Система муниципального права как отрасли российского права

Система муниципального права как отрасли права. Муниципально-правовые нормы и институты.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1. местное самоуправление в системе народовластия;

2. основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3. предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4. гарантии местного самоуправления;

5. ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы – нормы права, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Специфическими чертами муниципально-правовых норм является то, что они возникают в результате правотворческой деятельности органов местного самоуправления. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой какой-либо другой отрасли права.

Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

Муниципальное право как отрасль российского права обладает признаками системного правового образования. Это значит, что внутри данной системы происходит деление права на институты т.е. однородные нормы, регулирующие определенные группы общественных отношений, входящих в предмет этой отрасли.

В теории муниципального права система рассматриваемой отрасли права определяется как «объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений» См. подробнее Кутафин О.Е, Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Юрист, 2004. — С. 35. .

Таким образом, систему муниципального права составляют следующие институты:

  • правовые основы местного самоуправления;
  • территориальные основы местного самоуправления;
  • организационные основы местного самоуправления;
  • финансово-экономические основы местного самоуправления;
  • компетенция органов местного самоуправления;
  • переданные государственные полномочия органов местного самоуправления;
  • ответственность органов местного самоуправления;
  • особенности организации местного самоуправления.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Муниципальное право как отрасль российского права

1. Понятие муниципального права как отрасли российского права.

Муниципальное право — это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

2. Предмет муниципального права как отрасли российского права.

Предмет муниципального права — это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:

— Общественные отношения между субъектами местного самоуправления.

— Общественные отношения в сфере деятельности муниципальных органов власти.

3. Метод муниципального права как отрасли российского права.

Метод муниципального права — это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.

Система методов муниципального права:

4. Система муниципального права как отрасли российского права.

Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы:

— Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

— Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права.

5. Понятие источников муниципального права.

Источники муниципального права — это нормативные правовые акты, которые содержат норма права, лежащие в сфере действия муниципального права.

Система источников муниципального права:

— Конституция РФ (глава 8, статьи 3, 8,9,12,32 Конституции РФ)

— Федеральные законы РФ ( ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г , ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»).

— Указы Президента РФ (в частности, указ « О конгрессе муниципальных образований», указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»).

— Постановления Правительства РФ

— Постановления Конституционного суда РФ

— Нормативно-правовые акты субъектов РФ (Конституции и уставы субъектов РФ, иное законодательство субъектов РФ).

— Международные договоры, ратифицированные РФ (в частности, Европейская Хартия Местного Самоуправления).

6. Понятие муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

7. Классификация муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

По объекту правового регулирования:

— нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления

— нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления

— нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы

— нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения.

— нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

— управомочивающие правовые нормы

— обязывающие правовые нормы

— запрещающие правовые нормы

По территориальным пределам действия:

— нормы, действующие на всей территории Российской Федерации

— нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации

— нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

По методу правового регулирования:

— Императивные правовые нормы

— Диспозитивные правовые нормы

По назначению в механизме правового регулирования:

— Материальные правовые нормы

— Процессуальные правовые нормы.

8. Понятие муниципально-правовых отношений.

Муниципально-правовые отношения — это общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и подлежащие регулированию муниципально-правовых норм.

9. Классификация муниципально-правовых отношения.

Виды муниципально-правовых отношений:

— общественные отношения в сфере организации местного самоуправления

— общественные отношения в сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления

— общественные отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы

10. Субъекты муниципально-правовых отношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений — это участник общественных отношений в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения, наделенный конкретными правами и обязанностями.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений:

— органы местного самоуправления

— иные государственные и негосударственные органы и организации.

§ 5. Система муниципального права как отрасли права

В современной правовой литературе под системой права понимают внутреннее строение отрасли права, в которой с учетом регулируемых ею групп общественных отношений, составляющих предмет отрасли права, выделяют комплексы правовых норм, представляющие соответствующие правовые институты.

Система муниципального права — это не просто выделение однородных правовых норм в соответствии со структурой Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ее построение обусловлено потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

В учебной литературе система муниципального права определяется как «объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений»*(23). Система муниципального права позволяет раскрыть внутреннюю логику муниципально-правового регулирования, указывает на последовательность, очередность закрепления того или иного круга, сферы муниципальных отношений с учетом их значимости и относительной обособленности*(24).

Нередко за основу системы муниципального права и выделения муниципально-правовых институтов берется структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вероятно, такой подход навеян системой конституционного права, в основе которой лежит конституция государства, а также системами ряда ключевых отраслей права, прежде всего гражданского и уголовного, которые соответствуют структуре главного источника отрасли. При таком подходе следует все же помнить, что и структура основного кодификационного акта отрасли, и вся система отраслевого законодательства как раз и предопределены научно сформулированными закономерностями развития соответствующих общественных отношений и потребностями их нормативного правового регулирования. В конечном счете образуется единство системы соответствующей области правовой науки и структуры отрасли права. Однако расположение правовых норм в актах законодательства может отличаться своеобразием, усмотрением авторов текста и законодателя и не всегда быть синхронным с системой отрасли права.

В основе системы муниципального права как отрасли права — его деление на муниципально-правовые институты. Их образуют близкие по объекту и характеру правового регулирования нормы. Система институтов муниципального права носит сложный, недостаточно упорядоченный характер. Сама природа самоуправленческих (муниципальных) отношений свидетельствует о возможности их отнесения не только к институтам муниципального права. В связи с этим представляется обоснованным характеризовать систему муниципального права как объединяющую наиболее близкие институты в своеобразные комплексы — группы институтов, а не просто как перечень институтов (они тем более носят во многом «пограничный», взаимопроникающий характер).

К числу таких комплексов муниципальных институтов муниципального права относятся:

местное самоуправление как форма народовластия, как важнейшее связующее звено между государством и гражданским обществом. В этот комплекс входят институты, раскрывающие права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления, раскрывающие основные понятия и термины, такие как местное самоуправление, правовая и территориальная основы, принципы местного самоуправления, вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

комплекс институтов, устанавливающих экономические основы местного самоуправления, в который входят институты муниципальной собственности и муниципального имущества, местных бюджетов, межмуниципального экономического сотрудничества;

комплекс институтов, связанных с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления: по решению вопросов местного значения на уровне муниципальных образований; по организации межмуниципального сотрудничества; по осуществлению органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

комплекс институтов, регулирующих деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Нормами данного комплекса устанавливается система органов местного самоуправления, определяется статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица, устанавливается система муниципально-правовых актов и т.д.;

система институтов, объединяющих нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью. Исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность, устанавливается ответственность перед населением муниципального образования, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. В этот же комплекс входит институт временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления;

комплекс институтов, нормы которых обеспечивают гарантии местного самоуправления. Это институты, определяющие участие и ответственность органов государственной власти федерального уровня и уровня субъекта в области местного самоуправления. К ним можно отнести выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, право на судебную защиту и запрет на ограничение прав местного самоуправления.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Понятие муниципального права и местного самоуправления

Муниципальное право — относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права датируется началом 90-х гг. XX в. В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права.

В теории права под отраслью права понимается обособившаяся внутри системы права совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Муниципальное право направлено на регулирование общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

С. И. Ожегов дает следующее определение термину «местное самоуправление»: внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе. Однако необходимо отметить, что это определение было дано в то время, когда местного самоуправления в нашей стране практически не существовало.

Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция РФ. Согласно ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Названная статья также подчеркивает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Именно это последнее положение породило ряд споров в правовой литературе относительно соотношения государственной власти и местного самоуправления.

Кроме этого местное самоуправление упоминается еще в ряде статей Конституции (в частности, в ст. 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 и др.), а также организации местного самоуправления посвящена гл. 8 Конституции (ст. 130-133). Тем не менее в Конституции не дается определения понятию местного самоуправления.

Законодательные определения местного самоуправления даются в ч. 2 ст. I Закона о местном самоуправлении 2003 г. и в ч. 1 ст. 2 Закона о местном самоуправлении 1995 г. Различие между данными определениями не носит принципиального характера. В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. местное самоуправление в Российской Федерации — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Следует отметить, что определение местного самоуправления в российском законодательстве несколько отличается от используемого в Европейской хартии. В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Как видно, в Хартии под местным самоуправлением в первую очередь понимается деятельность органов местного самоуправлении, в то время как российский закон подчеркивает участие населения.

Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ч. 2 ст. 3 Конституции. Местное самоуправление может осуществляться народом непосредственно или опосредованно, путем создания органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, таким образом, обеспечивается опосредованное участие населения в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.

Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой позитивной ответственности, которая обозначает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 ГК).

Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых реализовывается населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В отличие от Закона о местном самоуправлении 1995 г. Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает различные вопросы местного значения для разных видов муниципальных образований. Конкретный перечень вопросов местного значения каждого муниципального образования закрепляется в его уставе.

Вопросы местного самоуправления могут решаться только населением или органами местного самоуправления самостоятельно. Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»» передача органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения органам государственной власти недопустима. Случаи временного исполнения органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления предусмотрены ст. 75 Закона о местном самоуправлении 2003 г.

Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

Изначально муниципальное право возникло как подотрасль конституционного права. В силу этого некоторые ученые и в настоящее время не рассматривают его в качестве самостоятельной отрасли. Мнение о муниципальном праве как подотрасли конституционного права обычно основывается на том, что местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего Конституция включает отдельную главу, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления. Кроме того, особенностью подотрасли является наличие в ее составе общего института, закрепленного, как правило, в особой главе кодифицированного нормативного акта1. В качестве такого кодифицированного акта применительно к муниципальному праву рассматривается Конституция. Однако Конституция является особым актом, носящим нормативно-учредительный характер и содержащим в себе основы всех отраслей российского права. Поэтому, придерживаясь данной точки зрения, с тем же успехом к подотраслям конституционного права можно отнести и административное, и гражданское, и трудовое, и иные отрасли права.

Правовое регулирование местного самоуправления отнюдь не исчерпывается конституционными нормами. А. Н. Костюков совершенно верно указывает, что общественные отношения, регулируемые конституционным и муниципальным правом, различаются. Конституционное право регулирует отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества. Муниципальным правом регулируются отношения, возникающие при реализации права населения на местное самоуправление. Муниципальное право конкретизирует положения конституционного права в области местного самоуправления.

Слово «муниципальный» происходит от латинского обозначающего буквально «самоуправляющаяся община». О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев уточняют, что по-латыни значит «тяжесть, тягота, бремя», а «беру, принимаю». Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами2.

В процессе становления отрасли российского права, регулирующей организацию и функционирование местного самоуправления, за ней утвердилось наименование «муниципальное право», несмотря на наличие в русском языке близкого в данном случае по значению термина «местное право». Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В различных нормативных актах, затрагивающих данную сферу, чаще используется термин «местный». Так, Конституция и другие нормативные акты упоминают о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве предусматривается существование муниципальной собственности, муниципальных образований. Поэтому наименование отрасли права, направленной на регулирование местного самоуправления, в качестве «муниципального права» представляется вполне допустимым.

Термин «муниципальное право» понимается не только как отрасль права, но и еще в двух значениях: как научная дисциплина и как учебная дисциплина. Все эти понятия взаимосвязаны между собой, так как имеют один источник — сферу общественных отношений, возникающих при организации и деятельности местного самоуправления. Однако каждое из этих понятий имеет свое специфическое содержание.

1.Понятие муниципального права. Муниципальное право России как отрасль российского права.

Муниципальное право – это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на осуществление местного самоуправления непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Понятие муниципальное право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельное правовое образование в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Основу муниципального права составляют традиционно нормы конституционного права, а также административного права. Эти отрасли по-прежнему играют ведущую роль в правовом закреплении основных принципов функционирования местной власти — местного самоуправления. Кроме того, в его содержание входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права, которые также определяют полномочия местного самоуправления в различных сферах местной жизни. Важную роль в регулировании муниципальных отношений играют акты международного права, напр. Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.).

Муниципальное право, как отрасль российского права, призвана регулировать:

•отношения, связанные с местом местного самоуправления в конституционном механизме РФ;

•договорные отношения по взаимным обязательствам’ муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня;

•отношения, связанные с образованием, видами и структурой муниципальных органов и других организационных форм осуществления местного самоуправления;

•отношения, связанные с установлением, разграничением и реализацией компетенции (полномочий) в области местного самоуправления;

•отношения, касающиеся особенностей организации и деятельности муниципальных образований различного уровня;

•отношения в сфере местных налогов, местного бюджета, муниципальной собственности и т.п.;

•отношения, вытекающие из статуса муниципальных органов как юридических лиц.

2.Предмет и метод муниципального права.

Под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на осуществление местного самоуправления непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ.

Субъектами муниципальных правоотношений являются население муниципального образования, муниципальное образование, граждане, органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления, органы государственной власти и др.

Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное право состоит из следующих правовых институтов:

•общие правовые принципы местного самоуправления;

•территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления;

•предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

•государственные гарантии осуществления местного самоуправления;

•ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью.

Муниципальное право тесно взаимосвязано с другими отраслями российского права, такими как конституционное право, административное право, гражданское право.

Метод муниципального права.

Муниципальное право, будучи комплексной отраслью, заимствует методы, используемые в разных отраслях. Поэтому правовое регулирование в ней основано на сочетании частноправового (диспозитивного) и публично-правового (императивного) методов. В целом для местного самоуправления как публично-правового института характерно преобладание публично-правовых методов, хотя предметная деятельность органов местного самоуправления, связанная с реализацией их компетенции, регулируется частноправовыми методами.

В целом главными признаками метода правового регулирования можно назвать следующие:

•каково устанавливаемое юридическое положение сторон;

•с какими юридическими фактами связываются возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

•как определяются права и обязанности субъектов правоотношений;

•как защищаются права и обязанности субъектов правоотношений. Для метода муниципального права как комплексной отрасли характерно ориентирование на дозволение и обвязывание. Большое значение имеет использование метода рекомендаций. Муниципальное право отличается от других отраслей права сочетанием императивного и диспозитивного методов регулирования отношений.

Смотрите так же:

  • Управление городским имуществом свао Управление городским имуществом в СВАО (объединено с ДЗР) Единый телефон 8 (495) 777-77-77 Электронная почта: dgi@mos.ru Начальник управления Ильина Лариса Владимировна Тел. 8 (495) 619-98-91 Прием и выдача документов в режиме "одного окна": […]
  • Тесты для юристов банка Тесты Сбербанка Сбербанк – коммерческий банк, но его контрольный пакет акций принадлежит Центробанку, что, впрочем, делает его еще привлекательней для вкладчиков благодаря прямой поддержке государства. Привлекателен Сбербанк не только вкладчикам, […]
  • Смерть ребенка в детском саду в барнауле Чиновники опровергли вину детсада в смерти девочки в Москве Куратор образовательных организаций Троицкого и Новомосковских округов Москвы Павел Карпов заявил, что появившаяся в СМИ информация о том, что умершая в пятницу утром на территории […]
  • Гражданский кодекс статья 139 СТАТЬЯ 139. СЛУЖЕБНАЯ И КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА. ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГК РФ) Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Подраздел 3. ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Глава 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 139. Служебная и коммерческая тайна 1. Информация […]
  • Задолженность судебным приставам ижевск Банк данных исполнительных производств В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в […]