Право постоянного пользования земельным участком в украине

Право постоянного пользования землями: между прошлым и будущим

Важность эффективного использования земель, находящихся в постоянном пользовании различных субъектов, в полной мере осознается тогда, когда есть понимание общих объемов таких земель.

Так, на сегодняшний день 3,2 млн га сельскохозяйственных угодий находится в постоянном пользовании государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций, а также 1,5 млн га — в постоянном пользовании физических лиц и юридических лиц, которые приобрели это право согласно ранее действующему законодательству.

Содержание права постоянного пользования земельным участком заключается в возможности владеть и пользоваться земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установленного срока. Еще в советском земельном законодательстве (Основах земельного законодательства СССР и союзных республик 1968 г., Земельном кодексе Украинской ССР 1970 г.) было закреплено бессрочное (постоянное) землепользование. Современное право постоянного пользования земельным участком является преемником права бессрочного землепользования советского периода, о чем свидетельствует анализ соответствующих правовых норм. При этом институт права постоянного пользования земельным участком был трансформирован. Так, в ныне действующем Земельном кодексе Украины возможность использования земель на основании права постоянного пользования ограничена по субъектному составу. Согласно статье 92 Земельного кодекса Украины, право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут приобретать предприятия, учреждения, организации государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов, религиозные организации, высшие учебные заведения и др. Для тех субъектов, которые не перечислены в ст. 92 Земельного кодекса Украины, но при этом имеют земельные наделы в постоянном пользовании, пунктом 6 Переходных положений Земельного кодекса Украины была установлена обязанность переоформить такое право в собственность или в пользование. Но Решением Конституционного суда Украины от 22 сентября 2005 года № 5-рп/2005 данное положение было признано неконституционным, поскольку обязанность переоформить право постоянного пользования не предусматривала соответствующего законодательного, организационного и финансового обеспечения.

Учитывая указанное, использование земель на основании права постоянного пользования имеет ряд практических недостатков.

1. Постоянные пользователи лишены возможности распоряжаться земельными участками, находящимися у них в пользовании, в отличие от собственников и арендаторов (арендаторов в части передачи в субаренду с согласия собственника). В результате этого государственные и коммунальные предприятия массово передают земельные участки в обработку третьим лицам по незаконным договорам совместной обработки, совместной деятельности, подряда и т. д. Это касается и физических лиц, которые, кроме того, не могут передать такие земельные участки в порядке наследования.

2. В постоянном пользовании физических и юридических лиц (право приобретено до 01 января 2002 года), которые на сегодняшний день, согласно ст. 92 Земельного кодекса Украины, не относятся к субъектам права постоянного пользования, находится 1,5 млн га сельскохозяйственных угодий.

3. Право постоянного пользования земельным участком в значительном количестве случаев не оформлено надлежащим образом, согласно требованиям действующего законодательства Украины. Это делает невозможным контроль за эффективным использованием соответствующих земельных участков. Поэтому важно обеспечить и способствовать оформлению права постоянного пользования земельным участком. В части государственных земель об этом указано в Стратегии совершенствования механизма управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности и распоряжения ими, утвержденной Постановлением КМУ от 7 июня 2017 № 413. Согласно соответствующему положению Стратегии, Минагропрод, другие центральные органы власти, Украинская академия аграрных наук, высшие учебные заведения должны обеспечить оформление права постоянного пользования земельными участками сельскохозяйственного назначения, которые используются государственными предприятиями, учреждениями и организациями, принадлежащими к сфере управления соответствующих органов.

4. Различные правовые режимы земельного участка и зданий, расположенных на нем. Необходимо обеспечить их унификацию и реализацию принципа единой юридической судьбы земельного участка и здания, расположенного на нем.

Право постоянного пользования земельным участком исторически характерно для большинства республик, входивших в состав Советского Союза. В таких странах, как Беларусь, Узбекистан, Армения, Туркменистан, и сегодня земельные участки выделяются в постоянное пользование довольно широкому кругу субъектов. В России и Казахстане правом постоянного пользования земельными участками наделен ограниченный круг субъектов, а для большей части других лиц предусмотрена четкая процедура переоформления данного права в собственность или в пользование. В Латвийской Республике право постоянного пользования использовалось на промежуточном этапе земельной реформы с последующим его переоформлением в право собственности на землю.

Учитывая описанное выше и объемы земель, находящихся в постоянном пользовании физических и юридических лиц в Украине, правовой режим использования земель на основании права постоянного пользования нуждается в доработке. В связи с этим решение данного вопроса стало одним из приоритетных направлений деятельности Рабочей группы по вопросам реформирования земельных отношений, которая была создана при Минагропроде. Сейчас к обсуждению вопроса привлекается большое количество экспертов и результат совместной работы будет представлен в ближайшем будущем.

Анна Федун, эксперт по вопросам реформирования земельных отношений Офиса поддержки реформ при Минагропроде

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.

В чем заключаются особенности права постоянного пользования земельным участком?

В соответствии со статьей 92 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-III, право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

В настоящее время право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут приобретать:

· предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;

· общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

· религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;

· публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, образованное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования»;

· высшие учебные заведения независимо от формы собственности;

· совладельцы многоквартирного дома для обслуживания такого дома и обеспечения удовлетворения жилищных, социальных и бытовых потребностей владельцев (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Таким образом, получать земельные участки в постоянное пользование в современных условиях могут только сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности, а также сельскохозяйственные высшие учебные заведения.

Если же речь идет о земельных участках, которые были получены сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами до вступления в силу действующим Земельным кодексом Украины (01 января 2002 года), то вопрос об их использовании определено Решением Конституционного Суда Украины от 22.09.2005 № 5-рп/2005 по делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 92, пункта 6 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины (дело о постоянном пользованию земельными участками).

Упомянутым решением установлено, что субъективное право постоянного пользования земельным участком существенно отличается от субъективного права собственности на землю и субъективного права аренды. Хотя владельцы земли и арендаторы наряду с полномочиями по владению и пользованию наделяются и полномочиями по распоряжению земельными участками (арендаторы — в части передачи земель в субаренду с согласия собственника), а постоянные пользователи такой возможности лишены, в их праве на землю есть ряд особенностей и преимуществ:

· право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством;

· права и обязанности постоянных землепользователей определены действующим земельным законодательством и не подлежат договорному регулированию (не могут быть сужены);

· постоянные землепользователи, как и землевладельцы, платят земельный налог, размер которого определяется в соответствии с действующим законодательством, в отличие от договорного характера арендной платы;

· земельные участки в постоянное пользование передаются в порядке отвода безвозмездно с последующим удостоверением этого права путем выдачи государственного акта на право постоянного пользования земельным участком; оплате должено подлежать только изготовления технической документации на земельный участок, которое осуществляется на договорных началах с уполномоченной землеустроительной организацией.

Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 № 2768-III не установлено четких материально-правовых и процессуальных гарантий изменения гражданами юридического титула права постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды. Переоформление соответствующих прав включает также земельно-кадастровые работы и другие услуги, которые субъекты предпринимательской деятельности предоставляют на платной основе, устанавливая их расценки по своему усмотрению. Таким образом, постоянным землепользователям не гарантирована возможность изменения законно приобретенного права при содействии и за счет государства, которое является инициатором таких изменений.

На основании изложенного Конституционный Суд Украины, среди прочего, пришел к выводу, что пункт 6 Переходных положений Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-III из-за отсутствия установленного порядка переоформления права собственности или аренды и невозможности бесплатного проведения работ по землеустройству и изготовление технических материалов и документов для переоформления права постоянного пользования земельным участком на право собственности или аренды в сроки, определенные Кодексом, противоречит положениям части четвертой статьи 13, части второй статьи 14, части третьей статьи 22, части первой статьи 24, частей первой, второй, четвертой статьи 41 Конституции Украина.

Таким образом, право постоянного пользования земельными участками сохраняется за сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами без установления конечного срока. Отметим, что главные преимущества постоянного пользования земельным участком является возможность для постоянных землепользователей, как и землевладельцев, уплачивать земельный налог, размер которого определяется в соответствии с действующим законодательством, в отличие от арендной платы, величина которой устанавливается договором.

Право пользования землей

Право землепользования можно рассматривать в разных аспектах. В субъективном смысле право пользования рассматривается как правомочие пользования земельными участками, то есть применение их полезных свойств (правомочие пользования, напр., является составной классической триады полномочий собственника) или как правовой титул, предоставляющий физическим и юридическим лицам субъективное право использовать земельный участок на титуле права собственности. Такой титул является своего рода «ярлык», что соответствует определенной совокупности полномочий по отношению к земельному участку — по (1) и (2) владение (кроме права общего пользования) в сочетании, в определенных случаях с (3) ограниченным правом распоряжением им (например, предоставление земельного участка в субаренду). В объективном смысле право пользования рассматривается как институт земельного права, совокупность правовых норм, регулирующих осуществление субъективного права землепользования, его возникновение, изменение и прекращение. Землепользование является разновидностью права природопользования, что является основанием для применения к отношениям по землепользованию общих актов экологического законодательства, прежде всего, ЗУ «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст. 38-40).

Вопрос о полноте перечня титулов использования земель законодателем четко не решается. Вместе с тем, отсутствие прямого запрета законодателя позволяет осуществлять предоставление земельных участков в пользование на основании договоров, не поименованных в ЗК Украины.

Такое использование земельных участков с разрешения собственника (без предоставления вещного титула) практикуется и в отношении земель частной собственности, и в отношении государственных земель. Однако когда речь идет о землях государственной собственности, сложность, забюрократизированность и уязвимость для коррупции процедуры соответствующего разрешения сопоставима со сложностью получения земельного участка — и это при том, что пользователь не гарантирован от того, что органы государственного контроля все-равно будут требовать от него титула на землю.

Право постоянного пользования земельным участком

1. Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

2. Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают:

а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;

б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;

в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;

г) публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, образованное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования».

(Часть вторая статьи 92 дополнена пунктом «в» согласно Закону N 875-VI от 15.01.2009; дополнен пунктом «г» согласно Закону № 4442 — VI от 23.02.2012)

(Часть вторая статьи 92 в редакции Закона № 1709-1V от 12.05.2004)

3. Право постоянного пользования земельными участками может вноситься государством в уставный капитал публичного акционерного общества железнодорожного транспорта, образованного в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования.

(Статья 92 дополнена частью третьей согласно Законам N9 4442 — VI от 23.02.2012).

Право постоянного пользования земельными участками является специфическим вещным правом. Оно характеризуется ограниченным субъектно-объектным складам: объектам права собственности могут быть только земельные участки государственной или коммунальной собственности; субъектами могут быть только юридические лица, определенные ч. 2 комментируемой статьи. Между тем, существующее сейчас право постоянного пользования других субъектов, возникшее до вступления в силу ЗКУ от 25.10.2001, сохраняется. Требование относительно переоформления такими субъектами права постоянного пользования на право собственности или право аренды, установленная п. 6 разд. Х «Переходные положения» ЗКУ, признана решением Конституционного Суда Украины неконституционным (Решение Конституционного Суда № 5-РП/2005 от 22.09.2005). На наш взгляд, возможное приобретение права постоянного пользования субъектами, предусмотренными ст. 92 ЗКУ, также в случае приобретения здания или сооружения в субъекта права постоянного пользования (ст. 120 ЗКУ).

Общие принципы деятельности общественных организаций инвалидов предусмотрены ЗУ «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине».

Относительно правового статуса религиозных организаций Украины см. ЗУ «О свободе совести и религиозных организациях». Субъектами права постоянного пользования могут быть только религиозные организации, которые являются юридическими лицами (см. ст. 14 и др. Закона).

Правовой статус публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования определены ЗУ «Об особенностях образования общества железнодорожного транспорта общего пользования». Часть статьи появилась в ЗКУ учитывая то, что общество железнодорожного транспорта общего пользования создан в форме акционерного общества. Статья 92 ЗКУ предыдущей редакции не позволяла однозначно утверждать, что к предприятиям государственной формы собственности может быть отнесено публичное акционерное общество, 100% акций которого принадлежат государству. Вместе с тем норму о «предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности» не следует понимать буквально.

Внесенные изменения распространяются только на отдельно определенного субъекта. Такой шаг законодателя следует оценить как негативную тенденцию законотворчества и результат лоббирования интересов отдельных субъектов земельных отношений. Аналогичным образом, например, вносились изменения в ЗКУ на пользу НПАО «Массандра» (ст. 150 ЗКУ).

кругом пользователей могут существовать специальные ограничения — например, в отношении земельных участков водного фонда они предусмотрены ст.ст. 59,85 ВКУ (право предоставляется «государственным водохозяйственным организациям»); земель лесохозяйственного назначения-ст. 17 ЛКУ и ст. 57 ЗКУ (право может предоставляться государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям и другим государственным или коммунальным «предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные лесохозяйственные подразделения»).

Относительно момента возникновения права постоянного пользования земельными участками и его оформления см. ст.ст. 125, 126 ЗКУ.

По мнению некоторых исследователей, существование права постоянного пользования с ограниченным субъектным составом находится в противоречии с обязанностями Украины по адаптации отечественного законодательства к законодательству СС. В частности, с точки зрения законодательства ЕС о конкуренции (ст. 86.1 Соглашения об учреждении ЕС) предоставление права постоянного пользования может рассматриваться как государственная помощь. Такая помощь допускается, но в ограниченных случаях и для определенной оправданной цели. В Украине же предоставление земельных участков в постоянное пользование никак не привязывается к определенной цели — оно связано исключительно с организационной формой субъекта.

С другой стороны, нельзя не отметить, что субъекты, которые используют земельные участки на праве постоянного пользования, поставленные в неблагоприятные условия при осуществлении хозяйственной деятельности, не имея возможности отчуждать земельные участки, привлекать под них инвестиции (см. комментарий к ст. 82 ЗКУ). Учитывая это, следует оценить существование такого специфического права исключительно негативно. Считаем, что от него правовой системе Украины следует как можно скорее отказаться.

Право постоянного пользования землей

Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

Согласно ст. 92 ЗКУ право постоянного пользования земельным участком могут приобретать только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности, общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации, религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других строений, необходимых для обеспечения их деятельности, публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, созданное в соответствии с Законом Украины от 23.02.2012 г. № 4442-VI «Об особенностях создания публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», высшие учебные заведения независимо от формы собственности, а также совладельцы многоквартирного дома для обслуживания такого дома и обеспечения удовлетворения жилищных, социальных, бытовых нужд владельцев (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме (доп. см. ст. 42 ЗКУ).

Все остальные юридические лица и граждане, имеющие на сегодняшний день в постоянном пользовании земельные участки на основании государственных актов на право пользования землей, с момента вступления в силу ЗКУ (с 1 января 2002 года) не могут их использовать на таком основании. Причем в соответствии с п. 6 Переходных положений ЗКУ они должны до 1 января 2008 года переоформить право собственности или право аренды на такие земельные участки. Такое требование установлено также п. 6 постановления Верховного Совета УССР от 18.12.90 г. № 563-XII «О земельной реформе».

Однако решением КСУ от 22.09.2005 г. № 5-рп/2005 вышеуказанные нормы в части утраты гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями после окончания срока оформления права собственности или права пользования землей, ранее предоставленного им, признаны неконституционными.

Таким образом, если юридическое или физическое лицо имеет в постоянном пользовании земельный участок на основании государственного акта без указания срока («бессрочное пользование»), то никто не может лишить его этого права. ВХСУ в разделе 2 постановления от 17.05.2011 г. № 6 разъяснил, что право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством. Статья 92 ЗКУ не ограничивает и не отменяет существующее право постоянного пользования земельными участками, приобретенное лицами в установленных законодательством случаях по состоянию на 1 января 2002 года до его переоформления (также см. п. 2.7 постановления Пленума ВХСУ от 17.05.2011 г. № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих из земельных отношений»).

В то же время права распоряжения такими земельными участками, то есть отчуждения (купли-продажи), такие лица не имеют. Поэтому в случае, например, продажи объектов недвижимости право постоянного пользования земельным участком, на котором они расположены, к покупателю не переходит. В этом случае новому владельцу такой недвижимости необходимо или заключить договор аренды, или приобрести ее в собственность, если об этом будет принято решение органов местного самоуправления.

Если государственный акт на право пользования земельным участком был выдан на определенный срок, то по окончании его действия такое право постоянного пользования лицом утрачивается и ему необходимо аналогично вышеуказанной ситуации или заключить договор аренды, или приобрести ее в собственность, если об этом будет принято решение органов местного самоуправления.

Кроме того, в письме Госкомзема от 14.01.2010 г. № 1190/17/4-10 приведено еще одно основание для переоформления государственного акта на право постоянного пользования земельным участком в обязательном порядке. Рассматривая конкретную ситуацию, Госкомзем разъяснил, что если членами садоводческого товарищества было принято решение о преобразовании в обслуживающий кооператив или иную общественную организацию, то в этом случае правоустанавливающие документы на земельный участок (государственный акт на право постоянного пользования) подлежат переоформлению. Это связано с тем, что изменяется не только организационно-правовая форма юридического лица, но и его реквизиты (наименование).

Таким образом, вновь созданному юридическому лицу необходимо обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления для переоформления права пользования земельным участком на условиях аренды, поскольку после изменения организационно-правовой формы оно не подпадает под перечень юридических лиц, имеющих право на оформление права постоянного пользования земельными участками.

Также в письмах от 05.06.2012 г. № 8528/17/11-12, от 13.01.2011 г. № 476/27/С5353-11 и от 09.11.2010 г. № 20901/17/7-10 Госкомзем разъяснил, что после реорганизации юридическим лицам, которые использовали земельные участки на праве постоянного пользования, необходимо обратиться в соответствующий орган исполнительной власти или местного самоуправления для переоформления права пользования земельными участками на условиях аренды земли. При этом, учитывая положения ст. 141 ЗКУ, существующий государственный акт на право постоянного пользования земельным участком является действительным до принятия решения соответствующим органом исполнительной власти или местного самоуправления о переоформлении права постоянного пользования земельным участком и заключения договора аренды земли.

Если же не изменялись организационно-правовая форма юридического лица или его название, то основания для переоформления государственного акта на право постоянного пользования земельным участком на право аренды отсутствуют (см. письмо Госкомзема от 27.11.2009 г. № 20982/17/4-09).

Предоставление земельных участков государственной и коммунальной собственности в постоянное пользование осуществляется на основании решений Верховного Совета АР Крым, Совета министров АР Крым, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Полномочия данных органов определены ст. 122 ЗКУ.

Отметим, что в соответствии с п. 13.2 ст. 13 Закона Украины от 12.08.2014 г. № 1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» в течение срока временной оккупации любые правовые сделки с землями, которые расположены (находятся) в пределах временно оккупированной территории Украины, осуществляются по правилам, установленным ЗКУ и другим законодательством Украины относительно отчуждения (продажи, аренды) земли на территории Украины.

ЗКУ особых норм относительно крымской земли ничего не предусмотрено, то есть в данном случае руководствоваться следует общими нормами этого кодекса. Однако, исходя из реалий сегодняшнего дня, воспользоваться этими нормами не представляется возможным.

В соответствии со ст. 123 ЗКУ решение указанных органов принимается на основании проектов землеустройства относительно отвода земельных участков в случае:

  • предоставления земельного участка с изменением его целевого назначения;
  • формирования новых земельных участков (кроме разделения и объединения).

Предоставление в пользование земельного участка в других случаях осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре (на местности). В таком случае разработка данной документации осуществляется на основании разрешения, выданного Верховным Советом АР Крым, Советом министров АР Крым, органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, уполномоченным осуществлять распоряжение этим земельным участком.

Предоставление в пользование земельного участка, зарегистрированного в Государственном земельном кадастре в соответствии с Законом Украины от 07.07.2011 г. № 3613-VI «О Государственном земельном кадастре» (далее — Закон № 3613), право собственности на который зарегистрировано в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, без изменений его границ и целевого назначения осуществляется без составления документации по землеустройству.

Для получения земельного участка в постоянное пользование из земель государственной или коммунальной собственности по проекту землеустройства относительно его отвода заинтересованное в этом лицо согласно ст. 123 ЗКУ должно обратиться с ходатайством о предоставлении разрешения на его разработку

Право постоянного пользования земельным участком в украине

Основные принципы земельного законодательства в Украине описаны в Земельном кодексе Украины.

Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными в отношении его правами (ч.1., ст.79).

К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению подразделяются на категории.

Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории (ч1.,ст.19):

К землям жилищной и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилищной застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования (ст.38).

Использование земель жилищной и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением государственных стандартов и норм, региональных и местных правил застройки. (ст.39).

Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование граждан либо юридических лиц, могут находиться в запасе ( ч.2.,ст.19.).

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.( ч.1.,ст.20.)

право Собственности на землю в Украине

Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (ч.3.ст.78).

Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками (ч.1.ст78).

Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, настоящего Кодекса, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними. (ч.2., ст.78)

Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (грунтовой) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем.(ч.2.ст79)

Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения жилищных, производственных и иных построек и сооружений (ч.3.ст79).

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование. (ч.2.,ст116)

Право собственности на землю граждан (ст.81)

Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки в соответствии с частью второй настоящей статьи в случае:

Право собственности на землю юридических лиц (ст.82)

Юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

Право пользования есть постоянное(ст.92) либо срочное (ст.93) пользование.

Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч.1.,ст.92.).

Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают только предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной или коммунальной собственности. (ч.2.,ст.92.).

Право аренды земельного участка (ст.93)

Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской и иной деятельности.

Земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а также иностранным государствам.

Аренда земельного участка может быть краткосрочной — не более 5 лет и долгосрочной — не более 50 лет.

Арендованный земельный участок или его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда).

Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются законом.

Основания приобретения права на землю (ст116)

Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом.

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

Бесплатная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:

Передача земельных участков бесплатно в собственность граждан в пределах норм, определенных настоящим Кодексом, проводится один раз по каждому виду использования.

Предоставление в пользование земельного участка, находящегося в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Порядок передачи земельных участков в аренду (ст124)

Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления путем заключения договора аренды земельного участка.

Передача в аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется по договору аренды между собственником земельного участка и арендатором.

Передача в аренду земельных участков гражданам и юридическим лицам с изменением их целевого назначения и из земель запаса под застройку осуществляется по проектам отвода в порядке, установленном статьями 118, 123 настоящего Кодекса.

Продажа земельных участков государственной или коммунальной собственности (ст.127)

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями осуществляют продажу земельных участков государственной или коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим право на приобретение земельных участков в собственность, а также иностранным государствам в соответствии с настоящим Кодексом.

Продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам осуществляется на конкурентных началах (аукцион, конкурс), кроме выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, являющиеся собственностью покупателей этих участков.

Порядок продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам (ст128)

Продажа гражданам и юридическим лицам земельных участков государственной и коммунальной собственности для нужд, определенных настоящим Кодексом, осуществляется местными государственными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность, подают заявление (ходатайство) в соответствующий орган исполнительной власти или сельский, поселковый, городской совет. В заявлении указываются желательное месторасположение земельного участка, целевое назначение и его размер.

К заявлению прилагается:

Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в месячный срок рассматривает заявление и принимает решение о продаже земельного участка или об отказе в продаже с указанием причин отказа.

Лицам, подавшим заявления (ходатайства) о приобретении (покупке) земельного участка, не находящегося в их пользовании, продажа этого участка осуществляется не позднее 30 дней после разработки землеустроительной организацией проекта отвода земельного участка.

Основанием для отказа в продаже земельного участка является:

Решение Совета министров Автономной Республики Крым, местной государственной администрации, сельского, поселкового, городского совета о продаже земельного участка является основанием для заключения договора купли-продажи земельного участка.

Договор купли-продажи земельного участка подлежит нотариальному удостоверению. Документ об оплате является основанием для выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок и его государственной регистрации.

Стоимость земельного участка определяется на основании его денежной и экспертной оценки, проводимой по методике, утвержденной Кабинетом Министров Украины.

Расчеты за приобретение земельного участка могут осуществляться в рассрочку.

Решение об отказе в продаже земельного участка может быть обжаловано в суд.

Продажа земельных участков государственной или коммунальной собственности иностранным государствам, иностранным юридическим лицам (ст129)

Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины.

Продажа земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется соответствующими советами по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства и территориальных громад, иностранным юридическим лицам допускается при условии регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины.

Иностранные государства, заинтересованные в приобретении земельных участков в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, подают ходатайство в Кабинет Министров Украины.

Иностранные юридические лица, заинтересованные в приобретении земельных участков, подают ходатайства в Совет министров Автономной Республики Крым, областную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет. К ходатайству прилагается договор аренды земли, копия свидетельства о регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины.

Рассмотрение ходатайства и продажа земельных участков осуществляются сельскими, поселковыми, городскими советами после получения согласия Кабинета Министров Украины.

Возникновение права собственности и права пользования земельным участком

Право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, который удостоверяет право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации.(ч.1.,ст.125).

Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. (ч.2.,ст.125)

Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается.(ч.3.,ст.125)

Документы, удостоверяющие право на земельный участок (ст126)

Право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами. Формы государственных актов утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Право аренды земли оформляется договором, который регистрируется в соответствии с законом.

Переход права на земельный участок при переходе права на строение и сооружение (ст.120)

При переходе права собственности на строение и сооружение право собственности на земельный участок или его часть может переходить на основании гражданско-правовых сделок, а право пользования — на основании договора аренды.

При отчуждении строений и сооружений, расположенных на арендованном земельном участке, право на земельный участок определяется согласно договору аренды земельного участка.

В случае перехода права собственности на дом или его часть от одного лица к другому по договору пожизненного содержания право на земельный участок переходит на условиях, на которых он принадлежал предыдущему собственнику.

При переходе права собственности на строение и сооружение к нескольким лицам право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в стоимости строения и сооружения, если иное не предусмотрено в договоре отчуждения строения и сооружения.

При переходе права собственности на строение или сооружение к гражданам или юридическим лицам, которые не могут иметь в собственности земельные участки, к ним переходит право пользования земельным участком, на котором расположены строение или сооружение.

Содержание сделок о переходе права собственности на земельные участки (ст.132)

Сделки о переходе права собственности на земельные участки заключаются в письменной форме и нотариально удостоверяются.

Сделки должны содержать:

3. Сделки о переходе права собственности на земельные участки считаются заключенными со дня их нотариального удостоверения.

Прекращение прав на землю

Основаниями прекращения права собственности на земельный участок являются:

Смотрите так же:

  • Норма рабочего времени по соут На предприятии имеются должности, дающие право на досрочное пенсионное обеспечение (машинист (кочегар) котельной на угле, котлочисты, электрогазосварщики) и не дающие право на досрочное пенсионное обеспечение (машинист ДВС, слесари, водители и […]
  • Как выписать из муниципальной квартиры сестру Как выписать сестру и племянника из муниципальной квартиры? После смерти мамы осталась неприватизированная квартира. В этой квартире прописаны я, мой четырнадцатилетний сын, моя родная совершеннолетняя сестра и несовершеннолетний племянник (сын […]
  • Технический осмотр проводится Как часто нужно проходить техосмотр? Юридический Яндекс Дзен! Там особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Техосмотр заключается в проверке технического состояния автомобиля на соответствие […]
  • Цена учебы на водительские права Автошкола «За рулем» — адекватная цена на обучение вождению Обратившись к нам, вы получите оптимальное сочетание цена-качество, ведь наша автошкола в Новосибирске нацелена на эффективное обучение Категория "В" стоимость теоретического курса 17 000 […]
  • Договор купли продажи квартиры два собственника образец Договор купли – продажи квартиры* Город Москва, второе октября две тысячи одиннадцатого года Мы, гражданин РФ Иванов Иван Иванович, пол: мужской, год прождения: 03 апреля 1970 года, место рождения: город Москва, зарегистрированный по адресу: город […]