Ст 857 гк рф о защите прав потребителей

Ст. 857 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 857. Банковская тайна.

Обязаны ли банки по запросу прокуратуры предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну?

По ст 857 ГК РФ банки дают своим клиентам гарантию сохранения тайны банковского счёта и вклада. Информация о движении на счетах не должна предоставляться никому, кроме клиента или его представителя.

Её может затребовать бюро кредитных историй, но в установленном законом порядке.

Государственные органы также получают конфиденциальные сведения только в предписанном законом порядке.

Из ст 857 ГК РФ следует, что порядок, в котором банк выдаёт по запросам сведения о счетах клиентов, представляющие банковскую тайну, должен быть прямо установлен в законе.

ФЗ №395-1 содержит список лиц, имеющих право получить от банка конфиденциальные сведения. Органы прокуратуры в этот перечень не входят.Закон, регламентирующий деятельность органов прокуратуры (ФЗ № 2202-1) также не включает норм, предоставляющих работникам прокуратуры право получать от кредитных организаций сведения, которые относятся к банковской тайне.

Прокуроры, производя надзор в сфере, которая защищается банковской или иной охраняемой тайной, руководствуются в действиях Приказом Генпрокуратуры от 07.12.2007 N 195. Этот приказ указывает на недопустимость истребования сведений, составляющих банковскую тайну, и на необходимость прекращения истребования излишних материалов в целом.

Позиция Конституционного суда также достаточно чёткая: законодатель может обязать банки предоставить госорганам сведения, составляющие банковскую тайну, только в объеме и пределах, необходимых для реализации предусмотренных в Конституции целей.

Принимая во внимание указания ст. 857 ГК РФ, федеральных законов, Приказа Генпрокуратуры и позицию КС РФ, кредитные организации не обязаны предоставлять органам прокуратуры информацию, составляющую банковскую тайну.ВС РФ также указывает на неправомерность истребования прокуратурой таких сведений у банков.

Можно ли признать договор поручительства недействительным, из-за того, что он содержит сведения о заёмщике, которые банк не вправе разглашать поручителю?

Понятие “банковская тайна” раскрывается в ст 857 ГК РФ и в ФЗ № 395-1 о банках. Банк гарантирует своим клиентам сохранение тайны. Сведения о вкладах, счетах и операциях по счетам он не вправе давать никому, кроме самого клиента или его представителя. Содержащие банковскую тайну документы могут быть предоставлены в бюро кредитных историй или государственным органам только в порядке, предусмотренном законом.

По требованиям ГК РФ договор поручительства должен содержать информацию о лице, за которое это поручительство дается, и признаки, позволяющие судить об обязательстве и его размере. Это значит, что как минимум в договоре поручительства фигурируют такие сведения по основному кредитному договору, как имя заёмщика, номер и дата договора, процентная ставка, сумма займа, срок оплаты.

Получается, что соглашение о поручительстве действительно может содержать сведения, являющиеся банковской тайной. Но возможность указания такой информации прямо предусмотрена законом. А так как закон при этом не нарушается, то признать договор недействительным на этом основании не получится.

Заёмщик посчитал, что разглашая конфиденциальные сведения, банк нарушил норму закона при заключении договора с поручителем.Однако, согласно п 3 ст 857 ГК РФ, при ущемлении своих прав посредством разглашения банковской тайны, клиент вправе обратиться к банку с требованием возмещения причиненных убытков. Получается, что п 3 ст 857 ГК РФ предусматривает самостоятельный способ защиты нарушенных прав, не имеющий ничего общего с признанием сделки недействительной.

Если заёмщик сумеет доказать, что в договоре поручительства, заключенном между банком и поручителем, содержались сведения, составляющие банковскую тайну, и разглашение этих сведений причинило ему реальные убытки, то он может требовать от банка их возмещения. Наличие связи между разглашением тайны и убытками должно быть обязательно доказано.

Договор поручительства невозможно аннулировать из-за наличия в нём сведений о заёмщике и его кредитном договоре, даже если эти сведения составляют банковскую тайну.

Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 мая 2015 г. по делу N 33-4211/2015 (ключевые темы: банковская тайна — кредитные организации — претензии — защита прав потребителей — безвозмездное пользование)

Определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 26 мая 2015 г. по делу N 33-4211/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Власенко И.Г.,

судей Дегтяревой Л.Б., Марченко О.С.,

при секретаре Сокур М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серегина А.А. к ОАО «Восточный экспресс банк» об истребовании документов,

по апелляционной жалобе Серегина А.А. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., судебная коллегия

Серегин А.А. обратился в суд с иском к ОАО «Восточный экспресс банк» об истребовании документов. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ОАО «Восточный экспресс банк» заключен договор N на выдачу кредитной карты посредством подписания заявления о предоставлении ссуды. По условиям договора ОАО «Восточный экспресс банк» открыл текущий счет в рублях, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить истцу кредит в пределах лимита. Истец в свою очередь обязался возвратить кредитору полученный кредит и выплатить за его пользование проценты в размере, в сроки и на условиях, определенных в кредитном договоре. ДД.ММ.ГГГГ истцом в ОАО «Восточный экспресс банк» была направлена претензия об истребовании копий документов по кредитному делу заемщика, а именно: договор, приложения к договору и расширенную выписку по лицевому счету за весь период, ввиду отсутствия их у заемщика. Однако в нарушение требований Закона «О защите прав потребителей» данная претензия оставлена без ответа. Просит обязать ответчика предоставить ему копии документов: договора N от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к договору, графика платежей и расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора по день подачи искового заявления в суд.

В судебное заседание стороны не явились, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Решением Уссурийского районного суда в удовлетворении исковых требований отказано.

Серегиным А.А. подана апелляционная жалоба об отмене решения по основаниям неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

По материалам дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Восточный экспресс банк» и Серегиным А.А. заключен договор N на выдачу кредитной карты посредством подписания заявления о предоставлении персональной ссуды.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ОАО «Восточный экспресс банк» претензию, в которой просил направить ему копии документов по кредитному делу: кредитного договора, приложения к договору, графика платежей и расширенную выписку по лицевому счету за весь период, ввиду их отсутствия у заемщика.

Из содержания указанной претензии установлено, что основанием истребования указанных документов является несогласие заемщика с действиями банка по удержанию страховки и комиссии.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» и ст. 857 ГК РФ под банковской тайной понимается информация о банковском счете, банковском вкладе, операциях по счету и сведения о клиенте.

Положениями указанных норм определен объем предоставляемой информации и установлен круг лиц, которым кредитные организации и банки могут предоставлять информацию по счетам и вкладам физических лиц, в т.ч. к кругу таких лиц отнесены физические лица — заемщики.

С учетом положений статьи 39 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 — 12).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Указанное правило в совокупности с содержанием п. 1 ст. 845 ГК РФ свидетельствуют о наличии у потребителя права знать о состоянии его лицевого счета — количестве и движении денежных средств по счету, в т.ч. условиях своего кредитования, расчетном графике гашения.

Доводы жалобы о том, что суд пришел к неправильным выводам об отсутствии оснований для возложения на кредитную организацию обязанности по направлению в адрес заемщика документов основаны на неверном толковании норм материального права. в связи с чем не могут быть положены в основание отмены принятого решения.

В соответствии с п. 2 ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые определены законом.

Предоставляя соответствующие сведения, банк должен надлежащим образом идентифицировать лицо, имеющее право на их получение, поскольку в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Соблюдение процедуры идентификации личности клиента, обратившегося с заявлением о выдаче соответствующих документов является необходимым условием обеспечения и гарантией банковской тайны.

Поскольку запрос направлен в кредитное учреждение посредством почтового отправления, у ОАО «Восточный экспресс банк» имелись основания к отказу в предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, поскольку в указанном случае у банка отсутствует возможность идентификации клиента.

По изложенному, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.328 , ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Уссурийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Ст 857 гк рф о защите прав потребителей

Статья 857. Банковская тайна

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.
2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 219-ФЗ)
3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к статье 857

1. В п. 1 комментируемой статьи определяется объем информации, составляющей банковскую тайну. Данная информация относится только к договорам банковского счета и банковского вклада.
Более широко понятие банковской тайны установлено в ст. 26 Закона о банках. Исходя из ее буквального толкования можно сделать вывод, что банк обязывается хранить тайну не только по операциям по счету и вкладу, но и по другим операциям своих клиентов, осуществляемых на основе иных договоров: кредитного, лизинга, факторинга и др. Кроме того, в абз. 1 ст. 26 допускается распространение банком режима банковской тайны и на иные сведения, если это не противоречит федеральному закону.
Представляется, что под банковской тайной следует понимать информацию, относящуюся исключительно к клиентам кредитных организаций. Информация, касающаяся банка как коммерческой организации, защищается в порядке, предусмотренном для коммерческой тайны (ст. 139 ГК).
Охрана информации, составляющей банковскую тайну, осуществляется независимо от того, имеет эта информация действительную или потенциальную коммерческую ценность или нет. Следовательно, банковская тайна — более широкое понятие, чем коммерческая тайна, что не исключает распространение на нее правового режима последней (ст. 139 ГК).
2. Обязанность по сохранению банковской тайны возлагается на банки и другие кредитные организации по счетам их клиентов, а также на ЦБ РФ по корреспондентским счетам кредитных организаций и других его клиентов.
ЦБ РФ и аудиторские организации, получившие доступ к информации, составляющей банковскую тайну, при проведении проверок банков обязаны не разглашать сведения, полученные в ходе проверки. Аналогичная обязанность предусмотрена ст. 8 Закона о противодействии отмыванию доходов в отношении работников уполномоченного органа.
3. Сведения об операциях по счетам предоставляются клиентам в виде выписок из лицевого счета (см. п. 3 коммент. к ст. 853). Распорядители счета (один из них) вправе потребовать предоставления им выписки вне установленного сторонами порядка их выдачи. В остальных случаях изменение порядка выдачи выписок из счета возможно только с разрешения главного бухгалтера, его заместителя, начальника отдела банка (п. 2.1 разд. 2 ч. III Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации).
4. Перечень государственных органов, которым банки обязаны предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, определен в ст. 26 Закона о банках. В зависимости от категории клиента различается и круг органов, имеющих право на получение такой информации.
В соответствии с данным Законом справки по счетам и вкладам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдаются: 1) судам и арбитражным судам; 2) Счетной палате РФ; 3) органам государственной налоговой службы; 4) таможенным органам РФ; 5) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора). Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются судам и органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора). В случае смерти клиента справки выдаются лицам, указанным в сделанном кредитной организацией завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.
Данный перечень неисчерпывающий. Законами могут быть предусмотрены и другие случаи. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона о противодействии отмыванию доходов банк обязан предоставлять уполномоченному органу информацию об операциях по банковским счетам клиента.
Но законодатель не стремится к расширению перечня. Так, судебный пристав-исполнитель может запрашивать сведения о счетах и вкладах должника-организации только у налоговых органов (п. 3 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).
В то же время Конституционный Суд РФ признал за судебным приставом-исполнителем право в связи с исполнением им постановления суда на основании п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 22.08.2004) запрашивать и получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П «По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» ).
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590; 2004. N 35. Ст. 3607.
СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.

5. Ответственность банка за разглашение банковской тайны устанавливается в форме возмещения убытков (как реального ущерба, так и упущенной выгоды).
Клиенты — физические лица вправе требовать и компенсации морального вреда за разглашение банковской тайны по договору банковского вклада на основании ст. 15 Закона о защите прав потребителей, а также на основании ст. ст. 151, 152 ГК, если это повлекло нарушение их неимущественных благ.

Статья 857. Банковская тайна

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к Ст. 857 ГК РФ

1. Правовое регулирование отношений в связи с банковской тайной в настоящее время осуществляется на основании двух основных норм — комментируемой статьи и ст. 26 Закона о банках.

Кроме того, существуют отдельные федеральные законы, в которых содержатся специальные правила о правах отдельных органов получать сведения, составляющие банковскую тайну. Например, в банковской практике возник вопрос: обязан ли банк предоставлять избирательной комиссии сведения, составляющие банковскую тайну, учитывая, что этот орган отсутствует в перечне органов и лиц, уполномоченных получать такие сведения согласно ст. 26 Закона о банках? В соответствии с п. 2 ст. комментируемой статьи сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом. Таким образом, ГК РФ не уточнил, каким конкретно законом должны быть установлены случаи обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну. Получается, что нормы любого федерального закона, а не только ст. 26 Закона о банках, могут устанавливать такие случаи. В связи с этим избирательные комиссии вправе требовать от банков информацию, необходимую им для проверки сведений о вкладах кандидатов в депутаты, на основании п. 6 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). При ответе на рассматриваемый вопрос следует учесть, что адресатами ответственности за непредставление сведений, запрошенных избирательной комиссией, в соответствии со ст. 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) являются «организации независимо от формы собственности». Это понятие включает и банки.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод, что перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 Закона о банках, не имеет исчерпывающего характера. Поэтому требование избирательной комиссии о предоставлении таких сведений в отношении кандидата в депутаты, основанное на п. 6 ст. 33 Закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, должно быть исполнено банком.

В последнее время издается достаточно много таких специальных законов. В результате состав органов, обладающих правом получать сведения, составляющие банковскую тайну, существенно и неконтролируемо увеличивается.

Под термином «банковская тайна» следует понимать особый, определенный законом правовой режим информации о клиентах и их операциях, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской деятельности.

Этот правовой режим устанавливает:

— общую обязанность банков и иных субъектов хранить в тайне сведения, составляющие банковскую тайну, и предоставлять их в порядке и на условиях, которые установлены законодательством;

— круг субъектов, допущенных к получению сведений, составляющих банковскую тайну;

— содержание информации, которая является объектом охраны;

— порядок и условия предоставления информации, составляющей банковскую тайну, без согласия владельцев счетов;

— ответственность за разглашение банковской тайны.

2. Состав сведений, на которые распространяется режим охраны банковской тайны, различается по комментируемой статье и ст. 26 Закона о банках.

Обязанность хранить банковскую тайну возлагается на банк или небанковскую кредитную организацию в качестве одного из условий договора банковского счета, предусмотренного законом (п. 1 ст. 432 ГК). Однако круг субъектов, обязанных обеспечивать соблюдение правового режима охраны информации, называемого банковской тайной, значительно шире. Статья 26 Закона о банках возложила такую обязанность на кредитные, аудиторские организации, Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банковские платежные агенты.

Статьи 7 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон о кредитных историях) возложили обязанность хранить банковскую тайну соответственно на бюро кредитных историй и уполномоченный орган, осуществляющий государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44.

3. Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, об операциях по счетам и вкладам, о своих клиентах (п. 1 комментируемой статьи) и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 Закона о банках). Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковского обслуживания своего клиента.

Таким образом, обязанность хранить банковскую тайну имеет для банка договорный характер, а объектом ее охраны являются сведения о личности клиента, его операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя дополнительные обязательства.

4. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется на основании ст. 848 ГК РФ, специального законодательства и договора. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.).

5. Сведения о клиенте упоминаются только комментируемой статьей. Однако этот термин законодательством не раскрывается. В ст. 26 Закона о банках имеется норма, которая предусматривает право кредитной организации включать в перечень сведений, подлежащих охране, иные, чем предусмотрено законодательством, сведения, если это не противоречит Федеральному закону.

Отсюда следует, что банк вправе самостоятельно уточнить состав сведений, составляющих банковскую тайну, в их числе сведения о клиенте. Однако во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется делать это по договоренности с клиентом, включив в договор банковского счета соответствующее условие. К сведениям о клиенте могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и других положениях клиента. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

По мнению Конституционного Суда РФ, сведения о вкладах и счетах граждан в банках представляют собой информацию персонального характера, поэтому законодатель установил специальный правовой режим банковской тайны (Определение КС РФ от 19 января 2005 г. N 10-О «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «ЭРА» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

При таком подходе к пониманию банковской тайны возникает проблема соотношения этого понятия с понятием персональных данных. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) под персональными данными следует понимать любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Таким образом, правовой режим персональных данных допустимо назвать «личной тайной». Однако объект охраны такой личной тайны — информация о частной жизни физического лица — может быть одновременно объектом любой профессиональной тайны — врачебной, адвокатской, налоговой, банковской и т.п. В таком понимании банковская тайна представляет собой один из способов соблюдения личной тайны, когда информация о частной жизни физического лица получена банком в рамках осуществления им свой профессиональной деятельности. Охрана этих сведений должна осуществляться на основании, во-первых, Закона о персональных данных и, во-вторых, законодательства о банковской тайне — в части, не противоречащей первому Закону.

6. Помимо сведений, указанных в п. п. 3 — 5 комментируемой статьи, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Бюро кредитных историй могут предоставлять указанные сведения только в объеме и порядке, которые установлены Законом о кредитных историях (ст. 7).

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов. В соответствии со ст. 8 указанного Закона работники уполномоченного органа при исполнении этого Закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих банковскую тайну, и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов) (ст. ст. 31 и 32). Агентство по страхованию вкладов может получить информацию, составляющую банковскую тайну, как непосредственно от банков, так и в результате участия служащих Агентства в проверках кредитных организаций, осуществляемых Банком России.

———————————
Собрание законодательство РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

7. Часть 13 ст. 26 Закона о банках возложила на банковских платежных агентов обязанность хранить банковскую тайну. Банковскими платежными агентами называются юридические лица, которые не являются кредитными организациями, но в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках привлекаются кредитными организациями на основании договора с банком для участия в процедуре совершения перевода без открытия банковского счета по поручениям физических лиц. Соответственно, банковские платежные агенты обязаны хранить в тайне сведения об операциях физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках.

8. Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации) без согласия владельцев счетов определяются законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Законом о страховании вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Законом о противодействии отмыванию доходов.

9. Из ч. ч. 2 и 3 приведенной выше ст. 26 Закона о банках усматривается, что ею установлено общее и специальное правило предоставления следственным органам информации, составляющей банковскую тайну.

По общему правилу органы предварительного следствия могут получать сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии возбужденного уголовного дела и согласия руководителя следственного органа (ч. 2 ст. 26 Закона о банках). Специальное правило вытекает из ч. 3 ст. 26 Закона о банках, согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

При применении указанных норм необходимо учитывать последующее изменение законодательства. С 10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» (далее — Закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ), существенно ограничивающий права органов внутренних дел. Так, после вступления в силу этого Закона органы внутренних дел утратили право проверять имеющуюся информацию о налоговом правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 36 НК РФ предусмотрено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых последними выездных налоговых проверках.

10. Условия предоставления таможенным органам сведений, составляющих банковскую тайну, определяются ст. 408 Таможенного кодекса РФ и ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Согласно п. 3 ст. 98 ТК ТС для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

11. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы праве требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. В ст. 86 НК РФ предусмотрена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя). Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запросов в банк утверждены Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/829@ «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов».

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены Приказом ФНС России от 30 марта 2007 г. N ММ-3-06/178@ «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки».

12. В соответствии со ст. 26 Закона о банках сведения, составляющие банковскую тайну, должны представляться кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» таким органом является Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 45. Ст. 4251.

Статьей 6 Закона о противодействии отмыванию доходов установлен круг операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых подлежат передаче в КФМ России. Это операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов (приводится в части, имеющей отношение к договору банковского счета):

— операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

— зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

— размещение денежных средств во вкладе (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в нем денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

При осуществлении указанных операций кредитные организации в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов обязаны:

1) идентифицировать личность, которая совершает с денежными средствами или иным имуществом операции, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в КФМ России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

— вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

— сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

— сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов КФМ России вправе запрашивать любую дополнительную информацию в отношении сделок, как подлежащих, так и не подлежащих обязательному контролю, если у него возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Работники кредитных организаций обязаны направлять в КФМ России любую информацию об операциях клиентов, если у них возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов).

Порядок представления кредитными организациями указанной выше информации в КФМ России установлен Положением «О представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 и Положением ЦБ РФ от 20 декабря 2002 г. N 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение ЦБ РФ N 207-П). В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ N 207-П представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии отмыванию доходов, осуществляется через территориальное учреждение Банка России.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 16. Ст. 1572.

Вестник Банка России. 2003. N 2.

В соответствии со ст. 9 Закона о противодействии отмыванию доходов ЦБ РФ предоставляет КФМ России информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в согласованном с ним порядке. Эти действия не могут рассматриваться как нарушение банковской тайны.

13. В соответствии со ст. 29 Закона о страховании вкладов Агентство по страхованию вкладов вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну, следующими путями:

а) через отчетность и иную информацию, направляемую в Агентство Банком России;

б) из разъяснений и ответов банков на мотивированные запросы Агентства, касающиеся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей и т.п.;

в) из реестра обязательств банка перед вкладчиками, подтверждающего привлечение денежных средств во вклады, полученные от банка, в отношении которого наступил страховой случай;

г) от конкурсного управляющего — в случае удовлетворения (в том числе частичного) банком требования вкладчика, в отношении которого наступил страховой случай.

14. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате) Счетной палате РФ предоставлено право требовать от ЦБ РФ, банков и иных кредитно-финансовых учреждений предоставления информации, необходимой для обеспечения ее деятельности. Задачи и компетенция Счетной палаты РФ определяются Законом о Счетной палате следующим образом. В соответствии со ст. 2 этого Закона ее задачей является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества (ст. 12 Закона). Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 19).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

15. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о банках банки обязаны предоставлять справки, содержащие информацию, охраняемую режимом банковской тайны, «органам принудительного исполнения судебных актов, других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности». Деятельность судебных приставов-исполнителей урегулирована прежде всего Законом об исполнительном производстве.

Если неизвестны реквизиты счетов должника, то судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. 2 ст. 81 Закона об исполнительном производстве может направить в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные счета должника в размере задолженности.

В соответствии с ч. ч. 8 и 9 ст. 69 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава и с учетом размера задолженности должника запрашивать у банков и иных кредитных организаций следующие сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Из данной нормы вытекает, что право судебных приставов-исполнителей запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну, существует только в объеме, необходимом для исполнения исполнительного документа.

Такой же вывод следует из Постановления КС РФ от 14 мая 2003 г. N 8 «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа».

Порядок оформления запроса урегулирован во втором предложении ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве. Согласно этой норме судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения у банков с разрешения (в письменной форме) старшего судебного пристава. Корректное применение данного правила означает, что банк становится обязанным предоставить такую информацию по запросу судебного пристава-исполнителя, если ему одновременно будет представлено письменное согласие старшего судебного пристава. Из буквального толкования указанной нормы следует, что разрешение старшего судебного пристава-исполнителя должно касаться тех сведений, которые запрашивает судебный пристав-исполнитель. Таким образом, старший судебный пристав-исполнитель должен проверять обоснованность запроса подчиненным приставом-исполнителем сведений, составляющих банковскую тайну. На практике имели место случаи, когда банк получал письмо старшего судебного пристава-исполнителя, содержавшее список подчиненных ему приставов-исполнителей, в отношении которых дано общее предварительное согласие на получение ими сведений, составляющих банковскую тайну по делам, которые когда-либо будут находиться в их производстве. В этом случае вместо разрешения на получение информации (объект) банку представили разрешение на выполнение приставами (субъектами) дополнительных функций. Вполне очевидно, что такое общее предварительное согласие может представлять потенциальную опасность, поскольку перечисленные в письме старшего пристава-исполнителя лица могут уволиться, о чем банк не сможет вовремя узнать, и продолжать неправомерно запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. В связи с изложенным представляется, что банк должен предоставлять судебным приставам-исполнителям сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии письменного согласия старшего судебного пристава-исполнителя на получение в банке конкретных запрашиваемых сведений.

Форма запроса судебного пристава-исполнителя утверждена приложением N 43 к Приказу Министерства юстиции РФ от 25 июня 2008 г. N 126 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».

16. Часть 5 ст. 26 Закона о банках определяет круг лиц и органов, которым кредитной организацией выдаются справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев:

1) лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении (ст. 1128 ГК). Однако средства на банковском счете могут наследоваться также на основании нотариально удостоверенного завещания и на основании закона. В двух последних случаях сведения, составляющие банковскую тайну, наследникам не выдаются до получения ими свидетельства о праве на наследство;

2) нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков. Учитывая, что клиентом банка (вкладчиком) может быть российский гражданин, иностранец или лицо без гражданства, российские нотариальные конторы могут запрашивать у российских банков сведения, составляющие банковскую тайну, обо всех указанных умерших лицах в случаях, когда наследство открывается на территории России;

3) иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан. Отсюда следует, что если наследство было открыто за границей, российские банки не обязаны предоставлять консульским учреждениям сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении умерших лиц без гражданства — владельцев счетов и вкладов в российских банках.

14. За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 26 Закона о банках).

Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. ст. 151 и 152 ГК РФ.

Должностные лица и иные работники вышеназванных организаций могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в порядке и случаях, которые установлены Трудовым кодексом РФ.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, может повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Смотрите так же:

  • Глава 12 коап рф изменения КоАП РФ Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N […]
  • Ст ук 195 Статья 195. Неправомерные действия при банкротст СТ 195 УК РФ. 1. Сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах […]
  • Патентное право ооо Патентное право Вместо художественно-конструкторского решения, определяющего внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, в качестве промышленного образца теперь будет охраняться его внешний вид. К существенным […]
  • Ст 195 упк комментарий Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы 1. Признав необходимым назначение судебной экспертизы, следователь выносит об этом постановление, а в случаях, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, возбуждает перед […]
  • Жалоба протокол об административном правонарушении Как обжаловать протокол об административном правонарушении ГИБДД В отношении гражданина, совершившего административное правонарушение в области безопасности дорожного движения, сотрудником ГИБДД составляется протокол. На его основании выносится […]