Приказ о составе врачебной комиссии образец

Содержание страницы:

Примерная форма приказа о создании врачебной комиссии (подготовлено экспертами компании «Гарант»)

Настоящая форма разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н.

Приказ о создании врачебной комиссии

[ наименование медицинской организации ]

[ место издания приказа ]

[ число, месяц, год ]

В целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, приказываю:

1. С [ число, месяц, год ] создать постоянно действующую врачебную комиссию в составе:

председатель комиссии — [ наименование должности руководителя медицинской организации или его заместителя, Ф. И. О. ];

заместитель председателя комиссии — [ должность, Ф. И. О. ];

секретарь комиссии — [ должность, Ф. И. О. ];

члены комиссии — [ должность, Ф. И. О. ], [ должность, Ф. И. О. ].

Примечание. В соответствии с пунктом 12 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2012 г. N 502н, в состав врачебной комиссии и ее подкомиссий включаются заведующие структурными подразделениями медицинской организации, врачи-специалисты из числа работников медицинской организации.

2. Комиссии в своей деятельности руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами [ наименование субъекта Российской Федерации ], Положением о врачебной комиссии [ наименование медицинской организации ].

3. Утвердить Положение о врачебной комиссии [ наименование медицинской организации ] (Приложение N 1).

4. Начальнику отдела кадров:

— ознакомить [ Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О. ] с данным приказом в течение [ значение ] дней под роспись.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

— Положение о врачебной комиссии [ наименование медицинской организации ].

Руководитель организации [ подпись, инициалы, фамилия ]

С приказом ознакомлены:

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

Примерная форма приказа о создании врачебной комиссии

Разработана: Компания «Гарант», декабрь 2014 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Организация работы врачебной комиссии медицинской организации

Подобие врачебной комиссии появилось в далеком 1913 году. Клиники того времени открывали, так называемые, больничные кассы — предшественники Фонда медицинского страхования. Там работники могли получить пособия, если уходили на больничный. Впервые документально это понятие закрепили в 1924 году. Совнарком РСФСР выпустил Положение «О врачебно-контрольной комиссии». Документ рассказывал о том, что в обязанности комиссии входит контроль над экспертизой, которая определяет – нужен ли больничный и продляет листки нетрудоспособности. Далее почти 100 лет комиссии работали в таком порядке. Лишь в 2004 году Минздравсоцразвития выпустил новый приказ, где официально вводится термин «врачебная комиссия». К документу в медицинских кругах отнеслись неоднозначно. Окончательно «прижился» этот термин лишь в 2008 году, после принятия нового Приказа.

Врачебная комиссия медицинской организации — состав и функции

Каждая клиника должна организовать в своей структуре врачебную комиссию. Это обозначено законом РФ. О такой возможности говорится в приказе Минздрава и соцразвития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» и в ФЗ N 323. В статье 48 закона рассказывается, что работу врачебных комиссий формируют в медучреждении, чтобы улучшать качество организации оказания медпомощи, принимать решения в спорных ситуациях и так далее.

Состав врачебной комиссии

Кто будет входить в структуру комиссии, решает главврач совместно с остальным руководством клиники.

В неё обычно входят:

  • глава (или председатель) комиссии;
  • заместитель председателя;
  • секретарь;
  • участники комиссии.

Каждый из них имеет возможность голосовать. ВК, обычно, организует встречи один раз в неделю и протоколирует каждое свое принятое решение. Затем эти бумаги хранятся в течение десяти лет. Пациент вправе узнать, что решила по его вопросу комиссия. Он может запросить выписку из протокола.

В Приказе Минсоцразвития №502н не регламентируется, насколько опытными и квалифицированными обязаны быть участники комиссии. Такую планку может установить само медучреждение. Этот документ не так давно пытались оспорить в суде. Верховный суд первого марта 2016 года вынес решение по административному иску гражданина России. Мужчина требовал признать пункт 12 Приказа №502н недействительным. Истец пытался донести до суда, что в комиссию должны быть включены только те люди, которые компетентны принимать определенные решения, то есть те, кто прошёл обучение по вопросам экспертизы нетрудоспособности и так далее. Верховный суд его требования отклонил.

Приказ о создании врачебной комиссии (образец)

Создание органа, который будет заниматься важными вопросами в медучреждении, закрепляется в локальном акте – в Приказе о создании врачебной комиссии. Его подписывает главврач. В нём прописывается состав будущего органа контроля работы в конкретной клинике, а его функции и полномочия указываются в положении о врачебной комиссии.

Положение о врачебной комиссии медицинской организации (образец)

Этот акт – важный документ, в котором досконально расписывается всё, что касается комиссии. Под ним, как правило, ставит подпись главврач.

В таких положениях обычно указываются:

  • законодательные основы;
  • предстоящие задачи;
  • цели, ради которых создавалась комиссия;
  • численность комиссии;
  • проблемы, которые она должна решать;
  • действия, в случае, если кто-то из членов комиссии не может присутствовать на собрании.

Функции врачебной комиссии

Некоторые клиники подходят формально к введению в своем составе ВК. Между тем, она должна выполнять множество важных обязанностей, решающих проблемы в ЛПУ.

Врачебная комиссия выполняет следующие функции:

  1. Рассматривает неоднозначные ситуации в медучреждении.
  2. При необходимости решает увеличить срок больничного более чем на 15 дней.
  3. Решает направить ли человека, возможно, нуждающегося в соцзащите, на медико-социальную экспертизу.
  4. Выдает больничный на количество дней, необходимых для поездки в клинику за пределами области.
  5. Определяет трудоспособность людей.
  6. Принимает решение, назначить ли определённые лекарства пациенту.
  7. Выдает больничный по уходу за больным отцом, матерью или другим близким человеком заявителя.
  8. Выдает заключение о профпригодности для работников отдельных профессий (вредных производств и с тяжелыми условиями труда).
  9. Оценивает качество ведения документации и оказания медпомощи в ЛПУ.
  10. Ищет причину смерти каждого, покинувшего этот мир в больнице.
  11. Отправляет либо отказывают пациенту в лечении в санатории.
  12. Решает, нуждается ли ветеран в протезах.
  13. Рассматривает жалобы пациентов.

Двух одинаковых ВК в клиниках не найти

Сюмакова Светлана, врач-терапевт, кардиолог, КМН сервиса DocDoc.ru, заместитель главного врача клиники Трастмед:

— ВК в поликлинике или больнице обязательна, так как любое лечебно-профилактическое учреждение в процессе работы сталкивается с задачами, предписанными в пункте 4 главы II Приказа МЗ РФ No502.

В каждом учреждении организация ВК проходит по-своему, поэтому и сама комиссия – строго индивидуальна и зависит от деятельности и типа медпомощи, на которую получила лицензию конкретная медклиника. Если у организации множество профилей, у ВК, соответственно, тоже много задач: экспертиза нетрудоспособности, другие виды экспертиз. В этом случае, в её основе могут формироваться подкомиссии.

В последние годы большое внимание стало уделяться контролю оказания качественной медпомощи. Контроль этого показателя работы медорганизации регламентируется как рядом федеральных законов, так и региональными законодательными актами. По решению главврача ВК может заниматься и внутренней инспекцией качества медицинской деятельности. Подводя итог, отмечу, что ВК нужна любой медицинской организации.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Протокол заседания врачебной комиссии

Врачебная комиссия – это особый орган, функционирующий на постоянной регулярной основе при каждой медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации и др. Решение врачебной комиссии, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ Минздравсоцразвития № 502н), оформляется в виде протокола заседания врачебной комиссии.

Содержание протокола заседания врачебной комиссии

В действующем законодательстве в сфере здравоохранения содержатся определенные требования к содержанию протокола заседания Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан), а также Приказ Минздравсоцразвития № 502н предусматривают, что в протоколе заседания врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
  • список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании;
  • перечень обсуждаемых вопросов;
  • решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование.

Решение врачебной комиссии

Необходимо отметить, что действующее законодательство в сфере здравоохранения не содержит каких-либо ограничений, касающихся сроков принятия решения врачебной комиссией по конкретному вопросу. Однако на практике принятие решения, как правило, занимает не более недели, хотя сроки зависят от особенностей рассматриваемого вопроса.

Решение врачебной комиссии, в соответствии с п. 15 Приказа Минздравсоцразвития № 502н, считается принятым, если его поддержало квалифицированное большинство членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии), то есть две трети ее членов. В соответствии с ранее действовавшим Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 24.09.2008 г. № 513н «Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (далее – Приказ Минздравсоцразвития № 513н) для принятия решения было достаточно простого большинства голосов членов врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии).

В соответствии с п. 19 Приказа Минздравсоцразвития № 502н протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет.

Необходимо отметить, что Приказ Минздравсоцразвития № 502н допускает выдачу выписки из протокола врачебной комиссии на руки пациенту или его законному представителю в случае наличия письменного заявления самого пациента или его законного представителя.

Журнал работы врачебной комиссии

Принятое решение вносится секретарем врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) в медицинскую документацию пациента, а также в специальный журнал (п. 17 Приказа Минздравсоцразвития № 502н). Обычно для этих целей используется журнал по форме № 035/у-02, который получил название «Журнал учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения» Данная форма утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. № 154 «О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях».

Форма протокола врачебной комиссии

В действующем законодательстве не содержится утвержденной формы протокола врачебной комиссии. Тем не менее, основываясь на требованиях законодательства к содержанию данного протокола и обобщении существующей практики в данной области, можно сделать вывод, что протокол врачебной комиссии, как правило, составляется следующим образом.

Юридическая значимость протокола врачебной комиссии

Решения, принимаемые врачебной комиссией, в большинстве своем влекут за собой юридически значимые последствия. Юридические последствия решений врачебной комиссии зависят от конкретной функции, в целях реализации, которой было проведено заседание врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии). Так, например, в том случае, когда заседание врачебной комиссии проводится по вопросу определение профессиональной пригодности работника, юридическим последствием решения врачебной комиссии является признание работника постоянно или временно непригодным к выполнению отдельных видов работ. Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только на основании заключения врачебной комиссии о том, что здоровью донора не будет причинен значительный ущерб.

Только по решению врачебной комиссии возможно назначение некоторых видов лекарственных препаратов, а также назначение лекарственных препаратов в определенных законом случаях, например, не включенных в стандарт медицинской помощи. Функции врачебной комиссии весьма разнообразны и определены Приказом Минздравсоцразвития № 502н.

Таким образом, решения врачебной комиссии и оформляемые по итогам ее заседания протоколы и заключения могут иметь весьма ощутимые юридические последствия в виде наступления юридически значимых событий.

Кроме того, врачебная комиссия осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности: разработку мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов, оценку соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации, изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти и др. Выявленные нарушения при определенных условиях могут явиться основанием для наступления гражданской или даже уголовно-правовой ответственности.

Врачебная комиссия медицинской организации

Автор: Светлана Гаврилова, эксперт-юрист RosCo — Consulting & audit

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, необходимая документация не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

б) документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;

г) соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Кроме того, наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности является одним из лицензионных требований к медицинской организации (п. 4 подп. «и»; п. 5 подп. «б» Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства № 291 от 16 апреля 2012 г.).

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

Например

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

«В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

«В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии.

Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

Это перечень основных нормативных актов. Дополнительные положения по работе врачебной комиссии содержатся в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы оказания медицинской помощи.

Положение о врачебной комиссии.

В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Как и любой регламент работы, положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

правовые основания деятельности;

цели и задачи;

порядок создания;

структуру и численный состав;

правила деятельности;

функции (круг решаемых вопросов);

порядок принятия решений;

порядок замещения отсутствующих членов;

порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;

другие важные для организации вопросы.

Врачебная комиссия и ее функции.

Функции врачебной комиссии.

Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

Закон № 323-ФЗ От 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

совершенствование организации оказания медицинской помощи;

принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;

осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;

а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

Врачебная комиссия и подкомиссии.

В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Состав врачебной комиссии.

В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России № 502Н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

председатель;

заместитель председателя (один или два);

секретарь;

члены комиссии.

Конкретный состав врачебной комиссии, как правило, утверждается приказом руководителя медицинской организации.

Члены врачебной комиссии, секретарь.

Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

Обратимся к судебной практике.

Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Исходя из многообразия видов работ (услуг) медицинской деятельности входящие в состав врачебной комиссии медицинской организации врачи-специалисты должны соответствовать тем требованиям, которые установлены для осуществления соответствующего вида медицинской деятельности. В каждом случае устанавливаются специальные требования к членам и порядку работы соответствующей врачебной комиссии».

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Подводя итог, перечислим документы, которые оформляются для работы врачебной комиссии:

Приказ о создании врачебной комиссии и утверждении ее состава;

Приказ об утверждении Положения о врачебной комиссии (подкомиссиях);

Положение о врачебной комиссии (подкомиссиях);

Приказ об утверждении плана-графика заседаний врачебной комиссии (подкомиссий).

План-график заседаний врачебной комиссии (подкомиссий);

Приказ об утверждении журнала учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

Протоколы врачебной комиссии;

Журнал учета решений врачебной комиссии (подкомиссий);

Отчеты о работе врачебной комиссии, утв. руководителем организации.

Врачебная комиссия медицинской организации

Врачебная комиссия должна быть в любой медицинской организации, независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и объема услуг. Цель ее создания и работы – повышение качества оказания медицинской помощи.

Как показывает практика, нередко врачебные комиссии либо не создаются вообще, либо создаются формально: регламент работы комиссии не изучается, заседания комиссии не проводятся, документация, которой должна сопровождаться ее подготовка, не оформляется. Преимущественно такая ситуация складывается в небольших частных клиниках с одним видом деятельности и минимальным количеством врачей.

По этой причине хотелось бы сразу остановиться и обратить внимание на ответственность за отсутствие врачебной комиссии в организации.

Дело в том, что врачебная комиссия, порядок ее создания и работы, оформляемая документация, являются предметом государственного контроля. Нарушения в этой сфере чревато серьезными штрафами. Поэтому подготовка врачебной комиссии должна проходить в строгом соответствии с нормами, о которых речь пойдет ниже.

Так, в Административном регламенте по проведению проверок организаций и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утв. Приказом Минздрава России № 13н от 23.01.2015 г. сказано (п.38 подп. 1 Административного регламента):

«При проведении проверки органов, организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, осуществляющих внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, проводятся следующие мероприятия:

  • рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность врачебной комиссии медицинской организации: приказа руководителя медицинской организации о создании врачебной комиссии, положения о врачебной комиссии и план-графика, утверждённых руководителем медицинской организации, протоколов врачебной комиссии, журналов врачебной комиссии (в том числе журналов учета клинико-экспертной работы лечебно-профилактического учреждения) и др.;
  • соблюдение Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 502н».

Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой административную ответственность.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 4 и подп. «а» и «б» п. 5 Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В правоприменительной практике ответственность за данное нарушение наступает по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Диспозиция этой статьи звучит как «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)». К нарушителю применяется административный штраф или административное приостановление деятельности. Максимальный размер штрафа установлен в отношении медицинской организации – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правильность такого подхода подтверждается судебными актами арбитражных судов.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.10.2013 г. по Делу № 15АП-14448/2013 квалифицировал отсутствие врачебной комиссии в организации как грубое нарушение лицензионных требований:

«В нарушение ч.2 ст. 48 ФЗ №323-ФЗ и пункта 2 Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н в обществе не имеется врачебной комиссии для осуществления целей, перечисленных в указанном законодательстве.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что обществом нарушен п.п. «б» п. 5 Постановления от 16.04.2012 № 291, что в силу пункта 6 свидетельствует о грубом нарушении лицензионных требований и влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ».

Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по Делу № 15АП-2224/2013 от 15 марта 2013 г.

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 № 17АП-12136/2013-АК также подтверждена обоснованность привлечения к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за отсутствие в организации постоянно действующей врачебной комиссии.

Приведем выдержку из документа:

«В ходе проверки выявлено осуществление Обществом медицинской деятельности с нарушениями лицензионных требований и условий, а именно:

… отсутствует постоянно действующая врачебная комиссия (нарушение подп. «б» п. 5 Положения о лицензировании медицинской помощи, ч. 2 ст. 48, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»).

….наличие в действиях (бездействии) ООО «БиоДент» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным».

Нормативные требования к созданию и работе врачебной комиссии

Требования к созданию и работе врачебной комиссии содержатся:

  • в Федеральном законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • в Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» (Зарегистрировано в Минюсте России № 24516 от 09.06.2012 г.).

Положение о врачебной комиссии

В медицинской организации основным документом, регулирующим работу комиссии, является Положение о врачебной комиссии, утверждаемое руководителем.

Положение о врачебной комиссии является подробным регламентом ее работы. Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. устанавливает лишь общие требования к содержанию документа, дополнительные детали документа разрабатываются организацией самостоятельно с учетом специфики деятельности.

Как и любой регламент работы, Положение о врачебной комиссии должно раскрывать:

  • правовые основания деятельности;
  • цели и задачи;
  • порядок создания;
  • структуру и численный состав;
  • правила деятельности;
  • функции (круг решаемых вопросов);
  • порядок принятия решений;
  • порядок замещения отсутствующих членов;
  • порядок учета и представления отчетности по итогам деятельности;
  • другие важные для организации вопросы.

Врачебная комиссия и ее функции.

Функции врачебной комиссии.

Общий перечень функций врачебной комиссии раскрываются в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. и Приказе Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

Закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. выделяет четыре основные цели создания врачебной комиссии:

  • совершенствование организации оказания медицинской помощи;
  • принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
  • осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации;
  • а также принятия решения по иным медицинским вопросам.

Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. выделяет двадцать пять функций врачебной комиссии.

Однако, врачебная комиссия конкретной медицинской организации не должна и не может дублировать все полномочия предусмотренные для нее законом. Круг вопросов врачебной комиссии конкретной медицинской организации определяется с учетом требований законодательства и специфики ее деятельности. Кроме того, работа врачебной комиссии должна соответствовать лицензии, которую организация получила на медицинскую деятельность.

Верховный суд РФ в Решении от 12.02.2013 по Делу № АКПИ12-1765 указал: «Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном порядке получена лицензия».

Врачебная комиссия и подкомиссии.

В составе врачебной комиссии могут формироваться подкомиссии. Как следует из Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. подкомиссии формируются «в зависимости от поставленных задач, особенностей деятельности медицинской организации». Дополнительные случаи для создания подкомиссий в законодательстве не раскрываются.

Как правило, подкомиссии создаются в крупных многопрофильных медицинских организациях, которые решают большое количество разноплановых задач. В такой ситуации подкомиссии могут формироваться для решения вопросов по отдельным направлениям деятельности. Количество подкомиссий законодательством не ограничено.

Работа подкомиссии может регламентироваться как соответствующими дополнительными разделами Положения о врачебной комиссии организации, так и специально разработанным локальным актом – Положением о подкомиссии по конкретному направлению деятельности. Данные Положения в свою очередь могут быть оформлены в качестве приложений к Положению о врачебной комиссии.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) и ее решения.

Заседания врачебной комиссии (подкомиссии) проводятся не реже одного раза в неделю на основании планов-графиков, утверждаемых руководителем медицинской организации. В случае необходимости по решению руководителя медицинской организации могут проводиться внеплановые заседания врачебной комиссии (подкомиссии).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов врачебной комиссии (подкомиссии).

Решения врачебной комиссии оформляются протоколом по форме, утвержденной законодательством. Организация вправе дополнить форму протокола другими необходимыми реквизитами и утвердить в качестве приложения к Положению о врачебной комиссии.

Решения врачебной комиссии (подкомиссии) фиксируются в специальном Журнале учета. Журнал учета ведется как в письменном, так и в электронном виде.

Состав врачебной комиссии

В соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. в состав врачебной комиссии входят следующие лица:

  • председатель;
  • заместитель председателя (один или два);
  • секретарь;
  • члены комиссии.

Члены врачебной комиссии, секретарь.

Членами врачебной комиссии могут быть только врачи, поскольку для решения возложенных на нее задач, необходимы специальные познания. Секретарь врачебной комиссии может избираться из числа не медицинских работников организации.

Количество членов комиссии законодательством не установлено.

Однако, на наш взгляд комиссия не должна состоять менее, чем их четырех специалистов, не считая секретаря.

Членами врачебной комиссии могут быть назначены заведующие структурными подразделениями медицинской организации, а также врачи-специалисты из числа работников медицинской организации. Если медицинская организация небольшая, то в состав комиссии будут входить только врачи – специалисты.

В настоящее время Приказ Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г. не устанавливает определенные требования относительно опыта или квалификации членов врачебной комиссии. Однако, такие требования могут быть установлены медицинской организацией самостоятельно в локальных актах.

В целом можно сказать, что врачи – специалисты, входящие в состав комиссии, несомненно, должны соответствовать требованиям, которые установлены для осуществления конкретной медицинской деятельности: как минимум иметь диплом об образовании, действующий сертификат специалиста.

Обратимся к судебной практике.

Верховный суд в Определении от 1 марта 2016 г. по Делу № АПЛ16-26 рассмотрел административный иск Миронова Ю.Н. о признании недействующим п. 12 Приказа Минздравсоцразвития России № 502н от 05.05.2012 г.

В административном иске Миронов Ю.Н. сослался на то, в состав врачебных комиссий должны быть включены врачи-специалисты, прошедшие специальное обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности. По его мнению, содержание п. 12 Порядка позволяет создавать врачебные комиссии лишь на основании таких критериев, как должность и усмотрение главного врача.

Верховный суд РФ отклонил данные требования, при этом указал: «пункт 12… определяет общие требования к порядку формирования состава врачебной комиссии и ее подкомиссий.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии).

Возглавляет врачебную комиссию (подкомиссию) Председатель.

Председателем врачебной комиссии может быть назначен руководитель медицинской организации или заместитель руководителя (руководитель структурного подразделения).

Председателями подкомиссий врачебной комиссии назначаются заместители руководителя (руководители структурных подразделений) медицинской организации.

Решение вопросов, отнесенных к компетенции комиссии, должно быть зафиксировано в должностной инструкции указанных лиц.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений.

Смотрите так же:

  • Приговоры по ч 3 ст 240 Дата опубликования: 3 июня 2011 г. Псковский областной суд Судья: Иванов Д.В. Дело 22-471 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е ЛЕ Н И Е г. Псков 25 мая 2011 года. Судебная коллегия по уголовным делам Псковского областного суда в […]
  • Единовременная выплата материнского капитала в 2014 Разовые выплаты материнского капитала Семьи, в которых второй (или последующий) ребенок появился с 2007 года, в 2009 и 2010 годах дважды получали право на расходование «живых» денег из средств материнского капитала в размере 12 тысяч рублей. Эту […]
  • Вид на жительство требование к фото Фотография на паспорт гражданина РФ. Фотография на паспорт должна быть полностью идентична внешности и соответствовать возрасту гражданина Российской Федерации, который намерен получить или поменять паспорт. Если со времени фотографирования […]
  • Бесплатная юридическая консультация в алтайском крае КАУ «МФЦ Алтайского края» Предоставление гражданам бесплатной юридической помощи регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Законом Алтайского края от 08.04.2013 […]
  • Денежное довольствие военнослужащих районный коэффициент Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2011 г. N 1071 "О выплате денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также военнослужащим, […]