Ст 84 упк рф с комментариями

Статья 84. Амнистия

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к Ст. 84 УК РФ

1. Амнистия (amnestia) — в переводе с греческого означает забвение, прощение и представляет собой правовую форму государственного прощения лиц, совершивших преступления. Амнистия находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции) и объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ (п. «е» ст. 103 Конституции) путем принятия постановления об объявлении амнистии и постановления о порядке применения постановления об объявлении амнистии. Амнистия применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, сокращение неотбытой части наказания, снятие судимости и др.

2. Институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. Амнистия объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, акт об амнистии рассчитан на неоднократное применение. Решение о применении амнистии принимается соответствующим органом в отношении каждого лица индивидуально. Эти правоприменительные акты (постановления, определения), кроме решений судов, утверждаются прокурором. Все это позволяет говорить о нормативном характере акта об амнистии. В Постановлении КС РФ от 05.07.2001 N 11-П «По делу о проверке конституционности постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года N 492-III ГД «О внесении изменения в постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» по этому поводу говорится, что постановление об объявлении амнистии является уникальным нормативным правовым актом. Принятие Государственной Думой постановлений об амнистии предусмотрено самой Конституцией, что отличает эти постановления от других нормативных актов, включая большинство законов, и, таким образом, они имеют особую конституционную природу. Но этот нормативный акт имеет и свои особенности. Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также актом об амнистии не ставится под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3059.

3. В преамбуле постановления об объявлении амнистии в качестве обоснования объявления амнистии указывается, как правило, принцип гуманизма. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, на которых распространяется акт амнистии, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении о порядке применения амнистии указываются органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются положения и термины, используемые в постановлении об амнистии.

4. В постановлении об объявлении амнистии указывается срок исполнения амнистии (как правило, шесть месяцев). Однако это не означает, что по истечении указанного срока действие акта об амнистии заканчивается, поскольку амнистия является актом бессрочным и под ее действия подпадают все лица, совершившие преступления до вступления акта амнистии в силу, независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности. В судебной практике имеют место ситуации, когда деяния виновного подпадают под действие нескольких актов об амнистии. При наличии конкурирующих предписаний должны применяться положения того акта об амнистии, момент вступления в силу которого наиболее близок к моменту совершения преступления и предписания которого наиболее благоприятны для осужденного или иного лица, на которого распространяется действие акта об амнистии. В таких случаях следует руководствоваться уголовно-правовым принципом справедливости, а не положениями ст. 10 УК.

5. Актом об амнистии с осужденных может быть снята судимость. По Указу Президиума Верховного Совета СССР об амнистии от 27.03.1953 судимость была снята со всех лиц, ранее судимых и отбывших наказание, а также досрочно освобожденных. В последние годы снятие судимости с лиц, освобожденных от наказания, предусматривалось только в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20.04.2005 N 1761-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» .
———————————
СЗ РФ. 2005. N 17. Ст. 1518.

6. Амнистия является императивным (обязательным) видом освобождения от уголовной ответственности и наказания, поскольку не зависит от усмотрения исполняющего ее органа и волеизъявления амнистируемого лица, что представляется вполне обоснованным, поскольку только в таком случае воля законодателя реализуется без каких-либо ограничений.

Комментарий к ст. 84 УПК РФ

1. Под иными документами в уголовно-процессуальном доказывании подразумеваются не являющиеся вещественными доказательствами, а равно протоколами следственных (судебных) действий (заключениями эксперта либо специалиста) «любые письменные или оформленные иным способом акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, которые имеют значение по делу» .

См.: Фаткуллин Ф.Н. Указ. соч. С. 151.

2. Признаки, которые отличают «иные документы» от других источников сведений, следующие:

1) сведения, имеющие отношение к делу, в иных документах появляются (фиксируются) вне уголовного процесса;

2) в случаях, когда документы обладают признаками вещественных доказательств (имеют исправления и подчистки, явились предметом, на который были направлены преступные действия, и т.д.), они являются вещественными доказательствами.

3. Исходя из содержания ч. 8 ст. 186 и ч. 6 ст. 186.1 УПК, полученные в результате проведения таких следственных действий, как контроль и запись переговоров, а равно получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, имеющие отношение к делу фонограмма телефонных или иных переговоров, а равно представленные осуществляющей услуги связи организацией документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, всегда являются вещественным доказательством. Вещественным доказательством всегда признаются также деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Кроме того, все доказательства, являющиеся предметами, но не документами, то есть не закрепляющие на себе письменной, цифровой, магнитной, фото-, видео- и т.п. информации, следует признавать вещественными. К таковым относятся также часть доказательств, по внешним признакам подпадающих под общежитейское понятие «документ». Однако такого рода «документы» имеют отношение к делу за счет своих внешних признаков, безотносительно к тому, что конкретно в них закреплено.

4. В ряде случаев «документ» (в общежитейском смысле этого слова) имеет отношение к делу именно за счет содержащейся в нем информации, тем не менее все же должен быть признан вещественным доказательством, а значит, приобщен к делу соответствующим постановлением и осмотрен с составлением протокола следственного действия. Речь идет о тех случаях, когда сама закрепленная в «документе» информация была использована как орудие преступления (например, при использовании заведомо подложного документа, по внешним признакам как бы составленного по закону), как предмет, на который были направлены преступные действия (похищение документа, содержащего государственную тайну), или содержит в себе следы события преступления, именно события, а не любые следы преступления (видеозапись в банке, на которой запечатлено разбойное нападение; фотография момента передачи взятки и т.д.).

5. Все остальные «документы», в содержание которых занесена информация, имеющая отношение к делу, иначе, которые отражают любой другой, помимо деяния, признак состава преступления, должны быть признаны с позиций уголовно-процессуальной науки и уголовно-процессуального закона «иными документами».

6. Видео- или звукозапись может быть не только иным документом. Так, звукозапись допроса обычно является приложением к протоколу следственного действия (составной частью названной разновидности доказательств). Если же аудиозапись устной речи производилась вне уголовного процесса, например, потерпевшим записан характеризующий личность обвиняемого разговор, такая магнитофонная кассета может быть признана иным документом. Когда на аудиокассете отражено событие преступления, это вещественное доказательство. Соответственно тому, каким видом доказательства является видео- и звукозапись, к ее собиранию (оформлению) предъявляются те или иные требования.

7. Документы, которые на территории иностранных государств составлены или удостоверены в соответствующей форме компетентным государственным органом или официальным лицом и скреплены гербовой печатью, принимаются в соответствии с условиями договоров на территории РФ без какого-либо иного удостоверения (легализации).

8. Документы, которые на территории иностранных государств рассматриваются как официальные документы, пользуются, согласно условиям договора, на территории РФ доказательственной силой официальных документов .

См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. N 2 «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 15.

9. См. также комментарий к ст. ст. 73, 81 — 83, 86 УПК.

Статья 84 УПК РФ. Иные документы

Новая редакция Ст. 84 УПК РФ

1. Иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.

3. Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему.

4. Документы, обладающие признаками, указанными в части первой статьи 81 настоящего Кодекса, признаются вещественными доказательствами.

Комментарий к Статье 84 УПК РФ

1. Под иными документами в уголовно-процессуальном доказывании подразумеваются не являющиеся вещественными доказательствами, а равно протоколами следственных (судебных) действий (заключениями эксперта либо специалиста) «любые письменные или оформленные иным способом акты, удостоверяющие или излагающие факты и обстоятельства, которые имеют значение по делу» .

2. Признаки, которые отличают «иные документы» от других источников сведений, следующие:

1) сведения, имеющие отношение к делу, в иных документах появляются (фиксируются) вне уголовного процесса;

2) в случаях, когда документы обладают признаками вещественных доказательств (имеют исправления и подчистки, явились предметом, на который были направлены преступные действия, и т.д.), они являются вещественными доказательствами.

3. Исходя из содержания ч. 8 ст. 186 и ч. 6 ст. 186.1 УПК РФ, полученные в результате проведения таких следственных действий, как контроль и запись переговоров, а равно получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, имеющие отношение к делу фонограмма телефонных или иных переговоров, а равно представленные осуществляющей услуги связи организацией документы, содержащие информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, всегда являются вещественным доказательством. Вещественным доказательством всегда признаются также деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления. Кроме того, все доказательства, являющиеся предметами, но не документами, то есть не закрепляющие на себе письменной, цифровой, магнитной, фото-, видео- и т.п. информации, следует признавать вещественными. К таковым относится также часть доказательств, по внешним признакам подпадающих под общежитейское понятие «документ». Однако такого рода «документы» имеют отношение к делу за счет своих внешних признаков, безотносительно к тому, что конкретно в них закреплено.

4. В ряде случаев документ (в общежитейском смысле этого слова) имеет отношение к делу именно за счет содержащейся в нем информации, тем не менее все же должен быть признан вещественным доказательством, а значит, приобщен к делу соответствующим постановлением и осмотрен с составлением протокола следственного действия. Речь идет о тех случаях, когда сама закрепленная в документе информация была использована как орудие преступления (например, при использовании заведомо подложного документа, по внешним признакам как бы составленного по закону), как предмет, на который были направлены преступные действия (похищение документа, содержащего государственную тайну), или содержит в себе следы события преступления, именно события, а не любые следы преступления (видеозапись в банке, на которой запечатлено разбойное нападение; фотография момента передачи взятки и т.д.).

5. Все остальные документы, в содержание которых занесена информация, имеющая отношение к делу, которые отражают любой другой, помимо деяния, признак состава преступления, должны быть признаны с позиций уголовно-процессуальной науки и уголовно-процессуального закона «иными документами».

6. Видео- или звукозапись может быть не только иным документом. Так, звукозапись допроса обычно является приложением к протоколу следственного действия (составной частью названной разновидности доказательств). Если же аудиозапись устной речи производилась вне уголовного процесса, например, потерпевшим записан характеризующий личность обвиняемого разговор, такая магнитофонная кассета может быть признана иным документом. Когда на аудиокассете отражено событие преступления — это вещественное доказательство. Соответственно тому, каким видом доказательства является видео- и звукозапись, к ее собиранию (оформлению) предъявляются те или иные требования.

7. Документы, которые на территории иностранных государств составлены или удостоверены в соответствующей форме компетентным государственным органом или официальным лицом и скреплены гербовой печатью, принимаются в соответствии с условиями договоров на территории РФ без какого-либо иного удостоверения (легализации).

8. Документы, которые на территории иностранных государств рассматриваются как официальные документы, пользуются, согласно условиям договора, на территории РФ доказательственной силой официальных документов .

———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 19 июня 1959 г. N 2 «О вопросах, связанных с выполнением судами договоров с иностранными государствами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 15.

9. См. также комментарий к ст. ст. 73, 81 — 83, 86, 116 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 84 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Этот вид доказательств объединяет достаточно разнородные по своей юридической природе и по форме фиксации информации документы. Общее между всеми ними состоит в том, что они содержат относящиеся к делу сведения и не могут подменять собой другие виды доказательств. В частности, иные документы не могут заменить собой протоколы следственных действий.

2. Свойство допустимости документ приобретает при соблюдении двух условий: 1) наличие необходимых данных о субъекте, от которого исходит документ (сведения, позволяющие идентифицировать должностное или частное лицо, подписавшее документы); 2) процессуально зафиксированные обстоятельства появления документа в материалах дела (получен в ходе производства того или иного следственного либо судебного действия, истребован по инициативе суда или стороны, представлен конкретным участником уголовного судопроизводства).

3. Поскольку собирание доказательств производится путем проведения следственных и иных процессуальных действий (см. комментарий к ст. 86 УПК РФ), то документ приобретает статус доказательства только при наличии решения суда, а на досудебных стадиях — прокурора, следователя, дознавателя о приобщении документа к материалам дела. Принятие такого решения может быть процессуально оформлено как путем вынесения отдельного определения (постановления), так и фиксации факта приобщения документа к материалам дела в протоколе судебного заседания, следственного или иного процессуального действия.

4. Приобщенные к материалам дела документы хранятся в течение всего срока хранения уголовного дела. Закон предоставляет право законному владельцу ходатайствовать о возвращении ему изъятого документа или выдаче его копии. Подлинник документа, если он не потерял своего доказательственного значения, как правило, может быть возвращен законному владельцу лишь по окончании производства по делу (см. комментарий к ст. 81 УПК РФ). В противном случае будут внесены изменения в совокупность доказательств, служивших основой для принятия процессуальных решений.

Копия документа может быть выдана его законному владельцу в любой момент производства по делу, если это не наносит ущерб процессу доказывания и не ущемляет интересы сторон.

5. Если доказательственное значение имеют не только сведения, содержащиеся в документе, но и его индивидуальные признаки, в силу которых документ становится незаменимым, то он признается вещественным доказательством.

Статья 84 УК РФ. Амнистия

Новая редакция Ст. 84 УК РФ

1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Комментарий к Статье 84 УК РФ

1. Издание актов об амнистии осуществляется законодательной властью в связи со значительными изменениями в жизни государства. Такие изменения иногда называют объективно сложившимися обстоятельствами, т.е. обстоятельствами, возникшими в окружающей социально-экономической и социально-политической среде. Они затрагивают интересы широких масс населения. Если государственная власть способна учесть данные обстоятельства, не изменяя структуры и содержания уголовного закона, а посредством освобождения от УО (наказания), смягчения наказания, улучшения положения осужденного иным образом, то она ставит вопрос о необходимости принятия соответствующего нормативного правового акта, способного повлиять на судьбу большого количества совершивших преступления лиц, т.е. акта об амнистии. Но если требуется отмена или изменение каких-либо противоречащих сложившимся обстоятельствам уголовно-правовых норм, то следует вести речь о необходимости законодательной декриминализации (депенализации).

2. Акт об амнистии объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ на основании п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции. Наряду с этим акт об амнистии (как, впрочем, и акт о помиловании) является своего рода исключением из правовых принципов разделения властей, индивидуализации наказания, вступает в противоречие со ст. 10, ч. 1 ст. 19, ст. 45, 46, 118 Конституции.

3. Акт об амнистии — это документ высшего органа государственной власти, содержащий юридические нормы, освобождающие от УО или наказания либо смягчающие наказание в отношении определенных категорий лиц, совершивших преступления (осужденных), с учетом их предкриминальной деятельности, категорий и видов совершенных ими преступлений, назначенного судом вида и размера наказания, фактически отбытого срока наказания, возраста и пола данных лиц, наличия на их иждивении детей, а также с учетом заслуг перед обществом и государством, состояния здоровья и других особенностей привлекаемых к УО (осужденных) лиц.

4. Введение с 1 января 1997 г. в действие УК РФ не отразилось на динамике прекращения УД в связи с актами об амнистии, поскольку издание таких актов происходит произвольно, т.е. независимо от положений УК РФ и связано не с уголовно-правовыми идеями, а, как правило, с историческими событиями, знаменательными датами (например, окончания войны, принятия Конституции, юбилея события в жизни государства), а также с экономической или политической реформой, явлениями мирового значения, необходимостью разгрузки следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем.

Амнистия по-прежнему является спасительной тростинкой, вытягивающей органы следственно-судебной и уголовно-исполнительной систем из трясины политической и экономической нестабильности.

5. Действующее уголовное законодательство рассматривает акт об амнистии в качестве основания: а) освобождения от УО, в том числе прекращения производства всех следственных дел и дел, не рассмотренных судами, до вступления акта об амнистии в силу; б) освобождения от основного или дополнительного вида наказания; в) замены одного наказания другим, более мягким; г) сокращения срока наказания; д) освобождения от уголовно-правовых последствий наказания. Пределы государственного гуманизма по отношению к лицам, совершившим преступления, определяются соответствующим актом об амнистии.

6. Конкретные условия применения актов об амнистии не предусмотрены ни уголовным (см. коммент. статью), ни уголовно-процессуальным (см. п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК), ни уголовно-исполнительным (см. п. «д» ст. 172, ч. 4 ст. 175 УИК) законодательствами. Данная конкретизация осуществляется непосредственно в актах об амнистии и варьируется в зависимости от причины принятия каждого акта.

7. Используемое правоприменителями выражение «принятие акта об амнистии» отражает несколько расплывчатый временной промежуток. Момент принятия растягивается от обсуждения и утверждения данного акта до его вступления в законную силу. Поэтому следует уточнить, что акт об амнистии может быть применен только к тем лицам, которые совершили преступные деяния до момента вступления этого акта в законную силу (как правило, до момента его официального опубликования). Сказанное закреплено и в самих актах об амнистии (см., например, п. 5 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 399-III ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» ).
———————————
РГ. 2000. 30 мая.

8. Срок действия актов об амнистии на первый взгляд строго определен. Он устанавливается, как правило, на шесть месяцев с момента их официального опубликования. Фактически же эта процедура оказывается бессрочной, так как вопросы применения любого акта об амнистии всегда возникают и по истечении шести месяцев (см., например, п. 7 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26.05.2000 N 398-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов» и п. 16, 17 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД).
———————————
СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2286.

9. Поскольку принятие акта об амнистии относится к компетенции высшего органа государственной власти (см. ст. 10, 11, п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции), постольку нормы акта являются обязательными к исполнению всеми соответствующими органами — дознания, следствия, суда, ведающими исполнением наказания.

10. Важным признаком, отличающим акт об амнистии от акта о помиловании, является то, что он применяется в отношении не конкретного лица, а определенной группы лиц, совершивших преступления определенной категории и (или) характеризующихся теми или иными специфическими признаками.

11. Применяя акт об амнистии к лицам, совершившим длящиеся и продолжаемые преступления, необходимо точно установить момент их совершения. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного деяния и заканчивается моментом действий самого виновного, направленных к его прекращению, либо моментом наступления события, препятствующего совершению преступления. Началом продолжаемого преступления надлежит считать совершение первого действия из числа нескольких тождественных действий, составляющих в совокупности одно продолжаемое преступление, а концом — момент совершения последнего преступного действия. Амнистия применяется только к тем длящимся и продолжаемым деяниям, которые окончились до ее издания (см. п. 4 — 5 Постановления 23-го Пленума ВС СССР от 04.03.1929).

12. Лицо, освобожденное от уголовного наказания в силу акта об амнистии, считается несудимым, поэтому совершение им аналогичного или другого преступления и осуждение за него после применения акта об амнистии не образует рецидива преступного поведения. Для лиц, отбывших наказание, актом об амнистии судимость может быть снята.

13. Основной объем прекращенных УД в силу акта об амнистии приходится на дела, связанные с преступлениями небольшой тяжести. Вместе с тем по амнистии могут быть прекращены дела, связанные с совершением и более тяжких преступлений (вплоть до особо тяжких), что нельзя признать достаточно обоснованным.

Однако большее возражение вызывает не то, что амнистия применяется к лицам, совершившим тяжкие и даже особо тяжкие преступления, а то, что освобождение от УО (наказания) в связи с изданием акта об амнистии не предусматривает никаких уголовно-правовых последствий, вытекающих из факта совершения столь тяжких преступных деяний. Наряду с этим законодатель констатирует: «Лица, подпадающие под действие постановления об амнистии, не освобождаются от административного взыскания. » (см. п. 8 Постановления от 26.05.2000 N 399-III ГД). Возникает неадекватная ситуация, в которой административное наказание представляется более суровым, нежели уголовное. В связи с этим юридическая природа безусловного применения актов об амнистии вносит дисбаланс в уровни юридической ответственности.

14. Законодатель предписывает правоприменителю учитывать ненарушение осужденным лицом злостно установленного порядка отбывания наказания (см., например, п. 14 Постановления от 18.06.1999 N 4148-II ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» ). Одновременно законодатель прописывает правила, согласно которым осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, как бы не являются такими нарушителями лишь потому, что они — инвалиды I или II группы; больные туберкулезом; мужчины, достигшие 60-летнего, или женщины, достигшие 55-летнего возраста; беременные или имеющие несовершеннолетних детей женщины; лица, награжденные государственными наградами, и т.д. (см. подп. «д» п. 10 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18.06.1999 N 4147-II ГД «Об объявлении амнистии» ). Подобные указания законодателя не способствуют достижению целей наказания.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3181.

СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3180.

15. Гуманизм, проявляющийся в актах об амнистии, имеет целью прежде всего поддержание политического и правового авторитета государства. Лица, к которым применяются эти акты, должны осознавать их гуманистическую сущность, поэтому практика освобождения от УО (наказания) лиц, страдающих психическим расстройством (заболевших до или после вынесения обвинительного приговора суда), должна следовать правилу проявления гуманизма после окончания применения к ним принудительных мер медицинского характера. В действительности же закон до недавнего времени предписывал суду выносить определение о прекращении УД, извещая об этом органы здравоохранения, если издавался акт об амнистии, распространяющийся на лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (см. п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 410 УПК РСФСР). В настоящее время издание акта об амнистии является основанием прекращения в отношении лица уголовного преследования, вынесения судом Постановления о прекращении УД независимо от наличия и характера заболевания лица (п. 3 ч. 1 ст. 27, ч. 3 ст. 443 УПК).

16. Акт об амнистии исключает производство по УД (после издания этого акта дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). В случае возбуждения УД вопреки акту об амнистии, освобождающему обвиняемого от УО (но по желанию лица, привлекаемого к ней), обвинительный приговор, хотя бы и вынесенный с освобождением осужденного от отбывания наказания (по акту об амнистии), подлежит отмене с прекращением производства по делу. Если акт об амнистии вступил в силу во время нахождения УД на стадии судебного производства, суд доводит разбирательство дела до его разрешения по существу и постановляет обвинительный приговор с назначением наказания и освобождением от его отбывания (см. ч. 5, 6, 8 ст. 302 УПК).

17. Прекращение уголовного преследования, УД не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке (см. ч. 2 ст. 27 УПК). Но если оно все же было прекращено, то прокурор вправе отменить его и возобновить производство по УД (см. ч. 1 ст. 214 УПК). Для отказа в возбуждении УД вследствие акта об амнистии согласия лица, в отношении которого поставлен вопрос о возбуждении дела, не требуется . Если обвиняемый не возражает против прекращения дела по акту об амнистии лишь в части его обвинения и оспаривает обоснованность обвинения в других преступлениях, суд не вправе прекратить УД в полном объеме .
———————————
См.: БВС РСФСР. 1987. N 12. С. 8.

См.: БВС РСФСР. 1985. N 3. С. 3.

17.1. Согласно ч. 2 ст. 27 УПК применение акта об амнистии возможно не только в том случае, если лицо не возражает против прекращения дела, но и если это лицо имеет статус подозреваемого или обвиняемого. Вместе с тем применение актов об амнистии вопреки закону зачастую происходит не только до предъявления лицу обвинения, но и до привлечения его в качестве подозреваемого.

18. Если наказание осужденному было смягчено актом об амнистии (или о помиловании), суд, применяя условно-досрочное освобождение от наказания или заменяя его более мягким, должен исчислять фактически отбытую часть наказания, исходя из наказания, установленного актом об амнистии (или о помиловании). Подробнее см. п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 80.

19. Возможность истребования потерпевшим в полном размере материального ущерба от преступления в связи с применением п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК предусмотрена п. 5 Постановления Пленума ВС СССР N 1.

Другой комментарий к Ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Акт об амнистии есть акт органа государственной власти, прекращающий или ограничивающий в строго определенных пределах применение уголовного закона к некоторым категориям индивидуально не определенных лиц. Решение об объявлении амнистии принимается в форме постановления Государственной Думы.

2. Действие актов об амнистии связывается с обстоятельствами различного характера: а) данные, характеризующие лицо, совершившее преступление, которые в рамках уголовного права не имеют значения при квалификации деяний, но учитываются в процессе назначения наказания и освобождения от него (например, наличие государственных наград, несовершеннолетие, участие в боевых действиях по защите Отечества); б) факт совершения преступления впервые; в) вид и размер назначенного наказания; г) совершение преступления в определенное время и в определенной обстановке (например, во время проведения контртеррористической операции).

3. Амнистия может быть основанием освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания, а также от судимости.

Освобождение от уголовной ответственности реализуется в процессе исполнения содержащихся в акте об амнистии предписаний о: а) невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц; б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного следствия, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судами.

Освобождение от наказания осуществляется в отношении осужденных путем: а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора или до обращения его к исполнению; б) сокращения срока (размера) назначенного наказания; в) замены назначенного наказания более мягким видом из числа предусмотренных ст. 44 УК; г) освобождения от дополнительного наказания.

4. Постановление об объявлении амнистии обычно сопровождается постановлением о порядке применения акта об амнистии. Основной его задачей является юридическое закрепление механизма освобождения от уголовной ответственности или от наказания. С этой целью указывается, какие органы и в отношении каких категорий лиц исполняют акт об амнистии. Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально.

5. В актах об амнистии, как правило, очерчен круг лиц, на которых амнистия не распространяется (обычно на лиц, совершивших определенные преступления; совершивших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, вновь совершивших умышленные преступления в местах лишения свободы и т.п.).

Комментарий к СТ 84 УПК РФ

Статья 84 УПК РФ. Иные документы

Комментарий к статье 84 УПК РФ:

1. В данной статье говорится об иных документах как самостоятельном средстве доказывания. Кроме них форму документов могут иметь также протоколы следственных и судебных действий, заключения экспертов и некоторые вещественные доказательства. Документы, о которых идет речь в ст. 84, имеют ряд специфических особенностей, позволяющих отграничивать их от других документальных средств доказывания:

— иные документы фиксируют фактические обстоятельства, ставшие известными не в результате следственных действий, а за их пределами;

— они могут иметь не только письменную, но и любую другую форму (аудио- и видеозапись, запись на носителях компьютерной информации и т.п.), предназначенную для сохранения и передачи информации. Важно, чтобы такие документы содержали сведения о лицах, от которых они исходят, с удостоверением последними изложенных в документе данных. Они составляются и удостоверяются не органами, ведущими уголовный процесс, а иными лицами (должностными лицами, гражданами), которые могут и не быть участниками судопроизводства. Следователь, дознаватель, прокурор и суд не могут быть источниками иных документов, поскольку должны фиксировать ставшие им известными сведения по делу в форме протоколов следственных и судебных действий, где отражаются данные, воспринятые ими непосредственно в ходе названных действий. Поэтому не имеют значения доказательств такие документы, как, например, справки следователя о результатах его телефонных разговоров или личных бесед по обстоятельствам дела, о прослушивании им информации по радио или телевидению и т.п.

Сведения, изложенные в документах, всегда имеют определенное целевое назначение, а именно направлены на доведение до сведения официальных органов обстоятельств, имеющих значение для производства по уголовному делу. Если цель изложения лицом в документе сведений была иной (например, организовать совершение преступления, скрыть его следы, сообщить о нем своим знакомым и т.д.), то такой документ должен расцениваться как вещественное доказательство. Обстоятельства, сопровождающие составление иных документов (время, место их изготовления, обстоятельства получения следователем и т.д.), не обладают значением доказательственных фактов, как это имеет место в случае вещественных доказательств. Поэтому иные документы, как правило, заменимы, т.е. без ущерба для их доказательственной силы могут быть замещены другими документами того же содержания (дубликатами), исходящими из того же источника. В противном случае документ приобретает значение вещественного доказательства (см. об этом пункт 2 ком. к ст. 81 настоящего Кодекса).

2. К числу иных документов в смысле ком. статьи относятся: документы официальные (исходящие от государственных органов, должностных и юридических лиц) и неофициальные (исходящие от лиц физических); документы письменные и документы на кино-, фото- и электронных носителях; документы, составленные вне рамок процессуальных отношений, и документы, фиксирующие процессуальные действия (заявление или сообщение о совершении преступления, письменная явка с повинной).

3. Документы, приобщенные к уголовному делу или представленные в судебном заседании, могут быть оглашены полностью или частично, если в них изложены или удостоверены обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Иные документы оглашаются стороной, которая ходатайствовала об их оглашении, либо судом (ст. 285). Оглашение документов производится не всегда, а только в случае вынесения об этом решения суда. Если документ не был оглашен, а значит, и исследован в судебном заседании, он не может быть положен в основание приговора или иного судебного решения (ст. 240).

4. В силу принципа непосредственности исследования доказательств неофициальные, т.е. исходящие от физических лиц, документы не могут заменить их показаний. Что касается официальных документов, то здесь необходимо отметить следующее. Если они содержат информацию, получение, обработка и предоставление которой целиком охватываются компетенцией соответствующего органа или организации, то первоисточником представленных в документе сведений должен считаться этот орган или организация, поэтому, и получение в суде показаний автора документа необязательно. Когда же сведения, изложенные в официальном документе, выходят за пределы специальной компетенции соответствующего органа или организации, оно, как правило, должно быть допрошено в качестве свидетеля. Например, содержание рапорта сотрудника полиции, в котором он сообщает не только о времени, месте и основаниях задержания подозреваемого, но и о конкретных особенностях его поведения до и после задержания, обстановки места происшествия, описывает характер следов преступления и т.д., лишь частично охватывается компетенцией органа дознания, полномочного проводить задержание, но не могущего непосредственно воспринимать сопутствующие этому конкретные обстоятельства. Поэтому такого сотрудника полиции следует допросить по этим обстоятельствам в качестве свидетеля.

Статья 84. Иные документы

СТ 84 УПК РФ

1. Иные документы допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса.

2. Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 настоящего Кодекса.

3. Документы приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения. По ходатайству законного владельца изъятые и приобщенные к уголовному делу документы или их копии могут быть переданы ему.

4. Документы, обладающие признаками, указанными в части первой статьи 81 настоящего Кодекса, признаются вещественными доказательствами.

Комментарий к Статье 84 Уголовно-процессуального кодекса

1. Предметом иных документов как видов доказательств будут выступать сведения, которые содержатся в соответствующих документах. При этом данные документы, содержащие всевозможные сведения, могут быть зафиксированы как в письменном, так и в видео-, фото-, аудио-, видеозаписях и на иных носителях информации.

2. Процессуальным источником иных документов как видов доказательств выступают сами документы (объяснения, протоколы собраний, справки и т.д.). Данные документы могут быть получены дознавателем, следователем, прокурором и судом путем производства всевозможных следственных и процессуальных действий.

3. Проверка документов производится дознавателем, следователем, прокурором и судом. В процессе проверки необходимо сопоставить документы с имеющимися в уголовном деле другими доказательствами, которые могут подтвердить или опровергнуть проверяемое доказательство. Ни одно из доказательств не имеет заранее установленной силы, они должны быть тщательно исследованы и сопоставлены с остальными добытыми по делу объективными данными.

4. Документы как доказательства по уголовным делам необходимо оценивать по правилам ст. 88 УПК, т.е. исходя из их относимости, допустимости и достоверности. Так, согласно ч. 3 ст. 240 УПК РФ приговор суда может быть основан лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Однако это требование закона при рассмотрении данного уголовного дела судом не выполнено. Из приговора усматривается, что суд как на одно из доказательств виновности Х. в содеянном сослался на акт исследования денежных средств. Между тем согласно протоколу судебного заседания данное доказательство в ходе судебного разбирательства исследовано не было. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ изменила приговор и другие состоявшиеся по делу судебные решения в отношении Х. .
———————————
См.: Определение СК по УД ВС РФ N 49-Д13-72 // .

5. Документ будет являться допустимым при наличии следующих условий: во-первых, должны быть указаны данные о том, как данный документ попал в материалы уголовного дела. Речь в первую очередь идет о наличии в деле копий соответствующих запросов. Кроме того, в деле должны содержаться всевозможные сопроводительные документы, письма и т.д.; во-вторых, во всех этих документах должны быть соответствующие реквизиты или данные о гражданине, от которого исходит данный документ; в-третьих, должен быть указан источник осведомленности составителя. В случае несоблюдения данных условий составитель документа допрашивается в качестве свидетеля.

6. Несвоевременное предоставление документа не должно устранять доказательственной силы доказательств, если их содержание не опорочено.

7. Документы, в которых содержатся всевозможные сведения, устанавливающие обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам, приобщаются к материалам уголовного дела на основании всевозможных запросов, выносимых дознавателем, следователем, прокурором или судом, а также сопроводительных писем, протоколов, проводимых следственных или процессуальных действий. Все документы должны храниться вместе с материалами уголовного дела. В случае если поступило ходатайство от законного владельца изъятого документа, дознаватель, следователь, прокурор или суд по своему усмотрению может передать ему документ. При этом передача документа оформляется протоколом, и в материалах уголовного дела делается отметка о том, у кого и где находится данный документ. В определенных случаях к делу может быть приобщена копия документа, сверенная с оригиналом и заверенная подписью дознавателя, следователя, прокурора или судьи и печатью соответствующего учреждения.

8. Иными документами, как правило, будут являться всевозможные справки, акты, ведомости, расписки. Так, при расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, находящимися в карауле, в качестве документов, которые будут иметь доказательственное значение, являются: расписание караулов соответствующего гарнизона (воинской части), которое в обязательном порядке должно быть утверждено командиром; к расписанию караулов должна прилагаться схема расположения постов каждого караула; табель постам, утвержденный начальником гарнизона (командиром воинской части); документация на случай объявления тревоги; инструкция начальнику караула; ведомость гарнизонного или суточного наряда на каждый месяц, утвержденная начальником гарнизона или командиром воинской части; постовая ведомость; пароль; всевозможная документация, состоящая из определенных инструкций; приказ командира части по строевой части, и т.д.

9. В обязательном порядке в качестве доказательств будут использоваться всевозможные документы медицинского характера, подтверждающие состояние здоровья подозреваемого (обвиняемого), его характеристики, документы о наградах, справки судимости и т.д. Специфический характер носят такие документы, которые представляют собой материалы обследований условий жизни воспитания несовершеннолетнего, решения собраний, рапорты сотрудников органов внутренних дел, заключение технических инспекций, и др.

10. Не будут иметь доказательственного значения всевозможные анонимные заявления, «характеристики» за подписью нескольких соседей. При необходимости все эти лица могут быть допрошены дознавателем, следователем, прокурором, судом в качестве свидетелей.

11. Если документы обладают признаками, соответствующими вещественным доказательствам (ч. 1 ст. 81 УПК), они должны быть признаны вещественными доказательствами по всем правилам ч. 2 ст. 81 УПК.

Смотрите так же:

  • Задать вопрос в инспекцию по труду Вопросы к Трудовой инспекции НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ ТРУДИНСПЕКЦИЯ Инспекции были заданы следующие вопросы: 1. Согласно разъяснению ГИТ в Волгоградской области (письмо №пр-1531 от 19.08.2003г.) по вопросу о возможности получения заработной платы один […]
  • Статья 129ч2 коап Статья 129ч2 коап Судебный участок №270 Усть-Лабинского района Ф.И.О. обвиняемых (наименование истца и ответчика) Ст.ст. УК РФ (сущность иска) Тлашадзе О.Г. к Деревич И.В. О взыскании долга по договору Заседание отложено на 04.04.2011 г. на […]
  • Судебная практика ст100 гпк Апелляция разобрала ошибки при определении размера возмещения судебных расходов Пензенский областной суд представил на своем сайте справку по результатам обобщения практики применения судами региона законодательства РФ, регламентирующего вопросы […]
  • Судебный приказ на алименты государственная пошлина Госпошлина при подаче заявления на алименты Взыскание алиментов на ребенка (и иных нуждающихся лиц) в судебном порядке облагается уплатой государственной пошлины (денежная сумма, подлежащая уплате в бюджет и взимаемая судом за рассмотрение искового […]
  • Судебные издержки ст гпк рф Статья 103 ГПК РФ. Возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела Новая редакция Ст. 103 ГПК РФ 1. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был […]