Пункт 1 статья 394

Статья 394. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ.

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 283-ФЗ;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (абзац дополнен с 1 февраля 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 268-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 216-ФЗ;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 202-ФЗ)
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2012 года Федеральным законом от 29 июня 2012 года N 96-ФЗ.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 202-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ.

Комментарий к статье 394 НК РФ

Кодекс устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:
— земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;
— земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;
— земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента.

Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москве и Санкт-Петербургу предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Правительство Москвы своим Постановлением от 25 апреля 2006 г. N 237-ПП установило максимальную ставку аренды от 5 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка тех, кто занимается организацией азартных игр.

Плата за аренду земельных участков, арендуемых лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы, установлена в размере одного рубля. Если гражданин имеет в пользование несколько льготных земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 рубля производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

Консультации и комментарии юристов по ст 394 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 394 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Пункт 1 статья 394

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 394 ГК РФ. Убытки и неустойка

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 394 ГК РФ. Убытки и неустойка

1. Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

2. В случаях, когда за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена ограниченная ответственность (статья 400), убытки, подлежащие возмещению в части, не покрытой неустойкой, либо сверх ее, либо вместо нее, могут быть взысканы до пределов, установленных таким ограничением.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Комментарии к статье 394 ГК РФ, судебная практика применения

В пп. 60-68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» содержатся разъяснения о неустойке, указано, в частности, следующее:

Неустойка в форме штрафа или пени

На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме — штраф или в виде периодически начисляемого платежа — пени (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).

Зачетная, исключительная, штрафная, альтернативная неустойка

Согласно пункту 1 статьи 394 ГК РФ, если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (зачетная неустойка). Законом или договором могут быть предусмотрены случаи, когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка), или когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка), или когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).

Статья 394. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 394 НК РФ

Комментируемая ст. 394 НК РФ устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

— земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

— земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

— земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

— земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5%.

Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 налоговые ставки, за исключением налоговых ставок, установленных ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74, устанавливаются в следующих размерах:

1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры

жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении прочих земельных участков.

В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» указано, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 7701/12 отмечено, что применение вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Налоговый Кодекс РК
Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан:

1) указанных в статьях 395 – 398 настоящего Кодекса;

2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса);

3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;

7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;

8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир) по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях;

10) банкнот и монет национальной валюты;

11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:

средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, – не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.

В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;

12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

13) если иное не установлено статьей 392 настоящего Кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки является банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком Республики Казахстан, юридическое лицо – профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк Республики Казахстан;

Подпункт 14) действует до 01.01.2019 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI.

14) услуг по организации азартных игр и заключению пари;

15) услуг туроператора по въездному туризму;

16) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

17) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

18) лома и отходов цветных и черных металлов;

19) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

20) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан.

Перечень указанных товаров и критерии его формирования утверждаются Правительством Республики Казахстан;

21) ритуальных услуг похоронных бюро, услуг кладбищ и крематориев;

22) специальных социальных услуг, осуществляемых некоммерческими организациями в соответствии с законодательством Республики Казахстан о специальных социальных услугах;

23) услуг по проведению социально значимых мероприятий в области культуры, зрелищных культурно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках государственного задания в соответствии с законодательством Республики Казахстан о культуре;

24) услуг по осуществлению музеями культурных, образовательных, научно-исследовательских функций и обеспечению популяризации историко-культурного наследия Республики Казахстан;

25) услуг по осуществлению библиотеками информационных, культурных, образовательных функций;

26) услуг и работ в сфере культуры и образования, осуществляемых театрами, филармониями, культурно-досуговыми организациями;

27) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, проводимых на основании лицензии на право осуществления данного вида деятельности;

28) образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения;

29) услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельности;

30) образовательных услуг в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право осуществления данных видов деятельности;

31) услуг по осуществлению автономными организациями образования, соответствующими условиям подпункта 2) или 4) пункта 1 статьи 291 настоящего Кодекса, видов деятельности, определенных подпунктом 2) пункта 1 статьи 291 настоящего Кодекса;

32) услуг по предоставлению во временное пользование библиотечного фонда, в том числе в электронной форме, организациями образования, имеющими лицензию на занятие образовательной деятельности, а также автономными организациями образования, указанными в подпунктах 2), 4) и 6) пункта 1 статьи 291 настоящего Кодекса;

33) лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, а также материалов и комплектующих для их производства;

34) изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, сурдотифлотехники и медицинской (ветеринарной) техники; материалов и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, в том числе лекарственных субстанций, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и медицинской (ветеринарной) техники;

35) услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию), оказываемых субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности;

36) услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оказываемых государственной организацией санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения;

37) услуг, оказываемых в области ветеринарии:

физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности в области ветеринарии;

физическими и юридическими лицами, включенными в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений на осуществление предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии, предусмотренный законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии;

государственными ветеринарными организациями, созданными в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области ветеринарии;

38) транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники при одновременном соблюдении следующих условий:

в состав реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники входят ранее ввезенные сырье и (или) материалы, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 399 или подпунктом 4) пункта 2 статьи 451 настоящего Кодекса;

ввоз сырья и (или) материалов в составе реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники осуществлен юридическим лицом, реализующим указанные транспортные средства и (или) сельскохозяйственную технику;

транспортные средства и (или) сельскохозяйственная техника включены в перечень транспортных средств и сельскохозяйственной техники, реализация которых освобождается от налога на добавленную стоимость, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом;

39) товаров, работ и услуг, реализуемых на территории специальной экономической зоны «Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос»;

40) научно-исследовательских работ, проводимых на основании договоров на осуществление государственного задания;

Подпункт 41) действует до 01.01.2027 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI.

41) товаров, работ, услуг, реализуемых организацией, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, единственным акционером которой является Правительство Республики Казахстан, по видам деятельности, предусмотренным в статье 292 настоящего Кодекса;

42) услуг, оказываемых физкультурно-спортивными организациями на основании договоров на осуществление государственного задания;

43) фармацевтических услуг, услуг по учету и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках трансфертов из бюджета фонду социального медицинского страхования на оплату гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Перечень товаров, указанных в подпунктах 33) и 34) части первой настоящей статьи, утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения по согласованию с уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса, центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом.

Статья 394 НК РФ. Налоговая ставка

СТ 394 НК РФ.

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе
зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для
сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-
коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на
объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-
коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации,
предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости
от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в
зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным
образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения
Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города
федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов
указанных муниципальных образований.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 394 Налогового кодекса

Абзац 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает налоговые ставки, которые могут устанавливаться нормативно-правовыми актами представительных органов муниципального образования и городов федерального значения, а также их максимальный размер.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 394 устанавливает ставку не более 0,3% в отношении ряда категорий земельных участков.

В письме ФНС России от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@ «О налогообложении земельных участков» сообщается, что, как следует из данной нормы Налогового кодекса, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

При этом Налоговым кодексом не предусмотрено применение различных налоговых ставок к одному земельному участку сельскохозяйственного назначения.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3 процента.

В случае если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Одновременно сообщается, что исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369.

Первая категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3%, — это земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства.

На основании пункта 1 статьи 77 ЗК РФ под землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Также в пункте 2 статьи 77 ЗК РФ раскрывается, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Для применения такой ставки к указанной категории земель необходимо соблюдение следующих условий одновременно:

Во-первых, земельные участки должны быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Во-вторых, такие земельные участки должны использоваться по целевому назначению — для сельскохозяйственного производства.

В письме ФНС России от 17.03.2015 N ЗН-4-11/4198@ рассмотрен вопрос о налогообложении земельным налогом земельных участков сельскохозяйственного назначения, если в отношении них не выполняются требования и не проводятся мероприятия по улучшению, защите и охране земель и работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы. По данному вопросу официальный орган дал нижеследующее разъяснение.

Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

На основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в частности, Россельхознадзором, осуществляющим государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Если земельный участок признан органом Россельхознадзора неиспользуемым для сельскохозяйственного производства и представлены в налоговый орган копии протокола об административных правонарушениях и постановления по делам об административных правонарушениях, то при налогообложении такого земельного участка земельный налог исчисляется в отношении всего этого участка по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента.

В отношении периода применения повышенной налоговой ставки следует руководствоваться разъяснениями Минфина России, изложенными в письме от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879, согласно которым, в случае если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по повышенной ставке начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369.

По мнению ФНС России, налогообложение земельных участков данной организации должно производиться по повышенной ставке начиная с налогового периода 2014 года до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Так, в письме Минфина России от 10.12.2014 N 03-05-06-02/63414 рассматривается вопрос об исчислении земельного налога в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых по целевому назначению. По данному вопросу Департамент Минфина России дал нижеследующее разъяснение.

В случае если данные земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, для исчисления земельного налога применяется повышенная налоговая ставка в размере, не превышающем 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Таким образом, при нецелевом использовании земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, налоговая ставка может увеличиться в 5 раз.

При этом обращаем внимание, что статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрены наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц за использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, полагаем, что применение дополнительных условий при исчислении земельного налога в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых по целевому назначению, не требуется.

В абзаце втором пункта 1 комментируемой статьи закреплена следующая категория земельных участков, к которым применяется налоговая ставка, не превышающая 0,3%, — это земельные участки, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства.

Понятие жилищного фонда содержится в статье 19 ЖК РФ. Под ним понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Раньше понятие системы коммунальной инфраструктуры содержалось в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее — Закон N 210-ФЗ). Однако Федеральным законом от 30.12.2012 N 289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Закон N 210-ФЗ, в соответствии с которыми данная норма утратила силу.

Для того чтобы к данным категориям земель применять ставку, не превышающую 0,3%, данные категории земель должны использоваться по назначению — для строительства жилищного фонда.

Может возникнуть вопрос, имеет ли право организация — налогоплательщик земельного налога применять ставку, не превышающую 0,3%, если к ней перешли земельные участки с разрешенным использованием «для жилищного строительства» на основании договора об отступном, но данная организация не планирует использовать данные земельные участки по их назначению. Организация планирует передать их по договору купли-продажи другому лицу.

В данном случае указанная организация не будет иметь права применять к таким земельным участкам ставку, не превышающую 0,3%.

В письме Минфина России от 13.10.2014 N 03-05-05-02/51417 содержится ответ на запрос по вопросу о ставке земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства», кадастровая стоимость которого соответствует виду разрешенного использования «жилищное строительство».

Финансовое ведомство указало, что если в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного строительства» установленная кадастровая стоимость соответствует виду разрешенного использования «жилищное строительство», то в отношении такого земельного участка при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

На практике возникает еще один вопрос: если организация является собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, то имеет ли она право уплачивать земельный налог по ставке, не превышающей 0,3%?

В такой ситуации организация-налогоплательщик не имеет право применять ставку, не превышающую 0,3%, так как такое помещение не относится к объекту жилого фонда, хоть и находится фактически в многоквартирном доме.

В письме ФНС России от 18.06.2014 N БС-4-11/11674@ рассмотрен спорный вопрос о ставке земельного налога в отношении земельного участка, занятого промышленно-отопительной ТЭЦ, по которому официальный орган дал нижеследующее разъяснение.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под системой коммунальной инфраструктуры понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

При этом законодательство Российской Федерации не содержит определения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также на тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее — Классификатор) к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере теплоснабжения, указанные по кодам 4527391 — 4527393 (котельная отопительная и отопительно-производственная — код 4527391, сеть тепловая магистральная — код 4527392, пункт тепловой центральный — код 4527393).

Теплоэлектроцентраль промышленно-отопительная (ТЭЦ) (код 4521111) отнесена Классификатором к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий (код 4521000).

Учитывая изложенное, к земельным участкам, приходящимся на объекты, не относящиеся к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, при исчислении земельного налога применяется ставка, предусмотренная для прочих земельных участков.

В абзаце 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ закрепляется, что к земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, применяется также ставка, не превышающая 0,3%.

Правовой статус земельных участков, предназначенных для личного подсобного хозяйства, регулируется Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон N 112-ФЗ). В данном Законе уточняется, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

В письме Минфина России от 26.02.2015 N 03-01-11/9764 рассмотрен вопрос об учете в целях налога на прибыль целевых поступлений на содержание некоммерческих садоводческих объединений; о налогообложении водным налогом забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 НК РФ; о предоставлении льгот по земельному налогу некоммерческим садоводческим объединениям и владельцам садовых участков.

Минфин России указал, что при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют конкретные налоговые ставки, которые не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества, дачного хозяйства (статья 394 Кодекса), а также в силу пункта 2 статьи 387 НК РФ представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Учитывая изложенное, вопросы, касающиеся снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот по земельному налогу для некоммерческих садоводческих объединений и владельцев садовых участков, могут быть решены представительными органами муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Может на практике возникнуть вопрос, когда организация со специальной правоспособностью приобретает земельный участок с разрешенным использованием, например, «для ведения личного подсобного хозяйства», но в силу своей такой правоспособности не может его использовать по данному назначению. Вопрос в том, имеет ли право такая организация к данному земельному участку применять ставку по земельному налогу, не превышающую 0,3%?

Проиллюстрируем данную ситуацию примером из судебной практики.

Налоговый орган принял решение о привлечении банка к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату суммы земельного налога. Банком были приобретены земельные участки с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». В налоговой декларации банк исчислил земельный налог в отношении данных земельных участков по абзацу 3 пункта 1 статьи 394 НК РФ. Посчитав, что решение налогового органа о привлечении к ответственности неправомерно, банк обратился с иском в арбитражный суд о признании такого решения недействительным.

Судами всех инстанций в удовлетворении требований банку было отказано.

Суд высшей инстанции по данному делу — ВАС РФ в Определении от 21.01.2013 N ВАС-15663/12 указал, что разрешенный вид использования спорных земельных участков «для дачного строительства» в силу абзаца 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ предусматривает применение пониженной ставки земельного налога в отношении этих участков, являлись предметом оценки судов и были отклонены. Названной нормой Кодекса предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства, которым в силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон N 66-ФЗ) признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то есть некоммерческое землепользование, в то время как банк к таким организациям не относится. Кроме того, в силу специфики своей уставной деятельности, банк не может использовать спорные земельные участки по целевому назначению и спорные земельные участки приобретались банком не в этих целях.

В абзаце 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, также применяется также налоговая ставка по земельному налогу, не превышающая 0,3%.

Данная норма применяется с 1 января 2013 года. Она была введена Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон N 202-ФЗ).

Ограниченность обороноспособности таких земельных участков установлена статьей 27 ЗК РФ.

Понятие земель обороны и безопасности закреплено в статье 93 ЗК РФ.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

ФНС России на официальном сайте — http://www.nalog.ru — разместила официальную разъяснительную информацию следующего содержания относительно новой нормы.

ФНС России сообщает о вступлении в действие с 1 января 2013 года Закона N 202-ФЗ, согласно которому в том числе не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Кроме того, согласно указанному Закону учитываемые на балансе организаций в качестве объектов основных средств железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с 1 января 2013 года подлежат налогообложению по ставкам, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации. В отношении земельного налога согласно данному Федеральному закону с 1 января 2013 года включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Возникает вопрос: имеет ли право налогоплательщик земельного налога применять ставку, не превышающей 0,3% в отношении земельного участка, предоставленного для обеспечения обороны, если такой земельный участок занят жилыми домами со ссылкой на абзац 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ?

По общему правилу, для того, чтобы применять пониженные ставки, предусмотренные пунктом 1 статьи 394 НК РФ, необходимо использовать земельные участки непосредственно по целевому назначению. Если земельный участок используется для строительства жилых домов или они на нем уже расположены, то можно к таким земельным участком применять пониженную ставку по земельному налогу, но со ссылкой на абзац 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), является Минэкономразвития России.

Таким образом, рассмотрение вопросов, связанных с порядком подтверждения статуса земельных участков как ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, находится в компетенции Минэкономразвития России.

На данный аспект также особое внимание обращают официальные органы в своих разъяснениях (см., например, письмо Минфина России от 29.05.2014 N 03-05-04-02/25629).

В письме Минэкономразвития России от 06.06.2014 N Д23и-1999 сообщается, что для отнесения земельного участка к землям, предоставленным для нужд безопасности, таможенных нужд, принципиальным является его использование для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» соответственно.

При этом документов, подтверждающих отнесение земельного участка к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Вывод о том, что земельный участок относится к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте, следует из документов, подтверждающих основания для отнесения земельного участка к изъятым из оборота или ограниченным в обороте землям.

В связи с вышеизложенным, а также исходя из видов разрешенного использования, названных в обращении, земельных участков («под существующие здания и сооружения», «под размещение Радиоцентра», «для размещения антенных сооружений и производственной деятельности», «для инженерных сооружений, антенных полей и жилой застройки», «техническая категория») представляется, что такие земельные участки не относятся к ограниченным в обороте земельным участкам.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 394 НК РФ закрепляется, что ставка 1,5% по земельному налогу применяется в отношении прочих земельных участков, которые не перечислены в подпункте 1 пункта 1 комментируемой статьи.

В пункте 2 статьи 394 НК РФ установлено, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

— земли сельскохозяйственного назначения;

— земли населенных пунктов;

— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

— земли особо охраняемых территорий и объектов;

— земли лесного фонда;

— земли водного фонда;

Так, например, в письме Минфина России от 29.12.2014 N 03-05-06-02/68061 рассмотрен вопрос об установлении ставок по земельному налогу на территории г. Анапы. Департамент финансового ведомства по данному вопросу дал нижеследующее разъяснение.

Налоговые ставки для исчисления земельного налога на территории муниципального образования «Город-курорт Анапа» установлены решением Совета муниципального образования «Город-курорт Анапа» от 25 ноября 2010 г. N 97.

Согласно пункту 2 статьи 34.2 НК РФ письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах дают соответственно финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, предоставление разъяснений по вопросам, связанным с применением налоговых ставок, установленных решением Совета муниципального образования «Город-курорт Анапа», относится к компетенции финансового органа муниципального образования «Город-курорт Анапа».

В письме Минфина России от 07.02.2013 N 03-05-06-02/14 разъяснено, что вопросы, связанные с определением понятий «категория земель», «разрешенное использование земельного участка», а также с определением кадастровой стоимости земельных участков, находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Полномочия минэкономразвития России закреплены в Положении «О Министерстве экономического развития Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 437.

На основании данного Положения Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственной кадастровой оценки земель.

Новая редакция пункта 2 статьи 394 НК РФ была введена Федеральным законом от 29.06.2012 N 96-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 96-ФЗ). До вступления в силу Закона N 96-ФЗ данная норма закрепляла только то, что допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Как мы видим, новая редакция расширена.

Пример из судебной практики.

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.06.2014 по делу N А78-6088/2013 дается толкование пункту 2 комментируемой статьи.

Данным Постановлением было удовлетворено требование индивидуального предпринимателя о признании недействительным решения налогового органа. Основанием послужило доначисление налоговым органом этим решением индивидуальному предпринимателю земельного налога в связи с необоснованным применением пониженной ставки.

Суд указал, что совокупное толкование норм права позволяет сделать вывод о том, что при разрешении рассматриваемого вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога в отношении спорного участка надлежат установлению категория земельного участка и вид разрешенного (фактического) использования земельного участка.

Можно ли установить дифференцированную налоговую ставку по критерию «занятие предпринимательской деятельностью»? Обратимся к разъяснению по данному вопросу к официальной позиции Минфина России.

Так, в письме Минфина России от 11.03.2013 N 03-05-06-02/37 разъяснено, что в статье 394 НК РФ установление дифференцированных налоговых ставок по земельному налогу в зависимости от видов деятельности не предусмотрено.

Таким образом, законодательным (представительным) органом муниципального образования или города федерального значения не может быть установлена дифференцированная налоговая ставка по такому критерию, как занятие предпринимательской деятельностью.

Пункт 3 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Данная норма дополнена еще одним городом федерального значения — Севастополем.

Таким образом, если налоговая ставка не определена актом законодательного (представительного) органа муниципального образования или города федерального значения, то применяется предельная налоговая ставка по земельному налогу, установленная пунктом 1 статьи 394 — 0,3%.

В связи с введением в действия данной нормы возникает три вопроса:

Во-первых, может ли нормативно-правовой акт представительного органа местного самоуправления, изменяющий положение о земельном налоге, действующее на территории муниципального образования, вступать в силу со дня его официального опубликования, а не с 1-го числа очередного налогового периода по налогу, если он принят исключительно с целью приведения изменяемого положения в соответствие с НК РФ?

Во-вторых, вправе ли указанные органы не устанавливать ставку по земельному налогу в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд?

В-третьих, требуется ли в обязательном порядке определение размера ставки по налогу в отношении этих участков?

Ответы на данные вопросы содержатся в официальных разъяснениях Минфина России.

Например, в письме ФНС России от 16.05.2014 N БС-4-11/9448 рассмотрен вопрос о применении ставки по земельному налогу в отношении земель предприятия оборонно-промышленного комплекса, занятых общежитием, профилакторием и физкультурно-оздоровительным комплексом. Официальный орган разъяснил, что если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования г. Казани налоговые ставки в отношении земель, занятых профилакторием, физкультурно-оздоровительным комплексом, не определены, то указанные земельные участки подлежат налогообложению по максимальной ставке 1,5 процента.

В отношении налогообложения земельного участка, занятого общежитием, сообщается, что в соответствии со статьями 92 — 97 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях, которые предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, относятся к специализированному жилищному фонду и облагаются по ставке, установленной органами муниципального образования.

Смотрите так же:

  • Закон о патрульно-постовой службе полиции Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий […]
  • Фз 173 статья 25 Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 […]
  • Закон об охране окружающей среды ростовской области Областной закон Ростовской области от 11 марта 2003 г. N 316-ЗС "Об охране окружающей среды в Ростовской области" (с изменениями от 22 октября, 28 декабря 2005 г., 30 июня 2006 г., 15 марта, 7 мая, 20 ноября 2007 г.) Областной закон Ростовской […]
  • Единовременная выплата материнского капитала в 2014 Разовые выплаты материнского капитала Семьи, в которых второй (или последующий) ребенок появился с 2007 года, в 2009 и 2010 годах дважды получали право на расходование «живых» денег из средств материнского капитала в размере 12 тысяч рублей. Эту […]
  • Ст2054 ук рф с комментариями Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Том 2 Оглавление Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу Раздел IX.ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ […]