на официальном сайте Министерства финансов РБ.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2018 года составил 16,4 млрд. долларов США, уменьшившись с начала года на 304,7 млн. долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,8%.

В январе-марте 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму 871,5 млн. долларов США:

  • 600,0 млн. долларов США – еврооблигации;
  • 222,3 млн. долларов США – Правительства и банков Российской Федерации;
  • 33,5 млн. долларов США – МБРР;
  • 14,2 млн. долларов США – банков КНР;
  • 1,5 млн. долларов США – ЕБРР и СИБ.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2018 года составило 1 189,1 млн. долларов США:

  • 800,0 млн. долларов США – еврооблигации;
  • 179,3 млн. долларов США – банки КНР;
  • 107,1 млн. долларов США – Правительство Российской Федерации;
  • 88,3 млн. долларов США – ЕФСР;
  • 13,3 млн. долларов США – МБРР;
  • 0,7 млн.долларов США – США;
  • 0,4 млн.долларов США – ЕБРР и СИБ.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 апреля 2018 года составил 9,3 млрд. рублей, увеличившись с начала года на 134,2 млн. рублей (с учетом курсовых разниц), или на 1,5%.

За январь-март 2018 года размещено внутренних валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 134,0 млн. долларов США. Погашено валютных государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму 68,9 млн. долларов США.

Валовой внешний долг Республики Беларусь

Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.

В отличие от внешнего государственного долга, включающего лишь обязательства Правительства перед нерезидентами, валовой внешний долг охватывает финансовые обязательства перед нерезидентами всех резидентов Республики Беларусь, которые разделены на четыре основных сектора экономики: органы государственного управления, органы денежно-кредитного регулирования, банки (депозитные организации, за исключением центрального банка), а также другие секторы (прочие юридические и физические лица).

Методологической основой формирования внешнего долга Республики Беларусь является Руководство по статистике внешнего долга (МВФ, 2003 г.), пятое издание Руководства по платежному балансу (МВФ, 1993 г.), шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции (МВФ, 2009 г.) (далее – РПБ6).

Данные о валовом внешнем долге распространяются в рамках ССРД и КСВД .

Внешний долг Беларуси уменьшился на $315,6 миллиона

МИНСК, 31 мая — Sputnik. Внешний госдолг Беларуси на 1 мая этого года составил 16,4 млрд долларов, уменьшившись с начала года на 315,6 млн долларов, или на 1,9%, сообщает пресс-служба Министерства финансов.

Долги растут

При этом белорусский госдолг по состоянию на 1 мая увеличился на 0,2% до суммы в 42,3 млрд рублей. С начала года он вырос на 87,3 млн рублей.
Статистика говорит о том, что внутренний госдолг также вырос на 2,9%. На отчетный период его сумма составляла 9,4 млрд рублей. За пять месяцев этого года в общей сумме внутренний госдолг увеличился на 261,8 млн рублей.
В течение первых четырех месяцев текущего года государство разметило на внутреннем рынке валютные облигации для юрлиц на общую сумму 186,7 млн долларов.

Одолжили, потом отдали

Беларусь в начале года с января по апрель позаимствовала на внешних рынках 990,5 млн долларов:

  • 600,0 млн долларов — еврооблигации;
  • 313,6 млн долларов — правительство и банки России;
  • 42,3 млн долларов — МБРР;
  • 33,1 млн долларов — банки КНР;
  • 1,5 млн долларов США — ЕБРР и СИБ.

Всего с начала года Беларусь погасила внешний госдолг на сумму в 1235,1 млн долларов:

  • 800,0 млн долларов — еврооблигации;
  • 179,3 млн долларов — банки КНР;
  • 137,1 млн долларов — правительство России;
  • 88,3 млн долларов — ЕФСР;
  • 29,3 млн долларов — МБРР;
  • 0,7 млн долларов — США;
  • 0,4 млн долларов — ЕБРР и СИБ.

За это же время были погашены гособлигации для юрлиц и физических лиц на сумму 126,9 млн долларов и 23,1 млн рублей соответственно.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Государственный долг Беларуси увеличился на 0,7%, внешний госдолг — уменьшился на 2%

Министерство финансов сообщило о сокращении внешнего государственного долга страны с начала 2018 года на $332 млн (с учетом курсовых разниц), или на 2%.

На сайте ведомства государственный долг Республики Беларусь на 1 июня 2018 года вырос по сравнению с началом года на 292,5 млн (0,7%) и составил 42,5 млрд рублей.

Внешний государственный долг на 1 июня 2018 года уменьшился на $332,0 млн (2,0%) и составил $16,4 млрд.

В течение пяти месяцев 2018 года привлечены внешние государственные займы на сумму $1064,9 млн, из них:

  • $600 – еврооблигации,
  • $377 млн – правительства и банков РФ,
  • $52,7 млн – банков Китайской Народной республики,
  • $2,1 млн – ЕБРР и СИБ.

Внутренний государственный долг увеличился на 130,9 млн рублей (1,4%) и составил 9,3 млрд рублей.

Сумма внутренних валютных гособлигаций составила $205,0 млн, погашено

За пять месяцев текущего года государство разместило внутренних облигаций на сумму $205,0 млн. Погашено валютных и рублевых государственных облигаций для юридических и физических лиц на сумму $171,5 млн и 23,1 млн рублей.

Внешний государственный долг Беларуси снижается не первый месяц.

По состоянию на 1 апреля 2018 года он составил 16,4 млрд долларов США, уменьшившись с начала года на 304,7 млн долларов США (с учетом курсовых разниц), или на 1,8%.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 марта по сравнению с началом 2018 года, стал меньше на 791,5 млн рублей, что составило 1,9%.

По состоянию на 1 февраля 2018 года внешний долг составил $15,8 млрд, снизившись почти на $1 млрд.

Внешний долг в Беларуси

Внешний долг страны — это сумма всех обязательств ее субъектов перед иностранными кредиторами.

Существует разработанная международными организациями система классификации внешнего долга в зависимости от элементов, включаемых в его структуру. Согласно методологии МВФ (Международный валютный фонд) принято различать:

  • Валовой внешний долг – складывается из совокупных долгов органов государственной власти, центрального банка, организаций финансово-кредитной системы, предприятий всех форм собственности, частных лиц;
  • Государственный долг – сумма прямых непогашенных займов центральных органов власти. Обычно эти займы имеют целью покрытие бюджетного дефицита страны.

При таком подходе к государственному долгу обязательства государства отделены от обязательств центрального банка, других финансово-кредитных организаций, прочих предприятий и частных лиц. Хороший пример этого: долговые проблемы автогиганта Вольво, его фактическое банкротство и продажа новому владельцу из КНР, не повлияли на кредитный рейтинг и финансовую устойчивость Швеции. Насколько уместен этот подход для Беларуси – остается предметом дискуссий. Из-за высокой доли участия государства в экономике, подавляющая часть долгов субъектов хозяйствования прямо влияет на финансовое положение страны.

Исторически сложившееся отношение к внешнему долгу можно назвать скорее негативным, чем положительным. С другой стороны, не стоит забывать о том, что иностранные инвестиции – мощный двигатель экономического роста, также включаются в сумму долга. Для иллюстрации можно напомнить, что Финляндия и Греция, сравнимые по размеру европейские государства, имеют примерно одинаковые показатели внешнего долга. Но разное состояние экономики и кредитный рейтинг.

По данным государственной статистики можно составить следующую картину изменения ВВП и внешнего долга Республики Беларусь в последние годы:

С точки зрения принятых в международной практике критериев, размер внешнего долга Беларуси не превышает установленных норм. Внешние заимствования поступательно растут, однако ни в абсолютном, ни в относительном, ни среднедушевом выражении не выглядят чрезмерными. Это касается и собственно государственного, и общего внешнего долга.

Вероятно, главные угрозы экономике страны лежат не в этой области. Следует признать, что большая часть государственных заимствований направлялась не в производственные или коммерческие проекты, но использовалась для поддержания платежного баланса и реструктуризации уже существующих долгов.

Структура валового внешнего долга Беларуси

Структура общего внешнего долга Республики более чем наполовину сложилась из заимствований, привлеченных начиная с 2009 года. Долги более ранних периодов практически полностью погашены или конвертированы за счет новых кредитов. По состоянию на октябрь 2015 года структура внешнего долга Беларуси выглядела так:

  • Займы центральных органов государственного управления – 33,9%;
  • Заимствования Национального банка Республики Беларусь – 4,6%;
  • Долги банковской системы Республики – 17,3%;
  • Задолженность других предприятий и организаций Республики – 39,7%;
  • Прямые инвестиции в предприятия Республики – 4,5%.

Очевидно, что большую часть внешнего долга составляет задолженность организаций. Сюда относится:

  • текущая задолженность промышленных предприятий за сырье, комплектующие и энергоносители;
  • непогашенная задолженность торговли за поставленный товар;
  • займы, взятые организациями напрямую у внешних кредиторов.

Внешняя задолженность предприятий Республики финансировалась из множества источников, имеет разные сроки и условия погашения. В своей массе эти долги не являются автономными, поскольку государство состоит в числе собственников большинства кредитуемых предприятий. Следовательно, выплата, в конечном итоге, также затрагивает государственные интересы и государственные средства

Внешний долг Национального банка Беларуси складывается из суммы непогашенных займов (полученных в частности от банков РФ) и облигаций реализованных на внешних рынках. На конец 2015 года, общая сумма внешнего долга Нацбанка составила 1,744 миллиарда в долларовом эквиваленте. Для сравнения: валютная задолженность Национального банка Беларуси перед другими отечественными банками составила 2,808 млрд. долларов США в этом же периоде.

Сравнительно менее проблемными для кредиторов могут показаться внешние заимствования белорусских банков. Как правило, банковские активы обладают высокой ликвидностью, организация работы кредитно-финансовых учреждений меньше зависит от формы собственности, а сами они меняют владельцев без видимого ущерба.

Остается весьма незначительным объем прямых иностранных инвестиций в отечественные предприятия. Хотя именно такой способ привлечения средств считается наиболее выгодным для экономической системы. Первой причиной такого положения нужно признать отсутствие у предприятий реальной самостоятельности в распоряжении своим имуществом и организации деятельности.

Наиболее крупные внешние заимствования Республики Беларусь приходятся на кредиты центральным органам власти. Эти же займы представляются наиболее надежными для кредиторов, т.к. именно государство обладает наибольшими возможностями в распоряжении денежными средствами и собственностью.

Для понимания ситуации полезно будет рассмотреть структуру и объемы внешних заимствований Правительства Республики Беларусь в 2015 году.

  • От российского правительства и банков в общей сложности 1,572 млрд. в долларовом эквиваленте;
  • От банков Китая – 528,1 млн. долларов. Основная этих масса кредитов является связанными, т.е. может направляться только на закупку китайских товаров и финансирование проектов с участием КНР;
  • Кредитов Всемирного банка на сумму 72,9 млн. долларов. Практически все средства выделены целенаправленно для финансирования строительства инфраструктуры и др. объектов.

Общая сумма государственных заимствований в 2015 году составила 2,173 млрд. долларов.

В этом же периоде Республикой Беларусь было погашено государственных займов на общую сумму 2,016 млрд. долларов. Эта цифра сложилась из:

  • 1 миллиарда долларов для погашения первого выпуска отечественных евробондов;
  • 353,1 миллионов долларов погашения кредита Евразийского фонда стабилизации и развития;
  • 300 миллионов долларов на возврат займа российского правительства;
  • 147,7 миллионов долларов погашения кредитов китайских банков;
  • 115,2 миллиона долларов на полную выплату займов банкам Венесуэлы;
  • 75,9 миллионов долларов на закрытие остатка кредита МВФ;
  • 20,9 миллионов долларов текущих выплат по кредитам Всемирного банка;
  • 3,6 миллионов долларов на выплату по Товарно-кредитной корпорации США по кредитной линии на закупку зерна.

Можно утверждать, что Республика Беларусь в 2015 году и в предыдущие периоды добросовестно исполняла свои долговые обязательства. Раздавались и продолжают раздаваться критические замечания касательно реализации белорусской стороной обязательств по реформированию экономики. Разногласия такого рода могут заметно осложняют получение новых кредитов. Однако именно сосредоточение собственности в руках государства существенно облегчает своевременную выплату по внешним займам.

Исходя из этого, Республика может рассчитывать на новые международные кредиты.

Динамика внешнего госдолга

В первой половине 2015 года Беларусь подала заявку на кредит на 3 миллиарда долларов в Евразийский фонд стабилизации и развития (ранее назывался Антикризисный фонд ЕврАзЭС), однако получила одобрение только на 2 миллиарда. В марте 2016 года Беларусь подписала программу о привлечении кредита ЕФСР на 2 млрд долларов, который предоставляется семью траншами в течение 2016-2018 годов. ​Однако, для получения кредита белорусские власти должны реализовать комплекс мер по реформированию экономики. ​ 2 транша ЕФРС перечислил в 2016 году на сумму 500 миллионов долларов в марте и 300 миллионов — в июле. Третий транш евразийского кредита Беларусь планировала получить в октябре 2016 года, однако этого не произошло.

Внешний госдолг Беларуси по состоянию на 1 января 2016 года составил $12,4 млрд и уменьшился за 2015 год на 1,1%.

Лимит внешнего госдолга Беларуси в 2016 году был утвержден в размере $17 млрд.

За 2016 год внешний государственный долг Беларуси увеличился на $1 млрд. 198,8 млн до $13,6 млрд. с учетом курсовых разниц. Таким образом внешний госдолг страны за год вырос на 9,6% .

В январе-декабре 2016 года Беларусь привлекала внешние государственные займы на сумму $ 1 934,9 млн.:

Кому и сколько должна Беларусь в 2018 году

Платежи по госдолгу не снижаются, а растут, и это серьезная проблема, считают эксперты.

Давление на бюджет, обусловленное долговой нагрузкой, продолжит нарастать. В 2018 году Беларусь должна вернуть кредиторам около 8 млрд рублей. Расходы по обслуживанию госдолга становятся все больше и в нынешнем году увеличатся на четверть по сравнению с прошлым годом.

Как Беларусь будет рассчитываться по долгам

На обслуживание госдолга в 2018 году Беларуси предстоит направить 2,54 млрд рублей. Согласно оценкам властей, эта сумма будет примерно на 25% больше по сравнению с долговым бременем, которое нес бюджет в 2017 году в связи с необходимостью платить проценты по ранее привлеченным заимствованиям.

Расходы на погашение государственного долга в 2018 году составят 5,49 млрд рублей. Таким образом, с учетом платежей по погашению и обслуживанию госдолга Беларусь должна будет вернуть кредиторам около 8 млрд рублей.

Практически все долговые обязательства страны сформированы в иностранной валюте — валютные выплаты по госдолгу власти оценивают в 2018 году в размере 3,8 млрд долларов. Кстати, среднегодовой курс доллар, который заложен в бюджет на 2018 год, — 2,0379 рубля за доллар.

Основные выплаты связаны с долговыми обязательствами перед внешними кредиторами. В 2018 году платежи по внешнему госдолгу составят около 3,1 млрд долларов. Две трети этих денег Беларусь должна вернуть восточным кредиторам.

По информации БелаПАН, в нынешнем году Беларусь должна выплатить России (с учетом обслуживания и погашения долга) 1 млрд 7,5 млн долларов, Евразийскому фонду стабилизации и развития, которым де-факто управляет российский Минфин, — 475,7 млн долларов. Кроме этого, на выплату кредитов банков Китая нужно будет направить 563,4 млн долларов.

Более миллиарда долларов предстоит также выплатить западным кредиторам, в том числе владельцам белорусских еврооблигаций — 936,6 млн долларов, Всемирному банку — 95,3 млн долларов. Показательно, что Международного валютного фонда, который предоставляет дешевые финансовые ресурсы, сегодня нет среди кредиторов Беларуси.

Министерство финансов сейчас руководствуется бюджетным правилом, суть которого сводится к тому, что 75% от суммы погашения основного долга рефинансируется, а 25% выплачивается за счет недолговых источников.

В 2018 году на погашение государственного долга планируется направить поступления от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (486,5 млн долларов), часть валютных остатков (около 1 млрд долларов) бюджета, образовавшихся в связи с размещением в 2017-м еврооблигаций.

Также будут привлекаться новые заимствования для выплаты старых обязательств. В 2018 году планируется новый выпуск на внешнем рынке еврооблигаций на 600 млн долларов, а также новые выпуски бондов на внутреннем рынке на 400 млн долларов.

Кроме этого, в первом квартале 2018 году, как сообщил в декабре в парламенте министр финансов Владимир Амарин, отвечая на вопросы БелаПАН, белорусская сторона ожидает получение последних двух траншей кредита Евразийского фонда стабилизации и развития, а это еще 400 млн долларов.

Таким образом, в целом понятно, за счет каких источников Беларусь будет рассчитываться перед кредиторами в 2018 году, но совершенно непонятно, говорят эксперты, когда большие платежи Беларуси по госдолгу наконец-то станут снижаться.

Барьер для экономического роста

На 1 декабря 2017 года, согласно последним опубликованным данным Минфина, госдолг Беларуси составлял 39% к ВВП.

Министерство финансов не исключает, что к концу 2018 года данный показатель может увеличиться до 44,5% (об этом говорил министр финансов в декабре, выступая в парламенте). При этом пороговое значение уровня госдолга определено в Беларуси на уровне 45%.

Таким образом, величина госдолга Беларуси может приблизиться к максимальному значению за всю суверенную историю страны.

Эксперты отмечают, что снизиться уровень госдолга может только в случае ускорения роста экономики. За счет роста ВВП уровень долговой нагрузки мог бы снижаться естественным образом. Кроме того, появились бы недолговые источники для того, чтобы рассчитаться по старым долгам.

Лукашенко подписал «революционный» декрет в IT-сфере

«Для ускорения экономики власти пытаются не реформировать госсектор, а создавать точки для развития новой, параллельной экономики. Последние документы (декреты о развитии предпринимательства и цифровизации экономики) подтверждают попытки в этом направлении», — отметила научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Однако, продолжила эксперт, параллельную экономику государство безуспешно пытается создать уже много лет, поэтому нет уверенности в том, что теперь это удастся сделать: «Фундаментальных предпосылок для ускорения белорусской экономики пока не видно».

Схожей точки зрения придерживаются и зарубежные эксперты. Как считают аналитики российского «Сбербанка», рост белорусской экономики в 2018-м составит 2,2%, что будет сопоставимо с результатом прошлого года.

«Мы не видим факторов, которые могли бы оказать существенную поддержку экономическому ускорению в 2018 году. По нашим оценкам, рост ВВП Беларуси по итогам года составит около 2,2% и будет ограничен накопленными структурными проблемами в белорусской экономике», — говорится в новом обзоре Центра макроэкономический исследований российского «Сбербанка».

Эксперты объясняют свой прогноз тем, что белорусские власти «все еще не решили вопрос крайне неэффективного, но внушительного по размеру госсектора».

Белорусские экономисты считают, что страна попала в порочный круг: низкие темпы роста не позволяют снизить уровень госдолга, а высокий уровень долговой нагрузки является препятствием на пути к экономическому росту.

«Мы в этой ловушке находимся уже несколько лет. Большое давление на бюджет, связанное с платежами по госдолгу, приводит к недофинансированию статей бюджета (образования, здравоохранения), которые формируют основу для долгосрочного экономического роста», — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Эксперт разделяет прогнозы многих зарубежных организаций, которые считают, что в ближайшие три-четыре года рост белорусской экономики будет оставаться низким — в районе 2%.

При отсутствии внешних шоков и наличии небольших темпов роста экономики уровень госдолга можно поддерживать на нынешнем уровне (40-45% к ВВП) еще длительное время, предполагает эксперт BEROC.

«Другое дело, что света в конце тоннеля, который бы выражался в снижении уровня госдолга, пока не видно, а любой внешний шок (например, девальвация российского рубля) может еще больше повысить долговую нагрузку на белорусскую экономику, учитывая, что заимствования страна привлекает в основном в иностранной валюте», — резюмировал Дмитрий Крук.

Смотрите так же:

  • Договор дарения понятие элементы и содержание Договор дарения: понятие, характеристика и предмет Договор дарения - договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к […]
  • Ипотека молодая семья под материнский капитал Ипотека для молодой семьи в ВТБ 24 Прямо направленных кредитно-ипотечных продуктов для Молодой семьи банк ВТБ24 не предоставляет, как например, в других кредитных организациях. Однако довольно привлекательные процентные ставки и условия выдачи […]
  • Договор прощения долга займа налог на прибыль Прощение долга контрагенту: правомерность и налоговые последствия для сторон На правах рекламы Информация о компании КСК ГРУПП КСК групп ведет свою историю с 1994 года. С момента основания и по сегодняшний день компания входит в число лидеров […]
  • Какая статья за убийство ук рф Какая статья УК РФ предусмотрена за убийство человека? За убийство статья 105 уголовного кодекса предусматривает различные сроки и меры наказания. Также рассматривается убийство статьями 106–109, которые содержат уникальные признаки данного […]
  • Семейный кодекс ст 150 Семейный кодекс РФ Глава 20. Опека и попечительство над детьми. Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. 1. Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения […]