Ст315-317 тк рф

Статья 315. Оплата труда

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Комментарий к Ст. 315 ТК РФ

1. Положения настоящей статьи являются отсылочными, поскольку она не содержит конкретных норм, а лишь указывает на особенности оплаты труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляемой с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (см. комментарий к ст. ст. 316, 317 ТК РФ).

2. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. N 199-р отменены ограничения заработка, на который начисляются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных, безводных местностях и в высокогорных районах и процентные надбавки за непрерывный стаж работы.

Второй комментарий к Статье 315 Трудового кодекса

1. Особенности оплаты труда работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях выражаются в первую очередь в районных коэффициентах и надбавках к заработной плате.

2. Районные коэффициенты и надбавки к заработной плате позволяют повысить уровень оплаты труда работающих в этих районах и местностях, где уровень цен, прожиточный минимум значительно выше, чем во многих других местностях. См. ст. 316, 317 ТК РФ.

Статья 315 ТК РФ. Оплата труда

Новая редакция Ст. 315 ТК РФ

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Комментарий к Статье 315 ТК РФ

Спецификой оплаты труда в северных районах является применение районных коэффициентов, в соответствии со статьей 316 ТК, а также процентных надбавок к заработной плате, на основании статьи 317 ТК, призванных возместить работникам дополнительные материальные и физиологические затраты, возникающие в связи с трудом в экстремальных природно-климатических условиях и удаленностью от обжитых территорий страны.

Регулирование всех остальных вопросов оплаты труда осуществляется по общим правилам, предусмотренным, в частности, в статьях 133 — 158 ТК.

Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате применяются для всех категорий работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (постоянных, сезонных, временных, совместителей).

Начисление районного коэффициента начинается с первого дня работы в соответствующих районах, а процентной надбавки к заработной плате — только при наличии определенного стажа работы, как того требует статья 317 ТК.

Районные коэффициенты и процентные надбавки при командировках из других районов страны в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, предусмотренные в месте командировки, к заработной плате командированных по общему правилу не применяются. За такими работниками сохраняется средний заработок по основному месту работы, в соответствии со статьей 167 ТК.

При временном переводе работника к работодателю, расположенному в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начисление районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате осуществляется в общем порядке.

Другой комментарий к Ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Специфика оплаты труда в северных районах по сравнению с общими нормами заключается в применении районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, которые призваны возместить работникам дополнительные материальные и физиологические затраты, возникающие в связи с трудом в экстремальных природно-климатических условиях и удаленностью от обжитых территорий страны.

Регулирование иных вопросов оплаты труда осуществляется по общим правилам, предусмотренным, в частности, в гл. 21 «Заработная плата» (см. ст. ст. 133 — 158 ТК РФ).

2. Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате применяются для всех категорий работников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (постоянных, сезонных, временных, совместителей). Подробнее см. ст. ст. 316 и 317 ТК РФ.

3. Начисление районного коэффициента начинается с первого дня работы в соответствующих районах, а процентной надбавки к заработной плате — только при наличии определенного стажа работы (см. ст. 317 ТК РФ и комментарий к ней).

4. При командировках из других районов страны в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности районные коэффициенты и процентные надбавки, предусмотренные в месте командировки, к зарплате командированных по общему правилу не применяются. За такими работниками сохраняется средний заработок по основному месту работы (см. ст. 167 ТК РФ).

Если работник был временно переведен (а не командирован) к работодателю, расположенному в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то начисление районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате осуществляется в общем порядке — как для лиц, работающих в таких районах и местностях.

Статья 315 ТК РФ. Оплата труда

Текущая редакция ст. 315 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Комментарий к статье 315 ТК РФ

Особенности оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, заключаются, в первую очередь, в установлении в их отношении районных коэффициентов (см. ст. 316 ТК РФ и комментарий к ней) и надбавок к заработной плате (см. ст. 317 ТК РФ и комментарий к ней). Это направлено на повышение общего размера оплаты труда в отношении указанных лиц в силу особых условий работы.

Как отмечается в Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26 февраля 2014 года, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов Российской Федерации и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных территориях.

В соответствии с ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (ч.2 статьи 129 ТК РФ). Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Руководствуясь приведенными нормативными предписаниями, суды приходят к выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу ст. 22 ТК РФ — прямая обязанность работодателя.

Более подробно о районных коэффициентах и процентных надбавках см. комментарий к ст. ст. 316, 317 ТК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 315 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 315 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Прокуратура информирует

Районные коэффициенты

Районные коэффициенты

В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. 148 Трудового кодекса РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах, в том числе Пермского края, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах с особыми климатическими условиями, в том числе на Урале, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.

Указанный вывод подтверждается Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2011 г. № 3-В11-31.

Ст. 315—317 Трудового кодекса РФ для лиц, работающих в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ. Аналогичные нормы предусмот­рены ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных га­рантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

До настоящего времени акты, предусмотренные вышеназванными нормами, не изданы, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 423 Трудового кодекса РФ при­меняются ранее изданные правовые акты федеральных органов государ­ственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

В соответствии с ч. 2 ст. 316 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать более высокие размеры районных коэф­фициентов для учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Таким образом, при решении вопроса о размере коэффициента к заработной плате работников в определенной местности необходимо учитывать региональ­ное законодательство.

Коллективным договором или иными локальными нормативными актами на уровне организации также может быть установлен повышенный размер районного коэффициента. Но ни в коем случае не пониженный! В трудовом законодательстве есть общее правило: нельзя включать в трудовой договор с работником, а также в любые локальные нормативные акты условия, ухудша­ющие положение работника по сравнению с законодательством. А если они и включены, то это является нарушением трудового законодательства, и такие условия не подлежат применению (ст. 8 Трудового кодекса РФ).

Уменьшение районного коэффициента не может быть компенсировано увеличением премиальных выплат. Законодатель устанавливает минимальный размер районного коэффициента, который не может быть уменьшен ни по каким мотивам.

Для справки: в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда составляет с 1 января 2013 года 5 205 рублей в месяц.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» районный коэффициент к заработной плате на территории Пермского края установлен в размере — 1,15, за исключением Гайнского, Красновишерского и Чердынского района Пермского края, где районный коэффициент установлен — 1,20.

Верховный суд о «северной» надбавке и МРОТ

Автор: Л. В. Куревина

Какие выплаты включает в себя заработная плата? Что такое МРОТ? Какие дополнительные выплаты полагаются работникам Крайнего Севера? Включаются ли надбавки и компенсации за работу в районах Крайнего Севера в МРОТ? Какая практика складывалась по этому вопросу до конца 2016 года? Что говорит о включении «северных» надбавок в МРОТ Верховный суд в последних своих решениях и на чем основывается?

Споры о том, включаются ли «северные» надбавки в минимальный размер оплаты труда (МРОТ), велись еще несколько лет назад. Казалось, точку в таких спорах поставил Верховный суд, обобщив судебную практику за 2010 – 2012 годы и утвердив Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях[1] (далее – Обзор), которым стали руководствоваться и суды, и работодатели. Однако не очень давно Верховный суд занял по этому вопросу совершенно противоположную позицию. Как учитывать «северную» надбавку согласно последнему постановлению ВС РФ – расскажем в статье.

О МРОТ и заработной плате.

Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно по всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная зарплата лица, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением может быть установлен размер минимальной заработной платы для работников региона, за исключением сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В настоящее время федеральный МРОТ составляет 7 500 руб.

Чтобы понять, как применяется МРОТ при установлении заработной платы, вспомним, что она собой представляет.

Региональный МРОТ не может быть ниже федерального минимума, если только работодатель не отказался присоединиться к региональному соглашению.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ зарплата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В той же ст. 129 определены понятия тарифной ставки, оклада и базового оклада.

Тарифная ставка – фиксированный размер платы за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка зарплаты – минимальный оклад (должностной оклад), ставка зарплаты работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В Письме Минздравсоцразвития РФ от 09.07.2010 № 22-1-2194 было сказано, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже МРОТ. При этом допускается установление тарифной ставки, оклада (должностного оклада) ниже данного размера.

Таким образом, по общему правилу заработная плата, включающая в себя все выплаты и надбавки, не должна быть меньше МРОТ.

До сентября 2007 года согласно ст. 129 ТК РФ в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

О надбавках для работников Крайнего Севера.

В силу ч. 2 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах, соответствующих положениям трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ст. 315 – 317 ТК РФ и ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1) для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время применяются районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего СССР или органами государственной власти Российской Федерации.

При этом органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право устанавливать более высокие размеры коэффициентов и надбавок. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, вводимого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ч. 2 ст. 316, ст. 317 ТК РФ, ст. 10 Закона № 4520-1).

Судебная практика до 2016 года.

В отличие от остальных выплат и доплат, включаемых в заработную плату, надбавки и коэффициенты для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях за труд в особых климатических условиях не вписывались в общие правила из-за ст. 146 и 148 ТК РФ и вызывали множество споров.

И совсем недавно на практике суды удовлетворяли исковые требования работников о взыскании зарплаты с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок в тех случаях, когда коэффициенты и надбавки включались в МРОТ.

Выводы судов: исходя из ст. 315, 316 и 317 ТК РФ работникам, осуществляющим трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирована выплата не только МРОТ, но и повышенного размера оплаты труда согласно ст. 146 ТК РФ, который обеспечивается применением районного коэффициента и выплатой процентной надбавки. Поэтому заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего она увеличивается на районный коэффициент и надбавку за стаж работы в северных регионах.

В то же время районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются к МРОТ, установленному в субъекте РФ, если зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления районного коэффициента и процентной надбавки на размер минимального размера оплаты труда, превышает размер минимальной заработной платы в субъекте РФ.

Верховный суд, утверждая Обзор, пришел к выводу, что данная судебная практика является правильной.

Позиция Верховного суда в 2016 году.

Итак, 19.09.2016 Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ вынесла Определение № 51-КГ16-10, отказав работникам в получении зарплаты не ниже МРОТ с начислением на нее районного коэффициента.

Суть дела. Прокурор в интересах нескольких работников обратился в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения о признании права на получение заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда с начислением на нее районного коэффициента, о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что начисление зарплаты названным работникам производится без учета положений ст. 146, 148 ТК РФ, поскольку в 2015 году размер их ежемесячной зарплаты без учета районного коэффициента составил менее МРОТ, установленного федеральным законом.

По мнению прокурора, работодатель нарушил право истцов на вознаграждение за труд, поскольку, по смыслу норм ст. 146 и 148 ТК РФ, сам факт работы в особых условиях является самостоятельным основанием для установления повышенной оплаты труда и в силу ст. 135 ТК РФ осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Позиция суда. Решением суда первой инстанции и судебной коллегии апелляционной инстанции требования прокурора были удовлетворены. Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда посчитала, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

По делу было вынесено новое решение – в удовлетворении иска прокурору отказать. Представители Верховного суда указали, что положениями действующего трудового законодательства не преду­смотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы не может быть ниже МРОТ.

Верховный суд обратил внимание на следующее. Основное назначение МРОТ в системе действующего правового регулирования – обеспечение месячного дохода лица, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей зарплаты работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а минимальный размер оплаты труда в субъекте РФ не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом.

В рассматриваемом случае зарплаты истцов с учетом районных коэффициентов (25 %) были больше МРОТ, следовательно, требования трудового законодательства были соблюдены. Кроме этого, в зарплату включались надбавки за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и процентная надбавка за непрерывный стаж работы. В итоге размер ежемесячной зарплаты соответствовал требованиям ст. 129 и 133 ТК РФ.

Таким образом, действия работодателя не противоречили нормам ст. 146 и 148 ТК РФ и права сотрудников нарушены не были.

Ознакомившись с данным определением Верховного суда, отметим: несмотря на буквальное толкование ст. 129 ТК РФ, судьи напрасно не учли нормы ст. 315, 316 ТК РФ и ст. 11 Закона № 4520-1, где сказано, в частности, что процентная надбавка выплачивается к заработной плате.

Резюме

Итак, на сегодняшний момент мы имеем, с одной стороны, обширную судебную практику и изложенную в Обзоре позицию верховных судей, согласно которой «северные» надбавки должны быть начислены сверх МРОТ, а с другой стороны – определение ВС РФ от сентября 2016 года, в котором судьи высказали противоположное мнение.

При этом в удовлетворении требования работников образования Крайнего Севера о выплате им районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы свыше МРОТ Верховный суд уже отказывал – в августе 2016 года, хотя суды первой и апелляционной инстанции эти требования удовлетворили (см. Определение ВС РФ от 08.08.2016 № 72-КГ16-4).

Можно сделать вывод, что практика рассмотрения подобных дел кардинально поменялась. Это уже вызывает недовольство – массу обращений в профсоюзы со стороны работников Крайнего Севера и приравненных к нему областей. Такая обстановка, например, складывается с сентября в Карелии, где в некоторых учреждениях сотрудников начали уведомлять об уменьшении заработной платы.

Многие профсоюзы предлагают вернуть в Трудовой кодекс ч. 2 ст. 129, гарантирующую работникам оплату труда в виде ставки и оклада не ниже МРОТ без компенсационных и стимулирующих выплат. Пока изменений в Трудовом кодексе не произойдет, суды, скорее всего, будут отказывать работникам в требованиях о начислении «северных» надбавок сверх МРОТ.

Тем не менее, не исключено, что и данная позиция изменится. Это покажет время.

[1] Утвержден Президиумом ВС РФ 26.02.2014.

Применение районного коэффициента и процентной надбавки к зарплате (Соболева Е.)

Дата размещения статьи: 30.05.2015

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагается повышенная оплата труда. Она выплачивается с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок, размер и порядок применения которых устанавливаются Правительством РФ (ст. ст. 315 — 317 ТК РФ). В статье ответим на часто задаваемые вопросы, связанные с применением указанных коэффициентов и надбавок.

Вопрос: Какими документами необходимо руководствоваться при применении районного коэффициента и процентной надбавки?

В настоящее время никаких соответствующих постановлений Правительства РФ не принято. Однако ст. 423 ТК РФ предусмотрено, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие Трудовому кодексу законы и иные правовые акты РФ, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР применяются, если они не противоречат Трудовому кодексу. Таким образом, при отнесении районов к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также при установлении районных коэффициентов и процентных надбавок необходимо руководствоваться:
— Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029»;
— Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;
— Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;
— Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»;
— Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (далее — Инструкция N 2);
— Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 3 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255» (далее — Инструкция N 3).
Помимо этих документов рекомендуем также руководствоваться Разъяснением Минтруда России от 11.09.1995 N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденным Постановлением Минтруда России от 11.09.1995 N 49 (далее — Разъяснение N 3).
Кроме того, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований соответственно устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, определяемый входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями (ст. ст. 316, 317 ТК РФ).

Вопрос: Необходимо ли начислять районный коэффициент и процентную надбавку сотруднику, работающему в обособленном подразделении учреждения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местности, если головное учреждение находится в местности, не относящейся к указанным?

Согласно ст. 57 ТК РФ в случае расположения организации и ее обособленного (структурного) подразделения в разных местностях место работы сотрудника определяется применительно к данному подразделению. При этом на основании ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ при расчете заработной платы должны учитываться районный коэффициент и процентная надбавка, установленные к заработной плате в районе или местности по месту выполнения работы.
Таким образом, из положений Трудового кодекса следует, что независимо от места нахождения организации оплата труда работников ее обособленного (структурного) подразделения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, производится с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Данные выводы сделал Президиум ВС РФ 26.02.2014 в своем Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с оплатой труда, а также с предоставлением гарантий и компенсаций работникам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее — Обзор Президиума ВС РФ 26.02.2014).

Вопрос: На какие выплаты необходимо начислять районный коэффициент и процентную надбавку?

Согласно Разъяснению N 3 районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника, в который включаются (ст. 129 ТК РФ):
— заработная плата, начисленная работнику по должностному окладу за отработанное им время;
— надбавки и доплаты к должностным окладам. К ним относятся надбавки за классность, звание по профессии, непрерывный стаж, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, выполнение особо важных работ, а также надбавки должностным лицами гражданам, допущенным к государственной тайне, и т.д.;
— компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. Это, например, доплаты при работе в ночное время, многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей);
— премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании учреждения (вознаграждение по итогам работы за год, вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности руководителей государственных предприятий и др.);
— другие выплаты, установленные системой оплаты труда в учреждении.
Аналогичные выводы сделаны в Письме Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 169-13.

Вопрос: Необходимо ли начислять районный коэффициент и процентную надбавку на средний заработок при направлении сотрудника в командировку в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности, если основное место его работы не относится к указанным районам и местностям?

Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении в служебную командировку сотруднику гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. В соответствии с п. 4 Инструкции N 2 работникам, направленным в служебные командировки и временно на период проведения полевых работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с предприятий, расположенных в других районах страны, льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 N 1908-VII, не предоставляются.
Таким образом, при направлении сотрудника в служебную командировку необходимо помнить, что районный коэффициент не начисляется на средний заработок, выплачиваемый работнику за период нахождения в служебной командировке.

Вопрос: Необходимо ли начислять районный коэффициент и процентную надбавку на выплаты, носящие разовый характер и не связанные с результатами трудовой деятельности сотрудника?

Согласно п. 19 Инструкции N 2 и п. 7 Инструкции N 3 районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на выплаты, носящие разовый характер. К ним относятся материальная помощь к отпуску, в связи с рождением ребенка, вступлением в брак, стихийным бедствием, премии, не связанные с результатами трудовой деятельности сотрудника, например премии к юбилейным датам, к праздникам и т.д.

Вопрос: Необходимо ли начислять районный коэффициент и процентную надбавку сотрудникам-совместителям?

Согласно ст. 285 ТК РФ лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Вопрос: Необходимо ли начислять районный коэффициент и процентную надбавку на МРОТ?

Согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за данный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ. Кроме того, согласно ст. ст. 315 — 317 ТК РФ работа в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, связана с неблагоприятными факторами, в связи с этим такая работа должна быть компенсирована специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Таким образом, сотруднику, осуществляющему трудовую деятельность в особых климатических условиях, гарантирован не только МРОТ, но и повышенный размер оплаты труда, который обеспечивается применением районного коэффициента и процентной надбавки. Это значит, что заработная плата должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в северных регионах.
Однако согласно ст. 133.1 ТК РФ предусмотрено, что в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в данном субъекте РФ. При этом он не может быть ниже МРОТ, определенного федеральным законом. Соответственно, если минимальный размер заработной платы, установленный в субъекте РФ, с учетом всех компенсационных выплат и доплат окажется меньше предусмотренного федеральным законом размера (с учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки), региональное соглашение не может быть применено.
Такие разъяснения представлены в Обзоре Президиума ВС РФ 26.02.2014.

Вопрос: Как правильно рассчитывается процентная надбавка?

Вначале отметим, что для расчета процентной надбавки необходимо руководствоваться Инструкциями N N 2 и 3. Она зависит от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итак, надбавка устанавливается в следующих размерах (п. 16 Инструкции N 2, п. 6 Инструкции N 3):
— в районах Крайнего Севера — в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка;
— в остальных районах Крайнего Севера — 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60%-ной надбавки — 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка;
— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка;
— молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60%-ной надбавки — на 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством;
— в Архангельской области, Республике Карелия, Республике Коми, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Республике Бурятия, Республике Тува и Читинской области — в размере 10% по истечении первого года работы, с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% заработка.
Приведем пример расчета процентной надбавки.

Пример 1. Стаж работника в районах Крайнего Севера составляет 4 г. 3 мес. Рассчитаем процентную надбавку данного сотрудника.
Согласно пп. «а» п. 16 Инструкции N 2 процентная надбавка устанавливается в размере 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка. Таким образом, в нашем примере сотруднику за четыре полных года положена надбавка в размере 80%.

Вопрос: Как рассчитывается процентная надбавка, если сотрудник переезжает из одного района Крайнего Севера в другой северный район, из северного района — в район Крайнего Севера?

В этом случае пересчет процентной надбавки производится пропорционально времени, отработанному в соответствующем районе. Порядок пересчета предусмотрен правилами, установленными в п. п. 10 и 11 Инструкции N 3, п. 20 Инструкции N 2 и п. 2 Разъяснения N 3:
1. В случаях перехода из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к ним, размер надбавок устанавливается из расчета одной 10%-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера.
Приведем пример расчета процентной надбавки.

Пример 2. Стаж работника в районах Крайнего Севера составляет 4 г. 3 мес. Этот сотрудник переехал работать в местность, приравненную к районам Крайнего Севера. Рассчитаем процентную надбавку после переезда.
Работая в районах Крайнего Севера 4 г. 3 мес., данный работник получал процентную надбавку в размере 80% к заработной плате, при переходе на работу в местности, приравненный к районам Крайнего Севера, ему положена процентная надбавка в размере 43%. Это следует из следующего расчета:
— за полные 4 г. — 40%;
— за 3 мес. (3 мес. / 12 мес. x 10%) — 2,5%. При этом дробные доли процента от 0,5 и более округляются до целой единицы (до одного процента).
Отметим, что очередная надбавка к заработной плате должна начисляться в размере до 50% в сроки, установленные для местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

2. В случаях перехода из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера суммы надбавок (в процентном исчислении), выслуженных за полные годы работы, сохраняются в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная надбавка пропорционально количеству месяцев.
Приведем пример расчета процентной надбавки.

Пример 3. Стаж работника в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 4 г. 7 мес. Этот сотрудник переехал на работу в район Крайнего Севера. Рассчитаем процентную надбавку.
Из условий примера следует, что при переходе в районы Крайнего Севера за ним сохраняются надбавки 40% за 4 г. работы, а за 7 мес. дополнительно начисляется 5,8% (7 мес. / 12 мес. x 10%). При этом дробные доли процента от 0,5 и более округляются до целой единицы (до одного процента). Таким образом, за ним сохраняется надбавка в размере 46%.
Отметим, что начисление следующей очередной процентной надбавки должно производиться в общем порядке через шесть месяцев с момента перехода работника в учреждение, расположенное в районе Крайнего Севера, в размере, установленном для этого района.

3. В случае перехода работника из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера, ранее перешедшего в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования надбавок, выслуженных им в каждом из этих районов. Общий размер надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела.
Процент надбавок работникам, переходящим из районов, в которых максимальный размер надбавок составляет 100%, в другие районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и обратно, определяется в соответствии с изложенным выше порядком перерасчета надбавок.
4. При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, из учреждений, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка.
Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода на предприятие, расположенное в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода на предприятие, расположенное в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В заключение еще раз обратим ваше внимание на то, что при начислении районного коэффициента и процентной надбавки необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами бывшего СССР в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Кроме того, нужно помнить, что указанные надбавки начисляются на заработную плату сотрудника, которая состоит из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат. При этом районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на выплаты, носящие разовый характер, и премии, не связанные с трудовой деятельностью сотрудника. При начислении процентной надбавки необходимо учитывать стаж работника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Смотрите так же:

  • Ст31 коап Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания СТ 31.9 КоАП РФ 1. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение […]
  • Статья 232 ук рф срок Статья 232. Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 381-ФЗ […]
  • 316 ст уголовный кодекс Статья 316. Укрывательство преступлений Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати […]
  • Договор купли-продажи автомобиля 2018 по доверенности ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЯ - ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВАпроект, образец, форма, бланк, шаблон, примерпростая письменная форма сделки (без нотариуса) 2018 год ДОГОВОР купли-продажи автомобиля Россия, город Ростов-на-Дону, двадцать третье января две […]
  • Попал в дтп я виновен что делать Попал в дтп я виновен что делать Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Что делать, если попал в ДТП — порядок действий по ОСАГО в 2018 году Дорожно-транспортное […]