Шрифт юрист

Является ли шрифт объектом авторских прав?

2016-05-02 | Отвечает Андрей Макаров

Поступил вопрос: Я читал, что шрифты охраняются авторским правом. Действительно ли это так? Как меня могут наказать за несанкционированное использование шрифта и есть ли подобные случаи? Или как часто это бывает статья есть, но она не работает и шрифты все используют, зная, что нельзя, но все равно за это ничего не будет?

Ответ: Да, действительно шрифты относят к охраняемым объектам авторских прав.

Напрямую 4 часть ГК РФ не содержит в себе упоминания шрифта как охраняемого объекта, однако, перечень охраняемых объектов не является исчерпывающим, и суды в своей практике признают шрифты произведениями дизайна и графики, которые в ГК фигурируют.

В качестве подтверждения есть очень интересное дело (№А40-20099/2014), которое рассматривалось в 2014 Истец (организация) обратился в суд с требованием к Ответчику (другой организации) о запрете использовать определенный шрифт, в том числе при выпуске книг, распространять экземпляры книги и взыскании компенсации за нарушение исключительного права на произведение. Шрифт этот был создан работником Истца на основании служебного задания, исключительное право на шрифт перешло к Истцу, и в защиту этого права и был подан иск, т.к. Ответчику право использования шрифта не предоставлялось.

Ответчик в ходе рассмотрения дела заявлял, что «элементы шрифта в отдельности не отражают творческого характера деятельности по их созданию по причине простоты и неотличимости от знаков другого шрифта». Суд с этими доводами не согласился и исковое заявление удовлетворил. Решение было впоследствии оставлено в силе всеми инстанциями, так как именно творческий характер, по мнению суда, обусловил применение Ответчиком шрифта при оформлении книги.

Таким образом, шрифт входит в правоприменительную практику как объект авторских прав и признается произведением.

Ответственность за нарушение прав на произведение предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная.

Гражданско-правовая ответственность: позволяет в силу ст.1301 ГК РФ правообладателю требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Административная ответственность: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 рублей до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц – 10 000 рублей до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения; на юридических лиц — от 30 000 рублей до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения, согласно ч.1. ст.7.12. КоАП РФ.

Уголовная ответственность: если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 6 месяцев.

Шрифт на сайте журнала «Юрист компании»…

Всего голосов: 253

корпоративный юрист

Читайте в №9, 2018

☆ Полезная подборка для юриста

С 1 июня ГК изменится

Вступят в силу новые положения ГК о расчетах и финансовых сделках – займе, кредите, факторинге. Читайте, как работать по новым правилам.

Реальная стоимость юридических услуг не имеет значения для суда

Обзор судебной практики за прошлую неделю.

Как теперь получить документы об изменениях в ЕГРЮЛ

Поменялись правила, по которым инспекторы регистрируют и ликвидируют компании, а также вносят изменения в ЕГРЮЛ. Листы записи, свидетельства ИНН и уставы теперь будут выдавать только в электронном виде.

Памятка для юриста

Если организация или предприниматель использует в бизнесе социальные сети или мессенджеры, юристу необходимо принять особые меры предосторожности. Три правила работы.

Скачать образцы документов

ВЫБОР ГЛАВРЕДА

Система Юрист

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.

Шрифты в законе: о тонкостях авторского права на буквы

Авторское право на шрифты — рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с ним. Нередко — в качестве ответчика в суде. Так что будет полезным окунуться в юридическую сторону пользования шрифтами, чтобы такие неприятные моменты исключить из своей практики. Разобраться нам помог генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент» Алексей Козырев.

Краснодарское чаепитие

Первым делом, дабы продемонстрировать всю серьёзность темы, расскажем об одном сравнительно недавнем случае . В общем, как-то компания ООО «Кубань-Ти» на упаковке своего товара «Азерчай» использовала шрифт Taumfel.

У этого шрифта нашёлся правообладатель — индивидуальный предприниматель Сироткин Н.Ю. Бизнесмен предъявил претензию за нелегальное использование своего шрифта, но договориться не получилось. Тогда предприниматель подал в суд.

Арбитражный суд признал, что ООО «Кубань-Ти» использовало шрифт Taumfel незаконно, а следовательно вся продукция, на которой он был изображён, объявлена контрафактной. То есть суд запретил продажу и предложение к продаже этого товара. Также суд запретил хранение и перевозку этого товара тем предприятиям, кому контрафактный чай был уже отгружен.

Решение суда было опубликовано в «Коммерсанте». Правообладатель шрифта отсудил 1,5 миллиона рублей.

Впечатляет? А теперь давайте разбираться, как не попасть в похожую ситуацию.

С точки зрения права

Алексей Козырев, генеральный директор агентства защиты интеллектуальной собственности «Алтпатент»

PYB: — Какая специфика у авторского права на шрифты?

Алексей Козырев: — Шрифты регистрируются в качестве промышленных образцов. Вообще срок действия патента на промышленный образец довольно короткий, и его можно продлевать ограниченное количество раз. Всего максимальный срок действия патента — 25 лет. После этого промышленный образец по идее становится общедоступным. Но в случае со шрифтами этого не происходит.

На шрифты распространяется не только патентное, но и авторское право. Оно вообще не регистрируется, а начинает действовать автоматически в момент создания произведения. И действует в течение всей жизни автора и потом 70 лет после его смерти.

— Это мы конкретно о России говорим, верно?

— Да, конечно, о России. В разных странах — разное законодательство. Так, ещё в 1976 году Служба по авторскому праву в США заключила, что шрифты не должны рассматриваться в качестве объектов авторского права.

В России право пошло по другому пути. У нас считается, что шрифт — это продукт творчества, и поэтому авторское право на него действует.

— Какие ситуации среди конфликтов со шрифтами наиболее типичные?

— Ну вот типичная ситуация: дизайнер лазил в интернете, нашёл шрифт, скачал, установил, использовал его в своей работе. Может, даже уже успел зарегистрировать изображение с использованием этого шрифта в качестве товарного знака. А потому вдруг оказалось, что у этого шрифта есть правообладатель, и он не в восторге от такого использования его собственности. Тогда он требует оплатить продукт и компенсировать потери от нелегального использования. Это типичная ситуация не только для шрифта, но и для текста, фотографии, рисунка и тому подобного.

— А если шрифт скачан с сайта с бесплатными шрифтами?

— Бесплатность шрифта — это зачастую вообще не аргумент. Да, действительно есть шрифты, которые разрешено свободно использовать вообще как угодно — вроде вашего шрифта Nautilus Pompilius. Кстати, даже в таких случаях я бы рекомендовал связываться с правообладателем и просить дать какое-то документальное свидетельство, что он разрешает использовать шрифт. Правообладатель может в любой момент передумать и потребовать компенсации. В моей практике таких примеров нет, но чисто теоретически это вполне возможно. Если у вас будет в руках документ, вы сможете доказать, что использовали шрифт до того, как условия лицензии изменились.

Но бесплатные шрифты бывают полностью бесплатными далеко не всегда. Правообладатель может разрешать свободно использовать его шрифт только в личных или ознакомительных целях. Часто в лицензионном соглашении указывается, что в таких-то и таких-то случаях следует заплатить. Как правило, речь идёт о случаях коммерческого использования или просто публичной демонстрации.

Грани дозволенного

— Какие условия может диктовать правообладатель в лицензионном соглашении?

— Любые, не противоречащие закону. Потому что это сделка. В остальном условия регулируются рыночными отношениями. То есть правообладатель может устанавливать цену хоть в миллиард долларов, и ограничивает его аппетит только спрос на шрифт по такой цене.

— Допустим, дизайнер использовал платный шрифт в логотипе для клиента. Шрифт куплен им по всем правилам. По сути он продаёт клиенту не шрифт, а готовое произведение, готовый логотип. Но часто бывает, что правообладатель требует ещё и у клиента деньги за то, что у того теперь в логотипе его шрифт. Правомерно ли такое требование?

— Если в лицензионном соглашении написано, что правообладетель не претендует на конечные произведения, созданные с использованием его шрифта, то ничего он требовать, конечно, не может. Но, как я уже сказал, там могут быть очень разные условия. Так что чисто теоретически требование в вашем примере может быть вполне правомерным. Законом это предусмотрено.

Вообще вы можете использовать шрифт только так, как написано в соглашении. Любое использование, не предусмотренное в соглашении — нарушение прав собственника. То есть запрещено всё, что не разрешено.

Обычно условия разнятся в зависимости от цели использования. Если вам шрифт нужен для личных целей — написать себе что-то на фотообоях, например — цена будет одна. Если это коммерческое использование, и покупатель получит прибыль от использования шрифта, то логично, что продавец захочет получить долю от этой прибыли. Поэтому цена может быть привязана к единице продукции, на которой будет изображён этот шрифт, к объёму выручки или просто быть фиксированной суммой за определённый период пользования шрифтом. То есть это такая же сделка купли-продажи, как и все остальные. Продавец диктует условия — покупатель соглашается или нет.

Преступление и наказание

— Какими потерями может обернуться нарушение лицензионного соглашения?

— Если правообладатель понсёс убытки, и может доказать их размер, то он вправе требовать возместить их. Если, например, «пиратский» шрифт был напечатан на упаковке какой-то продукции, эту продукцию могут признать контрафактной. И истец вправе требовать изъятия и уничтожения этой продукции. В случае особо крупного ущерба можно потребовать уничтожить оборудование, которое использовалось для производства контрафактной продукции. Или даже ликвидации предприятия ответчика — редчайший случай, конечно, но такое бывало в спорах по интеллектуальной собственности.

— Размер убытков доказать бывает не так-то просто.

— Тогда есть другой вариант — потребовать вместо возмещения убытков компенсацию за нелегальное использование шрифта, согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ . В этом случае не нужно доказывать ни размер, ни даже сам факт убытков. Причём истец имеет право выбрать форму выплаты.

Можно произвольно выбрать сумму в диапазоне от 10 тысяч до 5 миллионов рублей компенсации. Но в этом случае суд, руководствуясь принципом разумности и справедливости, может снизить размер выплаты.

Более надёжный вариант — потребовать выплатить стоимость лицензии в двукратном размере. То есть при цене лицензии в 100 тысяч рублей можно смело запрашивать компенсацию в 200 тысяч рублей. Суд при этом будет не вправе уменьшать сумму. По крайней мере, для этого нужны очень веские основания. То есть не внутренние убеждения судьи, не абстрактная справедливость и разумность, а конкретные объективные аргументы и доказательства.

— Есть правообладатели, имена которых особенно часто фигурируют в подобных конфликтах. Порой из называют «патентные тролли».

— Когда мы говорим «тролли», мы подразумеваем какое-то недобросовестное поведение. На самом деле, «Студия Лебедева» и «ПараТайп» — как я понимаю, это о них речь — всего лишь добросовестные владельцы интеллектуальной собственности. Да, они очень ревностно следят за тем, чтобы их права и коммерческие интересы не нарушались. Работа у них в этом направлении поставлена довольно хорошо, и, видимо, от этой деятельности идёт значительный доход. В этом ничего предосудительного, я считаю, нет. В противном случае исчезает всякий смысл в обладании такого рода собственностью.

— Но, если судить по новостям, то они по суду требуют какие-то астрономические суммы компенсации.

— Да. Но, обратите внимание, эти суммы крайне редко удовлетворяются. Истец в подобных делах как правило запрашивает значительно больше разумной суммы. Как я и говорил, в конце-концов справедливую сумму в таких случаях определяет суд.

К слову, у меня были случаи, когда мои клиенты по недосмотру использовали шрифты, принадлежащие «Студии Лебедева» и «ПараТайп». Указанные правообладатели направляли досудебные претензии, клиенты шрифты приобретали, и на том дело заканчивалось. То есть это не кровожадные «тролли», как можно подумать. Просто забирают своё, и на мой взгляд, правильно делают.

— Часто ли конфликты по авторскому праву заканчиваются так же благополучно?

— Раз на раз не приходится. Всё же это соглашение, тоже своего рода сделка. Тут уж как договоришься.

— А если просто вежливо попросить прощения? Срабатывает такое?

— Может показаться смешным, но довольно часто этого действительно бывает достаточно. Даже если дело дошло до суда. Совсем недавно у нас был суд в Новосибирске: рассказ моего клиента напечатали без разрешения. И мой клиент запросил лишь оплату судебных издержек и публичные извинения. Очень удобно: и для ответчика не затратно, чтобы ему стало проще и дешевле согласиться с требованиями, и автор получает долю известности, которую может конвертировать в доход. Это ведь тоже пиар — бесплатно размеситить в СМИ сообщение о том, что есть такой автор, и у него есть произведение, которое издатели хотят напечатать, даже нарушая закон. Плюс это также сообщение о том, что автор свои права защищает, что предостерегает от нарушений всех остальных.

Юридический миттельшпиль

— То есть конфликты обостряются в случае, если компромиссный вариант оборачивается слишком большими потерями для какой-то из сторон?

— Чаще всего да, но не всегда правообладатель подаёт в суд из-за потерь или ради установления справедливости. Очень часто это делают ради пиара: чтобы раздуть дело, попасть в СМИ и так далее.

Иногда одна из сторон доводит конфликт до суда из принципа. Вот прямо сейчас у нас в работе такой случай. Клиент использовал в печатной продукции фотографии, на авторство которых претендует другой человек. Компенсация там маленькая, я бы посоветовал выплатить и забыть, иначе можно увязнуть в тяжбах на несколько лет. Но мой клиент решил доказывать свою правоту до конца, и я буду стараться помочь ему в этом.

— Если фотографии действительно чужие, неужели есть реальный шанс избежать ответственности?

— Да, конечно. Если истец не сможет доказать свои права на эти фотографии, то и компенсации он не получит. Конкретно в этом случае, по нашему мнению, он не представил документальные свидетельства об авторстве в достаточном объёме. Но бывают и более тонкие случаи. Например, часто удаётся доказать в суде, что произведение не является уникальным. То есть на момент его создания уже существовало точно такое же произведение. Богатая судебная практика по этому поводу, кстати, сложилась как раз по поводу шрифтов.

— Можно ли избежать наказания, изменив шрифт и выдав за новое уникальное произведение?

— Теоретически можно. Только вот очень часто в лицензионном соглашении стоит запрет на изменение произведения. То есть в случае провала придётся ответить ещё и за это нарушение.

— Как суд отличает изменённый шрифт от просто похожего? Есть какие-то критерии?

— Нет, задокументированных критериев нет. Уникальность определяет экспертиза. То есть квалифицированный специалист в данной области, имеющий статус эксперта, пишет заключение, и оно представляется в суд в качестве доказательства.

— Но ведь дизайн — это не точная наука, и любое заключение по этому поводу можно объявить всего лишь субъективным мнением эксперта.

— Да, можно. Часто так и делают. Правообладетель делает досудебную экспертизу, чтобы были основания для иска. На суде ответчик ставит под сомнение результаты и требует независимой экспертизы. Независимую экспертизу назначает суд. Но одна из сторон — или даже обе — могут не согласиться и с ней. Тогда делается ещё одна экспертиза. И так далее. Ведь, действительно, произведение может быть настолько изменено, что будет обладать своей собственной оригинальностью, а критерии, по которым эксперты отделяют одно от другого зачастую исходят из их субъективного мнения. Поэтому и результаты экспертизы у разных экспертов могут отличаться кардинально. Так что в этих разборках можно надолго увязнуть.

— Экспертиза наверняка стоит немалых денег. Выходит, долгие суды по таким вопросам могут влелеть в копеечку.

— Да, удовольствие не из дешёвых. Поэтому чаще всего юристы стремятся прийти к консенсусу ещё до суда. Это экономит деньги, время, нервы. Зачастую — спасает репутацию клиенту. И радует, когда вторая сторона стремится к тому же.

Вот недавно у меня был очень успешный такой случай как раз со шрифтами. Моему клиенту-издателю предъявили претензию на использование шрифтов на обложках журнала. Всего предъявили претензии по 7 шрифтам, но по 4 из них мы смогли до суда доказать, что нарушений нет. Мы провели сравнительный анализ и убедили правообладателя, что его шрифты и использованные на обложке отличаются достаточно сильно, чтобы быть разными оригинальными произведениями. По остальным — сошлись на том, что мой клиент приобретёт лицензию на общих основаниях. Такой вариант всех устроил, в суд не пошли.

— Напоследок, дайте совет нашим читателям, как оградить себя от юридических проблем со шрифтами?

— Прежде всего, нужно внимательно относиться к тому, что вы используете. В суде никто не будет выяснять, намеренно вы «спиратили» шрифт или нечаянно. Наше законодательство обязывает предпринимателя принять все меры по недопущению нарушения его бизнесом прав третьих лиц. Если ваша деятельность нарушила права автора шрифта, вы виноваты без всяких «но». Поэтому при использовании шрифта нужно обязательно поинтересоваться, кто его правообладатель, и очень внимательно прочесть лицензионное соглашение к этому шрифту. И, конечно, нужно всегда иметь документы, доказывающие, что вы используете данный шрифт правомерно.

Шрифт авторского права

В апреле 2018 г. известный российский дизайнер Артемий Лебедев опубликовал на своей странице ответ одной компании на претензионное письмо о незаконном использовании шрифта.

Как следует из публикации А. Лебедева, некоторые компании незаконно используют фирменные шрифты его студии при оформлении собственных продуктов и проектов.

Конечно, яркий и оригинальный шрифт при оформлении того или иного продукта является залогом успешной маркетинговой кампании, а также наряду с другими объектами интеллектуальной собственности позволяет «создать необходимые эмоции и вызвать определенные ассоциации у потребителя» [1].

Тем не менее, для исследователей в области права интеллектуальной собственности закономерным является вопрос об охраноспособности шрифта как объекта авторского права. В частности, Е.И Каминская, анализируя некоторые судебные решения, верно отмечает, что в судебных актах, как правило, отсутствует какая-либо конкретная эффективная методика охраноспособности шрифта, а также «в практике судов не прослеживается признаков выработки сколь-нибудь практически работающих для установления факта охраноспособности шрифта ориентиров» [2].

Суды, как правило, квалифицируют шрифт как произведение графики или дизайна.

Так, в качестве примера можно привести дело А40-211718/2015, в котором суд указал следующее. «Шрифт является самостоятельным охраняемым объектом авторского права и относится к произведениям графики, представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма, воплощаемой на материальном носителе. Шрифт как объект авторского права может быть воспроизведен без использования типографских литер, так как современные средства для печати используют принципиально иные способы формирования изображения на носителе, к каковым относятся принтеры различного типа. Такой шрифт, воспроизводимый в виде файла или на носителе с помощью программного обеспечения ЭВМ, продолжает охраняться авторским правом как объект графики. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации авторское право распространяется на каждую часть шрифта (букву, символ, знак), так как по своему характеру каждая такая часть является самостоятельным результатом творческого труда автора».

В другом деле [3] Суд по интеллектуальным правам установил следующие критерии:

— шрифт должен быть оригинальным и легко узнаваемым;

— шрифт может имеет самостоятельную художественную ценность;

— создание шрифта требует индивидуальной умственной деятельности, направленной на выражение эстетических представлений о внешнем виде букв и других знаков;

— шрифт — это оригинальное произведение творчества автора.

Отвечая на вопрос о творческом характере деятельности по созданию шрифта, СИП в деле А40-20099/2014 указал: «утверждение заявителя кассационной жалобы о том, что элементы шрифта в отдельности не отражают творческого характера деятельности по их созданию по причине простоты и неотличимости от знаков другого шрифта, носит противоречивый характер, так как именно творческий характер, по мнению суда, обусловил применение ответчиком шрифта при оформлении обложки спорной книги» [4].

1. Киселева А.Ю. Шрифт как объект авторского права в России и США // ИС. Авторское право и смежные права. 2015. N 5. С. 25 — 32.

2. Каминская Е.И. Вопросы охраноспособности и ответственности за нарушение авторских прав в отношении шрифтов, карт, фотографий как объектов авторского права // Комментарий судебной практики / отв. ред. К.Б. Ярошенко. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, КОНТРАКТ, 2018. Вып. 23. С. 73 — 95.

3.Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.12.2015 N С01-1029/2015 по делу N А40-184371/2014.

4.Постановление Суда по интеллектуальным правам от 12.12.2014 N С01-1268/2014 по делу N А40-2009/2014. См. так же Киселева А.Ю. Шрифт как объект авторского права в России и США // ИС. Авторское право и смежные права. 2015. N 5. С. 25 — 32.

Шрифт юрист

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда нужно выбрать шрифт: для презентации, объявления, поздравления, резюме или для собственного сайта. Арт-директор «Медузы» Сергей Сурганов написал инструкцию о том, как и где найти подходящий шрифт и как его правильно использовать.

1. Разберитесь в видах шрифтов

Существует множество разных классификаций шрифтов. Все они противоречат друг другу, так что в них легко запутаться. Самая простая классификация выглядит примерно так: есть шрифты с засечками (антиквы), без засечек (гротески) и все остальные.

Антиква — это шрифт с засечками, а гротеск — без засечек.

К последней группе можно отнести рукописные шрифты (они имитируют почерк или каллиграфию), моноширинные (как в печатных машинках или в редакторе кода), символьные (значки, символы, эмодзи) и акцидентные — так называются любые декоративные шрифты для оформления крупных надписей, заголовков и логотипов.

Есть две основные группы шрифтов — антиквы и гротески. Антиквы — это шрифты с засечками, гротески — без засечек.

2. Используйте шрифт с засечками для длинных текстов

Когда вы оформляете любой длинный текст (статью, резюме, письмо, инструкцию), стоит использовать шрифт с засечками, то есть антикву. Считается, что длинный текст, набранный таким шрифтом, легче читать. В традиционной книжной верстке тоже используются именно антиквы, поэтому если вы делаете что-то похожее, то выбор ясен.

Если вы пользуетесь Windows, среди антикв хорошим выбором будет Georgia (такой шрифт используется на сайте The New York Times) или Garamond (классическая антиква, которая идет в комплекте с Microsoft Office). На Mac OS тоже есть Georgia, а также прекрасные Iowan Old Style (один из шрифтов в читалке iBooks), Charter (который хорошо подходит для печати в маленьком размере) и PT Serif (его можно бесплатно скачать для Windows).

Шрифт с засечками хорошо подходит для набора длинных текстов. На Windows используйте Georgia или Garamond, а на Mac OS — Iowan Old Style или Charter.

3. Используйте шрифт без засечек для коротких текстов

Шрифты без засечек, то есть гротески, окружают нас повсюду — они используются на сайтах, в интерфейсах, логотипах, рекламе, навигации, упаковке и даже в книгах. C конца XIX века этот тип шрифтов ассоциируется со всем современным, поэтому если вы делаете слайдовую презентацию или выбираете шрифт для логотипа вашей новой компании, смело используйте гротеск.

Для пользователей Windows можно порекомендовать стандартные Verdana, Tahoma и Segoe UI (и, пожалуйста, никакого Arial и Calibri!). У пользователей Mac OS к уже упомянутым Verdana и Tahoma также добавляются Helvetica Neue и Helvetica (про этот шрифт даже сняли целый фильм). А вот отличный San Francisco, новый фирменный шрифт Apple, который используется во всех интерфейсах, упаковке и с недавних пор на официальном сайте, почему-то недоступен для использования внутри системы по умолчанию, поэтому его приходится скачивать и устанавливать отдельно.

Используйте шрифт без засечек для всего, что не является длинным текстом. На Windows используйте Verdana или Tahoma, а на Mac OS — их же или Helvetica Neue.

Шрифт юрист

Десктопная лицензия « Филатайпа» не разрешает встраивать шрифт в тексты страниц. При этом шрифт по этой лицензии можно использовать для изготовления иллюстраций на сайте.

Если не купить отдельную веб-версию , подобное поведение будет считаться нарушением лицензии. Правообладатель может сравнительно легко засудить заказчика, а тот, в свою очередь, нас ( не забыв взыскать судебные издержки и изрядно подмочив нашу репутацию).

Здесь есть два варианта.

1. Купить веб-лицензию . Для планируемого ежемесячного трафика в 100 000 человек стоимость сравнительно небольшая ( 40 $ — это ≈0,5 % от бюджета проекта). Но здесь важно донести до заказчика условия веб-лицензии и получить его согласие, т. к. 100-кратное увеличение месячного трафика увеличивает стоимость лицензии почти в 25 раз.

Плюс в том, что лицензию можно « апгрейдить» по мере необходимости, а не покупать сразу « на вырост». Лицензии кумулятивны, т. е. суммируются ( для апгрейда с 100 до 150 нужно заплатить только за 50).

2. Использовать другой шрифт. Возможно, получится найти похожий, но бесплатный шрифт или с более привлекательной ценой / условиями, если клиент планирует серьезное увеличение месячной аудитории и не доволен расценками « Филатайпа».

Сейчас шрифт используется неправомерно. Купленная нами десктопная лицензия разрешает устанавливать шрифт, создавать картинки и документы, печатать и распространять их, не тиражируя файлы шрифта. Самостоятельно преобразовав шрифт в веб-формат , мы уже нарушили условия его использования, даже если применять его будем только мы и только на своём сайте.

Вариантов выхода из ситуации два.

Первый — приобрести веб-версию шрифта Олни Медиум, стоит она всего 20 $. Обрати внимание — сделать это надо от имени « Главпотребдизайна». Если стоимость сайта ещё не зафиксирована в договоре, то можно попробовать увеличить её, обсудив с клиентом. Если корректировать смету поздно, то нужно приобрести лицензию за свой счёт — репутация стоит дороже.

Второй — изменить шрифт, обсудив это с клиентом.

Десктопная лицензия Филатайпа прямо запрещает конвертацию и встраивание десктопного шрифта в сайты. Для того, чтобы исправить нарушение, надо купить лицензию на использование начертания в вебе на Fontspring.com за 15$ ( около 500 рублей). После покупки лицензиат получает право использовать начертание на своих сайтах независимо от их посещаемости.

Чтобы использовать шрифт на сайте нужно купить специальную лицензию. На майфонтсе это называется Webfont. Причем купить можем и мы, но лицензиатом обязательно должен быть клиент, не забудь указать его реквизиты и адрес сайта ( там есть специальная форма).

На будущее — всегда проверяй? сколько стоит лицензия для использования на сайте. Сейчас нам повезло, лицензия на 100 000 просмотров сайта с этим шрифтом стоит 40 $. Обычно это стоит сильно дороже. И нужно будет предварительно договариваться об этом с клиентом.

Мы нарушили условия лицензии. Правообладатель подаст в суд на нашего заказчика, наш заказчик взыщет всё с нас и на суде мы проиграем. Лучше купить шрифт прямо сейчас.

Вкратце — сейчас ситуация не очень хорошая, есть нарушения.

С точки зрения лицензионного соглашения:

1. Вы отдали клиенту купленный на юрлицо студии шрифт ( нарушение пункта о нетрансферности десктопной лицензии).

2. Использовали десктопную лицензию вместо веб-лицензии ( нарушение пункта о предназначении десктопной лицензии).

С точки зрения закона об авторском праве вы нарушили исключительное право на произведение, осуществив распространение экземпляра шрифта, его воспроизведение, а также публичный показ. Что делать?

Клиенту необходимо купить лицензию шрифта на своё юридическое лицо. Типом лицензирования должен быть Webfont. Если присланная статистика в 100 000 ежедневных уникальных посетителяй верна, то ежемесячное число просмотров необходимо установить в 3 100 000. При дальнейшем увеличении числа посетителей возможна докупка лицензий по принципу однократного платежа Pay once.
Это обойдётся клиенту в 458 долларов и 22 цента.

Если в договоре бюджет определялся для сайта « под ключ», то студии необходимо сделать клиенту скидку на эту сумму.

Десктопная лицензия нарушена дважды:

— нельзя встраивать шрифт на сайт через « фонтфейс»;
— нельзя хранить шрифт в открытом доступе.

Грозит это разбирательством сперва между правообладателем и клиентом ( могут просто предупредить и попросить приобрести лицензию, а могут и вызвать в суд), а потом и между клиентом и нами. В таком виде оставлять нельзя ни в коем случае, в лучшем случае нам придется покупать шрифт позже, теряя лояльность клиента. Варианты решения задачи:

1) Купить лицензию Webfont. Лицензия дает право встраивать шрифт через « фонтфейс» и ограничена количеством просмотров страниц в месяц. Я знаю, что на сайт в день заходят 100 000 уникальных посетителей, но у меня нет данных о количествах просмотров, для предварительного расчёта возьму равным 30: 31 день × 100 000 посетителей × 30 просмотров = 93 млн просмотров / месяц. Стоимость лицензии составит 4 688,89 $. Пересчитать с реальным количеством просмотров можешь тут: http://www.myfonts.com/fonts/philatype/olney/medium/buy.html.

2) Десктопная лицензия даёт право использовать шрифт в вебе в составе картинок. В этом случае надо уточнить, на кого куплена лицензия. Если на нас, то необходимо передать весь комплект поставки ( шрифт, регистрационные документы, лицензионное соглашение, руководство по использованию, печатные материалы, копии) клиенту и уведомить об этом правообладателя.

3) Использовать другой шрифт. В данном семействе шрифтов есть бесплатный: http://www.myfonts.com/fonts/philatype/olney/light/

Тратить на покупку шрифта половину бюджета проекта нецелесообразно, поэтому предлагаю обсудить второй и третий варианты.

Встраивание шрифта через « фонтфейс» нарушает десктопную лицензию ( EULA). Эта версия лицензии не разрешает использовать « фонтфейс». Фактически, она явно запрещает это двумя фразами: « you will not distribute the fonts to people outside of your organization» — нельзя распространять за пределы организации, the fonts can be embedded in other software files, such as Portable Document Format ( PDF) or Flash files, but you will take all reasonable care to embed the fonts in such a way that they cannot be extracted from the files you create — шрифт можно встраивать в некоторые файлы, но только так, чтобы их оттуда нельзя было извлечь.

Насколько я понял, конструкция @ font-face позволяет загрузить нужный шрифт на компьютер пользователя, чтобы потом использовать его для оформления текста на странице сайта. При этом на компьютер посетителя сайта будут сохранены сами файлы шрифта. Таким образом он получит к ним доступ. Фактически, это нарушения пользовательского соглашения EULA, которое по законодательству является лицензионным договором. Нарушая его, вы нарушаете авторские права. А это основание для суда ( ст. 1252 Гражданского кодекса РФ).

В суде правообладатель может потребовать возместить убытки или взыскать компенсацию в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей ( ст. 1301 ГК РФ). А если сумма ущерба превысит 100 тысяч рублей, то часть 3 статьи 146 Уголовного кодекса предусматривает до шести лет лишения свободы.

Чтобы загружать шрифт через @ font-face и не нарушать EULA, надо докупить лицензию для веб-шрифтов . Но тут есть нюанс. По webfont лицензии этого шрифта есть ограничение на число просмотров страниц: « the total traffic, measured in page views, of all Websites Using a Licensed Web Font must be no greater than the number of page views specified in your account at located at www.myfonts.com». Для этого лицензия требует установки счетчика просмотров на всех страницах со шрифтом.

Чтобы всё сделать правильно, при покупке лицензии на myfonts.com в корзине следует выбрать число просмотров в месяц. Например, вы используете шрифт только на одном сайте, на всех его страницах. Сайт посещают 100 тыс. посетителей в день. Если каждый просматривает только 1 страницу, то понадобится купить лицензию на 3 миллиона просмотров за 2681 $. Цена 30 миллионов просмотров — 11333 $

Учти, что эта лицензия разрешает использовать только технологию @ font-face . Все остальные, например, sIFR, Cufón или Typeface.js — запрещает.

Из сложившейся ситуации я вижу несколько способов выхода.

1. Самый простой и, видимо, самый дорогой — это купить webfont лицензию на нужное число просмотров. Я не знаю всех деталей ваших договоренностей с заказчиком. Возможно, вам удастся договориться, и он согласится приобрести лицензию на необходимое число просмотров.

2. Использовать шрифт, не загружая его через @ font-face .

2.1. Загружать текст изображением. Этот вариант разрешен десктопной лицензией. Может подойти вам, если вы используете шрифт на сайте не повсеместно, а только для заголовков.

2.2. Технология sIFR. Если я правильно понял, для подстановки шрифта используется Flash. В fla-файл внедряется шрифт, генерируется Flash-ролик . Затем при отображении страницы с помощью JavaScript на место заменяемого элемента внедряется Flash-ролик , занимающий то же самое место и имеющий те же размеры, что и замененный текст. В десктопной версии лицензии есть разрешение внедрять шрифт в Flash файлы при условии, что вы будете принимать все разумные меры, чтобы встроить шрифты таким образом, что они не могут быть извлечены. Если ваши технологи подтвердят, что при использовании sIFR шрифт нельзя извлечь, то это может стать хорошим решением проблемы с юридической точки зрения. Но я знаю, что не все устройства поддерживают Flash. Тебе обязательно надо обсудить это с технологами.

2.3 Тypeface.js. Как я понял из документации, используется похожий принцип. Но вместо сгенерированного Flash ролика используется описание каждого символа шрифта в формате JSON, который генерируется из оригинального файла шрифта. Затем для отрисовки заменяемого элемента используется canvas или VML.

Здесь у меня возникли серьёзные опасения. Насколько легитимно использование векторного представления шрифта ( его SVG/VML модели)? С одной стороны это похоже, на встраивание ( embedded in other software files, such as Portable Document Format ( PDF)), с другой — может быть расценено не в вашу пользу. Если дойдёт до суда, то придется доказывать легитимность этого способа, приглашая эксперта. Я не уверен, что это будет легко сделать. Как юрист, я не рекомендую использовать этот способ.

3. Не использовать шрифт. Я юрист, а не дизайнер. И допускаю, что такой мой совет ты можешь интерпретировать, как вторжение в твою профессию. Но, если все предыдущие варианты не подойдут, это единственный способ не нарушить закон. Я бы выбрал его. Уверен, что ты сможешь найти бесплатный шрифт, который заменит этот. Я видел как ты решал гораздо более сложные, на мой взгляд, дизайнерские задачи.

Если шрифт уже утверждён у заказчика, то тебе стоит всё ему открыто рассказать. Я бы на месте заказчика расценивал это не как признание непрофессионализма, а как раз наоборот. Студия ведет себя ответственно, не скрывает проблемы, и старается учесть все риски. А это полезно для проекта.

Предлагаю обсудить это по телефону или в скайпе.

Смотрите так же:

  • Ндс за 4 квартал 2014 года как сдавать Выпуск для бухгалтера от 19.01.2015 Обзор Налоговых новостей для бухгалтера от Учет-Сервис Выпуск №1 (115) от 19 Января 2014 года Декларация по НДС за 4 кв.2014 года предоставляется не позднее 25 января С 1 января 2015 г. срок представления […]
  • Встать на учет по беременности в железнодорожном Медицинский центр в Железнодорожном Многопрофильный медицинский центр ООО «Мед Гарант» существует на рынке медицинских услуг Московской области с 2009 года. Мы оказываем медицинские услуги населению области как на коммерческой основе и в системе […]
  • Ст 131 ук рф пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" (Скрипченко Н.Ю.) Дата размещения статьи: 02.04.2016 Постановление […]
  • Ст 2325 коап рф Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 241-ФЗ “О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 17 июля 2018 года Одобрен Советом Федерации 24 июля […]
  • Закон об ооо с 1 сентября 2014 С 1 сентября 2014 года вступает в силу федеральный закон, которым внесены изменения в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ Изменения касаются вопросов организационно-правовых форм юридических лиц, а также некоммерческих корпоративных […]