Полномочия руководителя 44 фз

Содержание страницы:

Правомерно ли отклонение второй части заявок на участие в аукционе

Победили в аукционе по 44 ФЗ, нас отклонили при рассмотрении второй части заявки в связи с тем, что в размещенном на площадке решении о назначение директора закончился срок полномочий. На сколько данное решение является правомерным.

Ответы юристов (3)

Доброе утро! Действия по отклонению заявки правомерны, так как этого требует данная норма.

Статья 61 44-ФЗ. Аккредитация участников электронного аукциона на электронной площадке
1.Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор
электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого
аукциона.
2.Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет
оператору электронной площадки следующие документы и информацию:
заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке;
копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для
юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра
индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя),
полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением,
указанным в пункте 1
настоящей части, копия документа, удостоверяющего личность этого
участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный
перевод на русский язык документов о государственной регистрации
юридического лица или физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего
государства (для иностранного лица);
3)копии учредительных документов этого участника (для юридического лица),
копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
4)копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение
аккредитации от имени этого участника — юридического лица (решение о
назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым
данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без
доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье —
руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное
лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого
участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии
печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В
случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным
руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего
полномо

5)копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае,
если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется
доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого
участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на
регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью (при наличии
печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В
случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным
руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего
полномочия этого лица;
6)идентификационный номер налогоплательщика этого участника или в
соответствии с законодательством соответствующего иностранного
государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого
участника (для иностранного лица);
7)адрес электронной почты этого участника для направления оператором
электронной площадки уведомлений и иной информации в соответствии с
настоящей главой;
8)решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов
сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием
информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о
необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки
установлено законодательством
Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического
лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия
решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях
данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение
аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица…

Есть вопрос к юристу?

В силу п.1, 2 части 6 ст. 69 » Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе» Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 — 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 7 ч.2 ст. 62 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016), в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должны содержаться следующие документы и информация:копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление от имени участника такого аукциона — юридического лица действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Исходя из требований п. 7 ч.2 ст. 62, п.1 части 6 ст. 69 » Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе» Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016)указанное Вами решение правомерно.

Здравствуйте. Существует судебная практика, согласно которой истечение срока полномочий руководителя участника не является поводом отклонять его заявку. Но, она касается случая, когда истекли сроки полномочия, предусмотренные уставом. Так, например, решения Арбитражного суда Пермского края от 30.03.2015 по делу N А50-27247/2014.

ООО «СТИТ» была представлена заявка, подписанная электронной
цифровой подписью директора общества Леванова В.Е.; в составе заявки на 7
участие в аукционе ООО «СТИТ» представлены копия устава общества,
решение № 2 от 30.11.2009, в соответствии с которым Леванов В.Е. оставляет
за собой полномочия директора ООО «СТИТ» сроком на 5 лет, приказ № 01-
4/04 от 30.11.2009, выписка из ЕГРЮЛ № 18 от 02.12.2013.
Данные обстоятельства ответчиком не отрицаются.
Следовательно, необходимые для подтверждения полномочий директора
ООО «СТИТ» Леванова В.Е. документы обществом были представлены.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Комиссия
пришла к выводу об отсутствии документов, подтверждающих полномочия
директора ООО «СТИТ», посчитав, что срок полномочий Леванова В.Е.,
установленный уставом общества (5 лет), и срок, указанный в решении № 2
от 30.11.2009, истек 30.11.2014, то есть до момента опубликования
извещения о проведении аукциона.
В соответствии с п. 15.2 Устава ООО «СТИТ» директор общества
избирается общим собранием участников общества сроком на 5 лет.
В силу ст. 40 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган
общества избирается общим собранием на срок, определенный уставом
общества.
Вместе с тем, согласно ст.ст. 91 и 103 ГК РФ, а также ст.ст. 32 и 33
Закона № 14-ФЗ образование исполнительного органа общества и досрочное
прекращение его полномочий относятся к компетенции общего собрания
участников общества.
Законом № 14-ФЗ предусмотрено прекращение полномочий
исполнительного органа лишь на основании решения общего собрания, а не в
связи с истечением срока полномочий, данный закон не устанавливает каких-
либо определенных юридических последствий, связанных с истечением
срока полномочий руководителя общества с ограниченной
ответственностью. Нормы, устанавливающие, что истечение срока, на
который лицо было избрано (назначено) директором, влечет с
соответствующей даты автоматическое прекращение его полномочий как
единоличного исполнительного органа общества, в Законе № 14-ФЗ
отсутствуют.
Следовательно, директор обязан выполнять функции единоличного
исполнительного органа до момента избрания нового руководителя. Данный
вывод подтверждается и положениями трудового законодательства, а именно
нормами о трудовом договоре.
Сведения о принятии общим собранием участников ООО «СТИТ»
решения о прекращении полномочий директора Леванова В.Е., назначении
иного лица на эту должность после истечения пятилетнего срока с даты
принятия решения от 30.11.2009, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд считает вывод Комиссии об истечении срока полномочий директора общества 30.11.2014 несостоятельным.
Как указано ранее, истечение указанного в уставе срока полномочий
директора не влечет автоматическое их прекращение, то есть установление
такого срока в уставе не может повлиять на действительность полномочий 8
единоличного исполнительного органа общества. У Комиссии отсутствовали
сведения о прекращении полномочий директора Леванова В.Е., назначении
единоличным исполнительным органом общества другого лица,
следовательно, отсутствовали и основания для сомнений о полномочиях
директора общества Леванова В.Е. на даты подачи заявки, окончания срока
подачи заявок и рассмотрения второй ее части.
Кроме того, ООО «СТИТ» также была представлена выписка из Единого
государственного реестра юридических лиц, в которой содержались
сведения, подтверждающие право Леванова В.Е. на осуществление без
доверенности действий от имени участника размещения заказа — ООО
«СТИТ».

Арбитражный суд Свердловской области занял аналогичную позицию:

Решение от 28.05.2013 Дело №А60-11273/2013:

Как следует из материалов дела, 23.11.2012 на официальном сайте в сети «Интернет» был размещён заказ путем проведения открытого аукциона в электронной форме № 0162300000812001262 (далее – аукцион) на оказание услуги по организации питания учащихся школы.
Согласно протоколу от 18.12.2012 рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона заявка общества была признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона в связи с тем, что отсутствует копия документа, подтверждающего полномочия руководителя.
Аукционная комиссия исходила из того, что обществом как участником размещения заказа было предоставлено решение от 10.12.2009 № 1/10 единственного участника общества – Усольцевой Музы Михайловны о назначении директором общества себя – Усольцевой Музы Михайловны. Однако согласно пункту 9.12.1 устава общества директор общества избирается учредителем на срок 3 года. Таким образом, поскольку к моменту подведения итогов аукциона – 18.12.2012 прошло более трёх лет со дня назначения директора, аукционная комиссия посчитала, что представленное обществом решение от 10.12.2009 № 1/10 не подтверждает полномочия руководителя.
Управление согласилось с выводом аукционной комиссии, указав в своём решении, что копия документа, подтверждающего полномочия руководителя на момент рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе, отсутствовала.
Однако суд считает вывод управления ошибочным.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме признаётся не соответствующей требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, в том числе в случае отсутствия документов, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 41.4 Закона.
Пунктом 7 части 2 статьи 41.4 Закона установлено, что в реестре участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника размещения заказа должны содержаться копии документов, подтверждающих полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа — юридического лица по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах в электронной форме) в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 41.3 Закона, которым предусмотрено, что для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки копии документов, подтверждающих полномочия руководителя.
Согласно статье 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об обществах) как образование исполнительных органов общества, так и прекращение их полномочий относится к компетенция общего собрания участников общества или единственного участника общества.
Согласно статье 40 Закона об обществах единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества (назначается решением единственного участника общества) на срок, определенный уставом общества.
При этом Закон об обществах не содержит положений о том, что с истечением срока, определенного уставом общества, полномочия руководителя общества автоматически прекращаются.
Не содержит таких положений и устав общества.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.
Управление не установило таких положений устава общества, иных внутренних документов общества или договора, заключенным между обществом и Усольцевой М.М., которые бы устанавливали, что её полномочия считаются прекращёнными после истечения трёхлетнего срока, на который она избрана.
В соответствии со статьёй 58 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые договоры могут заключаться 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.
Согласно статье 275 ТК РФ В случае, когда с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.
При этом в силу части 4 статьи 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Обществом были представлены документы, подтверждающие полномочия руководителя – решение единственного участника от 10.12.2009 № 1/10, выписка из единого государственного реестра юридических лиц.
Поскольку аукционная комиссия не установила факта отмены указанного решения и (или) прекращения полномочий (трудового договора) директора общества Усольцевой М.М., у неё не имелось законных оснований для отклонения заявки общества по мотиву непредставления обществом документа, подтверждающего полномочия руководителя.
Следовательно, школа незаконно отклонила заявку общества.
При таких обстоятельствах жалоба общества являлась обоснованной, а в действиях аукционной комиссии заказчика в лице школы имелись нарушения Закона о размещении заказов.
Довод школы о том, что в настоящее время по результатам проведённого аукциона заключён договор, отклоняется судом как не имеющий значения для рассмотрения настоящего дела.
В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с управления в пользу общества судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование ООО «Продукт» удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 декабря 2012 года №1484-з.

Таким образом, возможно оспорить решение об отклонении заявки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Распределение полномочий заказчика в рамках реализации 44-ФЗ

Вряд-ли будет ошибкой сказать, что вопрос о распределении полномочий и обязанностей среди сотрудников организации-заказчика возник почти одновременно со вступлением в силу положений Закона № 44-ФЗ. И действительно, эффективная и полноценная реализация требований контрактной системы включает в себя множество самых разнообразных обязанностей, выполнить которые в одиночку специалисту зачастую бывает крайне сложно.

Теоретическая реализация Закона № 44-ФЗ

Когда я читаю некоторые статьи, посвященные проблемам госзакупок, – особенно если они опубликованы в каком-нибудь солидном печатном или интернет-издании, – у меня складывается впечатление, что я нахожусь в какой-то иной реальности, в которой все то, о чем пишется в этих статьях, попросту не существует.

Когда речь заходит о практической реализации закона о контрактной системе в общем и распределении полномочий закупочного процесса в частности, то, как правило, в качестве примеров приводят какие-то совершенно фантастические абстрактные организации, в которых имеется огромный штат сотрудников всех мастей.

Одни занимаются планированием, другие обоснованием закупок, третьи проводят конкурентные процедуры, юридический отдел проверяет все документы на соответствие законам и всячески помогает в решении всевозможных проблем, кто-то заключает контракты, бухгалтерия оплачивает и отслеживает исполнение, кто-то все это размещает в ЕИС…

Все эти люди, отделы, структурные подразделения и комиссии действуют как один слаженный механизм, своевременно предоставляя друг другу всю необходимую информацию и четко выполняя свои обязанности, и, судя по всему, каждый имеет неплохое представление о требованиях Закона № 44-ФЗ в отношении сферы его полномочий и ответственности.

Возможно, кому-то из уважаемых коллег посчастливилось работать в такой организации, я же к моему великому сожалению таких не встречал.

Реальное положение контрактного управляющего

Как показывает практика, в реальности дела обстоят совершенно иначе. За реализацию требований Закона № 44-ФЗ обычно отвечает один единственный человек – контрактный управляющий. Причем, зачастую эти обязанности возложены на работника, у которого и без того немало работы – это может быть юрист, экономист или обычный завхоз.

Буквально на днях мне довелось оказаться в учреждении, где контрактным управляющим является кадровик. Перед таким человеком стоит нелегкая задача организовать закупочную деятельность учреждения в соответствии с требованиями контрактной системы – сформировать и наладить тот самый механизм, о котором мы говорили в предыдущем разделе.

Как правило, ему это не удается по целому ряду причин:

  • обязанности возложены на контрактного управляющего – никто другой не считает, вопросы Закона № 44-ФЗ его хоть как-то касаются и что он должен участвовать в этой работе, все стремятся устраниться от участия в ней;
  • вся ответственность лежит на контрактном управляющем – других работников соблюдение требований и сроков попросту не беспокоит, ведь они не отвечают за их нарушение;
  • у контрактного управляющего нет полномочий для того, чтобы распределить обязанности, организовать работу других сотрудников или хотя бы требовать соблюдения сроков предоставления необходимой информации – они ему попросту не подчиняются;
  • зачастую и руководитель, и работники организации придерживаются мнения, что все, хоть как-то связанное с контрактной системой, — это забота и обязанность контрактного управляющего.

Иными словами, почти всегда контрактный управляющий остается один на один с задачами, которые перед ним ставит закон о контрактной системе. Такой подход широко распространен на практике, а его результатом становится ситуация, когда перечень обязанностей работника увеличивается многократно, при этом он в кратчайшие сроки должен стать специалистом всех тех областей, к сфере которых будут относиться закупаемые им товары, работы и услуги.

Да и как ему быть иначе, ведь нужно как-то сделать обоснование, составить техническое задание, провести процедуру закупки, опубликовать все это в ЕИС, заключить контракт, провести экспертизу, осуществить приемку…и многое, многое другое.

А между тем, наиболее оптимальным решением проблемы эффективной закупочной деятельности заказчика в соответствие с требованиями контрактной системы является оптимальное распределение полномочий и обязанностей.

Практические рекомендации по распределению полномочий и обязанностей при реализации Закона № 44-ФЗ

Прежде чем продолжить, хочу сразу оговориться, что это лишь рекомендации, к которым мы пришли практическим путем за время работы с заказчиками. Они официально не закреплены никаким законом или другим нормативным актом, соответственно и обязать кого-либо придерживаться их невозможно.

  1. Понимание необходимости и инициатива распределения обязанностей должны исходить в первую очередь от руководителя организации, поскольку именно он обладает достаточными полномочиями по организации работы и взаимодействия отделов и работников. Никто добровольно не согласиться взять на себя дополнительные обязанности и ответственность, поэтому первым делом следует донести до руководства понимание необходимости и эффективности таких действий.
  2. Руководитель должен понимать, что обеспечение соблюдения Закона № 44-ФЗ это задача всей организации, а не одного конкретного человека. Она требует коллективного участия, работы же одного человека для полноценного соблюдения его норм недостаточно;
  3. Распределение обязанностей должно быть документарно закреплено внутренними нормативными актами организации – это необходимо для того, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем, проведения проверок и обнаружения нарушений было ясно, кто именно и на каком этапе является ответственным;
  4. Контрактный управляющий должен представлять своего рода некий центр по распределению, контролю и обработке информационных потоков, поскольку на практике он один знает требования Закона № 44-ФЗ и работает в ЕИС. Соответственно, задача руководителя состоит в том, чтобы организовать такое взаимодействие, при котором представители различных подразделений и отделов шли навстречу требованиям контрактного управляющего и своевременно предоставляли всю необходимую информацию.
  5. Совершенно ясно, что контрактный управляющий не может быть специалистом всех областей, соответственно при проведении экспертизы и приемки целесообразно формирование комиссий различного состава с привлечением профильных специалистов. Такой подход позволит обеспечить необходимый уровень компетентности приемочной и экспертной комиссий как с точки зрения знаний контрактного законодательства, так и с точки зрения объекта закупки.
  6. Ключевым принципом, которым следует руководствоваться при распределении полномочий – это минимизация участия работников в тех областях, которые не относятся к их основной деятельности, и напротив – привлечение и максимальное участие там, где они наиболее компетентны.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что далеко не каждое учреждение может похвастаться большим штатом сотрудников. Обеспечить же взаимодействие под силу каждому – существуют примеры успешного взаимодействия не только работников одной организации, но и отдельных ведомств.

Как показывает практика, такой подход является одним из наиболее эффективных и целесообразных на сегодняшний день и позволяет значительно повысить качество реализации контрактного законодательства.

О контрактной службе и ее руководителе

  • On 10.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Статьи

У заказчика по 44-ФЗ должна быть контрактная служба. Она может быть организована как в виде отдельного структурного подразделения, так и без его создания. Вне зависимости от этого у контрактной службы должен быть руководитель. В этой статье поговорим о том, кто может им быть, и что ему следует делать.

Создание службы

Перед началом работы контрактной службы необходимо утвердить положение о ней (далее — Положение). Оно разрабатывается на основе Типового положения из приказа Минэкономразвития № 631. В Положении закрепляется регламент, в соответствии с которым будет действовать контрактная служба, и порядок ее взаимоотношения с другими подразделениями заказчика. Составляется документ сотрудником кадровой службы, а подписывается руководителем заказчика.

В Типовом положении сказано, что у контрактной службы обязательно должен быть руководитель. Как должна называться должность такого сотрудника, отдельно не оговорено. Если служба создается без образования структурного подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.

Довольно часто возникает вопрос: может ли занимать должность руководителя контрактной службы глава какого-либо подразделения компании? Например, главный бухгалтер. Речь о ситуации, когда служба не выделяется в отдельное подразделение. Ответ таков — Главбух может возглавлять контрактную службу лишь в том случае, если является заместителем руководителя заказчика.

Подтверждение полномочий руководителя

В Положении о контрактной службе необходимо определить основные полномочия руководителя. Более детально их прописывают в должностной инструкции. К моменту приема на работу руководителя контрактной службы либо возложения его обязанностей на сотрудника организации Положение должно быть утверждено. В него следует включить следующие данные относительно руководителя:

  • название его должности;
  • порядок подчинения, непосредственный руководитель;
  • требования, которые предъявляются к лицу, занимающему должность: к образованию, дополнительной квалификации, а также знанию законодательства;
  • права и обязанности, а также ответственность руководителя контрактной службы;
  • полномочия, которыми он наделяется в рамках закупочной деятельности.

Кроме того, необходимо предусмотреть случаи, когда руководитель контрактной службы не сможет исполнять свои обязанности. Например, во время его отпуска. У руководителя для этой цели может быть заместитель. Либо он должен самостоятельно передать полномочия одному из сотрудников контрактной службы на время своего отсутствия.

Основные обязанности

Что должен делать руководитель контрактной службы? Круг его обязанностей довольно широкий. Вот лишь некоторые из них:

  • разработка структуры контрактной службы, подбор состава и численности сотрудников;
  • распределение функций и полномочий между сотрудниками;
  • планирование работы службы, подготовка отчетов, информирование руководства заказчика о процедуре закупки;
  • организация консультаций с поставщиками;
  • организации общественного обсуждения закупки (если требуется), а также внесение изменений в документы, если их необходимо внести по итогам обсуждения;
  • участие в разработке проектов контрактов;
  • курирование вопросов банковской гарантии, получения и возврата средств для обеспечения заявок;
  • участие в процессе обжалования закупки или ее результата.

Помимо всего прочего, заказчик может возложить на руководителя контрактной службы обязанности обеспечить ее работу. Другими словами, руководитель будет нести полную ответственность за деятельность службы и ее сотрудников.

Требование к руководителю

Все сотрудники контрактной службы, в том числе и руководитель, должны отвечать профессиональным стандартам. Что касается квалификации руководителя, то его трудовая функция, предусмотренная стандартом, заключается в следующем: организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Для осуществления этой функции нужен наивысший уровень квалификации — восьмой.

Руководитель контрактной службы должен иметь:

  1. высшее образование (быть специалистом или магистром);
  2. дополнительное профобразование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
  3. опыт работы не менее 5 лет в сфере закупок, из них не менее 3 — занимать руководящие должности.

Об ответственности руководителя

В соответствии с пунктом 10 упомянутого выше Типового положения о контрактной службе, ее руководитель является таким же сотрудником, как и любой другой. Если он допустит нарушение законодательства, то, будучи должностным лицом, понесет за это административную ответственность в соответствии со статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ.

Руководитель контрактной службы: кто может им быть

В статье расскажем о том, кто может быть руководителем контрактной службы, какие требования к функционалу и образованию предъявляет закон № 44-ФЗ, а так же какая ответственность предусмотрена для него положениями КоАП.

Контрактная служба действует на основании оформленного Положения о контрактной службе (регламенте). Контрактная служба не может функционировать до утверждения такого положения. Этот документ определяет порядок действий службы, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями заказчика и комиссией по осуществлению закупок. Подробнее о том, чем занимается контрактная служба — мы писали в статье « Создание контрактной службы по 44-ФЗ».

Положение о контрактной службе разрабатывает заказчик на основе Типового положения о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития № 631 от 29 октября 2013 года (далее — Типовое положение).

В п. 9 Типового положения указано, что в контрактной службе всегда должен быть руководитель. Название должности заказчик может определить самостоятельно. Например, можно, назвать такую должность «руководитель контрактной службы». Каких-либо требований к названию должности руководителя контрактной службы в Типовом положении нет.

Если контрактная служба создается как отдельное структурное подразделение, ее руководителя назначают на должность приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.

Если контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, ее возглавляет один из заместителей руководителя заказчика.

Может ли главный бухгалтер быть руководителем контрактной службы, без образования отдельного подразделения?

Контрактную службу, которая создается как контрактная служба без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель Заказчика или один из заместителей руководителя Заказчика. Таким образом, если главный бухгалтер не является заместителем руководителя, то быть руководителем контрактной службы без образования отдельного подразделения он не может.

Основные полномочия руководителя контрактной службы определяются в утверждаемом заказчиком положении (регламенте) о контрактной службе. Заказчик может детализировать эти полномочия в должностном регламенте (инструкции).

Утвердить документ, регламентирующий деятельность руководителя контрактной службы, необходимо к моменту приема на работу (службу) нового сотрудника или возложения обязанностей на сотрудника, ранее не выполнявшего их. Документ может быть оформлен в произвольной, письменной форме на бумажном носителе, где должно быть указано:

  1. наименование должности;
  2. информация о том, что сотрудник является руководителем контрактной службы;
  3. непосредственный руководитель (порядок подчинения);
  4. требования к образованию (иные квалификационные требования при их наличии);
  5. требования к знанию законодательства;
  6. конкретные полномочия по осуществлению закупок с учетом распределения функциональных обязанностей;
  7. права и обязанности;
  8. ответственность.

Составляет такой документ сотрудник кадровой службы или иное уполномоченное лицо, а утверждает его руководитель заказчика или уполномоченное им лицо.

Кто имеет право замещать руководителя контрактной службы в его отсутствие

Руководитель контрактной службы должен самостоятельно определить работника контрактной службы, который будет замещать его в период отпуска. Такой вывод следует из ст. 38, 112 Закона № 44-ФЗ и Типового положения. У руководителя контрактной службы может быть заместитель, который в случае временного отсутствия руководителя контрактной службы или по его поручению исполняют его функции.

Что входит в основные обязанности

Руководитель контрактной службы:

  • распределяет функциональные обязанности между работниками контрактной службы (п. 10 и п. 17 Типового положения).
  • представляет на рассмотрение главному лицу заказчика предложения о структуре и численности КС, о назначении и освобождении от должности.
  • формирует план работы КС и представляет его на рассмотрение заказчику. Ему же он должен давать ежемесячные, ежеквартальные и ежегодные отчеты, а при необходимости информацию о закупке на любой стадии.
  • организует в случае необходимости консультаций с поставщиками и участвует в таких мероприятиях. Это делается, чтобы определить состояние конкурентной среды на соответствующих рынках.
  • организует обязательное общественное обсуждение закупки и при необходимости готовит по его результатам изменения для внесения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или обеспечение отмены закупки.
  • участвует в утверждении требований к закупаемым заказчиком отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе к их предельным ценам) и (или) нормативным затратам на обеспечение функций заказчика, а также организация их размещения в ЕИС.
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании действий (бездействия) заказчика, в частности обжаловании результатов определения поставщика.
  • разрабатывает проекты контрактов заказчика.
  • курирует все вопросы, связанные с банковской гарантией, а также организацию возврата средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявки или контракта.

Заказчик вправе возложить на руководителя контактной службы не только обязанности по организации и координации работы по планированию и проведению закупок, но и реализацию функций и полномочий службы. То есть за результат любого действия сотрудников контрактной службы отвечать будет руководитель.

Для эффективного решения задач стоит разработать детальный регламент. Он регулирует отношения при проведении закупок, определяет порядок действий работников контрактной службы и порядок взаимодействия службы с другими подразделениями заказчика.

Какой квалификацией должен обладать руководитель контрактной службы

Как следует из письма Минэкономразвития от 17.04.2017 № Д28и-1636, с 01.07.2016 установлены требования к квалификации работника и профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями. Требования профессиональных стандартов следует учитывать при составлении должностных регламентов работников контрактной службы, в том числе ее руководителя.

Руководитель контрактной службы должен обладать определенной квалификацией. В профессиональном стандарте он указан только в обобщенной трудовой функции «Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Эта трудовая функция предусматривает 8-й, высший, уровень квалификации (всего 4 уровня — от 5-го до 8-го).

Для ее исполнения необходимо соответствие требованиям к образованию и обучению:

  • высшее образование — специалист или магистратура;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок. Например, это могут быть Онлайн-курсы в Школе электронных торгов, которые обеспечивают подготовку таких сотрудников, дают возможность обучающимся не только актуализировать свои знания в области госзакупок, но и выработать дополнительные навыки, получить ответы на свои вопросы. Повышать квалификацию рекомендуется не реже одного раза в три года.

Требования к опыту практической работы не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе не менее 3 лет на руководящих должностях.

Ответственность руководителя контрактной службы

Руководитель контрактной службы — такой же сотрудник контрактной службы, как и любой другой, входящий в ее состав (п. 10 Типового положения). При нарушении законодательства он несет административную ответственность, предусмотренную статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как должностное лицо (ст. 2.4 КоАП РФ).

Необходимо повысить квалификацию? Онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», для руководителей, 40 ак.часов». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Полномочия по подписанию контракта

Вопрос-ответ по теме

В комитете создана контрактная служба, в которой назначен руководитель контрактной службы. А также есть руководитель комитета, т.е. председатель комитета. Кто из них имеет право подписания контракта? Будет ли нарушением, если подписывать контракты будет руководитель контрактной службы?

Подписывать контракт от имени заказчика имеет право только орган, определенный учредительным документом заказчика (руководитель), либо иное уполномоченное приказом или иным официальным документом лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица. Сведения о таких лицах должны быть внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 « Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» контрактная служба обеспечивает заключение контрактов.

Таким образом, если руководителю контрактной службы не выдана доверенность с полномочиями подписывать контракты, то это будет рассмотрено контролирующими органами как наращение.

Как закрепить за сотрудником полномочия подписывать контракты

Чтобы закрепить за сотрудником полномочия подписывать контракты, выполните следующие действия:

  • издайте приказ о возложении обязанностей подписывать контракты и выдаче доверенности;
  • закрепите обязанности в должностной инструкции сотрудника;
  • выдайте сотруднику доверенность на осуществление полномочий по подписанию контрактов.

Напоминаем, подписать контракт от имени заказчика без доверенности вправе только лицо, указанное в уставе и внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц (п. «л» ч. 1 ст. 5 Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ).

Смотрите так же:

  • Мировой суд московского района рязань Мировой суд московского района рязань Судебный участок №7 судебного района Московского районного суда г.Рязани Аппарат мирового судьи Мировой судья Бичижик Виктория Валерьевна ведущий специалист помощник мирового судьи Кривцова Татьяна […]
  • Гк рф о гаражных кооперативах Гк рф о гаражных кооперативах 1. Почти правовой вакуум Как правило, широкое распространение каких-либо организационных форм порождает целый ворох регулирующих документов. Нормативные акты детально регламентируют их деятельность. С ГСК дело обстоит […]
  • Военный комиссариат г москвы адрес Военкоматы Москвы: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Москве. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. Для удобства рекомендуем пользоваться […]
  • Переуступка прав требования по госконтракту Контракт был заключен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в мае 2015 года. Возможно ли заключение подрядчиком […]
  • Ч 2 ст 69 упк Статья 69 УПК РФ. Отвод переводчика Новая редакция Ст. 69 УПК РФ 1. Решение об отводе переводчика в ходе досудебного производства по уголовному делу принимает дознаватель, следователь, а также суд в случаях, предусмотренных статьей 165 настоящего […]