Последние законы о сми

Внесены изменения в закон об информации и в закон о СМИ

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 10 4 и 15 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 6 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 15 ноября 2017 года и одобрен Советом Федерации 22 ноября 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается ограничение доступа к информационным ресурсам в информационно-­телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, на которых распространяются информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, в порядке, установленном для ограничения доступа к информационным ресурсам, на которых распространяется информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Такое ограничение доступа будет осуществляться по требованию Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей.

При этом в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» вносится изменение, в соответствии с которым иностранное средство массовой информации, распространяющее предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, может быть признано выполняющим функции иностранного агента. В этом случае к иностранному средству массовой информации могут быть применены положения Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Порядок применения указанных положений будет установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) 2018

Закон о СМИ в последней действующей редакции от 29 апреля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» (О СМИ) – это свод норм и правил, регулирующих отношения между обществом, государством, гражданами с одной стороны и СМИ, издательствами, редакциями, авторами и источниками информации с другой. Новый закон предусматривает запрет цензуры и создаёт юридические возможности для учреждения независимых газет, журналов, агентств новостей, радио- и телепрограмм. Федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает любую цензуру массовой информации, предварительное согласование сообщений и материалов, наложение запретов на распространение информации и злоупотребление свободой массовой информации.

Федеральный закон «О СМИ» устанавливает порядок регистрации СМИ, основания для приостановления или прекращения деятельности СМИ, выдачи лицензии на вещание, распространение рекламы. Федеральный закон «О средствах массовой информации» закрепляет права и обязанности журналистов, редакторов и издателей СМИ. За нарушения в сфере СМИ Федеральный закон предусматривает ответственность предприятий и общественных объединений, учредителей, издателей, журналистов, авторов сообщений и информационных материалов.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о СМИ не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Новый закон о СМИ вступит в силу в марте с поправками на иноагентов

На федеральном портале нормативных правовых актов началось публичное обсуждение проекта нормативного правового акта о СМИ с иностранным финансированием. Об этом свидетельствует соответствующий документ, опубликованный на сайте.

Публичное обсуждение документа продлится до 19 декабря этого года. Планируется, что документ вступит в силу уже в марте 2018 года. Он будет вносить изменения в закон «О средствах массовой информации». В частности, будут внесены изменения в статьи 6 (применение закона), 10.4 (заявление о регистрации) и 15.3 (признание свидетельства о регистрации недействительным) ФЗ о СМИ. Они необходимы для того, чтобы документ, регулирующий медиа, согласовывался с законом об иностранных агентах СМИ, который Владимир Путин подписал в конце ноября.

В список первых СМИ-иноагентов вошли «Голос Америки», «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», «Сибирь.Реалии», региональный проект «IdeLРеалии», телеканал «Настоящее Время», «Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»» (РСЕ/РС), татаро-башкирская служба «Радио Свобода» (Azatliq Radiosi), проект «Фактограф» (см. «Минюст объявил первых СМИ-иноагентов»).

Серия изменений в российском законодательстве, касающаяся иностранных СМИ и медиа с зарубежным финансированием, стала ответной реакцией Правительства на давление США на средства массовой информации RT и Sputnik.

Поправки в закон о СМИ в Белоруссии вызвали критику

Палата представителей Национального собрания Белоруссии приняла в четверг поправки в закон «О средствах массовой информации», который вызвал критику Белорусской ассоциации журналистов, независимых СМИ и правозащитников.

Закон, в частности, предусматривает ответственность для людей, которые распространяют «ложную» информацию в Интернете. Предусматривается, что это распространяется и на комментарии в соцсетях. Власти также могут блокировать сайты, которые, по их мнению, распространяют недостоверную информацию.

Власти утверждают, что тем самым борются с так называемыми fake news — «фальшивыми новостями». Заместитель председателя парламентского комитета по СМИ Валентина Ражанец заявила, что «принятие законопроекта будет содействовать наиболее эффективному обеспечению информационной безопасности государства и реализации конституционных прав граждан на получение полной, достоверной, своевременной информации». По ее словам, в документ ко второму чтению были внесены правки.

Перед вторым чтением была создана рабочая группа по рассмотрению этого закона, но почти все в тексте осталось по-прежнему. Добавилась только возможность судебного обжалования решений министерства информации о блокировании интернет-ресурсов.

Законопроект критиковали международные журналистские организации. Они считают, что цель властей Белоруссии — не борьба с fake news, а дальнейшие ограничения свободы слова.

Закон о средствах массовой информации в Российской Федерации

Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

Общие положения закона

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  • СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  • Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.

Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

Глава 1. Общие положения: Свобода средств массовой информации, основные понятия в сфере СМИ, недопустимость таких явлений как цензура и злоупотребление свободой, порядок применения закона, государственная информационная система.

Читайте также: ФЗ 143 в последней редакции. Ссылка здесь:

Глава 2. Организация деятельности: учредитель, заявление о регистрации и порядок ее проведения, внесение изменений в запись о регистрации, уведомление, освобождение от регистрации, отказ, госпошлина, приостановление деятельности СМИ за нарушение законодательства о выборах, возникновение прав и обязанностей, статусы учредителя и редакции, уведомление государства о зарубежном финансировании, устав, статус издателя, договоры, информ-агентства.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона о референдуме в РФ тут:

Глава 2.1. Исследование объема зрительской аудитории: основные принципы исследования, уполномоченные организации.

ФЗ о конституционном суде в Российской Федерации смотрите здесь:

Глава 3. Распространение массовой информации: порядок распространения, выход в эфир, лицензия на теле- и радиовещание, срок действия, переоформление и продление, требования к заявлению о предоставлении лицензии, отказ в предоставлении или переоформлении, лицензионный контроль, порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования, реестр СМИ, сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию, обязательные общедоступные теле- и радиоканалы, искусственные помехи, хранение материалов, обязательные сообщения, распространение рекламы, эротические издания.

Глава 4. Отношения СМИ с гражданами и организациями: право на получение информации, отказ и отсрочка в ее получении, запрос, обеспечение конфиденциальности, авторские произведения и письма, право на опровержение и порядок его реализации, основания для отказа в опровержении, право на ответ.

Глава 5. Права и обязанности журналиста: права, аккредитация, обязанности, скрытая запись, недопустимость злоупотребления положением, специальный статус.

Глава 6. Международное сотрудничество: межгосударственные договоры и соглашения, распространение информации из-за рубежа, иностранные корреспонденты.

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ: возложение ответственности и освобождение от нее, ответственность за ущемление свободы СМИ, за злоупотребление свободой и другие нарушения, порядок обжалования, возмещение причиненного вреда.

Закон в обиходе нередко называют федеральным законом о журналистской деятельности, ФЗ о СМИ и т. п., хотя федеральным данный акт не является.

Требования к рекламе

В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.

В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:

  • Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;
  • Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;
  • Статья 16 — в периодических печатных изданиях.

В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:

  • Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;
  • Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;
  • Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;
  • Включение в рекламу порнографических элементов;
  • Искажение информации иностранными словами и фразами;
  • Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;
  • Использование бранных выражений и оскорблений;
  • Пропагандирование товара через скрытую рекламу;
  • Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.

Цензура по ФЗ о СМИ

Цензура в общем смысле слова является системой государственного надзора за деятельностью СМИ, содержанием и распространением информации, печатной продукции, художественных, музыкальных и сценических произведений, кино и фото, интернет-сайтов, теле- и радиопередач с целью ограничения распространения идей и сведений, признанных нежелательными.

Согласно части 5 статьи 29 Конституции России, государство гарантирует своему народу свободу мысли, слова и массовой информации.

Цензура в России запрещена.

Так, из Конституции — основного правового закона Российской Федерации, — вытекают положения закона о СМИ, прописанные в статье третьей о недопустимости цензуры. Должностным лицам, государственным органам, организациям, учреждениям, общественным объединениям и др. запрещено:

  1. Требовать от редакции средства массовой информации согласовывать распространяемую информацию, сообщения и материалы;
  2. Налагать запрет на распространение СМИ каких-либо сведений;
  3. Создавать и финансировать организации, в число функций которых входит цензура массовой информации.

Однако те или иные цензурные рамки, которые связаны с ограничением демонстрации и призыва к насилию, возрастными ограничениями для материалов эротического характера и др., существуют во всех государствах.

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека, допустимо ограничение свободы прессы в интересах государственной безопасности и для сохранения общественного порядка. В России ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения — в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов N 3-ФКЗ (ст. 12) и N 1-ФКЗ (ст. 7).

Требования к печатной журналистике

В настоящем законе прописаны общие требования для всех СМИ, не зависящие от способа распространения информации. Отдельные требования к печатным изданиями прописаны в следующих статьях Главы III о распространении массовой информации:

Часть 4 статьи 25 о порядке распространения: продажа в розницу тиража периодических печатных изданий не должна быть ограничена, если это не предусмотрено настоящим Законом.

В части 1 статьи 27 о выходных данных прописан перечень сведений, которые должны указываться в каждом выпуске периодического печатного издания:

  • Наименование издания;
  • Учредитель СМИ;
  • Главный редактор;
  • Номер выпуска и дата выхода;
  • Индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • Тираж;
  • Сведения о цене;
  • Адреса редакции, издателя, типографии;
  • Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных ФЗ N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Статья 28 о тираже: тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие либо уничтожение всего тиража или его части возможно только по решению суда.

Статья 37 об эротических изданиях: розничная продажа продукции СМИ, которые специализируются на материалах эротического характера, разрешена только в специально отведенных для этого помещениях, согласованных с местной администрацией. Такая печатная продукция должна быть запечатана в прозрачную упаковку.

Также статья 12 закона гласит, что печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождены от регистрации.

Условия и порядок регистрации СМИ

Аспекты, касающиеся процедуры регистрации СМИ и сопутствующих ей, прописаны в статьях 8 — 15 главы II об организации деятельности средств массовой информации. Непосредственно порядок и условия процедуры прописаны в статьях 8 и 10 закона.

Редакция вправе осуществлять свою деятельность только после регистрации, если регистрируемое СМИ не входит в перечень освобожденных от данной процедуры (ст. 12). Интернет-СМИ могут регистрироваться в качестве сетевых изданий.

Регистрирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти или его территориальный филиал. Утверждается Правительством РФ (ст. 2). Таким органом на настоящий момент является Роскомнадзор.

Заявление и сопутствующие документы подаются очно, заказным письмом или в электронной форме. По закону, заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. После вынесения положительного решения, регистрирующий орган вносит сведения о СМИ в профильный реестр и в течение 5 дней после этого выдает или направляет заявителю выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Сведения из реестра СМИ являются открытыми и общедоступными, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в течение 5 рабочих дней.

В статье 10 закона прописан перечень сведений, которые обязательно необходимо указать в заявлении о регистрации СМИ:

  • Учредитель;
  • Наименование;
  • Язык;
  • Адрес редакции;
  • Форма, территория распространения массовой информации;
  • Предполагаемый профиль (тематика), периодичность публикаций, объем др.;
  • Адрес интернет-сайта;
  • Источники финансирования и иные сведения.

Список необходимых документов устанавливает Правительство РФ. Можно найти на сайте Роскомнадзора.

Предусмотрено ли наказание СМИ за нарушение закона?

Статья 4 закона о СМИ прописывает запрет на злоупотребление свободой СМИ. Недопустимы разглашение государственных и других охраняемых тайн, распространение экстремистских материалов, призывов к терроризму, насилию и жестокости, пропаганда порнографии, публикация материалов, содержащих нецензурную брань, реклама дистанционной розничной продажи алкоголя (введено в 2017), размещение сведений о способах изготовления и использования наркотических и психотропных средств, инструкций по самодельному изготовлению взрывчатых веществ, взрывных устройств и др.

Запрещено использование скрытых вставок и иных технических приемов, оказывающих влияние на подсознание людей или причиняющих вред их здоровью (НЛП, 25-й кадр и др.) Недопустимо упоминание религиозных и иных организаций и объединений, ликвидированных и включенных в перечень экстремистских, без указания на запрет их деятельности в России.

С 2013 года законом запрещено размещение в СМИ информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, и их родителях: в виде персональных данных, фото- и видеозаписей, сведений о месте работы, проживания и др. информации, позволяющей идентифицировать данных лиц.

Статья 50 закона прописывает, что публикация в СМИ материалов, добытых с помощью скрытой записи (фото, аудио или видео), возможна только если:

  • Они не противоречат конституционным правам и свободам;
  • Запись проводилась в целях защиты общественных интересов;
  • Приняты меры против случайной идентификации посторонних лиц;
  • Показ проводится по решению суда.

Статья 51 закона о СМИ гласит, что злоупотребление правами журналиста недопустимо. Запрещено использовать их в целях сокрытия или фальсификации общественно значимой информации, распространения «уток» (дезинформирующих сообщений), сбора сведений в целях заинтересованных лиц, не являющихся СМИ.

Право журналиста на распространение информации не должно применяться для опоро́чения граждан по признакам пола, возраста, профессии, расовой, национальной, языковой, политической или религиозной принадлежности и др.

Таким образом, в статье 59 об ответственности за злоупотребление свободой СМИ прописано, что нарушение положений вышеперечисленных статей влечет за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность отдельно по каждому из возможных нарушений подробно прописана в соответствующих законодательных актах (КоАП, УК РФ и др.)

Приведем несколько примеров грозящей за нарушение отдельных положений закона о СМИ ответственности:

  • За пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц размером от 100.000 до 1.000.000 рублей;
  • За разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц размером от 400.000 до 1.000.000 рублей;
  • За клевету: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год, либо обязательные работы продолжительностью до 240 ч. и т. д.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона о СМИ подразумевает выговор, увольнение или штраф.

Последние поправки

За прошедший 2017 год закон многократно претерпевал изменения. Последние датируются 25 ноября. Статья 6 о порядке применения закона была дополнена частями 3 и 4.

Суть изменений сводится к тому, что СМИ, зарегистрированные не в России и финансируемые из-за рубежа, могут быть признаны средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. В этом случае, к ним могут применяться требования Федерального закона 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На СМИ, признанные иностранными агентами, будут распространяться соответствующие права и требования: обязанность по предоставлению сведений о персональном составе руководства, расходовании денежных средств, заключении аудиторской проверки и др.

Государственная Дума РФ разработала эти нормы в ответ на требование минюста США к американскому филиалу Russia Today (российский международный многоязычный телеканал) зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

1 января 2018 года в силу вступило множество поправок, внесенных в закон в июле прошлого года. В конце статьи дана ссылка на скачивание закона о СМИ в последней редакции. Кратко о наиболее значимых изменениях:

  • Заявление на регистрацию средства массовой информации теперь можно подать в электронной форме, подписав документы квалифицированной электронной подписью. Направить пакет документов и заявление в Роскомнадзор можно посредством портала Госуслуги;
  • Срок регистрации СМИ увеличился от 1 месяца до 30 рабочих дней;
  • На роль свидетельства о регистрации пришла выписка из реестра зарегистрированных СМИ.

В ст. 11 закона о СМИ понятие «перерегистрация» получило более развернутую формулировку: «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации».

Были определены перечни изменений, о которых следует уведомлять Роскомнадзор, а также те из них, что необходимо вносить в виде правок в регистрационную запись. Внесение изменений производится в аналогичном для первичной регистрации порядке. Уведомление направляется в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента возникновения изменений.

Статья 27. Выходные данные. Из перечня обязательных сведений для выходных данных печатных изданий исключили время подписания в печать.

В июле 2017 года также претерпел поправки Налоговый кодекс РФ. Был изменен размер госпошлины за регистрацию и внесение изменений в регистрационную запись:

  • Для СМИ, распространяемых преимущественно по всей России или за ее пределами — 8000 рублей;
  • На территории одного субъекта или муниципального образования — 4000 рублей.

За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных печатных изданий в России госпошлина составит 8000 рублей.

В статье 7 и 19 закона о СМИ появились дополнительные ограничения к учредителю и главному редактору. Эти должности не могут занимать лица, отбывающие наказание или имеющие судимость за преступления, связанные с использованием СМИ или Интернет-сети, а также с осуществлением экстремистской деятельности.

Был уточнен порядок прекращения деятельности в судебном порядке при реорганизации или ликвидации юридического, а также при смерти физического лица, являющегося учредителем.

Появилось понятие «предупреждение» — ненормативный акт Роскомнадзора, имеющий профилактический характер.

В статье 54 закона о СМИ были прописаны основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного печатного издания на территории России.

Скачать последнюю редакцию закона

Настоящий закон является настольной книгой всех участников информационного сообщества, в первую очередь — редактора, который несет наибольшую ответственность за распространяемую его редакцией информацию.

Чтобы ознакомиться подробнее с отдельными положениями, предлагаем скачать Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2018 года.

Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ

В последнее время в юридической практике возникает всё больше прецедентов, когда на редакцию подают в суд. Поводы, при этом, могут быть самыми разнообразными — от нарушения закона о защите авторских прав при использовании чужой фотографии из интернета до нанесения ущерба деловой репутации. Причем, очень часто нарушения эти происходят из-за банального незнания журналистами законов, регламентирующих работу редакций. Pressfeed попросил профессиональных юристов рассказать об основных законах, которые стоит знать тем, кто работает в СМИ. И даже поставили на них ссылки, чтобы у вас точно не было оправдания их не читать.

Алена Абрамович, руководитель практики «Коммерческое право» юридической компании «Rights»:

— Деятельность редакторов или журналистов достаточно плотно покрыта «юридической вуалью». Самым модным, если даже не сказать «мэйнстримным» нормативным актом в данной сфере остается Федеральный Закон «О средствах массовой информации» («Закон о СМИ»), который должен быть хорошо известен каждому журналисту, редактору и пиарщику.

Закон о СМИ представляет собой небольшой свод основных правил, на которых и базируется деятельность «акул пера». Однако он носит довольно общий характер — конкретики в нем немного, поэтому чтобы сотруднику редакции найти ответы на все возникающие правовые вопросы, необходимо «перелопатить» множество нормативных актов.

Со времен принятия Закона о СМИ (27 декабря 1991 года), в процессе становления законодательства в области массовой информации, был принят целый ряд других законов, регламентирующих деятельность СМИ. К таким законам на сегодняшний день относятся:

  • Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации),
  • и Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Именно он определяет критерий «государственности» средства массовой информации (ст. 3) и устанавливает порядок регулярного освещения в прессе деятельности органов государственной власти.

Кроме названных специальных законов, определенные аспекты деятельности СМИ регулируют:

Особое внимание необходимо обратить на локальные нормативно-правовые акты о СМИ – внутренние документы в организации. К таким актам относятся, в первую очередь, трудовой договор сотрудника (редактора, журналиста) с организацией, правила внутреннего трудового распорядка в редакции, распоряжения редактора-работодателя, договор между редакцией и журналистом, работающим на аутсорсинге (например, об оказании услуг по написанию статей на определенную тематику).

Чаще всего внутренние документы дублируют положения федерального законодательства. Однако, встречаются и уникальные случаи. Известным примером этого выступают локальные акты радиостанции «Эхо Москвы», которые дают право руководителю СМИ контролировать не только профессиональную деятельность журналистов и редакторов, но и политическую. По правилам, принятым в редакции «Эхо Москвы», журналист может участвовать в массовых политических мероприятиях не иначе как с разрешения главного редактора (исключением выступает проведение мероприятий в защиту свободы слова, либо в память о погибших журналистах).

Помимо этого, журналисты «Эха Москвы» обязаны информировать главного редактора о том, что они в свободное от работы время собираются принять участие в определенном политическом мероприятии. Самое интересное, что редактор вправе запретить им это делать. Также сотрудники «Эха Москвы» не имеют права быть членами политических партий. Вышеизложенные ограничения для сотрудников юридически закреплены в контракте с каждым из них.

Михаил Хохолков, практикующий медиаюрист, основатель проекта Медиа Право.ком, член Экспертного совета по рекламе УФАС по Свердловской области:

Действующее законодательство в медиасфере можно назвать одним из самых неоднозначных и сложных в применении. Все потому, что многие правовые нормы носят оценочный характер, в них содержится очень много условностей, а законодательные понятия могу трактоваться расширительно или точечно. Усложняется правоприменительная практика и активным законотворчеством, регулирующим интернет.

Тем не менее, можно определить минимальный набор юридических знаний, которые журналист и главный редактор найдут в следующих нормативных актах:

1. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» — основной закон для корреспондента. Права и обязанности, регулируемые данным законом, необходимо знать наизусть.

Для главных редакторов обязательно знать требования, предъявляемые законом к выходным данным. Казалось бы, эти нормы не сложные и не новые, но большинство претензий к печатным СМИ со стороны Роскомнадзора основаны именно на неполном или неверном указании выходных данных.

2. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года — один из самых неоднозначных и опасных для журналистов законов. Неосторожность в распространении материалов, необязательно даже связанных с экстремизмом, может послужить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

В соответствии с данным законом сформированы и ведутся Министерством юстиции РФ Федеральный список экстремистских организаций, а также Федеральный список экстремистских материалов. Данные реестры постоянно обновляются, поэтому следует регулярно знакомиться с их содержанием.

3. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года – регулирует основные принципы права на поиск, получение и распространение информации.

Кстати, статья 10.2 этого закона, принятая 05.05.2014 года и именуемая «Законом о блогерах», до сих пор активно обсуждается в свете возложения на блогеров некоторых обязанностей и прав традиционных СМИ. Видимо, сказывается принятие этого закона в мае — будем всю жизнь маяться.

4. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ — определен порядок применения знака информационной продукции (те самые 16+,18+), а также требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

5. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года — журналисту необходимо знать, в каких случаях он обязан получать согласие на распространение персональных данных гражданина, а в каких может использовать их по своему усмотрению.

6. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» — райтеры, пишущие рекламные тексты, создающие нативную рекламу, обязаны знать об ограничениях рекламирования отдельных видов товаров или услуг. Например, о том, как правильно рекламировать медицинские или финансовые услуги. Не зная таких особенностей, можно привести к рекламодателю не покупателя его товаров, а Федеральную антимонопольную службу с большим штрафом.

7. Отраслевым журналистам необходимо изучить законодательство той сферы, о которой они пишут:

8. Законодательные нормы, охраняющие права граждан на частную жизнь, изображение, защиту чести и достоинства.

По некоторым данным, иски к редакциям по делам о диффамации (защите чести, достоинства и деловой репутации) составляют подавляющее большинство среди других дел. В связи с этим необходимо знать общие принципы защиты нематериальных благ — глава 8 Гражданского кодекса РФ «Нематериальные блага и их защита», а также параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса РФ «Компенсация морального вреда», который регулирует общие положения, основания, способы и размеры компенсации морального вреда.

В судебной практике категория таких дел является особенно сложной, поэтому знаний общих принципов и норм будет недостаточно. Поэтому я рекомендую читать на ночь глядя, особенно перед выпуском свежего номера своего издания:

Наверняка многие слышали об исках блогера Варламова к региональным СМИ о взыскании компенсации за незаконное, по его мнению, использование фотографий. Между прочим, не все дела Варламов выигрывает, а некоторые еще рассматриваются. И вскоре будут вынесены судебные решения, которые, вероятно, изменят привычное поведение журналистов при иллюстрировании чужими фотографиями своих публикациях.

Поэтому нужно следить и за судебной практикой, анализ которой позволяет понять, как суды применяют ту или иную норму в конкретной ситуации.

Многие почему-то забывают, что объектом авторского права, наряду с фотографией, является практически любой текст журналиста.

Так, еще в 2012 г. от имени редакции сайта Gorodskievesti.ru (члена Альянса Независимых Региональных Издателей) нами был подан иск о взыскании компенсации за скопированные другим сайтом тексты. Арбитражный суд Свердловской области постановил взыскать с ответчика 50 000 руб., по 10 000 руб. за каждую из пяти скопированных статей (дело А60-9509/2012).

Кстати говоря, в этом же деле была доказана применимость в российском праве лицензии Creative Commons. В Гражданский кодекс РФ новеллы о «свободных» лицензиях были включены лишь в 2015 году. А в ходе исполнения решения был создан интересный прецедент, связанный с арестом доменного имени в ходе исполнительного производства: судебным приставом был арестован домен должника как нематериальный актив.

Дмитрий Ястребов, к.ю.н. , главный научный консультант компании «Юридическая служба столицы»:

​Помимо российских законов, важное значение имеют и нормы международного права, в связи с этим, интерес также представляют и отдельные обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, посвященные практике соответствующих международных договорных органов.

Так, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утв. Президиумом ВС РФ 04.03.2015 г., отражена и ​​практика международных договорных органов ООН​, а именно,​ разъясняется правовая позиция Комитета ​​по правам человека ​о свобод​е выражения мнений​​ и возможных ограничениях. ​​Отмечается, что ​п. 2 ст. 19 ​Международного пакт​а​ о гражданских и политических правах​ предусматривает право ​СМИ на доступ к информации о государственных делах.

Таким образом,​ ​​свободная пресса и другие средства массовой информации могут иметь доступ к информации о деятельности выборных органов и их членов и имеют возможность высказывать свои мнения по общественно значимым вопросам без цензуры или ограничений и информировать общественность.

Любые ограничения, вводимые государством-участником на осуществление прав, защищаемых п. 2 ст. 19 Пакта, должны быть предусмотрены законом; они могут устанавливаться лишь на основаниях, предусмотренных в подп. a) и b) п. 3 ст. 19 Пакта, и должны строго отвечать требованию необходимости и соразмерности. ​

Согласно ст. 10 Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04 ноября 1950 г., каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.​​

​Особое внимание стоит уделять и отечественной судебной практике.

Кроме разъяснений ВС РФ, не стоит забывать и об отдельных судебных решениях по конкретным проблемным ситуациям.

Так, например, важным является Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.07.2015 г. № Ф08-4845/2015, в котором, суд частично удовлетворил требования общества к редакции СМИ и главреду о признании недействительными, порочащими деловую репутацию данного общества сведений, распространенных в общественно-политическом и познавательном СМИ, и обязал опубликовать опровержение указанных сведений, а также о взыскал возмещения стоимости лингвистических исследований. Однако при этом суд отметил, что установленный Законом о СМИ порядок опровержения к досудебному (претензионному) порядку урегулирования спора не относится и является альтернативным порядком защиты нарушенных прав. Поэтому, данное общество в праве самостоятельно решить вопрос о том, обращаться ли ему за защитой нарушенных прав в арбитражный суд или потребовать опровержения непосредственно от газеты (организации) и главного редактора газеты.

Другой пример из судебной практике касается вопроса о так называемом «праве на ответ» в СМИ. В своём апелляционном определении Верховный суд Республики Бурятия от 22.07.2015 г. по делу № 33-2468/2015 отказался удовлетворить требования физического лица к другим физическим лицам и к нескольким ООО о признании порочащими и не соответствующими действительности утверждений. И при этом разъяснил, что спорные сведения в настоящем деле отражали комментарии по вопросам, представляющим определенный интерес в обществе, и, следовательно, должны были рассматриваться как оценочные суждения, а не как утверждения о факте. Поэтому даже негативная оценка деятельности истца и ее деловых качеств со стороны ответчика в совокупности с другими доказательствами по делу не является достаточным основанием для признания обоснованности исковых требований.

Несогласие гражданина, в том числе имеющего статус должностного лица, представителя власти или политического деятеля с публикацией каких-либо сведений в средствах массовой информации, носящих оценочный характер и даже в целом соответствующих каким-либо фактам, дает право на опубликование ответа в тех же средствах массовой информации.

В практике об освобождении от ответственности редакции, главреда или журналиста СМИ за действия/бездействие, представляющие собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, стоит отметить практику московских судов. ​Так, Мосгорсуд, в своём апелляционном определении от 28.04.2015 г. по делу № 33-15778/2015, отказывая в удовлетворении требования главного редактора радиоканала «Эхо Москвы» А.А. Венедиктова к Роскомнадзору об оспаривании решения уполномоченного органа, указал, что положения п. 5 ст. 57 Закона от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не предоставляют права редакции СМИ нарушать требования ст. 4 этого же Закона, предусматривающей недопустимость злоупотребления свободой массовой информации, поэтому основания освобождения от ответственности редакции отсутствуют.

Смотрите так же:

  • Штраф на красный свет лишение прав Повторный проезд на красный свет светофора Один раз уже проехал на красный свет. Оштрафовали на 1000 рублей. Что будет, если я снова проеду на красный? Слышал, что могут лишить прав, если вдруг опять накосячу случайно. Согласно пункту 6.2 ПДД, […]
  • Купить недорого дом в селе в полтавской области Продаю дом Полтавская обл, Полтавский район, Копылы, Сосновая ул. Цена: грн 15 510 000 $550 000 + 0% Этажей: 2, Стены: Кирпич Площадь (общ./жил./кух./учс.): 653/-/- м 2 , 40 соток Продаю дом Полтавская обл, Полтавский район, Ковалевка, […]
  • Кто платит ндфл с больничного листа НДФЛ с больничного листа Актуально на: 19 сентября 2018 г. Если ваш работник заболел, то за период временной нетрудоспособности вы должны выплатить ему пособие на основании представленного им больничного листа (ст. 183 ТК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 2, ч. 1 […]
  • 210 и 159 статьи ук рф Могут ли выпустить под домашний арест по части 4 статьи 159 УК РФ? Здравствуйте! Очень нужна ваша помощь. Задержали 15 чел., обвинения предъявили по ст.159 ч.4 12ти участникам, остальные 3-подозреваемые, все 12 человек иногородние, т.е. ни […]
  • Защита прав детей находящихся в трудной жизненной ситуации статьи Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Информация об изменениях: Законом Республики Башкортостан от 22 сентября 2012 г. N 585-з в статью 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней […]